Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Местное самоуправление

Местное самоуправление №8 2011 (66,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID220965
АннотацияГазета о местном самоуправлении в России.
Местное самоуправление .— 2011 .— №8 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/220965 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 (215) АВГУСТ 2011 Подписной индекс: на 2-е п/годие 41540 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ Г А З Е Т А О М Е С Т Н О М С А М О У П Р А В Л Е Н И И Эксперты констатируют СОДЕРЖАНИЕ · Искусственно сформированное федеральной властью несоответствие местных бюджетов расходным обязательствам, необходимым для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на МО. <...> Принижение, выхолащивание, а в конечном счете – отсутствие у органов гос. власти и органов МСУ, у представителей СМИ и у населения общего понимания роли МСУ в экономическом и социальном развитии государства и общества… Подсчитали – прослезились Колдоговор и его регистрация Деньги моногородам Поспешай не торопясь «Инвестируй в пермское» Котельные сдают корпорациям Возрождение комиссий Участники Международной конференции «Местное самоуправление и развитие территорий», организованной Комитетом Совета Федерации по вопросам МСУ, Европейским клубом экспертов МСУ, Немецким обществом международного сотрудничества и Германским фондом международного правового сотрудничества, констатировали наличие основных проблем системного характера в российском МСУ: · Непоследовательность федеральной власти в отношении к институту МСУ, непонимание его конституционной роли и места в поступательном развитии государства и общества, в социально-экономическом развитии страны. <...> · Стойкое и по своей сути антиконституционное сопротивление региональных элит формированию реального, политически самостоятельного МСУ, облеченного властными полномочиями и наделенного финансовыми ресурсами, соответствующими уровню вопросов местного значения… · Массированное внедрение федеральными и региональными органами власти на муниципальных выборах избирательных систем, не соответствующих природе местной демократии… Проблемы и разговоры Вот кто скажет правду На федеральном уровне 2–3 Новые законы Лидер нации решает жилищный вопрос Планы Минфина <...>
Местное_самоуправление_№8_2011.pdf
¹ 8 (215) АВГУСТ 2011 Подписной индекс: на 2-е п/годие 41540 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ ГАЗ Е ТА О М Е СТ Н ОМ СА М О У П РА В ЛЕ Н ИИ В СОД ЕРЖАНИЕ ¹8'2011 На федеральном уровне Новые законы Лидер нации решает жилищный вопрос Планы Минфина В новом номере журнала «Городское управление» Удав и Кролики Региональные новости 5–8 Подсчитали – прослезились Колдоговор и его регистрация Деньги моногородам Поспешай не торопясь «Инвестируй в пермское» Котельные сдают корпорациям Возрождение комиссий Проблемы и разговоры Ждем децентрализацию Непропорциональная победа Национальная проблема Задумки Минрегиона Совместное заявление участников Международной конференции «Местное самоуправление и развитие территорий» На произвол судьбы Вопросы местного значения 4 2–3 Эксперты констатируют Участники Международной конференции «Местное самоуправление и развитие территорий», организованной Комитетом Совета Федерации по вопросам МСУ, Европейским клубом экспертов МСУ, Немецким обществом международного сотрудничества и Германским фондом международного правового сотрудничества, констатировали наличие основных проблем системного характера в российском МСУ: · Непоследовательность федеральной власти в отношении к институту МСУ, непонимание его конституционной роли и места в поступательном развитии государства и общества, в социально-экономическом развитии страны. · Стойкое и по своей сути антиконституционное сопротивление региональных элит формированию реального, политически самостоятельного МСУ, облеченного властными полномочиями и наделенного финансовыми ресурсами, соответствующими уровню вопросов местного значения… · Массированное внедрение федеральными и региональными органами власти на муниципальных выборах избирательных систем, не соответствующих природе местной демократии… · Искусственно сформированное федеральной властью несоответствие местных бюджетов расходным обязательствам, необходимым для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на МО. · Не отражающее реальных потребностей и мнения населения, по своей сути – принудительное, укрупнение МО, приобретающее все более массовый характер в ряде субъектов РФ. · Повсеместное насильственное внедрение схемы управления с нанимаемым по контракту главой администрации, не подкрепленное критериями и механизмами обеспечения профессионального уровня управления, оценки эффективности управления… что влечет за собой деградацию местных политических элит, системы управления и рост коррупции. Принижение, выхолащивание, а в конечном счете – отсутствие у органов гос. власти и органов МСУ, у представителей СМИ и у населения общего понимания роли МСУ в экономическом и социальном развитии государства и общества… р на с. 11 9–12 Вот кто скажет правду Новой системе управления селами было посвящено заседание правительства Ульяновской области. Министр сельского хозяйства региона А.