Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений (286,00 руб.)

0   0
Первый авторВизитей Н. Н.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц184
ID225195
АннотацияКнига посвящена анализу актуальных проблем современной теории физической культуры и путей преодоления кризисного состояния, в котором она в настоящее время находится. С позиций философской антропологии рассматриваются феномены: человеческая культура, культура физическая, телесность человека и его физические качества, двигательное действие человеческого индивида и его здоровье. Проводится анализ научной, художественной и спортивной деятельностей в отношении их возможности выступить в качестве фактора оптимизации режима функционирования человеческого тела, средства совершенствования физической культуры личности.
Кому рекомендованоКнига адресована научным работникам, преподавателям и студентам вузов физической культуры и спорта, а также всем, кого интересуют философские проблемы человеческой телесности.
ISBN978-5-9718-0353-9
УДК796/799
ББК75.1
Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : [философские очерки] / Н.Н. Визитей .— Москва : Советский спорт, 2009 .— 184 с. — (Спорт без границ) .— ISBN 978-5-9718-0353-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/225195 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 796/799 ББК 75.1 В41 Серия основана в 2008 году Автор: Визитей Николай Николаевич, доктор философии, професD сор, действительный член Международной академии наук высшей школы (г. Москва), членDкорр. <...> Награжден Золотой медалью за работы по социологии спорта. <...> С позиций философской антропологии рассматриваются феномеD ны: человеческая культура, культура физическая, телесность человека и его физические качества, двигательное действие человеческого индиD вида и его здоровье. <...> За данным обстоятельством, при блиD жайшем рассмотрении, стоит, однако, другое, существенно в больD шей степени, чем названное, судьбоносное для теории физической культуры: те методологические парадигмы, которые здесь реалиD зуются, не являются в должной мере адекватными тем задачам, которые данная теория ставит перед собою в качестве основополаD гающих. <...> Cложившаяся ситуация является не только напряженной, по сути дела кризисной, но и в определенном смысле парадоксальной, и эта парадоксальность состоит в том, что по таким вопросам, как «что есть человеческая телесность», «в чем суть феномена физичеD ская культура и как культурное сопрягается на уровне человека с природным», «каково глубинное экзистенциальноDсмысловое содержание двигательного действия человека», «при каких условиD ях физические качества человека могут получить статус личностD ных его качеств» – по этим и многим другим вопросам, являющимся первостепенно важными для теории физической культуры, к сегодD няшнему дню накоплен громадный фактологический материал и осуществлены содержательные теоретические разработки в фиD лософской антропологии, культурологи, социологии, психологии, которые, однако, теорией физической культуры фактически не приD нимаются во внимание. <...> Она представляет собой 9 относительно самостоятельных очерков, посвященных наиD 7 Предисловие более важным проблемам теории физической культуры (сущность физической культуры, социальноDкультурный <...>
Теория_физической_культуры_к_корректировке_базовых_представлений..pdf
Стр.1
УДК 796/799 ББК 75.1 В41 Серия основана в 2008 году Автор: Визитей Николай Николаевич, доктор философии, профес сор, действительный член Международной академии наук высшей школы (г. Москва), членкорр. Украинской академии наук, Лауреат премии Госкомспорта СССР за лучшие научноисследовательские ра боты в области физической культуры и спорта. Награжден Золотой медалью за работы по социологии спорта. В настоящее время живет и работает в г. Кишиневе (Республика Молдова). В41 Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. – М. : Советский спорт, 2009. – 184 с. («Спорт без границ»). ISBN 9785971803539 Книга посвящена анализу актуальных проблем современной тео рии физической культуры и путей преодоления кризисного состояния, в котором она в настоящее время находится. С позиций философской антропологии рассматриваются феноме ны: человеческая культура, культура физическая, телесность человека и его физические качества, двигательное действие человеческого инди вида и его здоровье. Проводится анализ научной, художественной и спортивной деятельностей в отношении их возможности выступить в качестве фактора оптимизации режима функционирования челове ческого тела, средства совершенствования физической культуры лич ности. Книга адресована научным работникам, преподавателям и студен там вузов физической культуры и спорта, а также всем, кого интере суют философские проблемы человеческой телесности. УДК 796/799 ББК 75.1 ISBN 9785971803539 © Н. Н. Визитей, 2009 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................ 6 Очерк 1 ТУПИКИ И ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...................................................................... 9 Вводные замечания ...................................................................................... 9 Феномен культуры: традиции его понимания в сфере наук о физической культуре и спорте ........................................................... 10 Двигательные способности человека: суть феномена (предварительные замечания)................................................................. 18 Понятие «физическая культура»: издержки позитивистски ориентированных определений............................................................... 22 «Двигательные качества» как традиционный предмет теории физического воспитания ........................................................................... 24 Парадоксы в оценках физкультурной и спортивной деятельностей как следствие неполноценности соответствующих теоретических представлений........................... 27 Очерк 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ.................. 