Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Ботаника, микробиология
и физиология растений» <...> М. В. Коваленко, В. М. Царевская
ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для студентов агрономического факультета
по направлению подготовки 110400.62 «Агрономия»
Кинель
РИЦ СГСХА
2012
1
УДК 581.1. <...> В методических указаниях в соответствии с рабочей программой по дисциплине
«Физиология и биохимия растений» приведены темы основных разделов и даны рекомендации по их изучению, представлен перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к экзамену и рекомендуемая литература. <...> © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012
© Коваленко М.В., Царевская В.М., 2012
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Физиология и биохимия растений – наука, изучающая процессы жизнедеятельности и их биохимические основы. <...> Основными разделами этой дисциплины
являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание,
водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология фо рмирования урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным
факторам среды. <...> В методических указаниях в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Физиология и биохимия растений» приведены темы основных разделов и
даны рекомендации по их изучению, представлен перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к экзамену и рекомендуемая литература. <...> Цель дисциплины «Физиология и биохимия растений»
Цель дисциплины – изучить физиологические процессы и связанные с ними
биохимические превращения веществ в клетках, тканях и целых растениях. <...> Задачи изучения дисциплины:
получение знаний
– о функциях структурных компонентов клетки;
– по физиологии и биохимии дыхания и фотосинтеза;
– о поглощении, передвижении минеральных веществ, их физиологической
роли и метаболизме в растении;
– о закономерностях роста и развития растения;
– о физиологических <...>
Физиология_и_биохимия_растений.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Ботаника, микробиология
и физиология растений»
М. В. Коваленко, В. М. Царевская
ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для студентов агрономического факультета
по направлению подготовки 110400.62 «Агрономия»
Кинель
РИЦ СГСХА
2012
1
Стр.1
УДК 581.1. (07)
ББК 41.2 Р
К-56
Коваленко, М. В.
К-56 Физиология и биохимия растений: методические рекомендации / М. В. Коваленко,
В. М. Царевская. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. – 23 с.
В методических указаниях в соответствии с рабочей программой по дисциплине
«Физиология и биохимия растений» приведены темы основных разделов и даны рекомендации
по их изучению, представлен перечень вопросов для самоконтроля и подготовки
к экзамену и рекомендуемая литература.
Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета
по направлению подготовки 110400.62 «Агрономия».
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012
© Коваленко М.В., Царевская В.М., 2012
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Физиология и биохимия растений – наука, изучающая процессы жизнедеятельности
и их биохимические основы. Основными разделами этой дисциплины
являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание,
водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология формирования
урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным
факторам среды.
В методических указаниях в соответствии с рабочей программой по дисциплине
«Физиология и биохимия растений» приведены темы основных разделов и
даны рекомендации по их изучению, представлен перечень вопросов для самоконтроля
и подготовки к экзамену и рекомендуемая литература.
Целью методических указаний является повышение качества знаний и формирование
навыков получения информации при изучении дисциплины «Физиология
и биохимия растений».
Задачи методических указаний:
– стимулировать самостоятельное творческое мышление;
– организовать самостоятельную работу студентов.
3
Стр.3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель дисциплины «Физиология и биохимия растений»
Цель дисциплины – изучить физиологические процессы и связанные с ними
биохимические превращения веществ в клетках, тканях и целых растениях. Знания
физиологии и биохимии растений позволяют специалисту более глубоко и
детально освоить материал по специальным дисциплинам. В частности, для растениеводства,
плодоводства, овощеводства, технологии хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции физиология растений является теоретической
основой, а любой агротехнический прием, мероприятия по защите растений, хранению
и переработке растительного сырья проводятся на основе физиологобиохимических
знаний.
Успешная работа специалиста невозможна без глубокого понимания процессов
жизнедеятельности в растении при формировании урожая, при его хранении,
созревании плодов и семян, их биохимических основ.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
получение знаний
– о функциях структурных компонентов клетки;
– по физиологии и биохимии дыхания и фотосинтеза;
– о поглощении, передвижении минеральных веществ, их физиологической
роли и метаболизме в растении;
– о закономерностях роста и развития растения;
– о физиологических основах устойчивости растений к неблагоприятным
факторам среды;
– о возможностях регулирования физиологических и биохимических процессов,
роста и развития путем применения химических и физиологически активных
веществ, хирургических и других приемов;
– о биохимических основах качества продукции растениеводства;
приобретение навыков постановки несложных физиологических опытов,
развитие творческого подхода к познанию.
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать сущность физиологических
процессов, протекающих в растительном организме, закономерности
роста, развития и формирования урожая. Он должен владеть методами анализа
физиологического состояния растений.
4
Стр.4
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И
УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ»
Определение науки, ее связь с другими науками. Роль отечественных ученых
в развитии физиологии растений. Методы и задачи. Физиология растений как
теоретическая основа растениеводства.
Приступая к изучению дисциплины «Физиология и биохимия растений»,
прежде всего, дайте четкое определение этой науки; покажите, что является
предметом ее исследований и каковы конечные цели изучения процессов жизнедеятельности.
Обратите
внимание на методы физиологии растений как экспериментальной
науки, отметьте ее достижения и вклад русских и советских ученых в развитие
этой области знаний.
Следует уделить большое внимание вопросам использования достижений
физиологии растений в сельскохозяйственной практике; показать, что физиология
растений является основой биотехнологий. Причём желательно рассмотреть эти
вопросы в соответствии с условиями и задачами производства.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяков, Н.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений. – М.:
Колос, 2005. – С. 3-15.
2. Лебедев, Б.А. Физиология растений. – М.: Колос, 1982. – С. 3-11.
3. Рубин, Б.А. Курс физиологии растений. – М.: Высшая школа, 1976.– С. 3-15.
Раздел 1. ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Строение и функции отдельных органелл клетки. Клетка как структурная
и функциональная единица растительного организма. Протопласт, как коллоидная
система. Состояние воды в клетке. Мембранные системы протопласта.
Строение аминокислот, их классификация. Важнейшие аминокислоты. Нуклеиновые
кислоты, их строение. Функции ДНК и РНК. Генетический код. Основные
этапы биосинтеза белка. Конформация белков. Состав, размеры, организация
белковых молекул. Классификация белков, их свойства и функции. Липиды, их
строение, свойства и функции. Важнейшие представители моно-, олиго- и полисахаридов.
Их строение, свойства, значение и функции в обмене веществ растений.
Ферменты как биокатализаторы. Витамины, как важнейшая составная
часть ферментов. Классификация ферментов. Физико-химическая сущность каталитического
действия ферментов. Зависимость работы ферментов от условий
внешней среды.
5
Стр.5