МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ <...> Т.С. Базарова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для студентов
направления 040400.62 Социальная работа
Улан-Удэ
2013
УДК 316.61(075.8)
ББК 60.548я73
Б 173
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты <...> И.Б. Буртонова
канд. пед. наук, доцент кафедры теории социальной работы БГУ <...> В пособии изложены теоретикометодологические проблемы профессионально-личностного развития социального работника, представлены модель специалиста, осуществляющего
профессиональную деятельность в полиэтническом регионе (на примере
Республики Бурятия), и концептуальные основы профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза. <...> © Бурятский госуниверситет, 2013
© Т.С. Базарова, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Одна из наиболее характерных особенностей нашего времени
состоит в том, что на рынке образовательных услуг как у нас в
стране, так и за рубежом все больше требуются не просто высококвалифицированные специалисты, а творческие личности, которые
способны не только исполнять свои функциональные обязанности
на должном уровне, но и обладать способностями к инновационной
деятельности. <...> На фоне современных преобразовательных процессов попрежнему остро стоят вопросы повышения качества жизни. <...> Развитие социальной работы как профессиональной деятельности обусловливает новую парадигму социального работника, которая определяет его как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к
квалификации и морально этическому поведению специалиста. <...> Понятие личности и деятельности
социального работника
Ключевым является понятие «социальный работник», обусловленное сущностью социальной работы как профессиональной деятельности <...>
Профессионально-личностное_развитие_социального_работника.pdf
УДК 316.61(075.8)
ББК 60.548я73
Б 173
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
канд. пед. наук, доцент кафедры теории социальной работы БГУ
д-р ист. наук, профессор кафедры социальных технологий ВСГУТУ
Базарова Т.С.
Б 173
Профессионально-личностное развитие социального работника:
учеб. пособие. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2013. – 138 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению «Социальная работа» и включает
основные дидактические единицы курса. В пособии изложены теоретикометодологические
проблемы профессионально-личностного развития социального
работника, представлены модель специалиста, осуществляющего
профессиональную деятельность в полиэтническом регионе (на примере
Республики Бурятия), и концептуальные основы профессиональной подготовки
социального работника в условиях регионального вуза.
Пособие предназначено для студентов направления «Социальная работа».
© Бурятский госуниверситет, 2013
© Т.С. Базарова, 2013
И
.
Б
.
Бу
р
т
о
н
о
в
а
С
.
П
.
Анг
а
ева
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Теоретико-методологические основы развития личности
социального работника
1.1. Понятие личности и деятельности социального работника
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Основные подходы к исследованию проблемы личности
социального работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
II. Модель социального работника, осуществляющего профессиональную
деятельность в полиэтническом регионе
2.1. Содержание и структура профессиональной компетентности
социального работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Социальное творчество как системная характеристика
личности специалиста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.3. Профессионально-этическая направленность социального
работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
III. Формирование и развитие личности как профессионала
в системе вузовской подготовки
3.1. Концепция профессиональной подготовки социального
работника в условиях регионального вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
3.2. Перспективы развития системы профессионального
образования в современных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
137
Стр.137