Чепухин представлял законопроект «О сельских старостах». Главы администраций районов сообщили, что с ними законопроект не обсуждался, и возникновение новых должностей восприняли неоднозначно. Согласно законопроекту, сельский ста13–15 Лифт вскладчину Водоканалы – эпицентр реформы ЖКХ Проблемы мусорного бизнеса Развитие города Предложения АСДГ по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении В новом номере журнала «Муниципальная служба» Единая местная администрация Правоприменительная практика 17–20 Юнус-Бек Евкуров управляется с МСУ Итак, полный назад Правовые коллизии в Бийске Поддержали… частично Где ваша совесть, господа? Дела о томографах Битва при Красненькой речке Сельское поселение 21–23 «Гора идет к Магомету» Оптимизация без консервации Властям раскрыли глаза Проблемы коми-народа Cвернули бизнес В новом номере журнала «Лоббист» 24 Защита избирательных прав На резервной тяге В Р ОССИИ Ц Е Н ТР – НА П Е РИФЕ Р ИИ . 16 роста, который должен появиться в каждом населенном пункте, будет ушами и глазами губернатора. Должность вводится для содействия губернатору в реализации его полномочий в сфере организации МСУ. При этом она привязана к конкретному руководителю области – полномочия старост прекращаются с уходом главы региона. Муниципальные власти из цепочки исключены. Кандидата одобряет сход граждан населенного пункта. Затем его утверждает лично губернатор. Задачи старост просты – выделять наиболее актуальные проблемы села, предлагать пути их решения и передавать информацию на областной уровень. Староста имеет право взаимодействовать с органами МСУ в решении каких-либо вопросов. Поступающая от старост информация будет собираться в Агентстве по развитию сельских территорий, которое будет существовать в форме областного государственного учреждения. Вводя институт старост, облправительство надеется получать от них объективную информацию о происходящем в селах. От районных властей, стало ясно на совещании, правды часто не добиться. Из учреждения должности сельских старост можно сделать вывод о том, что госвласть стала заложницей выстроенной ею же властной вертикали. Местное самоуправление, в итоге встроенное в вертикаль, способно только транслировать населению волю – собственную или вышестоящих инстанций. Выразителем чаяний местного населения оно уже не является. И отменяя одной рукой выборы местных глав, другой областные власти вынуждены создавать параллельные вертикали структуры. /23.07.2011/ Л.Пехтерева, «Симбирский курьер» Р О СС ИИ Готовьтесь к выборам Скандал с тайными выборами губернатора Матвиенко – через муниципальный мандат в кресло третьего должностного лица российского государства – в самом разгаре. О том, что никто не делал из этих выборов тайны, уже вовсю трубят подведомственные Смольному СМИ – о выборах, на самом-то деле, знало полгорода – буквально все, кроме оппозиции. Непонятно только, почему не был в курсе городской избирком, ЦИК… «Такие подпольные выборы проходят в Санкт-Петербурге уже не в первый раз, – комментирует ситуацию лидер фракции ЛДПР в Заксобрании Елена Бабич. – Напечатали информацию в газете, которую никто и никогда не видел. Нужно менять законодательство, прописывать, чтобы эта газета была во всех почтовых ящиках, в библиотеках. Это очень плохой сигнал перед большими выборами…». А вот как комментирует происходящее сама Валентина Матвиенко, склонная исключительно к честной борьбе: «Раздувать истерию и скандалы заинтересованы определенные политические силы. Кому-то хочется позаниматься самопиаром. Они хотели поставить клоунов от политики, маргиналов, сделать из выборов политическое шоу, превратить их в фарс». /12.08.2011/ р на с. 20 Кто получит главный приз? Сообщения о «праймериз» приходят со всех предвыборных полей единороссов – партия проводит предварительный отбор кандидатов. Идет внутрипартийное голосование, нарушения в котором и возмутили некоторых ее членов. Волна недоверия к однопартийцам катится по стране. В Костроме депутат Владимир Михайлов заявляет, что из 131 бюллетеней только в двух урнах на последних выборах – 71 поддельные. «Есть установка – за какие фамилии голосовать», – утверждает он. «Единороссы показывают механизм – имитируют внутрипартийную демократию, которой на самом деле нет. «ЕР» дискредитирует саму идею всенародного голосования», – вторит депутат Сергей Красильников из