А
Бурятский государственный университет
На правах рукописи
ФИЛИППОВ ИВАН МАРКОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
ПРОФЕССИИ (РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)
Специальность 13.00.01. <...> - Общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ, 2003
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор,
Очиров М.Н. <...> Ведущая организация
- Бурятский институт повышения
квалификации и переподготовки
работников образования
Защита диссертации состоится « 3 « апреля 2003 г. в «16» час.
на заседании диссертационного совета в Бурятском государственном
университете по адресу: г. Улан-Удэ, ул. <...> 24а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета. <...> Автореферат разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета,
_кап.пед. наук
:
T000004955
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
3 марта 2003 г
/jAi/^/l Моргунова И.Г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
По закону РФ «Об образовании» 1 содержание образования дол
жно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личнос
ти, создание условий для ее самореализации». <...> Самоопределение личности - многоаспектный процесс, требую
щий всесторонней педагогической поддержки. <...> Человек, который приобрел профессию в соответ
ствии со своим призванием и своим самоопределением, будет спосо
бен быть творцом своей судьбы и плодотворно трудиться на благо
общества. <...> Надо отметить, что в педагогической науке ведутся достаточно
активные и результативные исследования по проблемам обеспечения
самоопределения личности школьников. <...> В теории профессиональ
ной ориентации школьников следует отметить работы А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, И.Н. Назимова, А.Д. Сазонова, В.Ф. Саха
рова, С.Н. Чистяковой и др. <...> В педагогической литературе проблемы руководства профессио
нальным самоопределением сельской <...>
Педагогические_условия_самоопределения_сельских_школьников_на_сельскохозяйственные_профессии_(Республика_Бурятия)..pdf
А
Бурятский государственный университет
На правах рукописи
ФИЛИППОВ ИВАН МАРКОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
ПРОФЕССИИ (РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)
Специальность 13.00.01. - Общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ, 2003
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор,
Очиров М.Н.
Консультант
- кандидат физико-математических наук,
доцент Кибирев В.В.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Самсонов B.C.
- кандидат педагогических наук
Ефимов П.П.
Ведущая организация
- Бурятский институт повышения
квалификации и переподготовки
работников образования
Защита диссертации состоится « 3 « апреля 2003 г. в «16» час.
на заседании диссертационного совета в Бурятском государственном
университете по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Смолина. 24а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета.
Автореферат разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета,
_кап.пед. наук
:
T000004955
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
3 марта 2003 г
/jAi/^/l Моргунова И.Г.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
По закону РФ «Об образовании»1 содержание образования должно
быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации».
Самоопределение личности - многоаспектный процесс, требующий
всесторонней педагогической поддержки. Главное состоит в создании
педагогических условий для развития личности, способной
найти свое достойное место в обществе и внести вклад в его улучшение.
Поэтому
выбор профессии имеет не только личное, но и общественное
значение. Человек, который приобрел профессию в соответствии
со своим призванием и своим самоопределением, будет способен
быть творцом своей судьбы и плодотворно трудиться на благо
общества.
Надо отметить, что в педагогической науке ведутся достаточно
активные и результативные исследования по проблемам обеспечения
самоопределения личности школьников.
Вопросы профессионального самоопределения школьников исследовались
П.Р. Атутовым, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбургом, Э.Ф. Зеером,
Е.А. Климовым, П.А. Шавиром и др. В теории профессиональной
ориентации школьников следует отметить работы А.Е. Голомштока,
Н.Н. Захарова, И.Н. Назимова, А.Д. Сазонова, В.Ф. Сахарова,
С.Н. Чистяковой и др. В конструировании профориентационных
методов известны работы М.С. Валитова, Н.Ф. Гейжан, Н.С. Пряжникова,
Н.В. Самоукиной и др., в исследовании профессиональных
перспектив и планов - Е.И. Головахи, Ю.Б. Зайденберга, Н.Н. Толстых,
В.Н. Шубкина и др.
В педагогической литературе проблемы руководства профессиональным
самоопределением сельской молодежи традиционно рассматриваются
как вопросы организации трудовой подготовки и ориентации
на профессии сельскохозяйственного производства (A.M. Низамов,
В.Д. Симоненко, СБ. Хмыров и др.).
Проблемы обучения с учетом этнокультурных особенностей рассмотрены
в работах СВ. Калмыкова, СД. Намсараева, Г.Ц. Молонова,
Р.Д. Санжаевой, М.Н. Очирова, Н.К. Елаева, И.А. Маланова,
1 М.: Новая школа, 1996, с. 14
: - ;; —з-' :
•••••'-
"'\-J\
.
Стр.3