МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет» <...> Г. П. Долженко
Экскурсионное дело
в высших учебных
заведениях: история
и методика обучения
Ростов-на-Дону
Издательство Южного федерального университета
2011
УДК 908
ББК 75.8
Д 64
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доцент кафедры общей географии, краеведения и туризма,
кандидат географических наук Черкашина И. Ф.;
директор НОУ «Учебный центр «РЕЙНА КЛАСС» туристской фирмы
«Рейна Тур НТВ» Степаненко Н. Н. <...> Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» <...> Издательство
Южного федерального университета, 2011
Памяти Юрия Андреевича Жданова
ректора Ростовского государственного университета в период 1957–1988 гг., по инициативе
которого в РГУ в 1968 г. впервые в высших
учебных заведениях Советского Союза была
учреждена туристская специализация «Краеведение, методика и организация туристскоэкскурсионного дела»
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Об экскурсиях как эффективном средстве образования
подрастающего поколения заговорили в России в последней
четверти XVIII в. <...> Благодаря их настойчивости, рекомендации о проведении
школьных экскурсий на природу нашли свое место в «Уставе народных училищ» 1786 г. А в «Школьном уставе»,
утвержденном в 1804 г., указывалось уже на необходимость
совершать не только прогулки-экскурсии на природу, но
также организовывать с целью знакомства с особенностями труда посещение мануфактур, мастерских ремесленников и других предприятий. <...> Экскурсия – это организованый, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений <...>
Экскурсионное_дело_в_высших_учебных_заведениях_история_и_методика_обучения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Г. П. Долженко
Экскурсионное Дело
в высших учебных
завеДениях: история
и метоДика обучения
Ростов-на-Дону
Издательство Южного федерального университета
2011
Стр.1
УДК 908
ББК 75.8
Д 64
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
рецензенты:
доцент кафедры общей географии, краеведения и туризма,
кандидат географических наук Черкашина И. Ф.;
директор НОУ «Учебный центр «РЕЙНА КЛАСС» туристской фирмы
«Рейна Тур НТВ» Степаненко Н. Н.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Д 64
Долженко Г. П.
Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история
и методика обучения / Г. П. Долженко. – Ростов н/Д: Изд-во
ЮФУ, 2011. – 134 с.
ISBN 978-5-9275-0802-0
В учебном пособии Г. П. Долженко «Экскурсионное дело в высших
учебных заведениях: история и методика обучения» анализируется развитие
экскурсионного дела в вузах за период 1968–2010 гг. Показано, как
с развитием туризма в стране происходила модернизация учебных планов
по экскурсоведению. Рассмотрены причины, вызвавшие падение интереса
к экскурсоведению у современных студентов специальности «Туризм».
Предлагается методика обучения студентов экскурсионному делу, апробированная
в Ростовском государственном и Южном федеральном университетах.
Учебное
пособие ориентировано на студентов и преподавателей вузов,
будет полезным для руководителей детских туристско-экскурсионных
кружков.
ISBN 978-5-9275-0802-0
© Долженко Г. П., 2011
© Южный федеральный университет, 2011
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2011
уДк 908
ббк 75.8
Стр.2
оГлавление
Предисловие .............................................................. 4
модуль 1. история ................................................... 7
1.1. Подготовка экскурсоводов в вузах России
(на примере Ростовского государственного
университета) .................................................. 7
1.2. Основные достижения РГУ – ЮФУ
при подготовке специалистов экскурсионного
дела .............................................................. 10
1.3. О модернизации цели при преподавании
экскурсионного дела в вузах России сегодня ..... 12
модуль 2. метоДические и орГанизаЦионные
особенности ПреПоДавания
ЭкскурсовеДения в вузе ................................... 16
2.1. Первый экскурсионный опыт
студента-туризмоведа. 1 курс, 1 семестр ........... 16
2.2. Порядок подготовки первой экскурсии
первокурсниками специальности «Туризм» ....... 16
2.3. Достопримечательности, рекомендуемые
для первого экскурсионного рассказа ............... 18
2.4. Цель экскурсии, ее главенствующая роль ......... 20
2.5. Показ – рассказ – логический переход –
показ – рассказ .............................................. 21
2.6. Классификация экскурсий .............................. 22
2.7. О «портфеле экскурсовода» .............................. 23
2.8. «Показ–рассказ» как единство ......................... 23
131
Стр.131
2.9. Кризисы внимания ......................................... 25
2.10.Особенности речи экскурсовода ....................... 26
2.11. Что нужно делать, чтобы лучше говорить ........ 28
2.12. Экскурсовод и экскурсанты ........................... 30
модуль 3. метоДика ЭкскурсионноЙ
ПоДГотовки стуДентов сПеЦиальности
«туризм» в ЮФу .................................................. 34
3.1. Учебная дисциплина
«Основы экскурсоведения» .............................. 34
3.2. Учебная дисциплина «Подготовка и проведение
городской обзорной экскурсии» ....................... 59
модуль 4. контрольныЙ текст ГороДскоЙ
обзорноЙ автобусноЙ Экскурсии
«По ГлавноЙ улиЦе ростова-на-Дону:
Экскурсия в Прошлое и настояЩее» .............. 61
4.1. Вступление .................................................... 61
4.2. Начинался ли Ростов-на-Дону
с «Богатого колодезя»? ................................... 62
4.3. Ростов-на-Дону – «Ворота Кавказа» .................. 68
4.4. Первые поселения на территории
Ростова-на-Дону ..............................................69
4.5. Улица Большая Садовая .................................. 71
4.6. Ростовская милиция ....................................... 73
4.7. Кузница педагогических кадров ....................... 75
4.8. Хранители музыкальной культуры ................... 76
4.9. Кафе «Золотой колос» ..................................... 78
4.10. Памятник В. И. Ленину ................................ 79
4.11. Самое красивое здание Ростова-на-Дону .......... 80
4.12. Экономический университет «РИНХ» ............. 83
4.13. В память о гражданской войне ....................... 84
4.14. Здание государственного банка ....................... 87
4.15. Ростовский областной музей краеведения ........ 89
4.16. Южный федеральный университет .................. 91
132
Стр.132
4.17. Дворец музыки ............................................. 96
4.18. Гостиница Дон-Плаза .................................... 98
4.19. В память о крепости ..................................... 99
4.20. Ростовская областная филармония ............... 103
4.21. Клятва врача .............................................. 104
4.22. Драматический театр им. М. Горького .......... 106
4.23. Сергей Корольков – талант, потерянный
для Дона .................................................... 109
4.24. И скорбные, и победные времена .................. 112
4.25. Нахичевань-на-Дону – столица донской
армянской диаспоры ................................... 114
4.26. Екатерину II – на переплавку ...................... 116
4.27. Здесь продлевают жизнь .............................. 118
4.28. Дворец культуры градообразующего
предприятия .............................................. 119
4.29. Заключение ................................................ 121
Рекомендуемые источники краеведческих
сведений о Ростове-на-Дону ..................................... 123
Приложение 1. Памятные даты Ростова-на-Дону ....... 124
Приложение 2. Интернет и газеты – источники
ежедневной оперативной информации
для экскурсоводов .................................................. 128
133
Стр.133