Ульяновской области и объявляет голодовку в знак протеста. Не осталось в стороне и Приморье. «Инцидент с праймериз в Артеме требует изучения, – заявил 12 августа зам. секретаря президиума генсовета партии «ЕР» Юрий Шувалов. – Праймериз такого масштаба с привлечением общественных организаций, проводятся в России впервые, и возможны сбои. Вообще же праймериз – нужный и полезный инструмент». Напомним, что в Артеме один из четырех членов счетной комиссии выборщиков отказался подписать протокол с результатами выборов, поскольку количество бюллетеней в урне для голосования превосходило число голосовавших. «Мне хорошо было видно, какое количество выборщиков реально присутствовало в зале к окончанию выступлений кандидатов. Людей, которые реально приняли участие в голосовании, оставалось порядка 80. Однако заполненных бюллетеней вытащили из урны 161. Откуда появилась лишняя половина? Считаю, применялись какие-то выборные технологии. Поэтому я и не согласился с итогами праймериз», – объяснил журналистам член счетной комиссии Петр Чуркин, представляющий общественную организацию «Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморского края». Так или иначе, все это – мышиная возня. Главный приз известен, победитель предопределен, страна уверенно катится… вверх по лестнице, ведущей вниз. Выборы мучительно близко, перспективы странно знакомы, ставки привычно сделаны. Искренне хочется надеяться, что не на «зеро»… /15.08.2011/ «ВладТайм» В.Ключевский Худ. А.Булатов
Стр.1
2 Новые законы Медведев разрешил СМИ быть автономными учреждениями Президент России Д.Медведев подписал закон, позволяющий создавать автономные учреждения (АУ) на базе средств массовой информации и регулирующий порядок деятельности таких организаций. До принятия закона автономные учреждения могли создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Закон, подготовленный министерством финансов России, меняет порядок финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений и предлагает расширить перечень сфер, в которых они могут быть созданы, за счет средств массовой информации (СМИ включены в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Автономным учреждением также может стать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уточняет РИА «Новости». /18.07.2010/ Защита прав потребителей пойдет по-другому В России с 1 августа начинает действовать закон, который сокращает возможности общественных организаций и в то же время расширяет полномочия Роспотребнадзора по защите прав потребителей. Новшества вводит Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По мнению представителей общественных организаций, которые стоят на страже прав потребителей, этот документ уточняет функции организации государственного и муниципального контроля. Он даст возможность отстаивать права потребителей более тщательно. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что в законе уточняется право Роспотребнадзора защищать права граждан. Это прописано уже в самом названии ведомства – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако при каждом вмешательстве ведомства при защите прав людей федеральные ведомства, которые осуществляют контроль за отраслью, сразу указывают на то, что Роспотребнадзор вмешивается в их внутренние дела. Теперь этот момент четко прописан. То есть федеральные органы власти могут осуществлять контроль и надзор по соблюдению закона о техническом регулировании. Все остальное, что касается потребителей, – сфера компетентности Роспотребнадзора. Подчеркнем, что теперь Роспотребнадзор должен готовить ежегодный государственный доклад о защите прав потребителей. В его обязанности входит также вести статистику и анализ случаев причинения вреда человеку. Теперь действующее законодательство дает право общественным организациям проверять, соответствует ли качество товара или услуги государственным нормативам. В случае нарушения они составляют акты и отправляют их в контрольные органы. Деятельность общественников будет ограничена. Они больше не смогут просить предъявлять накладные и бухгалтерские документы. Они могут попросить продавца предъявить только те документы, которые положено показывать потребителям: информацию о товаре, услуге, сертификаты. /25.07.2011/ Potrebiteli.Ru Минрегион увидел результаты Министр регионального развития выступил против распространения практики замены избираемых мэров на сити-менеджеров. «Нами пока не закончен тщательный анализ их работы, но и те результаты, которыми располагаем, показывают: мы пока не готовы рекомендовать распространение этого института на уровень малых городов и поселений», – сказал Виктор Басаргин, выступая на коллегии Минрегиона. «Мы сегодня видим, что пока система сити-менеджеров работает неэффективно», – добавил он. Никакой отдельной работы по оценке