ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Учебное пособие Оренбург 2013 2 УДК 316.7 (075) ББК 60.56я73 Ж42 Авторы: доктор педагогических наук, профессор С. Н. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент М.А.Валеева кандидат педагогических наук, доцент Ю. П. Яблонских Рецензенты: Сальцева С.В., доктор педагогических наук, профессор Пак Л.Г., доктор педагогических наук, профессор Жданова С.Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. <...> Информационная культура социального педагога: учебное пособие для бакалавров / под ред. <...> Учебное пособие восполняет дефицит в учебно-методическом обеспечении подготовки бакалавра социальной педагогики и психологии как нового специалиста информационного сообщества. <...> Раскрываются теоретические основы формирования информационной культуры: понятие, структура и содержание информационной культуры социального педагога; теория инфосоциализации личности; новые виды социально-информационных девиаций учащихся, социальнопедагогический подход к профилактике Интернет-зависимости детей и подростков, роль социального педагога в организации системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях усиления социально-информационных рисков. <...> Информационная культура социального педагога как субъекта процесса информатизации образования. <...> Информатизация образования как фактор формирования информационной культуры личности…………………………………15 1.3. <...> Формирование информационной картины мира как педагогическое условие инфосоциализации учащегося………. <...> Компьютерная зависимость личности как социально – педагогическая проблема……………………………………………. <...> Роль социального педагога в осуществлении психолого– педагогической поддержки учащихся в ходе инфосоциализации личности………………………………………………………………. <...> Освоение норм информационной этики как профилактика правонарушений в Интернете………………………………………. <...> 189 5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность разработки <...>
ИНФОРМАЦИОННАЯ_КУЛЬТУРА_СОЦИАЛЬНОГО_ПЕДАГОГА.pdf
2
УДК 316.7 (075)
ББК 60.56я73
Ж42
Авторы: доктор педагогических наук, профессор С. Н. Жданова,
кандидат педагогических наук, доцент М.А.Валеева
кандидат педагогических наук, доцент Ю. П. Яблонских
Рецензенты:
Сальцева С.В., доктор педагогических наук, профессор
Пак Л.Г.., доктор педагогических наук, профессор
Жданова С.Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. Информационная
культура социального педагога: учебное пособие для бакалавров / под
ред. С.Н.Ждановой – Оренбург: ОренПечать, 2013. – 192с.
Учебное пособие восполняет дефицит в учебно-методическом
обеспечении подготовки бакалавра социальной педагогики и психологии
как нового специалиста информационного сообщества. Раскрываются
теоретические основы формирования информационной культуры:
понятие, структура и содержание информационной культуры
социального педагога; теория инфосоциализации личности; новые виды
социально-информационных девиаций
учащихся,
социальнопедагогический
подход к профилактике Интернет-зависимости детей и
подростков, роль социального педагога в организации системы
психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях усиления
социально-информационных рисков.
Адресовано бакалаврам, обучающимся по направлению
подготовки «050400.62 Психолого-педагогическое образование»,
преподавателям вузов, слушателям системы повышения квалификации
педагогических кадров, теоретикам и практикам сферы социальной
работы, магистрантам, аспирантам и широкому кругу исследователей,
изучающих феномен Интернета.
ISBN 978-5-9905246-3-7
УДК 316.7 (075)
ББК 60. 56я73
© Жданова С. Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. 2013
©Орен– Печать, 2013
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..5
Глава 1. Информационная культура социального педагога как
субъекта процесса информатизации образования.….....................10
1.1. Понятие информационной культуры социального педагога..........10
1.2. Информатизация образования как фактор формирования
информационной культуры личности…………………………………15
1.3. Информационный и компетентностный подходы к формированию
информационной культуры личности…………………………………20
1.4. Социально – педагогический подход к формированию
информационной компетентности учащихся…………………………30
Вопросы и задания для самопроверки……………………………..32
Глава 2. Информационная социализация учащегося в
образовательном пространстве……………………………………...34
2.1 Теория инфосоциализации личности…………………………………34
2.2. Формирование информационной картины мира как педагогическое
условие инфосоциализации учащегося……….………………………39
2.3. Интернет как фактор инфосоциализации детей и подростков группы
риска……………………………………………………………………..57
2.4. Проблемы и риски инфосоциализации детей и молодежи………...59
Вопросы и задания для самопроверки…………………………….63
Глава 3. Компьютерная зависимость личности как социально –
педагогическая проблема…………………………………………….65
3.1. Компьютерная зависимость: сущность и причины…………………65
3.2. Изучение Интернет-зависимости детей и молодежи…………….....82
3.3. Субкультурные предпосылки социально-информационных девиаций
подростков и молодежи………………………………………………..86
3.4. Влияние компьютерных игр на подростков…………………..……100
Вопросы и задания для самопроверки……………………………107
Стр.3
4
Глава 4. Роль социального педагога в осуществлении психолого–
педагогической поддержки учащихся в ходе инфосоциализации
личности……………………………………………………………….109
4.1. Организация диагностики компьютерной зависимости учащихся.109
4.2 Профилактика геймерства подростков и молодежи……………….120
4.3. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа в
центрах социальной помощи семье и УДО…………………………127
4.4.Освоение норм информационной этики как профилактика
правонарушений в Интернете………………………………………...135
4.5. Методы включения детей и подростков в социально значимую
информационно - проектную деятельность…………………………147
4.6. Проектирование системы информационной и социальнопедагогической
поддержки учащихся в учреждении………………154
Вопросы и задания для самопроверки……………………………158
Рекомендуемая литература…………………………………………….160
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….169
1. Содержание разделов дисциплины «Информационная культура
социального педагога»………………………………………………...169
2. Планы семинарских и практических занятий………………………...170
3. Содержание и виды самостоятельной работы студента……………..172
4. Тематика и критерии оценки эссе……………………………………..178
5. Тематика и критерии оценки рефератов……………………………...181
6. Виды и формы отработки пропущенных занятий…………………....185
7. Перечень вопросов к дифференцированному зачету………………..187
8. Требования к проведению коллоквиума…………………………….189
Стр.4