В разделе рассмотрены вопросы оценки
результатов оценки работоспособности деталей, на основании которых
изложены методики определения периодичности технического обслуживания и нормы расхода запасных частей для ремонта автомобилей. <...> Таким образом, главной задачей дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» является профессиональная подготовка конкурентоспособных инженеров для ТЭА на основе познания закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе их
эксплуатации, изучении методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии при экономном использовании
всех видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности. <...> Сигнализирующие
Предупреждают о возможном
наступлении предотказного
состояния или возникновении
скрытых отказов: давление
масла, заряд АКБ
Программируемые,
запоминающие
Отслеживают и запоминают
информацию о состоянии
для считывания в стационарных
условиях; поиск неисправности;
самодиагностирование; звуковая,
визуальная, речевая информация
о предотказном состоянии
сигналы преобразуются в электрические, очищаются от «шума» (помех)
и далее поступают или непосредственно в средства отображения информации и считываются оператором, или, В более сложных диагностических приборах, в микропроцессор(ы), где с учетом информации,
содержащейся в блоке памяти (запоминающее устройство), осуществляется анализ, а в ряде случаев и прогноз, и полученная информация передается в средства отображения. <...> Схема формирования случайного процесса:
I – сечение случайного процесса; Y1–Yn – случайные величины
(реализация случайного процесса Y(t) при t = t1
При разработке рекомендаций по рациональной организации системы эксплуатации автомобилей необходима следующая информация:
– закономерности изменения технического состояния автомобиля
по времени и/или пробегу (наработке);
– рассеивание (вариацию) параметров технического <...>
_Основы_технической_эксплуатации_автомобилей.pdf
А.К. СИНИЦЫН
ОСНОВЫ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЕЙ
Д о п у щ е н о
УМО вузов РФ по образованию
в области транспортных машин
и транспортно-технологических комплексов
в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальности
«Автомобиле- и тракторостроение»
Москва
Российский университет дружбы народов
2011
Стр.2
ББК 39.3я73
С 38
У т в е р ж д е н о
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Р е ц е н з е н т ы:
кандидат технических наук, профессор А.Р. Макаров,
кандидат технических наук Е.Г. Пономарев
Синицын, А. К.
С 38 Основы технической эксплуатации автомобилей [Текст] :
Учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. / А. К. Синицын. –
М. : РУДН, 2011. – 282 с. : ил.
ISBN 978-5-209-03531-2
В учебном пособии, на основании современных тенденций развития
конструкций автомобилей с бензиновыми, газовыми и дизельными
двигателями различного назначения, изложены основные направления
технической эксплуатации подвижного состава. Показаны направления
и конструктивные решения по всем узлам и системам современного
автомобиля и особенностям их поддержания в технически исправном
состоянии. Особое внимание уделено ресурсосберегающей и природоохранной
направленности развития современного автомобилестроения.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям
«Двигатели внутреннего сгорания», «Автомобили и автомобильное хозяйство»,
«Автомобиле- и тракторостроение».
ISBN 978-5-209-03531-2
© Синицын А.К., 2011
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011
ББК 39.3я73
Стр.3
П р е д и с л о в и е
Инженерная специальность 190601 «Автомобили и автомобильное
хозяйство» является одной из основных на автомобильном транспорте.
Подготовкой тысяч инженеров-механиков этой специальности занято
около 70 автомобильных, политехнических, машиностроительных и
других университетов и вузов страны.
Это учебное пособие базируется на опыте чтения соответствующих
дисциплин в Российском университете дружбы народов, на выполненных
научных разработках и при обобщении накопленного опыта
эксплуатации подвижного состава.
Особое внимание уделено основе курса ТЭА (теоретические основы
эксплуатации автомобилей). В разделе рассмотрены вопросы оценки
результатов оценки работоспособности деталей, на основании которых
изложены методики определения периодичности технического обслуживания
и нормы расхода запасных частей для ремонта автомобилей.
Изложены основы теории массового обслуживания. Таким образом,
цель изучения этого курса состоит в познании закономерностей технической
эксплуатации от простейших, описывающих изменение эксплуатационных
свойств и причины изменения работоспособности отдельного
элемента (автомобиля, агрегата, детали), до более сложных, объясняющих
формирование эксплуатационных свойств и работоспособности
группы (парка) автомобилей, функционирование средств обслуживания
и производственно-технической базы в целом.
В связи с происходящими на автомобильном транспорте изменениями
необходимы корректировки содержания и методологии подготовки
специалистов. При этом важным становится понимание происходящих
на макро- и микроэкономическом уровнях изменений, анализ
состояния и тенденций развития рынка и производства, происходящих
серьезных изменений конструкции и структуры автомобилей.
