Щ1
На правах рукописи
ПЛАКСУНОВА Эльвира Викторовна
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОССТАНОВЛЕНИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 10-13 ЛЕТ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2001
Стр.1
2
Диссертация выполнена на кафедре адаптивной физической культуры
Российской государственной академии физической культуры.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент Рубцова Наталья Олеговна
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук,
профессор Чешихина Валентина Викторовна
- кандидат медицинских наук,
доцент Маков Борис Васильевич
Ведущая организация - Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры
Защита состоится «/(5» Q&ftl&djU&' 2001 г. в 7 7 часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01. Российской государственной
академии физической культуры (105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, тел.
166-42-74)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан <«/3 » C0/6£tU4lJ>/lJL>'l№\ г.
Учёный секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических
наук, доцент
И.В. Чеботарёва
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет всё
большие требования к системе обучения и воспитания детей, имеющих
сочетанные нарушения в своем развитии (далее дети с СНР).
Адаптивное физическое воспитание целенаправленно влияет на развитие
аномальных детей, способствует гармоничному росту двигательных качеств,
сглаживает, коррегирует и .компенсирует двигательные и умственные
нарушения (Р.Д Гадзинская, 1962; Р.Д. Бабенкова, 1967; Б.В. Сермеев, 1980;
А.С. Самыличев, 1984; Е.А. Гордиенко, 1985; А.А. Дмитриев, 1987; Н.Н.
Ефименко, 1987; В.В. Бобошко, 1991; Е.С. Черник, 1992; СИ. Венецев, 1999;
В.Г. Пануш, 2000; и др.). Адаптивная физическая культура является
непременным условием в формировании здорового образа жизни,
ч^чх организации досуга и отдыха, развитии и восстановлении телесных и
\о \ духовных сил. В этом проявляется ее ценность для личности и общества, ее
\ ^
образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное
значение (Я. Жбиковский, 1994; Г.А. Степанова, 1994; Н.О. Рубцова, 1999;
А.А. Васильков, 2000; К.А. Виноградова, 2000; Schmidt, J. and К. DePauf,
1989; Auxter, D., J. Pyfer, and С Huetting, 1996; Sherril, C, 1998).
В настоящее время существует ряд отечественных и зарубежных работ, в
которых исследуются различные аспекты адаптивного физического
воспитания детей школьного возраста. Однако, в изученной нами литературе
не встречалось исследовательского материала по АФВ детей с СНР.
Необходимость изучения данного аспекта проблемы не вызывает
сомнения, поскольку есть стационарные программы для вспомогательных и
коррекционных учреждений, а для детей с СНР программ рекреации не
существует. Кроме того, возможность участия в программах Special Olimpics
предусматривает необходимость выделения,детей с СНР в отдельный
ДИВИЗИОН.
^***«****Tf^P^P^ \
Стр.3