Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Психология и педагогика спортивной деятельности

Психология и педагогика спортивной деятельности №2 (17) 2009 (52,00 руб.)

0   0
Страниц100
ID229784
АннотацияНаучно-методический журнал "Спортивный психолог" издается в целях всемерного развития Олимпийского движения, совершенствования форм и средств психологического обеспечения спортивной подготовки, совершенствования образовательных программ по физической культуре. Основан в 2003г. Включен в Перечень ВАК
Психология и педагогика спортивной деятельности : Научно-практический журнал .— Москва : Продюсерский Центр Вертикаль-ТВ .— 2009 .— №2 (17) .— 100 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/229784 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-21123 от 19,05.05 2009/№2(17) Состав редакции журнала «Спортивный психолог» Журнал осуществляет свою деятельность под патронажем ректора Российского государственного Университета физической культуры, спорта и туризма, заведующего кафедрой «Теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности», доктора педагогических наук, профессора Александра Николаевича Блеера Учредители журнала: Российский Государственный Университет физической культуры спорта и туризма Ассоциация спортивных психологов РФ Главный редактор: Непопалов Владимир Николаевич — кандидат психологических наук, профессор РГУФКСиТ, член-корреспондент Международной академии психологических наук. <...> Погорелов Дмитрий Юрьевич — к.пс.н., Президент Федерации спортивной акробатики РФ. <...> №2(17)/2009 оглавление ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Неверкович С. Д. - член-корр. <...> – Гос. университет природы, общества, человека «Дубна» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ . <...> НУФС, Украина Брынзак С.С. - аспирант, НУФС, Украина РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СПОРТСМЕНОВ В КОМАНДАХ . <...> . . . . . . . . . . . . 19 Андрей Колосов - к. пс. н., с. н. с., ГНИИФКС Украина ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПОРТСМЕНА. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ И ПОДГОТОВКИ Дементьев В. Л. – д. п. н., профессор, РГУФКСиТ Сизяев С. В. – к. п. н., тренер-преподаватель по УШУ клуба «Шелковый путь» ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА-ЕДИНОБОРЦА . <...> . . . 29 Бабушкин Г.Д. – д.п.н., профессор, СибГУФК Шумилин А.П. - к.п.н., доцент, Красноярск Чикуров А.И. - к.п.н., Красноярск МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ . <...> Г. Сковороды» ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ <...>
Спортивный_психолог_№2_2009.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.93
Стр.94
Стр.95
Стр.96
Стр.97
Стр.98
Стр.99
Стр.100
Спортивный_психолог_№2_2009.pdf
Стр.1
Впервые в Нашем Журнале: ИСТОРИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА СО СТУДЕНЧЕСТВОМ И СПОРТИВНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ г. МОСКВЫ 23 мая в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студенчеством и спортивной молодежью Москвы. В подобном формате встреча состоялась впервые. Общение с молодежью было организовано в рамках XIII Всемирного русского народного собора при поддержке РПУФКСиТ, фонда «Русский предприниматель», Совета православных молодежных организаций г. Москвы, Российского государственного социального университета. Общественного комплекса «Кремль в Измайлово», Московского студенческого центра, Центра православных молодежных программ во имя святого Георгия Победоносца, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Во встрече участвовали студенты почти 170-и вузов, делегаты и гости III Московского православного форума «Вера и дело», представители молодежных организаций Прибывшего на встречу с молодежью Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал ректор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма А.Н. Блеер и было оглашено приветствие мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Святейший Патриарх выступил с речью, в которой поделился своими размышлениями о вызовах и жизненных проблемах, с которыми сталкиваются люди в современных условиях. Предстоятель призвал к серьезному и ответственному диалогу Церкви с молодежью: «Когда мы специально выделяем молодежь, то в этом есть некий патерналистский подход. Молодежь - это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что и ошибки нашей педагогики сводятся к постоянному патернализму: мы очень любим критиковать молодежь, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили, или так, как мы живем. На самом деле молодежь - это органическая часть всего общества, и надо научиться говорить с ней на том же языке». В беседе с молодежью Святейший Патриарх подчеркнул, что Церковь, находясь вне политики и не отдавая никаких политических предпочтений тем или другим силам, утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам. Он напомнил, что слово культура происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны - богослужение, почитание Божественного, с другой стороны - возделывание земли. «Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание - возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, то человек ведет себя, как зверь, ил и если в результате этого распространяется алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура - это антикультура», - подчеркнул Его Святейшество. Отпечатано в 000 "Анита Пресс" Тел./факс: (495) 662-69-30 E-mail: APDelta@mail.ru Тираж 999 экз. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-21123 от 19,05.05
