На правах рукописи
ЯКПМОВПЧ Светлана Владимировна
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ОСНОВЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРУЮЩИХ ИГР
Специальность 13.00.04 -Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических паук
(£>*,
Мое юга-2003
Работа выполнена на кафедре теории физической культуры и
спорта Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель:
Официальные
оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Черкашнн Виталий Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Лубышева Людмила Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав Владимирович
ТО 0 0 0 0 4 9 5 6
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация: Волгоградский государственный университет
Защита диссертации состоится «££_j> f €/t7jZc)J*c%- 2003 г. в
асов
на заседании диссертационного совета Д 311.602.02 при Всероссийском
научно-исследовательском институте физической культуры и спорта по
адресу: 105005, г. Москва, Елизаветинский переулок, 10. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского
научно-исследовательского института физической культуры и спорта. <...> Вместе с тем, наряду с традиционными
урочными формами занятий, в любых образовательных учреждениях ис
пользуются и внеурочные формы организации физического воспитания
учащихся. <...> На наш взгляд, внеурочные физкультурные занятия
имеют гораздо больший педагогический потенциал, в рамках которого
возможно целенаправленно влиять также и на приобретение социального
опыта школьников в процессе формирования их личностной физической
культуры. <...> Объект исследования; процесс физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ во внеурочное время. <...> ИКБЛйО'-ТГ:'
4
Предмет исследования: организационные формы внеурочной
физкультурной деятельности школьников различного возраста с исполь <...>
Физическое_воспитание_школьников_во_внеурочное_время_на_основе_социально_ориентирующих_игр..pdf
На правах рукописи
ЯКПМОВПЧ Светлана Владимировна
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ОСНОВЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРУЮЩИХ ИГР
Специальность 13.00.04 -Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических паук
(£>*,
Мое юга-2003
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории физической культуры и
спорта Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Черкашнн Виталий Петрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Лубышева Людмила Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав Владимирович
ТО 00004956
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация: Волгоградский государственный университет
Защита диссертации состоится «££_j> f €/t7jZc)J*c%- 2003 г. в
асов
на заседании диссертационного совета Д 311.602.02 при Всероссийском
научно-исследовательском институте физической культуры и спорта по
адресу: 105005, г. Москва, Елизаветинский переулок, 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского
научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
Автореферат разослан «SS\
Ученый секретарь
диссертационного совета
&. ^у/>г л 2003 г.
Тарасова Любовь Викторовна
Стр.2
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В теории и методике физического воспитания дос**sv
ь
^§Ь
таточно
давно сформулированы принципиальные установки по перестройке
системы физического воспитания, главная из которых ориентирует
этот процесс на реализацию принципов гуманистической педагогики
и психологии. Основной целью перестроенного на этих концептуальных
началах педагогического процесса становится формирование физической
культуры учащихся [В.К. Бальсевич, 1988, 1990; В.И. Столяров, 1988,
1993, 1998; Н.Н. Визитей, 1989; Л.И. Лубышева, 1992, 1996, 1997; В.И.
Лях, 1995; М.Я. Виленский, 1999; и др.]. Данное направление совершенствования
системы физического воспитания получило массовое признание.
В первую очередь специалистов заинтересовали вопросы, связанные
с проектированием урочных форм организации занятий по физической
культуре в различных учебных заведениях (TI.K. Дуркин, 1995; B.C. Быков,
1999; B.C. Якимович, 2002]. Вместе с тем, наряду с традиционными
урочными формами занятий, в любых образовательных учреждениях используются
и внеурочные формы организации физического воспитания
учащихся. Хотя эффективность последних в решении воспитательных и
образовательных задач не вызывает сомнений [Л.П. Матвеев, 1991; К.Я.
Руссу, Е.М. Геллер, 1992; В.И. Логунов, 1992; В.Е. Крылов, 1993; Н.А.
Ачкурин, 1997; А.П. Зотов, 1997; Ю.В. Елютин, 1998; О.Г. Столбова,
2001], до настоящего времени вопросы их проектирования в обозначенном
контексте не нашли еще достаточного отражения в научных публикациях.
К сожалению, в тех немногочисленных работах, которые посвящены
проблемам организации физического воспитания школьников во внеурочное
время, большинство авторов остается на позициях традиционно
сложившейся образовательной системы, где разнообразные формы физкультурной
практики рассматриваются в основном с позиции физической
подготовки детей и подростков, и только в некоторых случаях как средства
формирования интереса, потребностей и мотивации в физическом совершенствовании.
На наш взгляд, внеурочные физкультурные занятия
имеют гораздо больший педагогический потенциал, в рамках которого
возможно целенаправленно влиять также и на приобретение социального
опыта школьников в процессе формирования их личностной физической
культуры. Данное направление в настоящее время недостаточно изучено.
Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации
внеурочного физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность
диссертационной работы.
Объект исследования; процесс физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ во внеурочное время.
ИКБЛйО'-ТГ:'
Стр.3