30 Вводные замечания ...................................................................................... 30 Культура как сопряжение социального и природного.................. 30 Человекообразующая функция культурного акта.......................... 33 Телесность – один из главных предметов современной гуманитарной науки ..................................................................................... 35 Культура как метафизически ориентированный процесс .......... 37 О средствах совершенствования физической культуры личности ............................................................................................................ 41 Очерк 3 ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...................................................................... 43 Вводные замечания ...................................................................................... 43 Позитивистская методология и ее просчеты при анализе двигательного действия.............................................................................. 43 Двигательное действие как предмет гуманитарного знания ..... 47 «Чувство среды», «чувство тела» и их координация при осуществлении действия .................................................................. 53 Сознание и действие ................................................................................... 56 3
Стр.3
Содержание Динамика человеческого бытия и процесс действия................... 60 Эффективность «свободного действия»............................................ 63 Действие: главные условия его успешного выполнения и продуктивного анализа........................................................................... 66 Очерк 4 ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Часть первая) ......................................................................... 68 Вводные замечания ...................................................................................... 68 Тело человека как первичный культурный объект ........................ 68 «Возвращенное действие» как основополагающий акт процесса рефлексивного бытия телесности ...................................... 71 Механизм возвращенного действия на первых этапах социализации индивида............................................................................. 73 «Я–другой» – пространство человеческой телесности ............... 76 Человеческая телесность в режиме экстериоризации и интериоризации......................................................................................... 78 Восприятие как совосприятие............................................................... 80 Очерк 4 ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Часть вторая) ........................................................................ 82 Социальное и органическое: изоморфизм структур .................... 82 Социальноприродная дисгармония: ее причины, экзистенциальносмысловые и психосоматические проявления ....................................................................................................... 85 О сущности феномена «физические качества личности» (вводные положения) ................................................................................. 90 Метафизический характер человеческих способностей ............ 93 Сила как личностное качество и факторы, определяющие ее проявление .................................................................................................. 95 Диалогический характер человеческой способности................... 98 Очерк 5 ТЕОРЕТИКОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ........ 102 Вводные замечания ...................................................................................... 102 Основные трудности, связанные с попытками осуществления теоретикопознавательного акта ............................................................. 103 О попытках целостного рассмотрения феномена «человек» .... 105 Методологические принципы сопряжения объективного и субъективного планов бытия предмета в процессе его научного и философского анализа ................................................ 111 4
Стр.4
Содержание Понимание и сопутствующий ему режим телесности................. 114 Знание «как» и знание «что»: сопоставительное рассмотрение ................................................................................................... 118 Сочувствующая объективность .............................................................. 120 Очерк 6 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ............................................................................................................. 126 Вводные замечания ...................................................................................... 126 Художественное творчество: общие особенности процесса....... 126 О метафизической природе художественного предмета............ 128 Онтологический статус художественного предмета ..................... 132 Художественный процесс и человеческая телесность .................. 135 Художественный акт и акт теоретикопознавательный: сопоставительный анализ .......................................................................... 137 Человекосозидающий характер актерской игры............................ 138 Очерк 7 БОЛЬШОЙ СПОРТ КАК ФЕНОМЕН ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................................................................ 141 Вводные замечания ...................................................................................... 141 Объективное содержание спортивной деятельности ................... 142 О попытках определения спорта как физической, игровой и воспитательной деятельности ........................................... 145 Методологические принципы анализа спорта как человекообразующего фактора....................................................... 148 Соревнование – универсальное общественное отношение; его социальнокультурный потенциал.................................................. 