Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Научная мысль Кавказа

Научная мысль Кавказа №1 2005 (290,00 руб.)

0   0
Страниц81
ID225534
Аннотацияотражены результаты фундаментальных исследований ученых вузов и других научных учреждений по различным отраслям знаний и культуры.
Научная мысль Кавказа .— 2005 .— №1 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/225534 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Северо-Кавказский научный центр высшей школы Регистрационный N9 013154 от 21 Декабря 1994 г. Комитета Россш71ской Федерацгш ПО печати Издается с 1995 г. Периодичность 4 номера B год N9 1 (41) 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ. <...> Партизанское движение на Кубани и Ставрополье B годы Велшсой Отечествеъшой войшы: историография проблемы . <...> 55 НАРОДЫ КАВКАЗА: Битова ЕЕ Между христианством и исламом: религи ТРАДРЩРШ И озньп71 аспект россш71ской ашшшистрат'ивной полип/пси на СОВРЕМЕННОСТЬ Северном Кавказе B XIX веке (балкарские общества) ......... .. <...> НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА 2005 Первым, кто усомнился в пользе применения картезианской методологШ/т и в ограниченности применения методов классической физш<и в биологи/1, был Анри Бергсон [2]. <...> Спустя 100 лет “Дарвин ХХ века” 100-летнш71 Эрнст Майр, повторил почти те же слова, что и Анри Бергсон, сопроводив их весьма сходными аргументами, главные из которых 7 высокая роль случа17шостей в биолопш и рандомизация множествеьшости биологических систем. <...> Майр в последние годы вообще не употребляет словосочетания “теоретическая” или “эволюционная” биолошя, предпочитая терMI/H-I “историческая” биолошя, но вкладывает в него не описательный, а эволюционный смысл. <...> Поэтому невозможно построить базис Для анализа истинных механизмов эволюшш Живого. <...> НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА 2005 N9 1 5 Впрочем, все He столь трагично 7 не только потому, что большгишство людей, не имеющих биологического образования, гиштуитивно отличают живое и неживое. <...> Кршс На пути к созданию цельной теории эволюшш история биолопш расставила крупные вехи 7 K. <...> То, что идеология “творческой” роли естественного отбора 7 B большей степени недоразумение, нежели реальньп71 закон природы, в XXI B. признал даже Эрнст Майр, которьп71 на протяжентиш всего ХХ B. <...> JIaTaJI и надстраивал “чистый” дарвинизм: “Для некоторых биологов стало шоком понимание того, что естественный отбор, строго говоря, не является процессом <...>
Научная_мысль_Кавказа_№1_2005.pdf
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Северо-Кавказский научный центр высшей школы Регистрационный №013154 от 21 декабря 1994 г. Комитета Российской Федерации по печати Издается с 1995 г. Периодичность 4 номера в год № 1 (41) 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ. ИДЕИ. НАУКА НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Гуськов Е.П. Коммуникативность как фактор органической эволюции ........................................................................................ 3 Селюнина Н.В., Малышева Е.М. Экономика Юга России в 1941–1945 гг. ............................................................................ 18 Кринко Е.Ф. Партизанское движение на Кубани и Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: историография проблемы ............................................................ 27 НАУКА. ОБЩЕСТВО. РЕЛИГИЯ Нечипуренко В.Н. Влияние арабского неоплатонизма на учение Соломона ибн Габироля об универсальной материи.... 36 Залиханов М.Ч., Лосев К.С., Шелехов А.М. Современный терроризм и экологическая безопасность .................................. 45 Манкиев А.А. Об истоках чеченского кризиса ....................... 50 Абдулагатов З.М. Дагестан и Татарстан: две тенденции в конфессионально-государственных отношениях, определяемых российским исламом ................................................................... 55 НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТРАНИЧКА ГАЗЕТЫ “ДАР” (Рубрику ведет Н.В. Забабурова) Битова Е.Г. Между христианством и исламом: религиозный аспект российской административной политики на Северном Кавказе в XIX веке (балкарские общества) ........... 65 Забабурова Н.В. “И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…” .............................................................. 76 Abstracts ................................................................................. 82 НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА 2005 ¹ 1 1
Стр.1
В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ РЕДАКЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПУБЛИКОВАТЬ: • Основания экономической генетики • Концепция ноосферы В.И. Вернадского и ее применение в Экономической теории • Этнос в современном мире: исторический реликт или фактор цивилизационного развития? • Из истории связей Дагестана с иранским миром (в древности и раннем средневековье)
Стр.2
ВРЕМЯ. ИДЕИ. НАУКА НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧИЛЕТИЙ КОММУНИКАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Е.П. Гуськов Биолог должен руководствоваться хорошим рабочим правилом, что эволюция гораздо умнее его. Ф. Крик БИОЛОГИЯ КАК НЕТОЧНАЯ НАУКА …Мы не можем даже представить себе, как возможно подвергать математическим операциям органическое творчество,эволюционные явления, составляющие жизнь Анри Бергсон является срединной наукой, так как основание – это точные науки, вершина – гуманитарные, а биология располагается между ними. В основе методологии точных наук леЕ жит крайняя формализация свойств изучаемых объектов, достигаемая путем использования математических приемов анализа. Если описание природного явления или процесса осуществляется путем использования двух или трех количественных параметров, то оно приобретает силу закона. Эти законы всегда редукционны, поскольку не претендуют на всеобщность. В отличие от точных, гуманитарные науки сосредоточивают свое внимание на изучении качественных сторон окружающего мира. Их результаты отражены в многочисленных философских, религиозных, политических и экономических конструкциях, претенГуськов Евгений Петрович — доктор биологических наук, заведующий кафедрой генетики Ростовского государственного университета, директор Научно-исследовательского института биологии РГУ. НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА дующих на всеобщность и преподносимых нередко как истины в последней инстанции. Биология все еще продолжает метаться между этими двумя научными подходами. Одна из причин такого состояния кроется в неспособности биологов рационально распорядиться богатейшим фактологическим материалом и вписать его в рамки непротиворечивой эволюционной прогностической модели. Поскольку реальность живых систем сли науки представить себе в виде песочных часов, то становится понятным, что биология несомненна, они, по традиции, исследуются на основе методологии анализа физических и химических явлений, предложенной еще Декартом: “Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех лишних представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же количество возможных частей посредством энумерации” [1]. Этот метод, получивший название редукционизма, был экстраполирован из физики на биологические объекты. Сначала применение данного метода в биологии казалось весьма перспективным. Разлагая клетку на элементы, биологи надеялись понять сущность живого, но всегда останавливались на границах между физикой и химией, с одной стороны, и телеологией и витализмом – с другой. Доказательство того, что функционирование биологических систем действительно подчиняется фундаментальным физико-химическим законам, помогло создать мощную научную индустрию, весьма далекую от биологии, но так и не позволило ответить на вопрос, что такое “живое”. Однако редукционизм оказался живучим, поскольку психологически успокаивал биологов в приверженности материализму и в нетерпимости к витализму и телеологии. 2005 ¹ 1 3
Стр.3