СТАТЬИ
IΙ
Роберт Френсис ТАФТ
СТАТЬИ
Том IΙ
ЛИТУРГИКА
Голованов
Омск 2011
ББК 86.37
Т 239
Тафт Р. Ф. <...> Anaphorae Syriacae
Acta Universitatis Upsaliensis
Byzantinisches Archiv
Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata
Belfast Byzantine Texts and Translations. <...> Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia
Byzantine Monastic Foundation Documents
Byzantine and Modern Greek Studies
Byzantina Neerlandica
Bibliotheca Scriptorum Graec. et Romanorum Teubneriana
Byzantion
Byzantinische Zeitschrift
Corpus Christianorum, series Latina. <...> Clavis patrum Graecorum (Corpus Christianorum)
Clavis patrum Latinoru (Corpus Christianorum)
Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium
Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum
Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae
Cistercian Studies Series
Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie
Dumbarton Oaks Paper
Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique
Eastern Churches Journal
12
ECR
EL
EOC
EOr
FC
GCS
GCSNF
HE
JLW
JMP
JÖB
LCL
LMD
LP
LQF
LThK
MGH
Mu
OC
OCA
OCP
ODB
OKS
OLA
OP
OrSyr
OSΒ
PG
PIO
PIOS
PL
PO
POC
PTS
QL
REB
RSR
SA <...> Die griechischen christlichen Schriftsteller
Die griechischen christlichen Schriftsteller, neue Folge
Historia ecclesiarum
Jahrbuch für Liturgiewissenschaft
Journal of the Moscow Patriarchate
Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik
The Loeb Classical Library
La Maison-Dieu
The Liturgical Press, Collegeville, MN (USA)
Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen
Lexikon für Theologie und Kirche
Monumenta Germaniae Historica
Le Muséon
Oriens Christianus
Orientalia Christiana Analecta
Orientalia Christiana Periodica
The Oxford Dictionary of Byzantium
Ostkirchliche Studien
Orientalia Lovaniensia Analecta
Ordo Predicatorum (Орден доминиканцев)
L’Orient Syrien
Ordo Sancti Benedicti (Орден бенедектинцев)
Migne, Patrología Graeca
Pontificio Istituto Orientale (Roma)
Pontificium Institutum Orientalium Studiorum (Roma)
Migne, Patrolog <...>
Статьи._Том_II__Литургика.pdf
Роберт Френсис ТАФТ
СТАТЬИ
Том IΙ
ЛИТУРГИКА
Голованов
Омск 2011
Стр.3
ББК 86.37
Т 239
Тафт Р. Ф.
Т 23 Статьи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. М. Беловой, К.
Бурмистрова, С. Голованова, В. Забавина, А. Рубана,]. –
Омск: Голованов, 2010–2011. –
ISBN 978-5-9902610-4-4
Т. IΙ : Литургика. – 2011. – 416 c.
Во второй том издания вошли переводы 11 статей проф. Роберта Тафта, посвященных
вопросам истории византийского богослужения, и интервью с автором,
взятое в 2003 г. Переводы 4-х статей в начале книги ранее были опубликованы в
журнале «Страницы» ББИ апостола Андрея (Москва) и воспроизводятся с разрешения
издательства ББИ.
ББК 86.372
© Taft R.F., 1986–2009.
© ББИ св. апостола Андрея, 1997–2001
© Голованов С. В., пер. на русский язык,
2011
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................... 5
СПИСОК АББРЕВИАТУР............................................................................... 11
СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 14
РУССКАЯ ЛИТУРГИЯ: ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ДУШИ............................ 37
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА ......................................................................... 37
I. Русский религиозный дух: география души.................................... 39
1. Вселенскость русского духа............................................................... 41
2. Эсхатологическое пространство...................................................... 42
3. Пространство христологического кенозиса................................. 47
II. Русское богослужение: географическая карта души.................... 49
1. Центральное место литургии в Русском Православии............. 49
2. Роль литургии в христианизации Руси ........................................ 51
3. История формирования русской литургии ................................ 53
4. Дух русской литургии: единство противоположностей .......... 56
а) Литургия как икона (образ) небесного богослужения.......... 58
б) Тема воскресения............................................................................ 62
в) Кенозис Христа................................................................................ 63
III. Заключение............................................................................................ 64
КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА ....................................................................... 66
МОЛИТВА СВЯТЫМ ИЛИ МОЛИТВА ЗА СВЯТЫХ?............................. 69
I. Постановка проблемы ........................................................................... 69
II. Появление просительных/поминальных молитв в культе
мучеников..................................................................................................... 72
III. Просительные/поминальные молитвы в Литургии.................... 74
Стр.5
6
Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II
IV. Литургические источники поздней античности...........................75
1. Египет......................................................................................................75
а) Страсбургский папирус .................................................................75
б) Каирский папирус...........................................................................76
2. Антиохия................................................................................................76
а) Апостольские Постановления......................................................76
6) Иоанн Златоуст (до 398 г.)..............................................................78
3. Константинополь. Иоанн Златоуст (401 г.) ...................................79
4. Иерусалим. Кирилл/Иоанн II (после 380 г.)..................................80
5. Запад .......................................................................................................82
V. Живучесть старых обычаев на востоке..............................................83
1. «Толкование Литургии» Феодора Андидского (1085–1095) ......83
2. Николай Кавасила (ок. 1350 г.) .........................................................85
3. Свт. Симеон Солунский (ум. 1429 г.)...............................................85
ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И КАТОЛИЧЕСКО-ПРАВОСЛАВНЫЙ
СПОР ОБ ЭПИКЛЕЗИСЕ.................................................................................87
I. ПРЕДПОСЫЛКИ................................................................................................87
1. Наука ..........................................................................................................88
2. Экуменическая наука .............................................................................88
II. ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ .........................................................................91
1. Византийские эпиклетические тексты ..............................................93
Анафоры Иоанна Златоуста и Двенадцати апостолов..................94
Анафора св. Василия Великого (ВАС) ................................................95
а) Освятительные слова: «покажи» versus «сотвори» .................96
б) Просительная молитва о превращении в ЗЛАТ .....................97
2. Интерпретируя традицию — Theologia prima................................98
