Особое внимание уделяется опыту военных репортеров,
представляющих известные российские СМИ, приемам и навыкам
получения, обработки и передачи для публикации информации
в условиях боевых действий, обеспечения личной безопасности
журналиста. <...> Журналистика вооруженных конфликтов в этом смысле – надежный поставщик животрепещущих фактов и аналитики, а также
зрелища, которое вполне вписывается в концепцию «инфотейтмента», суть которой определяется простой формулой: «Информируя –
развлекай, развлекая – информируй». <...> Значительное количество публикаций, рассказывающих об опыте работы в зонах боевых действий, появившихся в профессиональных печатных и интернет-изданиях, создание масштабных по объему
и тематике сетевых ресурсов, например Центра экстремальной журналистики с накапливаемой Библиотекой специализированных
материалов, также говорит о том, что это направление становится
одним из наиболее востребованных и перспективных. <...> В соответствии с позицией в том или ином сегменте рынка
каждое средство массовой информации ищет свои пути к освещению вооруженных конфликтов, которых, к сожалению, не становит3
Введение
ББК Ч612.18я73-1
А62
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
факультета журналистики
(протокол № 5 от 16 марта 2010 г.)
Рецензенты: <...> Особое внимание уделяется опыту военных репортеров,
представляющих известные российские СМИ, приемам и навыкам
получения, обработки и передачи для публикации информации
в условиях боевых действий, обеспечения личной безопасности
журналиста. <...> Журналистика вооруженных конфликтов в этом смысле – надежный поставщик животрепещущих фактов и аналитики, а также
зрелища, которое вполне вписывается в концепцию «инфотейтмента», суть которой определяется простой формулой: «Информируя –
развлекай, развлекая – информируй». <...> Значительное количество публикаций, рассказывающих об опыте работы в зонах боевых действий, появившихся в профессиональных <...>
Пресса_в_современных_вооруженных_конфликтах_теория_и_дискурсивная_практика.pdf
В. М. Амиров
ПРЕССА
В СОВРЕМЕННЫХ
ВООРУЖЕННЫХ
КОНФЛИКТАХ
Учебное пособие
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А. М. ГОРЬКОГО
В. М. Амиров
ПРЕССА В СОВРЕМЕННЫХ
ВООРУЖЕННЫХ
КОНФЛИКТАХ:
ТЕОРИЯ И ДИСКУРСИВНАЯ
ПРАКТИКА
Учебное пособие для студентов,
обучающихся по направлению 030600 «Журналистика»,
специальность 030601 «Журналистика»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2010
Стр.3
ББК Ч612.18я73-1
А62
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
факультета журналистики
(протокол № 5 от 16 марта 2010 г.)
Рецензенты:
Л. В. Хабаров, кандидат философских наук,
начальник Института военно-технического образования
и безопасности Уральского федерального университета;
С. Недоступ, главный редактор
газеты «Уральские военные вести»
Приволжско-Уральского военного округа
Амиров В. М.
А62
Пресса в современных вооруженных конфликтах:
теория и дискурсивная практика : учеб. пособие / В.
М. Амиров. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,
2010. – 140 с.
ISBN 978-5-7996-0557-5
В пособии рассматриваются теоретические и практические
аспекты журналистики вооруженных конфликтов последнего времени.
Особое внимание уделяется опыту военных репортеров,
представляющих известные российские СМИ, приемам и навыкам
получения, обработки и передачи для публикации информации
в условиях боевых действий, обеспечения личной безопасности
журналиста.
ББК Ч612.18я731
ISBN
978-5-7996-05575
©
ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет им. А. М. Горького», 2010
© Амиров В. М., 2010
2
Стр.4
Введение
Рыночная экономика, принципы которой все более утверждаются
в России после семи десятилетий социализма, ставит перед
средствами массовой информации задачу создания конкурентоспособного
журналистского продукта, который мог бы продаваться как
сам по себе, так и в качестве медиаканала для рекламы. Именно
рекламные поступления становятся сегодня основной доходной статьей
газет, журналов, радиостанций и телекомпаний. Необходимость
наращивания этих доходов постоянно повышает планку требований
к качеству журналистики и ее обращенности к темам, волнующим
читателей и зрителей. Чем больше журналистика разрабатывает
«горячих» информационных поводов, тем соответственно выше ее
рейтинг у покупателей, ежедневно приходящих к киоскам «Роспечати»
или включающих телевизоры в надежде увидеть что-то
интересное.
