Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции. В 2 ч. Ч. I; Ч. II [комплект] (250,00 руб.)

0   0
Первый авторШульман М. М.
АвторыРежабек Е. Я.
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц1032
ID223853
АннотацияВ монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование в ментальности и в научном, ив обыденном мышлении и порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий. Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные культурные традиции – вопрос, на который автор стремиться дать ответ, привлекая обширный материал история культуры, истории науки, истории философии и истории религии.
Кому рекомендованоПредназначена для научных работников, студентов, аспирантов, изучающих предмет «история и философия науки», для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности.
ISBN978-5-9275-0622-4
УДК930.85
ББК71.0
Шульман, М.М. Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции. В 2 ч. Ч. I; Ч. II [комплект] : [монография] / ред. Е.Я. Режабек; М.М. Шульман .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2009 .— 1032 с. — ISBN 978-5-9275-0624-8 (Ч. 2) .— ISBN 978-5-9275-0623-1 (Ч. 1) .— ISBN 978-5-9275-0622-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/223853 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции: Монография: В 2 ч. <...> Избранный подход к объекту дает возможность фиксировать предмет исследования как когнитологические альтернативы, сформировавшиеся в истоках европейской культуры. <...> Цель исследования состоит в попытке мультидисциплинарной реконструкции и разработке теоретической модели становления альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. <...> Выявить особенности формирования когнитологических альтернатив в основаниях европейской культуры через отображение в них становящихся различных способов осознания знания. <...> Реконструировать формирование (во взаимодействиях культур) порождающих моделей европейских идеалов знания. <...> В Европе все ин33 теллектуальные новшества, в том числе все изменения в осознании знания, до поры до времени, происходили внутри авраамической традиции, образовывавшей некоторый исторический континуум, в попытках разорвать который две тысячи лет оказывались бессильными все реализовавшиеся, тем более, не реализовавшиеся новации. <...> Противоречия, у истоков которого антиномия: античного осмысления человека как существа общественного и, напротив, авраамической традиции диалога человека с Богом, диалога, в котором самоосмысление человека осуществляется посредством проникновения в глубины собственного «Я», сопрягаемого с надмирной Личностью. <...> 35 Часть I Предпосылки альтернативной когнитивности ГЛАВА ПЕРВАЯ Предпосылки, с которых мы начинаем Предпосылки, с которых мы начинаем, не произвольны, они не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. <...> Противоречия, у истоков которого антиномия античного осмысления человека как существа общественного и, напротив, так называемой «ветхозаветной», авраамической традиции диалога человека с Богом, диалога, в котором самоосмысление человека <...>
Ощущение_знания._Когнитологические_альтернативы_в_европейской_культурной_традиции_(в_двух_частях).pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное осударственное образовательное учреждение высшео профессиональноо образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. М. Шульман ОЩУЩЕНИЕ ЗНАНИЯ КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Научный редатор дотор философсих нау, профессор Режабе Е. Я. Часть I Ростов-на-Дону Издательство Южноо федеральноо университета 2009
Стр.1
УДК 930.85 ББК 71.0 Ш 95 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор философских наук, профессор Несмеянов Е. Е., доктор философских наук, профессор Титаренко И. Н. Монография издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Þæíûé федеральный университет” на 2007–2010 ãã.» Шульман Ì. Ì. Ш 95 Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции: Монография: В 2 ч. Ч. I. Предпосылки альтернативной когнитивности / М. М. Шульман. – Ростов н/Д: Èçä-âî ÞÔÓ, 2009. 542 ñ. ISBN 978-5-9275-0622-4 ISBN 978-5-9275-0623-1 В монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование в ментальности наблюдается и в научном, и в обыденном мышлении и порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий. Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные культурные традиции – вопрос, на который автор стремится дать ответ, привлекая обширный материал истории культуры, истории науки, истории философии и истории религии. Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей философских, культурологических и естественнонаучных факультетов и вузов, для аспирантов, изучающих предмет «История и философия науки»; для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности. ISBN 978-5-9275-0622-4 ISBN 978-5-9275-0623-1 УДК 930.85 ББК 71.0 © Ì. Ì. Øóëüìàí, 2009 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2009
Стр.2
Оглавление Введение .........................................................................................................................................3 Часть I Предпосылки альтернативной êîãíèòèâíîñòè................................37 Глава первая Предпосылки, с которых мы íà÷èíàåì...................................................39 1.1. «Ïàñòóõè âåòðà» и «призванные äåëàòü»............................42 1.2. «Èäåÿ Áîãà» и диистендность. Вспомогательная ãèïîòåçà......................................................................59 1.3. Об истинности познания природы посредством ìàòåìàòèêè........................................................................85 1.4. В каждом ли дереве – ñêðèïêà, или знание, присущее человеку, и çíàíèå, отделяемое от ÷åëîâåêà............................................105 Глава вторая Истоки культурной традиции Ñðåäèçåìíîìîðüÿ...................127 2.1. Поиск истоков òðàäèöèè....................................................................127 2.2. «Пахари моря»: фактор изотропности культурного ïðîñòðàíñòâà..................................................................140 2.3. «Ìèð áóêâ»: слово и äåëî, бывшие в íà÷àëå...............155 2.4. Откровение и òðàäèöèÿ.......................................................................170 539
Стр.539
