На правах рукописи
№
Уляева Гульназ
Гаязовна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
д и с с е р т а ц и и на соискание ученой степени
к а н д и д а т а п е д а г о г и ч е с к и х наук
Москва - 2004
2
Работа выполнена на кафедре психологии Российского Государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
- кандидат психологических наук, доцент
РОМАНИНА Елена Васильевна
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор
МЕНХИН Юрий Владимирович
- кандидат педагогических наук, доцент
РУБЦОВА Наталья Олеговна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
JaiHHTa состоится " оЦ "
МЖИ^гА. <...> Тенденция ухудшения физического разви
тия и состояния здоровья студентов привлекли особое внимание педагогиче
ской науки и практики медицины к проблеме оздоровления студенческой мо
лодежи в процессе занятий физической культурой. <...> Однако, проблема в целом не исследуется
и не развивается с позиций качества жизни студентов с последствиями ДЦП в
его современном научном понимании. <...> ].
Статья 18 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Феде
рации» (1999) предписывает организацию физкультурно-оздоровительной ра
боты с инвалидами считать непременным и определяющим условием их все
сторонней реабилитации и социальной адаптации, а организация занятий фи
зической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвали
дов осуществляется образовательными учреждениями. <...> Интегративная педагогика, напротив, выте
кает из запросов жизни и соответствует реалиям, органически сочетая в себе
компоненты в едином учебно-воспитательном процессе, которая органически
связывает, совершенствование <...>
Социально-психологическая_адаптация_студентов_с_последствиями_детского_церебрального_паралича_средствами_адаптивной_физической_культуры..pdf
На правах рукописи
№
Уляева Гульназ Гаязовна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре психологии Российского Государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
- кандидат психологических наук, доцент
РОМАНИНА Елена Васильевна
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор
МЕНХИН Юрий Владимирович
- кандидат педагогических наук, доцент
РУБЦОВА Наталья Олеговна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
JaiHHTa состоится " оЦ " МЖИ^гА.
2004 г. в "
7 <
/J " часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском Государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
г.Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан " OS. Ш>Л4Ц 2004 г. II1IIII1111
Т000004974
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь диссертационного совета ->/ \Q* I
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Тенденция ухудшения физического развития
и состояния здоровья студентов привлекли особое внимание педагогической
науки и практики медицины к проблеме оздоровления студенческой молодежи
в процессе занятий физической культурой.
С начала 90-х годов в нашей стране получило существенное развитие направление
научных исследований, специально посвященных вопросам профилактики,
оздоровления и повышения работоспособности студентов, в том числе
и методами физической культуры. Однако, проблема в целом не исследуется
и не развивается с позиций качества жизни студентов с последствиями ДЦП в
его современном научном понимании. Это тем более актуально, что имеется
серьезный разрыв между состоянием здоровья этой категории студенческой
молодежи и оздоровительными возможностями адаптивной физической культуры.
Отечественная
и зарубежная наука и практика имеют значительный опыт
использования физических упражнений в целях совершенствования физического,
психофизиологического, социального статуса людей с двигательными и
сенсорными ограничениями [Blaire S.N., Kohl H.W. и др. (1989), А.И. Григорьев
(1991), СП. Евсеев (1996 - 2003), И.О. Рубцова (1998), B.C. Дмитриев
(1993 - 2003), Oil Lauth (1999); Т.И. Губарева (2001) и др.].
Статья 18 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(1999) предписывает организацию физкультурно-оздоровительной работы
с инвалидами считать непременным и определяющим условием их всесторонней
реабилитации и социальной адаптации, а организация занятий физической
культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов
осуществляется образовательными учреждениями.
Традиционная система образования не способствует подготовке нового
поколения к условиям выживания. Интегративная педагогика, напротив, вытекает
из запросов жизни и соответствует реалиям, органически сочетая в себе
компоненты в едином учебно-воспитательном процессе, которая органически
связывает, совершенствование и самосовершенствование учащихся с ограниченными
возможностями жизнедеятельности во всех направлениях учебнопрофессиональной
деятельности. Интегративный подход, прежде всего, востребован
в сфере двигательной активности студентов с последствиями ДЦП, адаптивные
возможности которых могут быть существенно улучшены в процессе
целенаправленного педагогического воздействия средствами и методами адаптивной
физической культуры.
Стр.3