Спрос, предложение и рыночное равновесие
Основные термины
Рынок - система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и
покупателей для определения цены и необходимого количества товара. <...> Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем
спроса. <...> Закон убывающей производительности факторов производства
позволяет понять, почему кривые спроса на готовый продукт имеют
отрицательный наклон. <...> Эластичность спроса и предложения
Основные термины
Эластичный спрос - спрос, для которого коэффициент ценовой
эластичности выше единицы, то есть объем спроса изменяется в большей
степени, чем цена. <...> Спрос единичной эластичности - спрос, для которого коэффициент
ценовой эластичности равен единице, то есть цена и объем спроса изменяются в
одинаковой степени. <...> Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением
продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как: <...> Ценовая эластичность на протяжении всей кривой спроса не
изменяется. <...> Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной
полезности блага с ростом его количества. <...> Общая полезность (TU) - совокупная полезность всех потребляемых благ. <...> Предельная полезность (MU) - полезность последней единицы
потребляемого блага; прирост общей полезности при увеличении потребления
данного блага на единицу
Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами,
присущими самому товару. <...> Кривая безразличия - кривая, отражающая наборы двух продуктов,
имеющие одинаковую полезность. <...> Бюджетная линия - линия, графически отображающая множество наборов
продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат. <...> Равновесие потребителя - состояние потребителя, при котором он
покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь
располагаемый доход и максимизирует полезность; точка касания линии
бюджетного ограничения с кривой безразличия. <...> Кривая «цена-потребление» - кривая, соединяющая при изменении цен
все <...>
Основы_экономической_теории_практикум._Часть_2_Учебное_пособие.-_Казань_КИ_(филиал)_РГТЭУ,_2009.-_168_с..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Казанский институт (филиал)
А. В. Осипов
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ПРАКТИКУМ
ЧАСТЬ 2
Учебное пособие
Казань
2009
Стр.1
УДК 330
ББК 65.01
О 74
Печатается по решению Учебно-методического совета Казанского
института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Рецензенты:
Насыров М.К. - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой
экономики Казанского института (филиала) РГТЭУ
Гоцуляк И.Ф.
- кандидат экономических наук, доцент кафедры
макроэкономики и экономической теории Казанского государственного
финансово-экономического института
О 74 Осипов А. В. Основы экономической теории: практикум. Часть 2:
учебное пособие. - Казань: КИ (филиал) РГТЭУ, 2009. – 168 с.
ISBN 5-88846-003-6
Данное учебное пособие позволяет закрепить материал, изучаемый в рамках
учебного курса «Экономическая теория». Содержит готовые ответы, поэтому
может быть использовано для самостоятельной работы.
Составлено в соответствии с государственным стандартом высшего
профессионального образования. Предназначено для студентов и
преподавателей экономических вузов и факультетов.
ISBN 5-88846-003-6
© А. В. Осипов, 2009
© Оформление РИЦ «Школа», 2009
2
Стр.2
Предисловие
Настоящий практикум призван закрепить материал учебной дисциплины
«Экономическая теория». Возможно его использование для самостоятельной
работы студентов и самоконтроля с целью выяснения глубины и прочности
усвоения конкретных тем курса. Кроме того, данное пособие помогает
преподавателю осуществлять оперативный контроль за подготовкой студентов к
семинарским занятиям и может быть использовано при промежуточной оценке
их знаний.
Дидактические единицы, упоминаемые в глоссарии в начале каждой темы,
являются целесообразным минимумом, которым должен овладеть студент в
соответствии с государственным стандартом высшего профессионального
образования.
Тестовые задания охватывают ключевые проблемы современной
экономической теории. Тестирование осуществляется двумя способами: 1)
выбор единственно правильного ответа на вопрос из нескольких предложенных;
2) оценка правомерности предлагаемых утверждений. С целью самопроверки в
практикуме приводятся готовые ответы на предлагаемые тестовые задания.
Наличие готовых ответов по каждой теме позволяет наглядно
продемонстрировать логику экономического мышления.
Выбирать задания следует на основании конкретных учебных программ и
уровня подготовки студентов. Успешное выполнение всех тестов предполагает
привлечение литературы, рекомендованной кафедрой.
3
Стр.3
Тема 1. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Основные термины
Рынок - система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и
покупателей для определения цены и необходимого количества товара.
Закон спроса - принцип, который выражает обратную зависимость между
ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных
условиях).
Закон предложения - принцип, который выражает прямую зависимость
между ценой товара и величиной его предложения (при прочих равных
условиях).
Рыночное равновесие - способность конкурентных сил спроса и
предложения устанавливать цену, при которой их объемы уравновешиваются.
Равновесная цена - цена, уравновешивающая величины спроса и
предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.
Излишек (выигрыш) потребителя - суммарная разница между ценами,
которые потребитель готов платить за разные количества товара, и ценами,
которые он в действительности платит.
Излишек (выигрыш) производителя - разница между валовыми доходами
и полными затратами производителя.
Рыночный спрос
-
сумма величин индивидуального спроса,
предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар при разных ценах
из общего ряда предлагаемых цен.
Рыночное предложение - разные количества продукта, которые желают,
способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по
каждой конкретной цене из ряда возможных в течение данного времени.
Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара
и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой
товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на
рынке.
Величина (объем) спроса - количество продукта, которое могут и хотят
купить потребители по данной цене в данное время.
Величина (объем) предложения - количество конкретного продукта,
которое производитель может, хочет произвести и продать в данное время по
данной цене.
Изменение объема спроса - изменение количества товара, которое
4
Стр.4
потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих
равных условиях).
Изменение объема предложения - изменение количества товара, которое
производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на
этот товар.
Изменение спроса - изменение количества товара, которое хотят и могут
купить потребители, связанное с действием неценового фактора.
Изменение предложения - изменение количества товара, которое
производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового
фактора.
Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый одним потребителем.
Принцип убывающей предельной полезности - принцип, в соответствии с
которым каждая последующая единица товара обладает меньшей полезностью
для потребителя, в связи с чем он согласен покупать дополнительные единицы
продукта только при условии снижения цены.
Эффект дохода - при снижении цен на данный товар потребитель имеет
возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других
товаров.
Эффект замещения - стремление покупателя к приобретению более
дешевых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.
Взаимодополняемые товары - пары товаров, для которых рост цены
одного приводит к падению спроса на другой.
Взаимозаменяемые товары - такие пары товаров, для которых рост цены
одного приводит к росту спроса на другой.
Товары Гиффена - неполноценные товары, которые занимают большой
удельный вес в бюджете потребителя, поэтому величина спроса на них растет с
увеличением цены.
Тесты
1.1. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше
товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
1.2. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны,
проявляется:
5
Стр.5