Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Русский язык в национальной школе

Русский язык в национальной школе №3 2012 (176,00 руб.)

0   0
Страниц64
ID229853
АннотацияМетодические и дидактические материалы, помогающие детям национальных регионов России и беженцам из СНГ изучать русский язык.
Русский язык в национальной школе .— 2012 .— №3 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229853 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№3 2012 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научнометодический журнал Главный редактор Заместитель главного редактора Редакция: Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Юрий Давлятшин, вёрстка Елена Дуденко, корректор Адрес: 111675, Москва, ул. <...> 93155-37, 5247263 Е  m a i l : sobr2007@mail.ru Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Тамара Донская, Людмила Трубина, Раиса Хайруллина, Резеда Мухаметшина, Редакционная коллегия: Ольга Александрова, Татьяна Кудрявцева, Дмитрий Насилов, Лариса Савельева, Рамазан Сабаткоев, Елизавета Хамраева, Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова, кандидат педагогических наук декан факультета повышения квалификации работников образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государственного педагогического университета им. <...> Акмуллы, доктор фило логических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан декан факультета филологического образования Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета, доктор педагогических наук, профессор заведующая сектором филологического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук заведующая лабораторией русского языка как государственного ИСМО РАО, кандидат педагогических наук профессор кафедры тюркологии МГУ им. <...> МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник ИСМО РАО, кандидат педагогических наук ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук К В Содержание Ольга Александрова 3 К юбилею Меджи Валентиновны Черкезовой <...> 6 Со словами благодарности Теория и практика <...>
Русский_язык_в_национальной_школе_№3_2012.pdf
№ 3 2012 Редакция: Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Юрий Давлятшин, вёрстка Елена Дуденко, корректор РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научнометодический журнал Главный редактор Заместитель главного редактора Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Тамара Донская, Людмила Трубина, Раиса Хайруллина, Резеда Мухаметшина, Редакционная коллегия: Ольга Александрова, Татьяна Кудрявцева, Дмитрий Насилов, Лариса Савельева, Рамазан Сабаткоев, Адрес: 111675, Москва, ул. Святоозёрская, 16–169. Издательство «Современное образование» Тел.: (495) 93155-37, 5247263 Еmail: sobr2007@mail.ru Елизавета Хамраева, Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова, кандидат педагогических наук декан факультета повышения квалификации работников образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор проректор по учебнометодической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор проректор Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы, доктор фило логических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан декан факультета филологического образования Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета, доктор педагогических наук, профессор заведующая сектором филологического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук заведующая лабораторией русского языка как государственного ИСМО РАО, кандидат педагогических наук профессор кафедры тюркологии МГУ им. Ломоносова, доктор филологических наук заведующая кафедрой начального языкового образования Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, доцент заведующий кафедрой Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ, заведующая редакцией национальной литературы издательства «Дрофа», доктор педагогических наук профессор кафедры русской литературы и журналистики XX—XXI вв. МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник ИСМО РАО, кандидат педагогических наук ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук
Стр.1
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 3`2012 Содержание Ольга Александрова М. Ганженко Татьяна Кудрявцева Надежда Карашева Гарун Буржунов, Зарема Буржунова Раиса Арзуманова Мина Шхапацева Альфия Галимуллина Байрта Кегельтиева 3 6 К юбилею Меджи Валентиновны Черкезовой Со словами благодарности ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 8 Интеграция детей мигрантов в новую социокультурную среду в процессе обучения русскому языку 13 Межкультурный компонент содержания обучения русскому (неродному) языку на начальном этапе 18 О коммуникативном учебнике русского языка для национальной школы 23 К вопросу формирования ценностных ориентаций у старшеклассников на занятиях русского языка 27 Совершенствование обучения русскому языку в национальной (адыгейской) школе как лингвометодическая проблема 32 Формирование понятия о классицизме у девятиклассников при изучении лирики Г.Р. Державина 41 Языковые средства как способ достижения особой выразительности в «Степной повести» Владимира Богатыр¸ва В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ УЧИТЕЛЯ Альбина Султанова 2 Татьяна Чанкова, Надежда Мамышева Любовь Пазова Людмила Тлюстен 45 Ориентировочное планирование по русскому языку для VII класса. На основе УМК «Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения» под ред. Е.А. Быстровой. I четверть 48 Уроки русского языка в 5-ом классе национальной школы по УМК под редакцией профессора Е.А. Быстровой 52 Обучение учащихся национальной начальной школы многозначным словам 57 Роль словарей в предупреждении орфографических ошибок у учащихся начальной адыгейской школы КНИЖНАЯ ПОЛКА Зубаржат Боранбаева 61 Гармонический союз науки о литературе и методики преподавания. О монографии А.Ф. Галимуллиной «Проблемы изучения русской литературы XVIII века и е¸ традиций в педагогическом вузе» © Современное образование К В
Стр.2
К юбилею Меджи Валентиновны Черкезовой права, празднует своё 75-летие большой учёный, специалист в области методики преподавания литературы в национальной школе Меджи Валентиновна Черкезова. Это имя известно во многих регионах нашей многонациональной страны, ибо литературное образование в национальной школе неразрывно связано с трудами в области методики профессора Черкезова. В Любовь к литературе привела юную Меджи в Тбилисский государственный университет. В 1961 году после окончания вуза Меджи Валентиновна ряд лет преподавала русский язык и литературу в одной из Тбилисских школ, а затем на подготовительных курсах Московского института химического машиностроения. Тяга к исследованию, неуёмная любознательность проложили путь молодой учительнице в науку. В 1970 г. она пришла во вновь созданный в рамках АПН СССР НИИ преподавания русского языка в национальной школе, возглавляемый академиком Н.М. Шанским. Он увлёк Черкезову проблемой лингвистического, а потом октябре, когда земля покрывается первыми опавшими листьями и «золотая осень» входит в свои и филологического анализа художественного текста, с глубокого изучения которых и началась работа будущего профессора и доктора наук в названном институте. Филолог по базовому образованию, Черкезова в то время не очень увлекалась проблемой преподавания литературы в национальной школе. Однако, втянувшись в неё, Меджи Валентиновна поняла, насколько важна и интересна эта область методики преподавания русской литературы. С присущим ей энтузиазмом взялась Черкезова за разработку новой проблемы. Вскоре ею был обоснован новый, специфический именно для методики преподавания в национальной школе принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в преподавании русской литературы в национальной школе. Опираясь на идеи известного киргизского методиста Л.А. Шеймана, углубляя и развивая их, Черкезова пришла к выводу, что при изучении русской литературы нерусскими учащимися важно учитывать не только национальное своеобразие инокультурной аудитории, но и национальное своеобразие самой русской литературы и опираться на то общее, что объединяет обе литературы. В НИИ ПРЯНШ (ныне Центр филологического образования ИСМОРАО) Меджи Валентиновна прошла путь старшего научного сотрудника, учёного секретаря, заведующего лабораторией. Здесь она защитила кандидатскую, а позже и докторскую диссертации. Рассматривая литературу как наиболее репрезентативную часть русской культуры, Черкезова обосновала необходимость культуроведческого подхода к изучению русской литературы в национальной школе. Продолжая исследо3 3`2012 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Стр.3