Стр.2
2009/№2(17) Сос тав ре дак ции жур на ла «Спор тив ный пси хо лог» Журнал осуществляет свою деятельность под патронажем ректора Российского государственного Университета физической культуры, спорта и туризма, заведующего кафедрой «Теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности», доктора педагогических наук, профессора Александра Николаевича Блеера Уч ре ди те ли жур на ла: Рос сийс кий Го су да р ствен ный Уни вер си тет фи зи чес кой куль ту ры спорта и туризма Ас со ци а ция спортивных пси хо ло гов РФ Глав ный ре дак тор: Не по па лов Вла ди мир Ни ко ла е вич — кан ди дат пси хо ло ги чес ких на ук, профессор РГУФКСиТ, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Научная редакционная коллегия: Дер кач Ана то лий Алек се е вич — ака де мик РАО, д.пс.н., про фес сор, РАКС, Мос к ва. Ма ты цин Олег Ва си ль е вич — член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва. Не вер ко вич Сер гей Дми т ри е вич — член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва. Ро ди о нов Аль берт Вя чес ла во вич — д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва. Вол ков Игорь Пав ло вич — д.пс.н., про фес сор, СПбГУФК, Санкт-Пе тер бург. Гор ская Га ли на Бо ри сов на — д.пс.н., про фес сор, Ку бан ский ГУФК, Крас но дар. Гусев Алексей Николаевич — д. пс. н., профессор, факультет психологии МГУ, Москва. Воронова Валентина Ивановна — к.пс.н., профессор, НУФВиС, Киев, Украина. Лож кин Ге ор гий Вла ди ми ро вич — д.пс.н., про фес сор, Ин-т психологии, Ки ев, Ук ра и на. Мо ро са но ва Вар ва ра Иль и нич на — д.пс.н., про фес сор, ПИ РАО, Мос к ва. Погорелов Дмитрий Юрьевич — к.пс.н., Президент Федерации спортивной акробатики РФ. Со пов Вла ди мир Фе до ро вич — к.пс.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва. Стрелков Юрий Константинович — д.пс.н., про фес сор, факультет психологии МГУ, Москва. Ху да дов Ни ко лай Алек сан д ро вич — д.п.н., ВНИ ИФК, Мос к ва. Дри жи ка Ана то лий Ге ор ги е вич — д.п.н., про фес сор, ПИ Южного Федерального университета, Ро с тов-на-До ну. Ава не сян Грант Ми хай ло вич — д.пс.н., профессор, ЕГУ, Ере ван, Ар ме ния. Си виц кий Вла ди мир Ген на дь е вич — к.п.н., профессор, БГУФК, Минск, Бе ла русь. Мал кин Ва ле рий Ра фа и ло вич — к.пс.н., профессор, Уральский Государственный Университет, Екатеринбург. Симоненкова И.П. — магистр психологии, спортивный психолог Латвийской федерации футбола, Рига, Латвия. Том сон Кай во — PhD, Ла бо ра то рия био ло гии спор та Тал линнско го уни вер си те та, Тал линн, Эс то ния. Шоку Навабинежат — профессор исламского Азад Университета, Тегеран, Иран Янев Вен цис лав — док тор на ук, стар ший на уч ный со труд ник На ци о наль ной спор тив ной Ака де мии, Со фия, Бол га рия. Тех ни чес кий ре дак тор: Буль ков Юрий Ни ко ла е вич, ти пог ра фия «Анита Пресс», Моск ва. Фотографии предоставил: Управление информации и связи с общественностью, Управление информационных технологий и Организационно спортивный отдел РГУФКСиТ. Фотограф — Попков А.С. (УИТ РГУФКСиТ) Перевод на английский — Столетова В. Ме то дист ре дак ции, ди зай н, вёрстка: Шабаш Н. В.
Стр.3
№2(17)/2009 оглавление ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Неверкович С. Д. - член-корр. РАО, д.п.н., профессор, РГУФКСиТ Родионов А. В. – д. п. н., профессор, РГУФКСиТ К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРИКЛАДНОЙ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Назаров А. И. – Гос. университет природы, общества, человека «Дубна» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ . . . . . . . . . . 8 Гончаров Ю. В. – к.п.н. Майкоп, Адыгея К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Пурахин Н.Ф. - РГУФКСиТ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ТРЕНЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . .16 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ Воробьев М.И. - к.п.н., проф. НУФС, Украина Брынзак С.С. - аспирант, НУФС, Украина РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СПОРТСМЕНОВ В КОМАНДАХ . . Андрей Колосов - к. пс. н., с. н. с., ГНИИФКС Украина ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПОРТСМЕНА. . ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ И ПОДГОТОВКИ . . . . . Дементьев В. Л. – д. п. н., профессор, РГУФКСиТ Сизяев С. В. – к. п. н., тренер-преподаватель по УШУ клуба «Шелковый путь» ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА-ЕДИНОБОРЦА . Бабушкин Г.Д. – д.п.н., профессор, СибГУФК Шумилин А.П. - к.п.н., доцент, Красноярск Чикуров А.И. - к.п.н., Красноярск МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ . .37 Терехина Р. Н. – д. п. н., профессор, СПбГУ им. П. Ф. Лесгафта ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ . . . . . . . . . . . . . . .40 ПСИХОЛОГИИ ВИДОВ СПОРТА Воронова В. И. - к. п. н., профессор, НУФВиС, Украина Степаненко В. М. - к. н., старший преподаватель ГВУ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ им. Г. Сковороды» ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11 – 15 ЛЕТ. . Петровская Т. В. – к. п. н., доцент, НУФВиС, Украина. Манько Р. С. – аспирант, НУФВиС, Украина. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ СПОРТСМЕНАМИ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА . . /2/ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 . . . . . . . . . . . . .45 . . .29 . . . . . . . . . . . . . . . .23 . . . . . . . . . . .19
Стр.4
