Тем более мир со всем его многовековым педагогическим опытом не
может ответить на вопросы о том, что такое православное воспитание
и как по-христиански воспитать детей. <...> Ведь в
словах «воспитание», «образование», «просвещение» христианин
слышит их истинный смысл: образование для нас есть раскрытие
образа Божия в человеке; воспитание — «напитывание» наших детей
духовной пищей и память и том, что Господь есть «истинная Пища и
Питие»; размышляя о просвещении, мы помним слова Литургии: «Свет
Христов просвещает всеx!» <...> Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II
В
наше время всё ещё царит убеждение в том,
что педагогика в целом, как система, независима от религиозных предпосылок. <...> Педагоги хорошо знают, что жизнь ребенка и
развитие личности у него во многом есть «тайна»,
но чувствуя эту тайну, считаясь с ней, они почти
всегда успокаиваются на том, что дело здесь в несовершенстве современной психологии, в нашем
неумении правильно подойти к детям и умело руководить ими. <...> Иначе говоря, в «тайне» детской
личности нет ничего, по этому взгляду, что выводило бы нас за пределы натурального порядка, что
ставило бы лицом к лицу с высшими силами, что
требовало бы религиозного освещения. <...> В этом нечувствии того, что жизнь личности вообще, а детской в особенности, требует религиозного осве-
щения, в той самоуверенности, с какой обычно
пытаются истолковывать жизнь души независимо
от ее сопряженности с Богом, и заключается главный грех педагогического натурализма. <...> Привлечение идей христианской антропологии1
к пониманию жизни души и внутренней диалектики её исканий нужно вовсе не для одного религиозного или даже морального воспитания, оно
нужно для педагогики в целом. <...> Если верно, что в
человеке всё «личностно», то есть всё связано с
центром души, с её внутренним миром, то это значит, что идеи христианской антропологии должны
быть связываемы со всеми процессами души, или
вообще должны быть отвергнуты.
евозможно <...>
Православное_воспитание_№2_2011.pdf
Какая школа нужна
нашему времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Церковное воспитание
человека
. . . . . . . . . . . 11
Призрак XX века . . . . . . . . . . 17
на путь духовный . . . . . . . . . . 28
Свидетельства
очевидца
. . . . . . . . . . . . . . . 21
Становление
Спешите
делать добро . . . . . . . . . . . . . . 35
С доверием
ко Христу
. . . . . . . . . . . . . . . 47
Стр.3