151 Специфика соревновательных отношений в спорте ..................... 154 Человекообразующий потенциал спорта ........................................... 157 Спорт как конфликтное соперничество ............................................. 163 Очерк 8 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА............ 167 Вводные замечания ...................................................................................... 167 О сущности феномена «здоровье» ........................................................ 168 Метафизический потенциал личности и ее здоровье.................. 170 Здоровье – цель или средство? .............................................................. 173 Здоровье спортсмена: потенциальные возможности и реальность ..................................................................................................... 175 О фитнесе ......................................................................................................... 177 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 182 5
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в теории физической культуры сложилась напряженная ситуация: в течение всех последних лет здесь не пре кращаются дискуссии о содержании тех понятий, которые состав ляют концептуальную основу данной науки. При этом реальное положение дела таково: спорящие стороны чаще всего не могут друг друга в чемлибо убедить. За данным обстоятельством, при бли жайшем рассмотрении, стоит, однако, другое, существенно в боль шей степени, чем названное, судьбоносное для теории физической культуры: те методологические парадигмы, которые здесь реали зуются, не являются в должной мере адекватными тем задачам, которые данная теория ставит перед собою в качестве основопола гающих. Cложившаяся ситуация является не только напряженной, по сути дела кризисной, но и в определенном смысле парадоксальной, и эта парадоксальность состоит в том, что по таким вопросам, как «что есть человеческая телесность», «в чем суть феномена физиче ская культура и как культурное сопрягается на уровне человека с природным», «каково глубинное экзистенциальносмысловое содержание двигательного действия человека», «при каких услови ях физические качества человека могут получить статус личност ных его качеств» – по этим и многим другим вопросам, являющимся первостепенно важными для теории физической культуры, к сегод няшнему дню накоплен громадный фактологический материал и осуществлены содержательные теоретические разработки в фи лософской антропологии, культурологи, социологии, психологии, которые, однако, теорией физической культуры фактически не при нимаются во внимание. Особенно значительным просчетом явля ется здесь то, что вне поля зрения данной теории оказываются те методологические подходы, которые в указанных науках успешно используются. В чем автор данной работы видит свою основную задачу? Прежде всего, мы должны стремиться к тому, чтобы навести концептуальные мосты между сферами физкультурноспортивной 6
Стр.6
Предисловие педагогики и философской антропологии. Однако взаимная отда ленность здесь очень велика, и надежда преодолеть разрыв на те оретическом уровне разово, одним броском, явно нереалистична. Поэтому наша цель состоит в том, чтобы по возможности более четко обозначить те берега, между которыми должны быть указан ные мосты проложены. Говоря более определенно, при написании данной работы мы стремились в первую очередь ознакомить чита теля со спецификой философского подхода к анализу тех проблем, которые в качестве первоочередных волнуют теорию физической культуры. Рассмотрение вопросов, связанных с непосредственным практическим использованием соответствующих результатов в рамках физкультурной и спортивной деятельностей нами отло жено для последующих публикаций. Тем не менее, на один аспект «практического приложения», по нашему мнению – очень важный, мы хотели бы обратить внимание уже сейчас. Анализ физической природы человека, следующий философ ским традициям, открывает широкую панораму процессов, в кото рые реально вовлечен человек, позволяет увидеть физические каче ства человека и совершаемые им деятельнопрактические акты в событийном контексте такого масштаба, который несоизмерим с масштабом их ви´дения в той ситуации, когда они являются пред метом исключительно естественнонаучного рассмотрения, остаю щегося по сей день преобладающим в сфере наук о физической культуре и спорте. Вполне очевидно, что уже само по себе адекват ное, неупрощенное представление о физической культуре способ ствует тому, чтобы человек, стремящийся к ее развитию, преуспел в этом. Причем преуспел не только, к примеру, в техническом совер шенствовании разучиваемого двигательного действия или в увели чении собственных физических кондиций, но и в освоении того об щекультурного потенциала, которым соответствующие акты реально обладают. К сказанному добавим: использование философского подхода при рассмотрении феномена «человек» позволяет модернизировать общетеоретическую платформу, на которой осуществляется разра ботка методических средств, используемых для решения конкрет ных педагогических задач в рамках физкультурной и спортивной практики. Несколько слов о структуре данной работы. Она представляет собой 9 относительно самостоятельных очерков, посвященных наи 7
Стр.7
Предисловие более важным проблемам теории физической культуры (сущность физической культуры, социальнокультурный потенциал двигатель ного действия, человеческая телесность, феномен здоровья – Очер ки 2, 3, 4–1, 4–2, 8), а также рассмотрению возможностей отдельных видов человеческой деятельности выступить в качестве процесса, обеспечивающего базисный (рефлексивный) режим работы чело веческой телесности, то есть возможность этих деятельностей быть средством развития физической культуры (Очерки 5, 6, 7). Пособие начинается очерком, в котором дана общая характеристика теоре тикопознавательной ситуации, сложившейся к сегодняшнему дню в сфере наук о физической культуре личности (Очерк 1). 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