С учетом происходящих на автомобильном транспорте изменений
(состава и структуры автомобильного парка, условий эксплуатации,
уровня централизации и специализации технического обслуживания и
3
Стр.4
ремонта, хозяйственных отношений) рассмотрены технология и организация
технического обслуживания и ремонта современных автомобилей,
оснащенных большим количеством электронных устройств и блоков
управления. Рассмотрено применение, при управлении производством,
современной вычислительной техники.
Таким образом, главной задачей дисциплины «Техническая эксплуатация
автомобилей» является профессиональная подготовка конкурентоспособных
инженеров для ТЭА на основе познания закономерностей
изменения технического состояния автомобилей в процессе их
эксплуатации, изучении методов и средств, направленных на поддержание
автомобилей в исправном состоянии при экономном использовании
всех видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности.
4
Стр.5
О г л а в л е н и е
ПРЕДИСЛОВИЕ ..………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ. Требования к инженеру-механику автомобильного
транспорта ………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей
……………….…………………………………………………
Глава 1. Основы обеспечения работоспособности автомобилей …..
1.1. Качество, техническое состояние и работоспособность автомобилей
………………………………………………………………..
1.2. Основные причины изменения технического состояния автомобилей
в процессе эксплуатации …………………………………..
1.3. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния
автомобилей …………………………………………………
1.4. Классификация отказов ………………………………………….
Вопросы для самоконтроля по главе 1 ……………………………...
Глава 2. Оценка изменения технического состояния автомобиля ...
2.1. Классификация закономерностей, характеризующих изменение
технического состояния автомобилей ………………………….
2.2. Закономерности изменения технического состояния по наработке
автомобилей (закономерности первого вида) ……………….
2.3. Закономерности случайных процессов изменения технического
состояния автомобилей (закономерности второго вида) ……….
2.3.1. Нормальный закон распределения (двухпараметрический:
и
х) ……………………………………………………..…
2.3.2. Закон распределения Вейбулла-Гнеденко ……………….
2.3.3. Экспоненциальный закон …………………………………
2.3.4. Закон Пуассона …………………………………………….
2.4. Закономерности процессов восстановления (закономерности
третьего вида) …………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля по главе 2 ……………………………...
Глава 3. Методы определения нормативов технической эксплуатации
автомобилей …………………………………………………………
3.1. Понятие об основных нормативах технической эксплуатации
3.2. Периодичность технического обслуживания …………………..
3.2.1. Метод определения периодичности ТО по допустимому
уровню безотказности ……………………………………………
3.2.2. Метод определения периодичности по допустимому значению
и закономерности изменения технического состояния ..
279
3
5
10
10
10
12
13
15
19
20
20
22
23
30
32
33
35
35
43
44
44
45
46
48
σ
Стр.280
3.2.3. Технико-экономический метод …………………………...
3.3. Трудоемкость технического обслуживания и ремонта ………..
3.4. Определение ресурсов и норм расхода запасных частей ……..
3.4.1. Расчет средних норм расхода запасных частей ………….
3.4.2. Расчет норм расхода запасных частей исходя из заданной
вероятности отсутствия простоев (при установившемся потоке
отказов) ……………………………………………………………
3.4.3. Расчет норм расхода запасных частей при неустановившемся
потоке отказов ……………………………………………
3.4.4. Формирование оптимального склада запчастей с минимальной
стоимостью и максимальной безотказностью ……….
3.4.5. Методика формирования запасов запчастей на СТОА ….
Вопросы для самоконтроля по главе 3 ……………………….……..
Глава 4. Основы теории массового обслуживания ………………….
4.1. Основные понятия теории массового обслуживания …………
4.2. Структура систем массового обслуживания (СМО) …………..
4.3. Описание системы массового обслуживания (СМО) графами,
обоснование установившегося режима СМО с дискретным состоянием
и временем …..………………………………………………….
4.4. Определение вероятностей состояний системы с дискретным
состоянием и непрерывным временем (вывод формулы Эрланга)
4.5. Примеры анализа эффективности систем массового обслуживания
(СМО) ………………………………..…………………………
Вопросы для самоконтроля по главе 4 ……………………………...
РАЗДЕЛ II. Основы технического обслуживания и ремонта автомобилей
………….………………………………………………………..
Глава 5. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
………………………………………………………………...
5.1. Методы поддержания автомобилей в технически исправном
состоянии ……………………………………………………………...
5.1.1. Планово-предупредительная система ТО и ремонта ……
5.1.2. Структура системы ТО и ремонта ………………………..
5.1.3. Содержание и регламентация системы ТО и ремонта …..
