Л.А. Морщихина ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» Л.А. Морщихина ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Материалы к учебному курсу Архангельск Поморский университет 2010 2 Печатается по решению Автор: Л.А. Морщихина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПГУ имени М.В. Ломоносова Рецензенты: В.А. Евсеев, кандидат философских наук, доцент кафедры философии «ГОУ ВПО Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; О.В. Поспелова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии «ГОУ ВПО Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; И.В. Платонова зав. отделом Научной библиотеки Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. <...> © Поморский университет, 2010 3 Пояснительная записка В соответствии с концепцией модернизации российского образования перед учебными заведениями стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в большом потоке информации, используя ее себе во благо; подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. <...> Информационные ресурсы библиотек», «Оформление результатов учебной и научной работы». <...> 4 Важную роль играют практические занятия, в ходе которых студенты приобретают навыки работы с электронными ресурсами, изучают библиографические описания различных произведений печати, получают навыки составления аннотаций и рефератов. <...> Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса обучающиеся должны: иметь представление об информации как источнике знания, об информатизации общества; о принципах организации информационных массивов, об основных источниках информации; уметь корректно формулировать свои информационные запросы, вести результативный поиск информации; обрабатывать и использовать информацию <...>
Информационная_культура_личности.pdf
Л.А. Морщихина
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТИ
Стр.1
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова»
Л.А. Морщихина
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Материалы к учебному курсу
Архангельск
Поморский университет
2010
2
Стр.2
Печатается по решению
Автор:
Л.А. Морщихина, кандидат философских наук,
доцент кафедры философии ПГУ
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: В.А. Евсеев, кандидат философских наук, доцент кафедры
философии «ГОУ ВПО Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова»;
О.В. Поспелова, кандидат философских наук, доцент
кафедры философии «ГОУ ВПО Поморский
государственный университет имени М.В. Ломоносова»;
И.В. Платонова зав. отделом Научной библиотеки
Поморского государственного университета имени
М.В. Ломоносова.
Учебно-методические
рекомендации содержат
материалы
информационного и справочного характера для организации работы по курсу
«Информационная культура». Рекомендации предназначены для обучающихся
по всем специальностям университета, могут быть полезны преподавателям,
аспирантам и докторантам.
© Поморский университет, 2010
3
Стр.3
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования
перед учебными заведениями стоит важная задача – научить молодого
гражданина ориентироваться в большом потоке информации, используя ее себе
во благо; подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного
общества.
Важнейшей составляющей частью системы образования является
интегрированный курс «Информационная культура личности». Он вводит
обучающихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно
выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей,
имеющих общеобразовательное и практическое значение.
Цель курса
Вооружить обучаемых знаниями, умениями и навыками
информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной
познавательной деятельности. Результатом изучения этого курса будет являться
овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска
информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным
(электронным) способом; освоение формализованными методами аналитикосинтетической
переработки информации; овладение традиционной и
компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей
самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи курса
Освоение студентами рациональных приемов и способов
самостоятельного поиска информации в соответствии со своими интересами,
потребностями, возникающими в ходе обучения задачами.
Овладение методикой обработки информации.
Изучение и практическое использование технологии подготовки и
оформления результатов учебной и научно-исследовательской работы.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина включает в себя три теоретические лекции (4 часа), пять
практических занятий (10 часов).
В структуре курса «Основы информационной культуры» выделяются 3
основных раздела: «Информация и информационный сервис», «Библиотека в
системе культуры. Информационные ресурсы библиотек», «Оформление
результатов учебной и научной работы». Включение именно этих разделов в
состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют
системное, целостное представление об информационной культуре, дают
учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования
информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах.
4
Стр.4
Важную роль играют практические занятия, в ходе которых студенты
приобретают навыки работы с электронными ресурсами, изучают
библиографические описания различных произведений печати, получают
навыки составления аннотаций и рефератов.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса обучающиеся должны:
иметь представление об информации как источнике знания, об
информатизации общества; о принципах организации
информационных массивов, об основных источниках информации;
уметь корректно формулировать свои информационные запросы, вести
результативный поиск информации; обрабатывать и использовать
информацию в соответствии с учебными и познавательными задачами;
использовать современные информационные технологии;
иметь представление о библиотеке университета, ее справочном
аппарате, об основах библиографии;
знать методику поиска информации, иметь навыки самостоятельной
работы с информационными и библиографическими источниками по
конкретной тематике;
уметь использовать справочно-информационный фонд библиотеки,
справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, как
традиционные, так и электронные);
уметь выявлять нужные информационные и библиографические
источники и пользоваться ими;
уметь правильно структурировать и оформлять аттестационные
работы;
уметь составлять библиографические списки к рефератам, докладам,
курсовым и дипломным работам, использовать при составлении
библиографических списков ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая
запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила
составления», владеть приемами организации и ведения личных
библиографических картотек или баз данных.
5
Стр.5