Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История философии (110,00 руб.)

0   0
Первый авторНезнамова Светлана Павловна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц32
ID228073
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре онтологии и теории познания факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для иностранных студентов-бакалавров филологического факультета, обучающихся по направлению «Филология».
Незнамова, С.П. История философии / С.П. Незнамова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 32 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228073 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» <...> С.П. Незнамова ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 17 декабря 2009 г., протокол № 1400-09 Рецензент канд. филос. наук, ст. преп. кафедры философии и гуманитарной подготовки ВГМА им. <...> Сатина Учебное пособие подготовлено на кафедре онтологии и теории познания факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Философия древни Индии и Китая Тема 3. <...> Философия европейского иррационализма XIX века Тема 9. <...> Его роль в европейской философской мысли Тема 10. <...> Философия XX века: экзистенциализм и позитивизм Тема 11. <...> Генезис философии Объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. <...> . Постигая огромное философское наследие, нельзя забывать о том, что история философии, во-первых, есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах. <...> Во-вторых, история философии – многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. <...> Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности. <...> К ним относятся прежде всего отделение умственного 3 труда от физического, позволившее заниматься теоретической деятельностью. <...> Специфика общественного развития этих стран обусловила преобладание в восточной философии религиозно-нравственной проблематики, утверждение в западной философии культа знания ради знания <...>
История_философии.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
История_философии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» С.П. Незнамова ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Генезис философии Тема 2. Философия древни Индии и Китая Тема 3. Античная философия Европы Тема 4. Средневековая философия Тема 5. Философия эпохи Возрождения Тема 6. Философия Нового времени Тема 7. Немецкая классическая философия Тема 8. Философия европейского иррационализма XIX века Тема 9. Марксизм. Его роль в европейской философской мысли Тема 10. Философия XX века: экзистенциализм и позитивизм Тема 11. Русская философия Тема 1. Генезис философии Объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление ─ бытие», «субъект – объект» и т.д.). Постигая огромное философское наследие, нельзя забывать о том, что история философии, во-первых, есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах. Во-вторых, история философии – многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. В-третьих, история философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом. Следует также учитывать, что история философии – не простая сумма философских учений определенной исторической эпохи, это прежде всего ценностная значимость каждого из них самого по себе. Поэтому и рассматриваться они должны только как дополняющие друг друга. Происхождение философии до сих пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности. Среди духовных истоков философии обычно выделяют два основных – эмпирические знания и мифологию. Философия и мифология находятся в одном эволюционном ряду и между ними неизбежна генезисная преемственность. Для появления философии необходимы были также и социальные условия. К ним относятся прежде всего отделение умственного 3
Стр.3
Тема 3. Античная философия Европы Первые философские учения появились почти одновременно на рубеже VII–VI вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и в Древней Греции. Наибольшее воздействие на последующее развитие европейской философии оказала древнегреческая философия, являющаяся составной частью античной. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов. Первый – зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Второй – зрелость и расцвет (V–IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. Третий этап – закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Поиск первоначала (основы) мира – характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалес (VII–VI вв. до н.э.) первоначалом всего, первовеществом считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему. Анаксимен основой космоса считал воздух, Анаксимандр – апейрон (неопределенное, вечное, бесконечное нечто), а Анаксимен – воздух. Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистически отождествляли природное и божественное. Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.). Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня. Гераклитовская философия резко критиковалась представителями школы элеатов – мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок. 570–480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок. 540–480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элей6
Стр.6
ский (ок. 490–430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Парменид впервые ввел понятие бытия, наделив его следующими характеристиками: бытие едино, неделимо, неподвижно. Оно подобно сфере (шару). Бытие существует, потому что мы можем его помыслить, небытия не существует. Следовательно, бытие тождественно мысли. Элеаты впервые также попытались осмыслить противоречивость движения (апории Зенона). Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V– IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания. Второй этап развития античной философии (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий). Софистов называли мудрецами. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. Сократ (470–399 гг. до н. э.), изначально принадлежавший к софистам, затем подверг их резкой критике за релятивизм (относительность) нравственных понятий. Он предлагает выработать объективные критерии истины. Много внимания Сократ уделял человеку, указывая на его «добрую природу». Необходимо лишь объяснить человеку, что хорошо, а что плохо, и он никогда плохо не поступит. В самом человеке Сократ выделял три добродетели: храбрость – умение победить свой страх, умеренность – умение совладать со своими страстями, справедливость – умение соблюсти закон. Стремление философа к самопознанию, к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья – способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический по7
Стр.7
ворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества. Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителями Древней Греции Платоном (427–347 гг. до н.э.) и Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Обе они – причины предметного мира, упорядоченного демиургом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо. Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания – вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение. Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель. Он основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях – peripatos). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу). Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. Характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом. Эллинизм. Основными течениями эллинистической философии являлись стоицизм и эпикуреизм. Философское направление – стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями 8
Стр.8