2009/№2(17) ПСИХОЛОГИИ ВИДОВ СПОРТА Терехова Д. А. – м. н. с., РГУФКСиТ Космынин В. С. – студент, РГУФКСиТ ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ . . В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Алиев Х. М. – ген. дир. «Центра защиты от стресса», Россия Михайлов Н Г. – к.п.н., доцент, МГПУ, Россия Погорелов Д. Ю. - к. пс. н., Президент Федерации спортивной акробатики РФ Пелевин А. А. - Вице-Президент Федерации спортивной акробатики РФ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ И ТЕХНОЛОГИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МЕТОДУ «КЛЮЧ» ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). . ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Макаренко В. К. – к. п. н., доцент Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского (ПГПУ) Григорьева О. Д. – старший преподаватель (ПГПУ) Тома Ж. В. – к. п. н., доцент (ПГПУ) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ. . ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АРХИВ . . . . . . . . . . . Усков В. А. – д. п. н., профессор, ПИФК МГПУ г. Москва ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ . . . . . . . . . . . Попеску С., Йота М., Хоргидан В. – Румыния О НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВАХ И ПРИЕМАХ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТЕ . . НАУЧНАЯ ХРОНИКА . . . . . . . . Белоус В. В., Боязитова И. В. – Пятигорск КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. С. МЕРЛИНА – СОЗДАТЕЛЯ ОРИГИНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. . Волочков А. Л. – Пермь ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА БЫТИЯ В ПЕРМСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ: ЭТАПЫ, ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Интервью с профессором И.С. Шемет «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» . НАШИ ЮБИЛЯРЫ ИНФОРМАЦИЯ . . . . . . . . . К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. Д. НЕВЕРКОВИЧА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 . . . . . . . 86 . 89 К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. А. ХУДАДОВА . . . . . . . . . . . . . . . 91 SUMMARY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Порядок рецензирования статей в журнале «Спортивный психолог». . . . . . . 96 К сведению авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 /3/ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 . . . . . . . . 68 . . . . . . . . . . 74
Стр.5
проблемы и история спортивной психологии №2(17)/2009 КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Непопалов В. Н. - к.психол.н., профессор кафедры психологии, РГУФКСиТ, Москва. ные и представители ученного сообщества стран ближнего и дальнего зарубежья. Открывая новый выпуск, хочу отметить, что журнал вступает в но вую стадию своего развития. Из журнала междисциплинарного он превращается еще и в международный журнал. Во-первых, в апреле этого года мы заключили Уважаемые читатели! Вы держите в руках 17 выпуск журнала. Кроме того, нашему журналу с момента выхода первого номера исполняется 7 лет. В мае 2005 г. наш журнал был зарегистрирован Государственным комитетом РФ по печати (свидетельство о регистрации № ФС77 – 21123 от 19.05.05). Начиная с 2004 г., журнал, учитывая специфику вузовской работы и финансовые возможности, выходит 3 раза в год, т. е. охватывает весь период активной деятельности, связанной с образовательным процессом. Третий год журнал распространяет ся по подписке (индекс журнала в каталоге агентства «Роспечать» – 12462). У журнала хорошая родословная. Он рожден в стенах Российского Университета физической культуры, спорта и туризма и ее высокому отечественному и международному статусу многим обязан. Журнал «Спортивный психолог» издается при поддержке ректора РГУФКСиТ профессора Александра Николаевича Блеера. Именно его активный и практический интерес к журналу стал главным фактором его стабильного существования и устойчивого развития. Конечно, мне как главному редактору хочется выразить чувство огром ной благодарности моим коллегам по редколлегии, авторам и читателям за их поддержку усилий редакции. Сегодня журнал читают и уважают во мно гих регионах России и зарубежных странах. С особым чувством признательности хочу назвать имена членов редкол легии, которые стояли у истоков журнала и продолжают участвовать в выпуске каждого номера. Это – Родионов Альберт Вячеславович, Неверкович Сергей Дмитриевич, Сопов Владимир Федорович, Горская Галина Борисовна, Малкин Валерий Рафаилович, Сивицкий Владимир Геннадьевич и другие отечественные учедоговор с Научной Электронной Библиотекой (НЭБ), где журнал будет представлен в интегрированном научном информационном ресурсе в российской зоне сети Интернет НЭБ (www.elibrary.ru), и которая будет доступна для зарегистрированных пользователей НЭБ. Отметим, что данный ресурс создан в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2007 – 2012 годы Министерства образования и науки РФ. В настоящий момент ведется работа по наполнению этого ресурса нашим содержанием. Во-вторых, в это же время наш с Вами журнал зарегистрирован в системе ISSN Международным центром ISSN в Париже под номером 2074 – 0182. Отметим, что ISBN – Международный стандартный номер книги (International Standard Book Number) – уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. Наряду с индексами ББК, УДК и авторским знаком, ISBN является частью так называемого издательского пакета. Что ожидает журнал в ближайшее время? Конечно же, новые статьи и материалы, новые рубрики (их состав постоянно обновляется) и, наконец, новые открытия, которые обретут наши читатели на страницах журнала. А главное – это то, что его ждет заинтересованное отношение наших авторов, которые по-прежнему ему верны, несмотря на те трудности, которые пере живала редакция журнала в разные годы своей деятельности. Сегодня, даже после прошедших нескольких лет успешной работы журнала, выполняющего просветительскую функцию, еще рано подводить итоги. Журнал далеко не исчерпал всего потенциала развития. Редколлегия очень надеется, что журналу предначертана интересная и счастливая судьба. В заключение поздравляем наших читателей, подписчиков и уважаемых наших юбиляров с выходом очередного, семнадцатого выпуска журнала и от всей души поже лать творческих успехов и новых научных и практических открытий. /4/