3. Theologia secunda.....................................................................................99
III. КАТОЛИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ......................................................................100
IV. НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ......................................................................106
1. Об уравновешенном подходе ко всей традиции в целом...........106
2. Два литургических выражения двух типов литургического
богословия...................................................................................................109
V. ВЫВОДЫ........................................................................................................115
ВКЛАД ВОСТОЧНОЙ ЛИТУРГИИ В ПОНИМАНИЕ
ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.....................................................123
I. Восточная литургия и западное понимание христианского
богослужения.............................................................................................126
II. Восточное богослужение и литургическая наука.........................137
III. Восточное богослужение между мифом и реальностью..........143
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
7
ГОРА АФОН: ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ
ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА...................................................................... 149
Введение...................................................................................................... 149
Источники.................................................................................................. 151
Студитский синтез ................................................................................... 156
Студитский обряд Афона ...................................................................... 159
Ипотипосис преп. Афанасия Афонского....................................... 159
От агиополитов к агиоритам. Грузия и ее связи с Афоном....... 162
1. Св. Евфимий ................................................................................... 163
2. Синаксарий и лекционарий св. Георгия Мтацминдели..... 165
Характеристика студитского чина.................................................... 167
Неосавваитский синтез ........................................................................... 169
Агрипния ................................................................................................ 170
Канон........................................................................................................ 172
Псалтырь................................................................................................. 176
Неосавваитский обиход на Афоне....................................................... 178
Филофей Коккин и исихастское господствующее влияние....... 178
«Диатаксис священнослужения» патр. Филофея......................... 179
Афон и византийская Божественная литургия................................ 182
Филофеевский «Диатаксис Божественной литургии»................ 182
Заключение................................................................................................ 186
ВОЗВРАЩАЯСЬ К СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛИТУРГИКЕ АНТОНА
БАУМШТАРКА................................................................................................ 188
I. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 188
IΙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ И ЕЕ «ЗАКОНЫ»........................................... 192
1. Общие принципы................................................................................ 195
2. Частные законы..................................................................................... 197
a. Тексты................................................................................................... 197
b. Структуры, действа и их символизация..................................... 198
III. ОЦЕНКА «ЗАКОНОВ» БАУМШТАРКА ....................................................... 199
IV. ДОБАВЛЕНИЕ К ЗАКОНАМ БАУМШТАРКА............................................... 211
V. ОЦЕНКА СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА........................................................ 223
VI. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ «ЗАКОНЫ» БАУМШТАРКА ЗАКОНАМИ?......................... 226
VI. ВНЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛИТУРГИКИ.......................................................... 231
Почему история?...................................................................................... 232
Изучение литургии: практическое, историческое или
теоретическое? .......................................................................................... 234
Литургическая научная школа и экуменизм.................................... 236
Стр.7
8
Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛИТУРГИЯ? К ВОПРОСУ О СОТЕРИОЛОГИИ
ЛИТУРГИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ: НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ..............240
Тезис 1 ..........................................................................................................241
Тезис 2 ..........................................................................................................241
Тезис 3 ..........................................................................................................242
Тезис 4 ..........................................................................................................242
Тезис 5 ..........................................................................................................243
Тезис 6 ..........................................................................................................243
Тезис 7 ..........................................................................................................244
Тезис 8 ..........................................................................................................244
Тезис 9 ..........................................................................................................245
Тезис 10 ........................................................................................................245
Тезис 11 ........................................................................................................245
Тезис 12 ........................................................................................................246
Тезис 13 ........................................................................................................246
Тезис 14 ........................................................................................................247
Тезис 15 ........................................................................................................248
Тезис 16 ........................................................................................................249
ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ АНАФОРА ВОЗНОСИЛАСЬ ТАЙНО ИЛИ
ГЛАСНО?............................................................................................................253
А. КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ
МОЛИТВЫ В ПОЗДНЮЮ АНТИЧНОСТЬ............................................................255
Ι. Личная гласная молитва в Библии....................................................257
II. Личные молитвы вслух в античном язычестве..............................258
