На правах рукописи
ДЖАМАЛАЕВА Oiccaiia Юсуповна
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной
физической культуры
Авторефера т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Ставропольском государственном университете.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Соловьев Геннадий Михайлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав
Владимирович
доктор педагогических наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры
Защита диссертации состоится
2003 г. в
час.
на заседании диссертационного совета К.311.003.01 в Российской государственной
академии физической культуры по адресу: Москва, Сиреневый
бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской
государственной академии физической культуры и спорта.
Автореферат разослан
2003 г.
Т000004800
Ученый секретарь
специализированного совета
кандидат педагогических
наук, доцент
ЦОБ по ФКиС
РПАФК
Чеботарева И.В.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Эффективность любой человеческой деятельности в
первую очередь зависит от осознанности ее выполнения. Поэтому в педагогике
и в частности в теории и практике физического воспитания большое
значение уделяется принципу сознательного обучения. Реализация данного
принципа обусловливает не только активное отношение занимающихся в
целом к процессу обучения, но также предполагает осмысленное овладение
двигательными действиями, что невозможно без формирования психомоторных
способностей тонко ощущать свои движения, анализировать
их и сознательно управлять ими.
В формировании активного, сознательного и мотивированного отношения
к изучаемому материалу важную роль играет индивидуально выстроенный план
предстоящей деятельности. Вопросы значимости планирования и проектирования
движений и действий в процессе обучения изучались многими психологами
(Л.Ф. Егупов, А.А. Белкин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, Е.Н. Сурков,
В.Р. Малкин, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров, В.Н. Смоленцева, и др.).
Проектирование и построение двигательных действий представляет собой
процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия человеком
творческого решения о том, что он должен делать, как и ради чего. Двигательное
решение вырабатывается в тесном единстве чувственного познания, представляющего
собой цикл взаимодействия субъекта с объектом, и смыслового
программирования на основе проектно-двигательного мышления.
Сознательный характер обучения нашел воплощение в концепции А.Ц. Пуни
(1949) о тренирующем действии представления движений (идеомоторной тренировки).
Физиологический механизм этого явления связан с идеомоторными
актами, т.е. с непроизвольными мышечными напряжениями в соответствии с
программой действия, мысленно воспроизводимого человеком.
Вопрос о природе и механизмах двигательных действий получил сравнительно
широкое освещение в литературе по биомеханике, психологии,
дидактике, а также в специальных философско-методологических разработках.
В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций
деятельности и методологических подходов к ее изучению
(Л.С. Выготский, В.Б. Коренберг, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Г.В. Суходольский).
Большой вклад в понимание сущности двигательной деятельности
человека внесли работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского,
Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина и др.
Значительное число работ специалистов по биомеханике (Д. Д. Донской,
В.М. Зациорский, И.П. Ратов, В.Б. Коренберг, В.Н. Курысь и др.) посвящено
теории двигательных действий/" _ •,
•:.
^ДКрТЕКА j
РГАО>К
\
Стр.3