деятельности сити-менеджеров Минрегион не ведет, говорит чиновник ведомства: Басаргин в своем выступлении основывался на критериях оценки органов исполнительной власти субъектов. Собеседник «Газеты.Ru» обратил внимание, что министр говорил исключительно о практике распространения институтов сити-менеджеров для малых городов и поселений. Правда, другой высокопоставленный чиновник Минрегиона утверждает, что Басаргин выразился даже слишком мягко: Минрегион будет рекомендовать отказаться от института сити-менеджеров в целом по России. По данным Минрегиона, сейчас уже больше трети из 25 тысяч муниципальных образований в России управляются наемными менеджерами и мэрами, избранными из числа депутатов. К новой системе управления перешли больше 50 столиц субъектов, наиболее активно институт наемных управленцев внедряется в Ханты-Мансийском автономном округе и Свердловской области. А губернатор Ивановской области Михаил Мень в прошлом году заявил, что в его области не осталось ни одного муниципалитета, где сохранились бы прямые выборы руководителя. Оппозиция восприняла в штыки переход к системе сити-менеджеров в Екатеринбурге и Челябинске, скандальным был недавний переход к новой системе управления городом в Туле. По словам чиновника из Минрегиона, когда практика замены системы городского управления только вводилась, НА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ Лидер нации решает жилищный вопрос Семейные малоэтажки За счет «незначительных расходов» регионов и муниципалитетов можно помочь семьям с двумя и более детьми. Премьер-министр Владимир Путин не оставляет попыток разрешить один из главных вопросов для российских граждан – жилищный. Выступая на совещании по вопросам развития малоэтажного строительства в поселке Новое Ступино Московской области, премьер-министр поручил регионам разработать положение, при котором стоимость инженерной инфраструктуры не будет включаться в цену приобретения дома и соответствующего участка земли для семей с двумя детьми и более. В.Путин считает, что для многодетных семей и семей с двумя детьми и более можно сделать соответствующее исключение. «Для регионов это расходы незначительные, а для многодетных семей станут существенной поддержкой», – сказал он. По его словам, в стоимости малоэтажного жилья расходы на инфраструктуру составляют примерно 15%. Он привел расчет, в соответствии с которым стоимость малоэтажного доступного жилья составляет 25 тыс. руб. за 1 кв.м. При этом средняя площадь такого жилья для многодетной семьи составляет 100 кв.м, что будет соответствовать общей стоимости в 2,5 млн руб. Таким образом, стоимость инфраструктуры составит 375 тыс. руб. «Это приличная скидка для семьи», – считает премьер. По словам премьер-министра, для фиКремль рекомендовал губернаторам инициировать в регионах процесс замены избираемых мэров на наемных служащих. Но после череды скандалов в разных регионах страсть федерального центра к новому способу регионального управления сильно охладела. Тем не менее, ряд губернаторов уже по собственной инициативе внедряли подобную практику в своем регионе, особенно недавно назначенные и не сильно популярные – это помогало им избегать лишних конфликтов с главами крупных городов, продолжает чиновник. Однако, по словам сотрудника Минрегиона, править федеральное законодательство и повсеместно возвращать прямые выборы, государство не будет. «Дело местного самоуправления», – сказал он. «Я не думаю, что опыт введения ситименеджеров можно назвать неудачным. В каждом конкретном случае надо говорить исходя из обстоятельств», – считает председатель думского комитета по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко. «В данном случае я не уверен, что та информация, которую предоставили министру, объективна, – полагает депутат. – Точка зрения сформирована теми мэрами, которые избираются напрямую». Отмена прямых выборов мэров пока сопровождается только перечислением тех городов, где такая система уже работает, а реальных примеров большей эффективности такой системы по сравнению с прежней нет, говорит политолог Александр Кынев. Зачастую невозможно создать стабильное руководство муниципалитетов, любые коалиции в муниципальных собраниях кажутся неустойчивыми. «Кроме того, возникает проблема двухголовости: совершенно непонятно, кто является реальным руководителем (глава муниципального образования, обладающий представительскими полномочиями, или сити-менеджер, обладающий финансовыми рычагами. – «Газета.Ru»)», – отмечает Кынев проблемы городов. /22.07.2011/ Е.Сурначева, «Газета.Ru» р на с. 10 нансирования покупки домов можно использовать средства материнского капитала, который в 2012 г. составит почти 400 тыс. руб. за второго ребенка. Программа будет действовать до 2016 г., при этом решения о ее продлении пока не принято, отметил В.