III. Христианская личная молитва вслух в святоотеческий период
........................................................................................................................259
1. Никита Ремесианский († после 414)............................................261
2. Цезарий Арльский († после 452)....................................................262
3. Августин (†430) ...................................................................................262
IV. Чтение вслух в языческой и христианской античности............263
Β. ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ: ТАЙНЫЕ ИЛИ
ГЛАСНЫЕ?..........................................................................................................272
Ι. Христианская литургическая молитва в эпоху спонтанности...273
1. Ι/II столетие..........................................................................................273
а. Дидахе (ок. 90–100) .........................................................................273
b. Х послание Плиния имп. Траяну (ок. 111–114) ......................274
c. Иустин Мученик, Апология Ι (ок. 150) ......................................275
d. Ириней (ок. 13o-ca. 200), Против ересей ..................................275
2. Источники III/IV века........................................................................276
а. Ориген (ок. 185—ок. 254)...............................................................276
b.Дионисий Александрийский (ок. 257).......................................276
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ
9
c. Киприан (†258) О единстве кафолической церкви............... 277
d.Дидаскалия (III век) ....................................................................... 278
e.Апостольское предание (III-IV в.) ............................................... 278
f. Василий Великий (†379)................................................................ 281
II. Христианская литургическая молитва в эпоху
фиксированных богослужебных тесктов............................................ 281
1. Общение в молитве .......................................................................... 281
2. Послание папы Иннокентия I Децентию из Губбио (416 г.).. 282
3. Мелания Новая (†439) ...................................................................... 283
4. «Луг духовный» Иоанна Мосха (ок. 600 г. )................................. 284
III. Упадок традиции ............................................................................... 286
1. Феодор Мопсуестский (†428).......................................................... 286
2. 17-я Гомилия Псевдо-Нарсая (VI в. ) ........................................... 287
3. Иаков Саругский (†521) ................................................................... 288
4. Юстиниан, Новелла 137 ( 565 г.) .................................................... 289
5. Римские чины .................................................................................... 291
C. ПОЗДНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И
КОММЕНТАРИЕВ .............................................................................................. 292
Ι. Византийские комментаторы ............................................................ 292
1. «Мистагогия» Максима Исповедника (ок. 630 г.) ..................... 292
2. «Церковная история» свт. Германа (ок. 730 г.)........................... 293
3. Никита, синкелл и хартофилакс Великой Церкви (вторая
половина XI в.) ....................................................................................... 293
4. «Протеория» (ок. 1085–1095 гг.) ..................................................... 294
II. Армянские комментаторы................................................................ 295
1. Хосров Андзеваци (ок. 950 г.) ......................................................... 295
2. Нерсес Лампронаци (1153–1192 гг.).............................................. 296
III. Богослужебные списки ..................................................................... 296
1. Списки армянского Патарага. ....................................................... 296
2. Византийские евхологические рукописи.................................... 297
D. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 298
БЫЛО ЛИ ТРАДИЦИОННО ДЛЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ ЧТЕНИЕ
ВСЛУХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВ?...................................................... 303
1. Ранняя традиция .................................................................................. 303
2. Что произошло с этой традицией?................................................. 305
3. Что нам делать сейчас? ....................................................................... 307
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДЕЛО 25 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ АЛЕКСАНДРА
ШМЕМАНА (1921–1983): ЧЕЛОВЕК И ЕГО НАСЛЕДИЕ..................... 311
Православные литургические исследования в годы после
Шмемана..................................................................................................... 313
Стр.9
10
Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II
Возрождение литургических исследований в России.....................315
Историко-критические и текстологические исследования............316
Новые находки...........................................................................................317
Новые методы ............................................................................................319
Литургия снизу ..........................................................................................320
Реалии «повседневности»........................................................................325
Литургическое богословие и «феномен Шмемана» двадцать пять
лет спустя.....................................................................................................329
Заключение.................................................................................................350
КОГДА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИЗЧЕЗ КАТЕХУМЕНАТ?..............351
Катехуменат в Великой Церкви.............................................................351
Возраст крещения в Константинополе................................................354
Баптистерии как материальный источник.........................................355
Катехумены.................................................................................................359
Заключение.................................................................................................365
МАТЕРИАЛЫ ОБ АВТОРЕ............................................................................367
ИНТЕРВЬЮ С ПРОФ. РОБЕРТОМ Ф. ТАФТОМ....................................367
I. Общая часть: Ваше собственное «я»..................................................367
II. Четыре кардинальных пункта: четыре стороны компаса ..........387
III. Голоса мира ..........................................................................................391
IV. Прогулка вокруг самосознания.......................................................395
V. Пять чувств.............................................................................................398
УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ...........................................................................401
ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................403
Стр.10