Стр.6
2009/№2(17) наши юбиляры К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ХУДАДОВА методики обучения и морально-волевого воспитания юных боксеров, отдельные разделы психологической подготовки взрослых боксеров, в результате чего были подготовлены и выпущены 2 книги в соавторстве с Заслуженным тренером СССР по боксу В. И. Огуренковым С 1956 года по 1969 год Н. А. Худадов работал 9 июня 2009 года исполняется 90 лет со дня рождения одного из наиболее известных в нашей стране и за рубежом специалиста в области спортивной психологии – Николая Александровича Худадова. Редакция нашего журнала подготовила достаточно обширный материал по его деятельности в области спортивной психологии и не только и обратилась к юбиляру с просьбой дать более полную информацию по его деятельности нашему корреспонденту. Согласие юбиляра получено и мы планируем разместить этот материал в ближайшем номере нашего журнала. А сегодня коротко. Николай Александрович Худадов 1919 года рождения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Северо-американской академии физического воспитания, Заслуженный работник физической культуры России, ветеран бокса, участник ВОВ с 1941 по 1945 гг. Окончил в 1941 году физико-математический факультет Московского государственного педагогического института им. К. Либкнехта, а в 1947 году Высшую школу тренеров по боксу. Имеет 1 спортивный разряд по боксу и легкой атлетике (бег на средние дистанции), 2-ой-по плаванию кролем, в молодости играл в футбол и в русский хоккей на стадионе «Локомотив». В 1948 году поступил в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК) по специальности «психология спорта», а с 1951 по 1956 г. работал в должности старшего научного сотрудника сектора юношеского спорта (завсектором Т. Коваль-Петренко) и спортивного сектора (завсектором С. А. Савин). В этот период Н. А. Худадовым разрабатывались основы в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК): до 1964-доцентом кафедры теории и методики бокса, затем проректором по научной работе, а с 1965 года –доцентом кафедры психологии. В 1969 г. был переведен в качестве старшего научного сотрудника лаборатории психологии спорта ВНИИФК (зав. лаб. Алаторцев), а затем (с 1971 г.) избран заведующим этой лаборатории, которую впоследствии сделали отделом психологии спорта, где он и проработал до 1986 года. В течение этого периода работы во ВНИИФК Н. А. Худадовым совместно с сотрудниками отдела и аспирантами, а также при активном участии и помощи работавшего тогда зав сектором А. В. Родионова, а также к. м. н. (позднее д. м. н.) В. П. Некрасова были разработаны научные основы содержания психологического обеспечения подготовки сборных команд СССР в различных группах видов спорта включающие: составление модельных психологических характеристик, разработку методов психологического контроля и психолого-педагогических воздействий на спортсменов, аппаратурное обеспечение их подготовки и т. п., что было отражено в ряде служебных материалов по подготовке спортсменов высшей квалификации и, частично, в сборниках и книгах, а также программах психологической подготовки юных спортсменов в условиях ДЮСШ. Весьма ценным для решения ряда задач текущего психофункционального контроля спортсменов разной квалификации и определения уровня их тренированности явилось создание дистанционного портативного комплекса «НЦ-01 Тонус», основы которого были разработаны и предложены в практику Н. П. Некрасовым, а затем доработаны и реализованы в практическом виде в отделе психологии ВНИИФК при непосредственном участии Н. А. Худадова. С 1971 по 1985 г. г. Н. А. Худадов руководил работой группы советских специалистов, проводящих изуче/91/
Стр.93
наши юбиляры ние приемов психорегуляции в спорте совместно с учеными ГДР Результаты этой работы отражены в служебных методических письмах и совместно с немцами подготовленной книге «Психорегуляция в спорте», авторы В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Н. Пикенхайн, Р. Фрестер. С 1979 года возглавил работу по психологическому обеспечению подготовки спортсменов сборных команд СССР, основными задачами которой были: подбор специалистов психологов спорта – для ознакомления с содержанием их деятельности, организация этой деятельности и ее контроль, проведение семинаров для психологов спорта – – по применению методов психологической диагностики (контроля) и приемов психорегуляции в практике тренировки. В 1986 году переходит на работу во Всероссийскую ассоциацию физической культуры и массовых видов спорта (руководитель В. А. Панаев) на должность исполнительного директора, а затем возвращается во ВНИИФК в качестве старшего научного сотрудника лаборатории