Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644788)
Контекстум

Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДжамалаева
ИздательствоМ.: РГАФК
Страниц27
ID217666
АннотацияЦель работы - разработка и научное обоснование педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий.
Джамалаева, О.Ю. Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре. : автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Ю. Джамалаева .— Москва : РГАФК, 2003 .— 27 с. — URL: https://rucont.ru/efd/217666 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ДЖАМАЛАЕВА Oiccaiia Юсуповна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2003 Работа выполнена в Ставропольском государственном университете. <...> Поэтому в пе дагогике и в частности в теории и практике физического воспитания большое значение уделяется принципу сознательного обучения. <...> (1949) о тренирующем действии представления движений (идеомоторной тре нировки). <...> Физиологический механизм этого явления связан с идеомоторными актами, т.е. с непроизвольными мышечными напряжениями в соответствии с программой действия, мысленно воспроизводимого человеком. <...> ^ДКрТЕКА j РГАО>К \ Анализ научно-литературных источников показывает, что в последние годы активно разрабатывается система применения средств, методов и при емов психорегуляции в спортивной тренировке. <...> Что же касается вопросов психорегуляции в учебном процессе по физической культуре учащихся, то исследований по формированию навыков ее использования очень мало и носят они, как правило, сопряженный характер. <...> Психорегуляция в основ ном является предметом исследования спортивных психологов (В.Р. Малкин, <...> Исследование научного и практического опыта позволило нам определить состояние проблемы психорегуляции в спорте; выявить неразработанные вопросы; определить место и содержание психорегуляции в структуре спортивной и физкультурной деятельности; изучить ее возможности в по вышении эффективности учебных занятий по физической культуре в вузе. <...> Низкий уровень обученности двигательным действиям студентов, на что указывает ряд авторов (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, <...> Г.М. Соловьев и мн. др.), требуют творческого переноса <...>
Педагогическая_технология_мыслительно-образного_моделирования_двигательных_действий_студентов_на_занятиях_по_физической_культуре..pdf
На правах рукописи ДЖАМАЛАЕВА Oiccaiia Юсуповна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры Авторефера т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Ставропольском государственном университете. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Соловьев Геннадий Михайлович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры Защита диссертации состоится 2003 г. в час. на заседании диссертационного совета К.311.003.01 в Российской государственной академии физической культуры по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, 4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной академии физической культуры и спорта. Автореферат разослан 2003 г. Т000004800 Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент ЦОБ по ФКиС РПАФК Чеботарева И.В.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Эффективность любой человеческой деятельности в первую очередь зависит от осознанности ее выполнения. Поэтому в педагогике и в частности в теории и практике физического воспитания большое значение уделяется принципу сознательного обучения. Реализация данного принципа обусловливает не только активное отношение занимающихся в целом к процессу обучения, но также предполагает осмысленное овладение двигательными действиями, что невозможно без формирования психомоторных способностей тонко ощущать свои движения, анализировать их и сознательно управлять ими. В формировании активного, сознательного и мотивированного отношения к изучаемому материалу важную роль играет индивидуально выстроенный план предстоящей деятельности. Вопросы значимости планирования и проектирования движений и действий в процессе обучения изучались многими психологами (Л.Ф. Егупов, А.А. Белкин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, Е.Н. Сурков, В.Р. Малкин, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров, В.Н. Смоленцева, и др.). Проектирование и построение двигательных действий представляет собой процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия человеком творческого решения о том, что он должен делать, как и ради чего. Двигательное решение вырабатывается в тесном единстве чувственного познания, представляющего собой цикл взаимодействия субъекта с объектом, и смыслового программирования на основе проектно-двигательного мышления. Сознательный характер обучения нашел воплощение в концепции А.Ц. Пуни (1949) о тренирующем действии представления движений (идеомоторной тренировки). Физиологический механизм этого явления связан с идеомоторными актами, т.е. с непроизвольными мышечными напряжениями в соответствии с программой действия, мысленно воспроизводимого человеком. Вопрос о природе и механизмах двигательных действий получил сравнительно широкое освещение в литературе по биомеханике, психологии, дидактике, а также в специальных философско-методологических разработках. В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методологических подходов к ее изучению (Л.С. Выготский, В.Б. Коренберг, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Г.В. Суходольский). Большой вклад в понимание сущности двигательной деятельности человека внесли работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина и др. Значительное число работ специалистов по биомеханике (Д. Д. Донской, В.М. Зациорский, И.П. Ратов, В.Б. Коренберг, В.Н. Курысь и др.) посвящено теории двигательных действий/" _ •, •:. ^ДКрТЕКА j РГАО>К \
Стр.3