Путин. По его словам, материнский капитал может стать существенным первичным взносом в покупку жилья. При этом семьям с двумя и более детьми могут стать дополнительной поддержкой соответствующие программы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В.Путин назвал «идеальным подходом», когда в принципе муниципальные власти продают застройщикам землю без учета стоимости инженерной инфраструктуры. Такой опыт применялся, например, в Оренбургской области. /22.07.2011/ «РБК» В Думу – без партбилета Житель Минеральных Вод отстаивает свои избирательные права в Конституционном суде. 10 октября 2010 года прошедшие в Минеральных Водах выборы депутатов городской думы состоялись на пропорциональной основе – избирателям было предложено голосовать не за каких-то конкретных кандидатов, а за партии. Это противоречит Конституции, в которой гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от принадлежности к общественным объединениям, считает пенсионер из Минеральных Вод Николай Родионов. О том, что право человека выдвинуть свою кандидатуру на выборах может быть нарушено, Николай Александрович предположил на публичных слушаниях, когда вопрос о соответствующих изменениях в Устав города еще обсуждался. Тогда о возможных нарушениях избирательных прав на выборах Родионов сообщил губернатору, Уполномоченному по правам человека в РФ, в прокуратуру Ставропольского края, Центризбирком и Общественную палату. Пока ждал ответов, решил проверить на практике, будут ли нарушены его права как конкретного гражданина, да и поработать на благо города еще хотелось. Пробиться в кандидаты «беспартийцу» Родионову на тех выборах не удалось, и он начал отстаивать свои конституционные права в судах. Когда дошел до Верховного суда и ему в иске отказали, опять пожаловался на нарушение своих прав Владимиру Лукину, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Из его Доходные дома Также глава правительства предложил воссоздать практику так называемых доходных домов, где могли бы жить те, кому не по карману приобретение собственного жилья, сообщает РБК. Премьер указал, что в России доля зарегистрированной жилищной аренды не превышает 5% и утеряны традиции строительства и использования так называемых доходных домов. При этом в Европе до 60% населения проживает в съемных домах и квартирах, а в США – до 35%, отметил он. По словам премьера, с учетом низкой покупательной способности населения и сложностей в приобретении квартир, необходимо искать более эффективные механизмы обеспечения населения современным жильем. «Речь идет не только о совершенствовании такого традиционного инструмента, как ипотека, но и о расширении практики аренды жилья», – сказал он. Глава правительства считает возможным вернуться к практике создания доходных домов в современных условиях, в том числе применительно к малоэтажному строительству, которое доступно по цене и пользуется спросом у населения. По его мнению, при грамотном планировании и поддержке государства жилье для сдачи в наем может стать действенным способом решения жилищных проблем для молодых семей, специалистов, переезжающих на новое место работы в другие регионы, и в случае расселения аварийного жилья. Несмотря на все усилия и многомиллиардные госпрограммы «Доступное жилье» и «Жилище», В.Путину и «Единой России» за долгие годы пребывания у власти так и не удалось сделать квартиры и дома действительно доступными широким слоям населения. В настоящее время лишь 15% россиян имеют возможность приобретения его за счет своих или заемных средств. На этом фоне правительство в очередной раз поставило перед собой задачу сделать покупку жилья доступной для трети населения страны к 2015 г. Вдобавок будут приняты меры и по повышению доступности ипотеки – к 2020 г. ее смогут позволить себе 50%, а всего через 10 лет (к 2030 г.) ипотека станет доступной для 60% российских граждан. По мнению В.Путина, в перспективе ставки по ипотеке должны упасть до 5–6% годовых. /23.07.2011/ ИА «АМИТЕЛ» МС ¹8'11 аппарата вскоре позвонили: отобрав из пакета присланных заявителем документов самые необходимые, отправили их для рассмотрения в Конституционный суд, где они ждут своего рассмотрения. Между тем, пока велась эта переписка, Николай Александрович выяснил, что не один он такой в Российской Федерации. Свое право избирать и быть избранным отстаивают после осенних выборов 2010 года жители Челябинской области Юрий Гурман и Иван Болтушенко (см. с.9 – прим. ред «МСУ»). Аналогичные правовые позиции занимает и минераловодчанин Николай Родионов. 7 июля с.г. КС РФ рассмотрел заявление жителей Челябинской области Гурмана и Болтушенко и признал неконституционными нормы избирательного законодательства, допускающие проведение выборов по партийным спискам в небольших муниципалитетах, поскольку они могут «привести к искажению волеизъявления избирателей», «поставить под сомнение легитимность сформированного в таких условиях выборного органа» и, соответственно, «повлечь отступление от принципа свободных и справедливых выборов и нарушение равенства избирательных прав граждан». Следующее в очереди на рассмотрение в Конституционном суде – заявление Николая Родионова. Как сообщили истцу, оно будет рассмотрено в сентябре, когда члены суда вернутся из отпусков. /23.07.2011/ Е.Суслова, «Открытая»