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава третья Двуполярность культурной традиции Средиземноморья и различия в самоидентификации èíäèâèäà.................................191 3.1. Иерусалим и Àôèíû: историческая последовательность изоморфно изменяющихся îáñòîÿòåëüñòâ.....................191 3.2. Традиционность и различные å¸ êðèçèñû.....................222 3.3. «Ìàñòåðà ñìûñëîâ», или рождение êàôåäðû..............265 Глава четвертая Взаимодействие культур и различия в осознании çíàíèÿ......................................................................369 4.1. Audiatur et altera pars1...........................................................................374 4.2. Невыразимость Áîæåñòâåííîãî...................................................397 4.3. Непостижимость ïðèðîäíîãî........................................................413 4.4. Ум интерпретативный и ум ëåãèñëàòèâíûé................424 4.5. Истина и âåðà....................................................................................................447 4.6. Вера и çíàíèå.....................................................................................................467 4.7. Когнитологическая альтернативность ортогональных äèñêóðñîâ....................................................................488 1 Audiatur et altera pars (ëàò.) – «Ñëåäóåò выслушать и противную сторону». 540
Стр.540
Ощущение_знания._Когнитологические_альтернативы_в_европейской_культурной_традиции_(в_двух_частях)_(1).pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное осударственное образовательное учреждение высшео профессиональноо образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. М. Шульман ОЩУЩЕНИЕ ЗНАНИЯ КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Научный редатор дотор философсих нау, профессор Режабе Е. Я. Часть II Ростов-на-Дону Издательство Южноо федеральноо университета 2009
Стр.1
УДК 930.85 ББК 71.0 Ш 95 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор философских наук, профессор Несмеянов Е. Е., доктор философских наук, профессор Титаренко И. Н. Монография издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Þæíûé федеральный университет” на 2007–2010 ãã.» Шульман Ì. Ì. Ш 95 Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции: Монография: В 2 ч. Ч. II. Формирование альтернативных идеалов знания / М. М. Шульман. – Ростов н/Д: Èçä-âî ÞÔÓ, 2009. 488 ñ. ISBN 978-5-9275-0622-4 ISBN 978-5-9275-0624-8 В монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование в ментальности наблюдается и в научном, и в обыденном мышлении и порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий. Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные культурные традиции – вопрос, на который автор стремится дать ответ, привлекая обширный материал истории культуры, истории науки, истории философии и истории религии. Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей философских, культурологических и естественнонаучных факультетов и вузов, для аспирантов, изучающих предмет «История и философия науки»; для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности. ISBN 978-5-9275-0622-4 ISBN 978-5-9275-0624-8 УДК 930.85 ББК 71.0 © Ì. Ì. Øóëüìàí, 2009 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2009
Стр.2
Оглавление Часть II Формирование альтернативных идеалов çíàíèÿ.......................................................3 Глава первая Рим как изменяющееся обстоятельство и как модифицирующий ôàêòîð..................................................................................................5 1.1. Римская контекстуализация îéêóìåíû..........................................................6 1.2. Римоцентричность: культ Рима и римские êóëüòû.................................................................................17 1.3. «Òåíü Ðèìà» как контекст ðàññìîòðåíèÿ................................................36 Глава вторая Философский персонализм, или пути рабби Йедидъи из Александрии, называемого Ôèëîí......................................................................................................................................55 2.1. Рабби Йедидья у себя и в êîììåíòàðèÿõ................................................55 2.2. Экзегетика, переходящая в ïîëèòèêó............................................................67 2.3. Двусубъектное мышление: от раздвоения единого «сущего» (tÕ Ôn) к Единому Сущему (Ð ên).......................................................................85 2.4. Три пути к Çíàíèþ...........................................................................................................108 2.5. Третье, не соблюдающее закон исключенного òðåòüåãî...............................................................................155 2.6. «Ëîãîñ» как par£deigma эпистемологии вербального çíàíèÿ..............................................................159 2.7. Уроки «Øêîëû Ôèëîíà»............................................................................................182 486
Стр.486
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава третья Антифилософский универсализм, или экклесия Шаула из Тарса, известного как Апостол Ïàâåë...................................................................................................203 3.1. Имена для феноменов çíàíèÿ.............................................................................207 3.2. Методологические последствия иерофании «Ïîñëàíèé» как предпосылки их àíàëèçà...........................................216 3.3. Требование исторической контекстуальности анализа òåêñòà.................................................................229 3.4. Исходные оппозиции в историко-культурном êîíòåêñòå.................................................................234 3.5. Иудейская идентичность и римское ãðàæäàíñòâî....................245 3.6. Личная проблема Павла как определитель рефлексивного ïðîöåññà.........................................270 3.7. Полемика об истоках риторики Ïàâëà...................................................287 3.8. Полемика об истоках герменевтики Ïàâëà.......................................305 3.9. Экзегетика, переходящая в антропологию и выходящая в òåîëîãèþ............................................................................................325 3.10. Уроки Павла: формирование «христианского» субъекта ìûøëåíèÿ......................................................................................................................................338 Глава четвертая Школы как порождающие модели европейских идеалов знания (Òîðãîâöû ñâåòîì)...............................................367 4.1. Начала христианского îáðàçîâàíèÿ..............................................................380 4.2. «Эллинское возрождение» и движение к «ïîäëèííî священному òåêñòó».............................388 4.3. Римская церковь и раздвоение теологического «ß»................422 4.4. Наследие великих школ и его íàñëåäíèêè.........................................440 4.5. «Èäåÿ Áîãà» и альтернативные когнитологические ïîçèöèè...................................................................................470 Заключение ...................................................................................................................................................479 487
Стр.487