Издание Информационного телеграфного
агентства России (ИТАР-ТАСС)
Свидетельство о регистрации СМИ
№03247 от 02.04.1999 г.
125993, Москва, Тверской бульвар, 10-12
www.itar-tass.com
www.tass-press.ru
Единая служба новостей ИТАР-ТАСС:
Редакция стран Америки
Редактор выпуска – Т. Абдуллаев
ел.: 8 (499) 791 00 74
Издательская группа ТАСС-ПРЕСС
Тел.: 8 (495) 629 62 53
E-mail: tass-press@itar-tass.com
Подписка:
Служба маркетинга и продаж ИТАР-ТАСС
Тел.: 8 (495) 629 41 71
E-mail: rusmarket@itar-tass.com
Доставка:
Тел.: 8 (499) 791 03 65
Печать:
Цифровая типография ИПК ИТАР-ТАСС
Тел./факс: (499) 791 04 37
При использовании материалов вестника
ссылка на ИТАР-ТАСС обязательна.
Стр.1
14 марта 2014
Международные организации
МВФ
Итоги исследования в сфере
налогообложения
ВАШИНГТОН, 14 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов/. Горстка богатейших людей
в мире – всего 85 человек – владеют состояниями, в сумме равными собственности беднейшей половины
человечества. Это сравнение привел в четверг со ссылкой на «недавнее исследование организации «Оксфам»
первый заместитель директора-распорядителя МВФ американец Дэвид Липтон. Столь вопиющее
имущественное неравенство, по его словам, «питает идущие в последнее время дебаты о налогообложении
доходов и богатств».
Липтон выступал в институте мировой экономики
им. Питерсона в Вашингтоне на презентации нового
исследования МВФ – «Фискальная политика и неравенство
доходов». И сам он, и участвовавшие в дискуссии
видные американские специалисты по вопросам
экономического развития Нэнси Бердсолл
и Роберт Лоуренс подчеркивали, что неравенство
порождает не только экономические, но и острейшие
социально-политические проблемы.
Бердсолл в этом контексте оспорила распространенную
точку зрения о том, будто политика, направленная
на перераспределение общественных богатств,
замедляет экономический рост. «На самом
деле редистрибуция может поддерживать рост», –
утверждала она. Лоуренс со своей стороны указал,
что власти зачастую делают не то, чего требует
от них население их стран, а наоборот облегчают налоговое
бремя для богатейших людей и компаний.
На его взгляд, «в политическом плане происходящее
гораздо ближе к подходу по принципу «один доллар
– один голос», чем «один человек – один голос».
При обсуждении мер, направленных на уменьшение
имущественного неравенства, Липтон упомянул
о том, что «для начала страны могли бы подумать
о введении более прогрессивной налоговой
системы». «Например, у тех экономик, где используется
плоская шкала, может иметься пространство
для большей налоговой прогрессии наверху», –
сказал он, имея в виду увеличение налогов на самые
большие доходы. «С середины 1990-х годов
27 стран, прежде всего в Центральной и Восточной
Европе и Центральной Азии, ввели у себя плоские
налоговые системы, – обычно с низкой маргинальной
(предельной – прим. ИТАР-ТАСС) ставкой, –
продолжал специалист. – Однако, верхнуюю ставку
личного подоходного налога надо устанавливать
осторожно. Если она будет слишком высокой, налогоплательщики
найдут способы уклоняться от уплаты,
и увеличения сборов не произойдет».
В России также действует плоская 13-процентная
шкала подоходного налога. Специалисты не раз
уже поднимали вопрос о переходе на дифференцированную
систему. На вопрос корр. ИТАР-ТАСС,
относится ли к России его рекомендация о переходе
на более прогрессивную шкалу, Липтон ответил:
«Есть страны, где присутствует возможность, – если
они хотят преследовать перераспределительные
цели, – использовать более прогрессивный подоходный
налог. Потому что исходные предельные
ставки у них низкие».
В контексте обсуждения темы имущественного
неравенства Липтону напоминали также, что во многих
странах реформы, на которых настаивает МВФ,
воспринимаются, как излишне обременительные
для бедняков. В ответ он заявил, что Фонд как правило
зовут на помощь в трудных ситуациях, и потому
«настроения отражают не столько нашу роль, сколько
сложность самих ситуаций». В качестве примера
он привел страны Африки, которые, по его словам,
четверть века назад относились к рекомендациям
Фонда «с раздражением», а теперь просят советов,
в частности, и по реорганизации программ «перераспределительных»
субсидий, которые «из полезных
превратились во вредные».
1
Стр.3