5.1.4. Диагностирование как составная часть ТО и ремонта ….
5.1.4.1. История систем диагностирования и средств связи
5.1.4.2. Система типового глобального диагностирования
Generic Global Diagnostics (GGD) …………………………...
5.1.4.3. Диагностические коды неисправностей Diagnostic
Trouble Code (DTC) …………………..………….…………..
5.1.4.4. Идентификатор статуса системы GGD …………….
5.1.4.5. Счетчики системы GGD …………………………….
5.1.4.6. Использование диагностирования на практике …….
5.2. Понятие о производственном и технологическом процессах ТО
и ТР автомобилей …………………………………………………….
5.3. Типы предприятий, осуществляющих ТО и ремонт автомобилей
……………………………………………………………………..
5.4. Общая характеристика работ и применяемое технологическое
оборудование ………………………………………………………….
280
50
51
53
53
55
57
60
62
64
65
65
66
67
70
73
77
78
78
78
78
79
83
88
94
95
95
104
109
115
125
127
130
Стр.281
5.4.1. Уборочно-моечные работы ……………………………….
5.4.2. Контрольно-диагностические и регулировочные работы
5.4.3. Крепежные работы ………………………………………...
5.4.4. Разборочно-сборочные работы …………………………...
5.4.5. Другие виды работ ………………………………………...
5.4.5.1. Слесарно-механические и тепловые работы ………
5.4.5.2. Кузовные работы …………………………………….
Вопросы для самоконтроля по главе 5 ……………………………...
Глава 6. Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей
….………………………………………………………………..
6.1. Двигатель и его системы ………………………………………...
6.1.1. Техническое обслуживание и ремонт КШМ и ГРМ …….
6.1.2. Системы зажигания ………………………………………..
6.1.3. Системы питания …………………………………………..
6.1.4. Система смазки …………………………………………….
6.1.5. Система охлаждения ………………………………………
6.2. Элементы трансмиссии ………………………………………….
6.2.1. Сцепление ………………………………………………….
6.2.2. Коробки передач и раздаточные коробки ………………..
6.2.3. Карданные передачи ………………………………………
6.2.4. Ведущие мосты, главные передачи и дифференциалы …
6.3. Шины и колеса …………………………………………………...
6.4. Рулевое управление ……………………………………………...
6.5. Тормозные системы ……………………………………………...
6.6. Рабочее и вспомогательное оборудование ……………………..
6.6.1. Рабочее оборудование: сцепные устройства, гидро- и
пневмосистемы и др. …..…………………………………………
6.6.2. Кабины и салоны автомобилей: оборудование, вентиляция,
отопление и кондиционирование ………………………….
6.7. Электрооборудование …………………………………………...
6.7.1. Системы электроснабжения ………………………………
6.7.2. Системы пуска ……………………………………………..
6.7.3. Системы освещения и сигнализации ……………………..
6.7.4. Электронные охранные системы …………………………
Вопросы для самоконтроля по главе 6 ……………………………...
Глава 7. Технология процессов восстановления автомобилей …….
7.1. Характеристики износов и возможные способы восстановления
деталей автомобилей …………………………………………….
7.2. Слесарно-механические способы восстановления деталей …...
7.2.1. Восстановление деталей под ремонтный размер ………..
7.2.2. Восстановление деталей постановкой дополнительного
элемента …………………………………………………………...
7.2.3. Способы заделки трещин ………………………………….
7.2.4. Восстановление деталей давлением ……………………...
7.3. Электродуговая и газопламенная сварка и наплавка ………….
7.3.1. Механизированные способы сварки и наплавки ………...
7.4. Электролитические и электрофизические способы восстановления
и обработки деталей …………………………………………..
281
130
134
148
158
166
166
167
170
171
171
171
181
185
193
197
204
204
205
206
208
208
217
219
222
223
225
227
227
231
231
235
239
240
240
241
241
243
245
247
249
252
258
Стр.282
7.5. Восстановление деталей другими способами ………………….
7.5.1. Электроискровая обработка ………………………………
7.5.2. Восстановление деталей пайкой ………………………….
7.5.3. Восстановление деталей полимерными материалами …..
7.6. Выбор рационального способа восстановления деталей автомобилей.
Критерии выбора способа восстановления деталей …….
7.7. Подефектная и маршрутная технология ремонта деталей автомобиля
…………………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля по главе 7 ……………………………….
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...
Приложение 1. Периодическое техническое обслуживание ………
Приложение 2. Программа и описание курса «Основы технической
эксплуатации автомобилей» …………………………………………
261
261
262
263
266
269
270
272
273
273
276
282
Стр.283