Стр.2
МС ¹8'11 НА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ Планы Минфина Минфин планирует переложить на регионы субсидирование компании ОАО «РЖД» перевозок пассажиров в пригородных электричках. Президент «РЖД» Владимир Якунин сомневается в эффективности новой формулы компенсации выпадающих доходов в пригородном сообщении, предложенной Минфином. Чего ждать регионам и муниципальным образованиям – по бюджетной и транспортной части? Перекладывая субсидирование «РЖД» на регионы, федеральный центр экономит средства, которые приходится выделять на запланированное в рамках реформы «РЖД» создание милиции общественной безопасности. В 2012 году эта часть реформы обойдется федеральному бюджету в 188 млрд рублей. «Опять и вновь возвращаюсь к вопросу организации работы пригородного комплекса в связи с очередной новацией Минфина. Только все мы облегченно вздохнули после серии непростых переговоров в Правительстве о превращении этого сегмента в рентабельный и привлекательный для частного бизнеса проект, как зазвучали голоса, что со следующего года от схемы государственной компенсации инфраструктурной составляющей в стоимости проезда пассажиров в пригороде за счет средств федерального бюджета надо отказаться. Как альтернатива предлагается некая формула «размена» с регионами», – пишет Якунин в своем блоге в Живом Журнале. Речь идет об инициативе Министерства финансов России, который с поддержкой премьер-министра Владимира Путин планирует переложить на регионы субсидирование компании «РЖД» перевозок пассажиров в пригородных электричках, что может привести либо к чрезмерной нагрузке на региональные бюджеты, либо к стремительному росту тарифов на пригородное сообщение. «Лукавство этой формулы совершенно очевидно как региональным руководителям, так и нам в ОАО «РЖД», и заключается оно в следующем. Действительно принимается решение о содержании муниципальной полиции за счет средств госбюджета, но представители Минфина намеренно «забывают» сказать, что одновременно из региональных бюджетов изымается та составляющая доходов, которая традиционно на эти цели направляется. При этом региональные бюджеты подгружаются еще одной ответственностью, а именно, содержанием муниципального здравоохранения. Как легко догадаться, никаких очевидных дополнительных источников покрытия этих расходов регионам никто не предлагает», – рассуждает Якунин. По мнению главы «РЖД», необходимо законодательство, обязывающее регионы компенсировать убыточность работы пригородного комплекса. Иначе, считает он, страну ждет «полная деградация пригородных перевозок и уничтожение этого вида деятельности в большинстве регионов страны как класса». «РЖД» беспокоились из-за невыплаты компенсации за пригородные перевозки еще в феврале. Старший вице-президент «РЖД» Вадим Михайлов обещал поднять вопрос на уровне вице-премьеров правительства, так как Министерство финансов России не выполняет обещания по обеспечению безубыточности пригородного пассажирского движения. В ноябре президент «РЖД» Владимир Якунин сообщил в блоге, что более половины пассажиров пригородных электричек не платит за проезд. «То, что за услугу можно не платить, но при этом кричать на всех углах, что электрички грязные или окно выбито, почему-то многие считают нормой. – указывает на изъяны в логике оппонентов глава монополии. – Те, кто не платит, не дают нам сделать комфортные условия для тех, кто заплатил. Давайте начнем хотя бы с малого – с того, что перевозка – это платная услуга, и за проезд надо платить всем». В июне ФАС разрешила взимать с «зайцев» дополнительную плату при оформлении билета в вагонах электропоездов. C 1 августа с.