спортивной травмы (заведующий В. Башкиров), где занимается разработкой воздействия психологических факторов на этиологию и лечение травм у спортсменов. В период отсутствия А. В. Родионова (командировка на Филиппины) Н. А. Худадов исполняет обязанности заведующего лаборатории психологии спорта. С 1998 года и по настоящее время Н. А. Худадов работает в качестве главного специалиста Лаборатории управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов с помощью информационно-технических средств (заведующий А. А. Новиков). За время работы в этой лаборатории Н. А. Худадову с соавторами (И. П. Ратовым, С. Д. Неверковичем, А. А. Новиковым, В. В. Ивановым, Г. Ф. Васильевым и др.) было разработано несколько электронно-технических тренажеров, позволяющих повысить технику ударов у спортсменов-единоборцев, а также их работоспособность. В настоящее время Н. А. Худадов (совместно с Г. Ф. Васильевым) уделяет основное внимание внедрению в практику спортивных ударных единоборств нового устройства, позволяющего количественно измерять наносимые спортсменами удары и удары, получаемые ими одновременно как в тренировочных, так и в соревновательных боях и сохранять полученную информацию в памяти компьютера для проведения последующего анализа уровня тех№2(17)/2009 нического мастерства и специальной подготовленности спортсменов в ходе противоборства. Это приведет к коренному изменению процесса бокового судейства в ударных единоборствах, а получаемая тренерами и спортсменами в занятиях срочная и отставленная информация об ударно-защитных действиях послужит революционным преобразованиям процесса подготовки. В течение всей своей научной деятельности во ВНИИФК и ГЦОЛИФК Н. А. Худадов систематически принимал участие в разработке содержания психологического обеспечения подготовки сборных команд СССР по различным видам спорта, что было отражено в многочисленных опубликованных методических письмах и брошюрах для служебного пользования (особенно по боксу). Он непосредственно как психолог команды участвовал в подготовке советский боксеров к XVIII, XIX, XX, XXII, XXIV и XXV Олимпийским играм, за что был награжден грамотами и почетными Знаками Спорткомитета СССР и России. В процессе всей своей научно-педагогической деятельности Н. А. Худадовым было опубликовано свыше 340 научно-методических работ (среди которых 8 книг) и подготовлено 36 аспирантов и соискателей, успешно защитивших кандидатские диссертации. Он выступал с докладами и научными сообщениями по спортивной психологии и методике тренировки по боксу в более чем 50 международных конгрессах, конференциях, симпозиумах и совещаниях. В течение многих лет работал членом редколлегии издательства «Физкультура и спорт» и являлся редактором – составителем сборников – ежегодников «Бокс», был председателем Всесоюзной комиссии по психологии спорта. В течение 10 лет он являлся представителем СССР в Руководящем Совете международного общества психологов спорта (ИССП). Редакция журнала надеется, что Николай Александрович найдет время для того, чтобы более подробно и обстоятельно описать все свои курьезные и разносторонние встречи с сильными Мира сего и свои путешествия по морю спортивной психологии, а также расскажет о своем видении перспектив ее развития! Коллеги, редакция журнала «Спортивный психолог» поздравляет Николая Александровича Худадова с замечательной датой и желает доброго здоровья и творческих успехов. /92/
Стр.94
2009/№2(17) информация SUMMARY Neverkovich S.D. – d. P. S., member of the Russian Open Society, professor of Russian State University of Physical Culture and Sport Rodionov A.V. – d.p.s., professor of Russian State University of Physical Culture and Sport TO HISTORY OF OCCURRENCE OF DOMESTIC APPLIED SPORTS PSYCHOLOGY Summary. Authors analyze the sources of occurrence and development of sports practical psychology for last 40 years. The authors mark scientists rendered the big influence on becoming of a domestic science. Nazarov A.I. The state university of the nature, society, the person «Dubna» PSYCHOLOGICAL MODEL OF IMPELLENT ACTION The structure and dynamics of the regulative processes occuring at a psychological level of construction of alive movement were analyzed. The functional model of impellent action including the major achievements of domestic psychologists in researches of impellent behaviour is offered. The structure and dynamics of control processes which occure on the psychological level of movement performance were analyzed. A functional model of movement action is proposed which embrace the most important achievements of native psychologists in their researches of movement performance. Goncharov Y.V. - Adygea, Maikop TO A QUESTION ON ACTUALIZATION OF AN EXISTING PROBLEM OF AGGRESSION IN MODERN SPORTS Summary. In the article the problem of aggression and aggressive behaviour is researched. This problem is significant for sports. Kinds, phenomenology and theoretical approaches of aggression were allocated. The general recommendations of correction and preventive maintenance of aggressive forms of behaviour are offered. Vorobev M.I. – c.p.s., professor of National university of physical training and sports of Ukraine, Kiev Brynzak S.S. - the post-graduate student The ROLE FORECASTING OF PERSONAL of features IN PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY OF athlets IN TEAMS Summary. The article reflects empirical research of sportsmen’s personal features influencing psychological compatibility in team. The