Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Вопросы литературы  / №5 2013

«Дневник писателя» Достоевского. Публицистика или новый жанр (66,00 руб.)

0   0
АвторыПРОХОРОВ Г.
Страниц15
ID236487
Аннотация.
«Дневник писателя» Достоевского. Публицистика или новый жанр / Г. ПРОХОРОВ // Вопросы литературы .— 2013 .— №5 .— URL: https://rucont.ru/efd/236487 (дата обращения: 20.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика жанра Георгий ПРОХОРОВ «ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ» ДОСТОЕВСКОГО: ПУБЛИЦИСТИКА ИЛИ НОВЫЙ ЖАНР? <...> подступался не раз — произведение побывало редактор ской колонкой в журналегазете «Гражданин» (1873), ре гулярным независимым моножурналом (1876—1877), альманахом (1880) и снова регулярным независимым мо ножурналом (1881), выпуск которого оборвался со смер тью Достоевского1 . <...> ведут речь о разных произведениях под общим заглавием: «“Дневник писателя” 1873 г. и “Дневник писателя” 1876—1877 гг.— произведения разной формы и разных задач, это два различных произведения. <...> 82 , хотя и отлитое в крайне необычную для публици стики форму: «Содержание “Дневника” публицистическое, но как далеко оно от того, что у нас называется публицисти кою! <...> »3 текущих политических, социальных, экономических собы тиях2 Произведение это обладает двойственной природой: вместе публицистической и художественной. <...> »4 Впрочем, научная рецепция «Дневника писателя» сви детельствует, что ответом на двойственность произведения стало разделение составляющих его материалов на «худо жественные» и «публицистические», причем внутренний разрыв постулируется как ранней достоевистикой 1910— 1930х годов5 , так и достоеведением 1960—1970х годов и более позднего времени: «.если раньше после “скучных” profession de foi прибавлялся удивительный рассказ “Му жик Марей”, то теперь он [Достоевский] не затрудняет се бя подобными “тонкостями” и заполняет сплошь десятки страниц политическими комментариями, прямыми profes sion de foi и бесконечными пророчествами»6 . <...> Получается, будто под одним заглавием не только со существуют четыре разных произведения (1873, 1876— Ср. <...> : «Достоевский начинает не стесняемый ничьею хозяйской рукой беседовать с русским обществом» (Соловьев Вс. <...> «Дневник писателя» — всецело художественный и одновременно всецело публицистический — демонстри рует, как Писателю открывается полнота факта, недоступ ная чистой публицистике <...>