г. стоимость оформления билетов кассирами-контролерами непосредственно в вагонах электропоездов в соседних с Подмосковьем регионах повысится. Для пассажирских пригородных поездов 6000-й нумерации стоимость услуги увеличится с 24 до 50 рублей, для поездов 7000-й нумерации – с 40 до 100 руб. В столице и Подмосковье цены не поменяются. /26.07.2011/ BFM.ru «Горячая экоточка» для президента Медведева Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в сентябре представит вариант экологически неблагополучного города для проведения следующего заседания совета, сообщил член Совета по правам человека, исполнительный директор Greenpeace России Сергей Цыпленков, передает РИА «Новости». На прошлом заседании совета с участием президента РФ Дмитрия Медведева, которое состоялось 5 июля в Нальчике, было решено провести следующее заседание в экологической «горячей точке» России. Следующая встреча с главой государства запланирована на осень текущего года. «Мы обсуждали варианты Улан-Удэ, Иркутской области, Красноярска, Уральского федерального округа с его «городами-монстрами» в экологическом плане, Краснодарского края, а также СанктПетербурга, Архангельской области, Якутии и Подмосковья», – заявил Цыпленков на пресс-конференции в Москве. По его словам, окончательный выбор места заседания из перечисленного списка будет сделан ближе к концу сентября. «Предлагая место, мы думаем не о том, как больше ужаснуть президента, а как можно исправить ситуацию», – подчеркнул он. Это место, по словам Цыпленкова, должно олицетворять ряд стратегических проблем, которые стоят перед Россией в области экологии. Так, среди этих проблем он назвал разрушение государственной экологической экспертизы, неучастие общественности в принятии решений и отсутствие у нее доступа к информации, отсутствие единого федерального органа, который бы занимался экологическими проблемами, а также государственной стратегией по предотвращению изменения климата. «Не частности нужно менять, а концепцию. Должны быть исправлены конкретные законы», – сказал Цыпленков. По его словам, более 15% территории страны, где проживает половина населения России, является неблагополучной в экологическом плане. «Можно пальцем ткнуть в карту и везти туда президента», – сказал он. Осенью прошлого года Медведев поддержал идею ужесточения ответственности за загрязнение городов и поручил правительству подготовить соответствующее решение. «У нас ответственность за загрязнение городов либо отсутствует, либо очень разная – в зависимости от тех норм, которые принимаются на уровне муниципального образования. Нужно подумать, каким образом сделать ее более жесткой и более работоспособной», – сказал президент. В конце июня Д.Медведев поручил правительству создать механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с волонтерами и некоммерческими организациями, работающими в сфере охраны окружающей среды. По итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 9 июня в Дзержинске, Дмитрий Медведев дал поручение правительству усилить финансовую ответственность за загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами и экологический контроль, в том числе выдавать разрешения на работу в Арктике лишь тем нефтяным компаниям, которые умеют ликвидировать утечки углеводородов подо льдом. /28.07.2011/ BFM.ru 3 Не модернизируют! Вице-премьер Дмитрий Козак раскритиковал регионы за плохую работу по модернизации жилищно-коммунальной сферы. Однако наиболее радикальные предложения правительства не находят поддержки у Минфина. Вице-премьер Дмитрий Козак провел 21 июля селекторное совещание с регионами по подготовке к зимнему периоду. Вице-премьер пообещал регионам ревизию и пригрозил уголовными делами главам тех администраций, которые до сих пор не подготовили свои планы реформирования ЖКХ. «Давайте договоримся, если по состоянию на 1 июля нет утвержденной инвестиционной программы, если нет даже технического задания на ее разработку, автоматически должно возбуждаться уголовное дело на главу администрации местной, как минимум по должностной халатности… Автоматом должно возбуждаться дело, и пусть с этим разбираются уже следователи и прокуроры», – заявил он. После чего продолжил разнос регионов и подчеркнул, что в ряде случаев даже те программы, которые утверждены, не выполняются. В этом случае регионам придется вернуть выделенные из бюджета деньги, предупредил Козак. Сейчас такая угроза нависла над тремя регионами – это Приморский край, Московская область и Карачаево-Черкесия. В общей сложности речь идет о сумме, превышающей десять миллиардов рублей. Как сообщил Козак, одна Московская область задолжала около 8 млрд руб. «Эти средства выделялись на конкретных условиях, и мы договаривались через закон, что если условия не будут выполнены, то деньги подлежат возврату… Сейчас поступают предложения: а давайте изменим условия. Так не будет. Коллеги, имейте в виду: ответственность будет неотвратима», – грозил на совещании Козак. Над проблемой реформирования сферы ЖКХ власти бьются уже не первый год. Сейчас в правительстве лежит проект распоряжения, который должен повысить привлекательность объектов ЖКХ для частных инвесторов. Документ был внесен в конце июня Минрегионом. Он называется «О комплексе мер по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций». Как говорится в тексте проекта, документ направлен на «формирование благоприятных условий для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, создание