Results have allowed to study the personal factors considerably influencing psychological compatibility of sportsmen in researched teams. Kolosov A.B. It space of presented the description of sport-pedagogical performance subject, psychological its phenomenology, contents and definition; it analyzed the dynamic of the topological changes between athletes and coaches in different situation of sport-pedagogical performance; there was explored the specifics of the psychological approach-removal of the athletes and coaches, depending on level of the skills; it is defined differences between real and ideal psychological space of an athletes; the data of researches can be useful for increasing of the efficiency of psychological assessment of training and competition process. Dementjev V.L. – d.p.s., professor, department of sport martial arts Sizyaev S.V. – c.p.s., wushu coach of the club “ The Silk Road ” IDEOMOTOR TRAINING - THE WAY TO OF FOUNDATION OPTIMUM PSYCHICAL CONDITION BEFORE SINGLE COMBAT IN SPORT Summary. Training process in martial arts on the West has a set of psychological peculiarities. One of them is the transmission of knowledge and skills from the coach to a trainee, which is carried out through the use of symbolic comparisons, metaphors and allegories. The ideomotor method offered by us is a synthesis of western practices of psychoregulation and respiratorymeditative martial-arts practices of the West. /93/
Стр.95
информация Bаbuschcin G.D. - d.p.n, professor, №2(17)/2009 zаv. cаf. Psychologies SibGUFC, Schumilin А.P. - c.p.n, senior lecturer, Chicurov А.I.-c.p.n., The Siberian federal university MODEL of MANAGEMENT of PSYCHOLOGICAL PREPARATION HIGHLY SKILLED JUDOISTS To COMPETITIONS The summary In clause the model of management of psychological preparation judoists of high qualification to competitions is submitted. The model includes blocks: the primary control readintss, comparative analysis of results with normative; regulacion readintss; the intermediate control of a condition of readiness; the final control (before competition). The model has received a positive estimation in experiment. Terekhina R.N. – d.p.s., professor, St.Petersburg State University by P.F.Lesgaft PSYCHOLOGICAL PREPARATION IN GYMNASTICS Summary. The article reflects the basic problems of preparation of gymnasts, a role of the coach and his interaction with the psychologist, allocate making components of pedagogical skill and personal qualities of the trainer. The recommendation to trainers - to increase and improve psychological skill is given. Voronova V.I. - - c.p.s, the professor, director of scientific institute of health of the person of National university of physical training and sports of Ukraine, manager of the chair of psychology and pedagogics Stepanenko V.M. INTERRELATION of In article includes the analysis which testifies that the estimation of competition situation matters in the decision-making by a sportsman. The result of the own researches on the study of role of intuitional thinking in the estimation of competition situation by sportsmen are presented. The psychological constituents of intuitional thinking of the sportsmen of different kinds of sport are exposed. Terekhova D.A., m.n.s., Russian State University of Physical Culture Kosmynin V.S., the student, Russian State University of Physical Culture INFLUENCE OF A LEVEL OF MOTIVATION AND PROPENSITY TO RISK ON WORKING CAPACITY OF ATHLETS OF VARIOUS SPECIALIZATIONS Summary. Clause is devoted to the analysis of mutual effect of the motivation level and tendency to risk-taking on the one side and working capacity data during the testing on the other side. Results will allow to arise the efficiency of estimate of anaerobic working capacity in sportsmen of different specializations. Aliev H.M., Mikhailov N.G., Pogorelov D.U., Pelevin A.A., Konikov S.L. STRESS ADAPTATION MODEL AND ANTI-STRESS TRAINING FOR SPORTSMEN TECHNOLOGY IN ACCORDANCE WITH THE “KEY” METHOD Summary. This article is devoted to theoretical EFFECTIVENESS of DEFENSIVE TACTICAL ACTIONS With psychological and physiological FEATURES of YOUNG FOOTBALL PLAYERS of 11-15 YEARS The summary. of statistically significant dependences between parameters of efficiency of defensive tactical actions and psychological and physiological features of young football players. Petrovskaya T.V. - the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of psychology and pedagogics of National university of physical training and sports of Ukraine, Kiev. Manko R.S. - the post-graduate student of faculty of psychology and pedagogics of National university of physical training and sports of Ukraine Kiev FEATURES OF THE ESTIMATION THE COMPETITIVE SITUATION SPORTSMEN OF DIFFERENT KINDS OF SPORTS Summary. In the article literary sources on the problem of decision-making in sport are generalized, grounds and description of main positions of antistress training for sportsmen. This training is based on the “Key” method of guided psycho-physiological self-regulation developed by Doctor Hasai Aliev. The original stress adaptation model is offered. It is based on the use of guided ideo-reflected devices serving as the way of setting earlier involuntary functions of psyche and organism under control. This allows a sportsman to model his organism’s natural protection forces consciously by using self-regulation devices and to guide his functional state under stress condition. The final part presents the training program of anti-stress devices consisting of three stages. Purakhin N.F. - Faculty of the theory and a technique of applied kinds of sports and extreme activity, Russian State University of Physical Culture CLASSIFICATION OF THE BASIC TYPES OF TRAINERS Summary. The article reflects the analysis of activity of the coach. What is the secret of successful coaches? In this connection the author allocates types of trainers and gives them the substantial characteristic. Makarenko V.K. – c.p.s., the senior lecturer of the Penza state pedagogical university by V.G.Belinskiy Grigorieva O.D.- the senior teacher /94/
