На правах рукописи
Ильин Александр Борисович
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЙ ГОТОВНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ СШЦИАШЗАЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
(На примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств).
13,00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2002
Стр.1
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры.
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
культуры
Зашита диссертации состоится « »
2002 г. в
часов на
заседании диссертационного совета К.311.003.01 в Российской государственной
академии физической культуры по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый
бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан « »
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
.
2002 г.
О.П. Топышев
А. В. Родионов
Ведущая организация - Московская государственная академия физической
СМ. Гордон
Стр.2
3
Актуальность
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
исследования. Современный спорт,
характеризуется
,.
(
О ^
исключительной плотностью результатов и предельной мобилизацией
участников. При одинаковой квалификации, уровне физических качеств,
технической и тактической подготовке, преимущество имеет спортсмен с
высоким уровнем психической готовности и соответствующими ей показателями
личности. Актуальность этой проблемы, может быть подчеркнута научными
трудами Б.А.Вяткина (1978, 1981, 1985), АЦЛуни (1969, 1973, 1979Х
А-В.Родионова (1965, 1973), В.П.Некрасова (1985), Г.Д.Горбунова (1965, 1966,
1667, 1979, 1986), О.В.Дашкевича (1970, 1976), Л.Д.Гиссена (1972, 1973),
П.А.Рудика (1966, 1967, 1980), Ю.АХанина, Н.АХудадова (1976),
О.АЧерниковой (1961, 1971, 1978), АВ.Алексеева (1995), Р.М.Найдиффера
(1979), Р.Н.Сингера (1980) и других ученых, показавших, что важное место в
чч ^ познании закономерностей подготовки спортсмена, занимает изучение его
^О ч личности. Важность изучения проблемы соревновательной готовности показана
трудами Л.Т.Ямлольскою (1981, 1984), СМТордона (1980, 1981, 1984, 1991,
N^K^ 1995), и его аспиранток Д.У.Бисембаевой (1986, 1988), Т.АЛукиной (1996,
1997).
спортивный педагог
Опираясь на процессы обучения, воспитания, развития и саморазвития
призван содействовать воспитанию социально
положительной личности спортсмена, его свободному, бесконфликтному
развитию и формированию особенностей личности, обеспечивающих
результативность соревновательной деятельности в избранной специализации.
Личность спортсмена может рассматриваться, как сложная динамическая
система. От соотношения ее компонентов, прямо зависит готовность к
соревновательной деятельности. Знание личности спортсмена и уровня
психической готовности к соревновательной деятельности позволяет выбирать
педагогические и психологические методы воздействия.
Учет указанных положений позволяет строить обоснованный план
спортивной подготовки.
Стр.3