стимулов и устранения препятствий для привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций». Одна из основных мер, которая предложена для решения этой проблемы – развития института концессии и долгосрочной аренды. Для того чтобы привлечь в сферу частных инвесторов, Минрегион предложил начать устранять те проблемы, которые сейчас мешают приходу на рынок частных инвесторов. Например, министерство предлагает подготовить проект закона, который должен будет снизить стоимость регистрации объектов. Также в документе предлагается начать работу над формирование «законодательных основ перехода к долгосрочным тарифам». По словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, такое развитие событий было привлекательно для инвесторов. «Это было бы неплохо для инвесторов, если бы они при разработке планов знали, какие будут тарифы не на ближайший год, а на три-пять лет», – говорит он, но поясняет, что реалистичность предложенной меры сложно представить при нынешнем уровне инфляции и, главное, нестабильном прогнозе. «Инфляция отличается от прогноза», – подчеркивает эксперт. По его словам, на практике это может обернуться тем, что тарифы будут заложены, например, на уровне 5–6%, а по факту рост составит 10%. «В итоге еще годик будут субсидии искать, чтобы это покрывать. Поэтому в чистом виде мы можем попытаться ввести, но достаточно быстро придется отказаться от этого», – полагает он. Чтобы порядок работал, нужно решить другую важную задачу – повысить предсказуемость основных экономических показателей. В целом, по словам эксперта, сфера ЖКХ «потенциально привлекательна» для инвесторов, «потому что это услуги, которые могут быть востребованы всегда»: «людям нужно электричество, теплая, холодная вода», но препятствием для прихода инвестиций является то, что сфера не реформирована. «Бывшие ДЕЗы формально стали АО, но они аффилированы с органами власти, они непрозрачны, тарифы регулируются неэффективно и излишне централизованы», – замечает он. По поводу института концессии Николаев говорит, что, было бы желание, можно его использовать, но не используют фактически. Минрегион предлагает закрепить за субъектами обязательство выплачивать незащищенным гражданам адресную компенсацию, в случае если рост платежей превысит установленный уровень. Как объясняется в проекте, это необходимо для «недопущения ограничений роста тарифов коммунального комплекса». В конечном итоге этот пункт тоже не был поддержан Минфином. Кроме того, к сентябрю предлагается принять проект постановления правительства, который должен будет установить правила выделения бюджетам регионов субсидий, направленных на возмещение компаниям ЖКХ разницы стоимости топлива и энергетической энергии. Пока частные инвесторы не пришли в отрасль, министерство предлагает стимулировать к развитию сферы местные власти. Самое радикальное предложение – напрямую увязать наличие инвестиционных программ по развитию жилищно-коммунального комплекса в регионе с размером трансфертов, получаемых субъектом из федерального бюджета. Правда, это предложение уже не получило поддержки. Идею зарубил Минфин, который указал на противоречие замысла Бюджетному кодексу. Зато в соответствии с проектом распоряжения со стороны государства помощь в реализации инвестиционных проектов может быть оказана в рамках реализации ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ до 2020 года». В ее рамках предлагается определить «формы и направления государственной поддержки» мероприятий региональных и муниципальных программ модернизации ЖКХ. Чтобы стимулировать к развитию инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы губернаторов, список критериев оценки их работы может быть дополнен пунктом о наличии инвестиционных программ. Соответствующий указ президента предлагается подготовить к марту. Еще одно важное направление документа – установление критериев, характеризующих общее состояние объектов ЖКХ. Их надежность, энергоэффективность, процент износа. Методику определения технико-экономического состояния объектов Минрегион предлагает подготовить к марту следующего года. А к декабрю разработать проект федерального закона, который должен будет описать федеральные стандарты надежности, качества и энергоэффективности услуг. Расчет показателей надежности, качества и энергоэффективности предоставляемых организациями услуг Минрегион предлагает включать в инвестиционные программы вместе с расчетом стоимости и сроков, в которые эти показатели можно улучшить. С целью улучшения контроля над исполнением программ ведомство В.Басаргина предлагает создать автоматизированную информационную систему, которая должна быть доступна всем. Предполагается, что с помощью базы можно будет отследить реализацию инвестиционных программ. /21.07.2011/ О.Болотова, «Газета.Ru»
Стр.3