Стр.96
2009/№2(17) Toma J.V. – c.p.s., the senior lecturer CULTURE of HEALTH AS the PRIORITY PROBLEM of sOCIAL DEVELOPMENT of YOUTH Summary. The article is devoted to formation of culture of health of pupils during physical training which is connected not only with physical perfection. But also with development the emotional-valuable relation to occupations of physical training on the basis of positively arising emotions. Thus the author recognizes that health of the person possesses the complex of interconnected structure formed by physical, mental and spiritual components. Therefore the problem of education of culture of health is difficult and during too time the important problem of many social studies, including theories and techniques of physical training. Uskov V.A. – d.p.s., professor, honourable worker of VPO RF, PIFK MGPU, Moscow, Russia PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE PROGRAMMED TRAINING TO IMPELLENT ACTIONS Summary. On the basis of research of existential conditions the author offers the developed algorithm of training connecting players of correctness, timeliness of performance of transfers of a ball in volleyball. On the basis of the lead experimental research the author has revealed a rule - the more volleyball players of low qualification perceive elements of the maintenance of game tasks, the rough basis of action is more full formed. S. Popesku, M. Jota, V. Horgidan- Romania ABOUT SOME MEANS AND RECEPTIONS of MENTAL INFLUENCES IN SPORTS Summary. In article the Romanian sports psychologies research some methods which use at psychological preparation of the athletes. These receptions and methods have appeared effective and информация well-recommended. They allow to increase the level of mental activity, preservation of mental and motor working capacity, faster restoration of mental energy and as a whole to strengthening of intellectual working capacity. From existing receptions authors offer only what meet the requirements of a following triad: positive effect, absence of by-effects, Availability and ease of application. Belous V.V., Boyazitova I.V. (Pyatigorsk) KEY POSITIONS IN V.S.MERLINA’S CREATIVITY - THE FOUNDER OF THE ORIGINAL THEORY ABOUT INTEGRATED INDIVIDUALITY Summary. In article the role and value of works of one of an outstanding figure of the Russian psychological science - V.S.Merlin which has put forward substantially reveals and has scientifically proved the theory of integrated individuality. The creative biography of the psychologist is given. Result of his researches was the firm belief that the original subject of activity the person becomes when as the subject of activity all integrated individuality, instead of its separate levels is researched. accuracy and Volochkov A.L. (Perm) RESEARCH OF ACTIVITY OF THE SUBJECT OF LIFE AT THE PERM SCIENTIFIC SCHOOL: STAGES, RESULTS AND PROSPECTS OF RESEARCH Summary. The research is devoted to the contribution of the Perm scientific school to development of psychological knowledge. The works of psychologists V.S.Merlina and B.A.Vyatkina Were more particularly researched. HERE Research of a problem of development and self-organizing of individuality took the central place. In a heading « Ours Anniversaries » editorial staff, first of all, ellucidate a life of two outstanding domestic sports psychologists - corresponding member, professor S.D. Neverkovicha and professor N.A.Khudadova, and secondly, - congratulates them on significant date. self/95/
Стр.97
информация ПОРЯДОК РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ СТАТЕЙ В ЖУРНАЛЕ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ» 1. Настоящий порядок распространяется на все поступающие в редакцию материалы, включая статьи, рецензии на издания, отзывы о диссертациях, интервью и т. д. Научному рецензированию не подлежат материалы информационного характера: сообщения о конференциях, юбилеях, некрологи и т. п. 2. Автор направляет в редакцию статьи в соответствии с «Информацией для авторов», которая определяет основные требования к предъявляемым материалам. 3. Рукописи, не отвечающие принятым требованиям к публикациям, не регистрируются и не допускаются к дальнейшему рассмотрению, о чем уведомляются авторы. 4. Обязательное рецензирование материалов поручается главным редактором либо научно-редакционной коллегией журнала ведущим специалистам вуза в соответствующей области научного знания, а при необходимости осуществляется внешнее рецензирование. 5. Рецензирование рукописи осуществляется конфиденциально. Имена рецензентов не раскрываются. 6. Сроки рецензирования определяются ответственным секретарем редакции с учетом планируемых сроков издания журнала. 7. Решение о публикации принимает редакционная коллегия на основании представленных рецензий, а само решение сообщается автору. 