На правах рукописи
Герасимова Светлана Викторовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДО
РОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ШАХМАТАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001
2
Работа выполнена на кафедре Общей и специальной педагогики Рос
сийской государственной академии физической культуры
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Сингина Н.Ф. <...> И.В. Чеботарева
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цивилизованность общества определяется своим отношением к инва
лидам и старикам. <...> В России эта цифра составляет более 8 миллионов человек, более
I миллиона из которых дети. <...> Анализ программ спецшкол - интерна
тов показывает, что основная их направленность заключается в коррекции
^
двигательных нарушений посредством медикаментозного лечения, занятий
^
^
ЛФК, а также специальных коррекционных заданий на уроках. <...> Выготский
писал: «Способ развития и воспитания у дефективного ребенка существенно
иной, чем у нормального, и поэтому техника обучения ребенка с дефектом
при абсолютном принципиальном тождестве психологической природы это
го процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глу
боким своеобразием. <...> » В литературе описывается своеобразие процессов
высшей нервной деятельности детей с ДЦП. <...> Все они имеют в своей основе
нарушение развития в филогенезе. <...> Вследствие задержки физического разви
тия- у детей данной категории, как правило, появляются нарушения второго
порядка, связанные с задержкой развития высших психических функций,
что в свою очередь ведет к дисорганизации социальной жизни ребенка. <...> Исходя из выше сказанного^ мы можем предположить, что занятия в
специально созданных условия, цадравленные именно на развитие высших
4
психических <...>
Педагогические_условия_социально-психологической_адаптации_детей_с_ограниченными_возможностями_здоровья_посредством_занятий_шахматами..pdf
На правах рукописи
Герасимова Светлана Викторовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ШАХМАТАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Общей и специальной педагогики Российской
государственной академии физической культуры
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Сингина Н.Ф.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чишихина Валентина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
Рубцова Наталья Олеговна
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры
защита состоится « •г » £•£/<**£•/ 2001 года в
часов на заседании
диссертационного совета КО46.01.02 Российской государственной академии
физической культуры по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан « ^
» lA^&f
2001 года.
Ученый секретарь диссертационного
совета, кандидат педагогических наук
Т000004646
ЦОБ по ФКиС
Р_Г_А.СЬ_К
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цивилизованность общества определяется своим отношением к инвалидам
и старикам. Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются
инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств.
В России эта цифра составляет более 8 миллионов человек, более
I миллиона из которых дети. С каждым годом из-за трудных экономических
условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также
недостатков в системе здравоохранения это число увеличивается. Причем за
последние пятьдесят лет увеличивается число детей с врожденными недостатками
опорно-двигательной системы , с нарушениями в работе центральной
нервной системы, как вследствие нарушений внутреутробного развития,
так и после родовых травм.
Актуальность исследования. Анализ программ спецшкол - интерна^
^
^
тов
показывает, что основная их направленность заключается в коррекции
двигательных нарушений посредством медикаментозного лечения, занятий
ЛФК, а также специальных коррекционных заданий на уроках. Процесс же
обучения не имеет существенного отличия от массовых школ. Различия носят
не столько качественный, сколько количественный характер. Выготский
писал: «Способ развития и воспитания у дефективного ребенка существенно
иной, чем у нормального, и поэтому техника обучения ребенка с дефектом
при абсолютном принципиальном тождестве психологической природы этого
процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким
своеобразием.» В литературе описывается своеобразие процессов
высшей нервной деятельности детей с ДЦП. Все они имеют в своей основе
нарушение развития в филогенезе. Вследствие задержки физического развития-
у детей данной категории, как правило, появляются нарушения второго
порядка, связанные с задержкой развития высших психических функций,
что в свою очередь ведет к дисорганизации социальной жизни ребенка.
Исходя из выше сказанного^ мы можем предположить, что занятия в
специально созданных условия, цадравленные именно на развитие высших
Стр.3