Журналистика вооруженных конфликтов в этом смысле – надежный
поставщик животрепещущих фактов и аналитики, а также
зрелища, которое вполне вписывается в концепцию «инфотейтмента»,
суть которой определяется простой формулой: «Информируя –
развлекай, развлекая – информируй».
Можно по-разному относиться к такой рационализации подхода
к поиску и интерпретации информационных поводов, но нельзя
отрицать очевидное: средство массовой информации, игнорирующее
темы, относимые к вооруженным конфликтам различного происхождения,
вряд ли может претендовать на лидерство на медийном рынке,
а значит на высокие доходы.
Значительное количество публикаций, рассказывающих об опыте
работы в зонах боевых действий, появившихся в профессиональных
печатных и интернет-изданиях, создание масштабных по объему
и тематике сетевых ресурсов, например Центра экстремальной журналистики
с накапливаемой Библиотекой специализированных
материалов, также говорит о том, что это направление становится
одним из наиболее востребованных и перспективных.
В соответствии с позицией в том или ином сегменте рынка
каждое средство массовой информации ищет свои пути к освещению
вооруженных конфликтов, которых, к сожалению, не становит3
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Журналистика вооруженных конфликтов:
история и современность ........................................................... 7
1.1. Вооруженный конфликт как объект
журналистского исследования ............................................. 7
1.2. Журналисты на войнах трех столетий ................................. 9
1.3. Фронтовая журналистика как профессия.
Задачи, стоящие перед журналистом
в «боевой» командировке .................................................... 15
1.4. Журналистика войны: основные опасности ......................
19
1.5. Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности
журналистов в горячих точках ............................................ 21
Глава 2. Правовые аспекты работы журналиста
в зонах вооруженных конфликтов ......................................... 25
2.1. Российское законодательство о работе журналиста
в зонах вооруженных конфликтов ...................................... 26
2.2. Международное право о работе журналиста
в зонах вооруженных конфликтов ...................................... 28
Глава 3. Подготовка журналиста к командировке
в зону вооруженного конфликта ............................................. 32
3.1. Изучение театра боевых действий ...................................... 32
3.2. Разработка маршрута командировки ................................. 37
3.3. Организация связи и передача
подготовленных материалов ............................................... 40
3.4. Одежда, снаряжение, экипировка ....................................... 42
3.5. Подготовка документов ....................................................... 43
Глава 4. Этика журналиста, работающего в зоне
вооруженного конфликта ........................................................ 49
4.1. Документы, регламентирующие этику
поведения журналиста ......................................................... 49
4.2. Факторы, влияющие на травмогенность
Стр.140
журналистских материалов ................................................ 54
Глава 5. Проблемы получения и проверки информации
в зоне вооруженного конфликта ............................................ 59
5.1. Основные проблемы получения информации ...................
59
5.2. Основные методы проверки поступающей журналисту
информации. Обеспечение объективности материалов
..... 63
5.3. Взаимодействие журналиста с пресс-центрами,
развернутыми в зонах вооруженных конфликтов ..............
68
Глава 6. Информационная война как фактор работы журналиста
в зоне вооруженного конфликта .............................................. 71
6.1. Задачи, решаемые сторонами конфликта с помощью
использования приемов информационной войны .............
72
6.2. Приемы информационной войны, реализуемые
в публикациях СМИ ............................................................. 74
Глава 7. Образ героя в публикациях из зоны вооруженного
конфликта .................................................................................... 83
Глава 8. Анализ вооруженных конфликтов
в журналистских материалах ............................................... 96
Глава 9. Перспективы развития журналистики
вооруженных конфликтов ...................................................... 105
Приложение .............................................................................................. 110
Список использованной литературы ....................................................... 135
Стр.141
Учебное издание
Амиров Валерий Михайлович
ПРЕССА В СОВРЕМЕННЫХ
ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ:
ТЕОРИЯ И ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА
Учебное пособие
Редактор и корректор Т. А. Федорова
Компьютерная верстка Г. Б. Головиной
ISBN 978-5-7996-05575
9
785799 605575
План изданий 2010 г., поз. 50. Подписано в печать 08.10.10.
Формат 60ґ84/16. Гарнитура Times New Roman.
Уч.-изд. л. 7,8. Усл. печ. л. 8,1. Тираж 400 экз. Заказ
.
Издательство Уральского университета.
620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51.
Отпечатано в ИПЦ «Издательство УрГУ».
620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Стр.142