8. Рецензирование осуществляется на общественных началах. 9. Требования к рецензии. 9.1. В рецензии необходимо отразить соответствие содержания рукописи наименованию и тематике журнала; актуальность работы, ее научную новизну и практическую значимость; обоснованность выводов и предложений, положительные стороны и недостатки рукописи (с указанием, где и какие исправления должны быть внесены автором). 9.2. Рецензия должна завершаться четкими выводами (рекомендовать к изданию, доработать, считать издание нецелесообразным). Подпись рецензента заверяется печатью того учреждения, где он работает, и ставится дата. Печатный и электронный вариант рецензии передается главному редактору журнала. 10. В случае отказа в публикации статьи главный редактор журнала направляет автору мотивированный отказ. Не допускаются к публикации статьи по следующим причинам: К сведению авторов Журнал «Спортивный психолог» публикует ориги нальные теоретические, экспериментальные и прикладные работы, а также обзоры отечествен ных и зарубежных исследований по следующим направлениям спортивной психологии: проблемы и история психологии спорта, фи зической культуры – и Олимпийского движения; психология команды (спортсмена, тренера); психология подготовки, тренировки и сорев нования; психология экстремального спорта; психология профессиональной карьеры в спорте; психология человека, имеющего отклонение в физическом – – – – – развитии; психология восстановления и психорегуля ции; психология физической культуры в школе и вне школы; психология семейной физической культуры; психология управления и организации физи ческой культуры – – – – спорта; – психологические методы исследования, диаг ностики и коррекции личности; круглый стол архивные материалы. – – Редакция принимает материалы, напечатанные в одном экземпляре в формате листа А-4, плюс дис кеты с материалами для компьютерной обработки текста в программе Word, а также иллюстрации (рисунки, таблицы) к материалам в отдельных файлах. Требования к авторам, предоставляющим ре дакции журнала свои материалы: объем рукописи не должен превышать 7 страниц; кегль шриф1. та — 14 pt; интервал – 1; поля: вверх, низ – 1,5; справа – 2,5; слева – 1; принудительные переносы не приветствуются публикациям; отсутствие доработанного в соответствии с замечаниями – – в соответствии с общепринятой структурой научной статьи, повторная публикация научных исследований; нарушение чьих-либо авторских прав или общепринятых норм – – научной этики. 11. Доработанный вариант статьи автор должен вернуть в редакцию не позднее, чем через 2 недели после получения замечаний. В случае невозвращения рукописи автором в редакцию по истечении этого срока или необходимости более длительного времени на доработку, первоначальная дата её регистрации аннулируется, а датой поступления считается день получения окончательного варианта статьи. Статьи доработанные (переработанные) автором повторно направляются на рецензирование. 12. При положительной рецензии рукопись передается главному редактору (либо председателю научно-редакционной коллегии) для утверждения. В случае необходимости решение о целесообразности и очередности публикации после рецензирования принимается простым большинством членов редколлегии. Вне очереди публикуются: статьи, признанные редколлегией приоритетными и высокозначимыми; статьи, требующие скорейшей публикации по причинам, затра– – гивающим интересы и приоритетное право авторов, а также статьи признанные редколлегией заслуживающими внимание научное сообщество (если процесс подготовки рукописи не требует существенной доработки авторами). 13. Рецензенты, а также сотрудники редакции не имеют права использовать информацию о содержании работы до ее опубликования в своих собственных интересах. Рукописи являются частной собственностью авторов и относятся к сведениям, не подлежащим разглашению. 14. Рукописи, принятые к опубликованию и отклонённые, хранятся (вместе с рецензиями) в редакционном архиве в течение одного календарного года. Рукописи авторам не возвращаются. рецензента варианта рукописи (или аргументированного опровержения замечаний); низкое качество научной статьи (в т. ч. недостаток информации №2(17)/2009 несоответствие профилю журнала и принятым требованиям к вом или жирным начертанием; таблицы в тексте статьи набиваются в Word, a не вставляются картинкой; названия, выделенные в тексте статьи с по мощью CAPS LOCK, не приветствуются; цитированная литература приво дится в соответствии с требо1. 2. 3. 4. 5. – – – ваниями стандарта к печатным изданиям; к статье прилагаются сведения: об авторе (дата рождения, фамилия, имя и отчество, домаш ний почтовый адрес с индексом, телефон, специ альность, ученое звание, место работы и долж ность), фотография (и) автора (ов), в формате JPEG. аннотация (резюме) на английском. Статьи, направленные авторам на доработ ку и не возвращенные в редакцию к обозна ченному сроку, исключаются из портфеля редакции. Редакция знакомится с письмами читателей, но в переписку не вступает. Материалы направляются в адрес редакции простой или заказной бандеролью (но не ценной). 105122 Москва, Сиреневый бульвар, 4, РГУФК, кафедра психологии А. В. Родионову (научный редактор) – albertrodionov@yahoo.com или В. Н. Непопалову (главный редактор журнала). psyrgufk@mail.ru Телефон кафедры 8-499-166-53-89. /96/ в тексте документа выделяются только ключе вые слова курси
Стр.98
Стр.99
Стр.100

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