W/S
На правах рукописи
БИРЮКОВ Виктор Павлович
ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОСТУПАЮЩИХ
В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
И ОРИЕНТАЦИИ
Специальность-13.00.04
Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Хабаровск
2001
Стр.1
Работа выполнена в Дальневосточной государственной академии
физической культуры
Научный руководитель —
Официальные оппоненты -
кандидат педагогических наук,
доцент В.П.Усенко
доктор педагогических наук,
профессор Г.И. Мызан;
кандидат педагогических наук,
доцент Г.Г. Илемков
Ведущая организация
Сахалинский государственный
университет
Защита диссертации состоится
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточной
государственной академии физической культуры
Автореферат разослан « *~J » &*-**( &ct/7->? 2001 года
Т000004697
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
профессор
ЦОБ ПО ФКиС
РГАФК<ЯЩш
В.Г.
Тютюков
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Высокая текучесть и низкая мотивация
кадров к профессиональной деятельности в органах внутренних дел выдвигают
на повестку дня вопрос о поиске путей совершенствования отбора, достижения
и сохранения высокого уровня профессиональной психофизической
готовности сотрудников.
Очевидно и то, что сегодня качество профессионального образования
не может определяться теми же знаниями, навыками, умениями, что и прежде.
Требования современной жизни стали гораздо обширнее, разнообразнее и
сложнее. Применительно к правоохранительной системе можно утверждать,
что сегодня изменился сам статус сотрудника органов внутренних дел. Расширилось
понимание смысла его деятельности - из «узконаправленного»
специалиста, владеющего строго ограниченным блоком знаний юриспруденции,
он превратился в широко эрудированного специалиста, владеющего не
только теоретическими знаниями, но и обладающего высоким уровнем физических
качеств, навыками ведения единоборств, психологической готовностью
вести борьбу с вооруженными и невооруженными преступниками.
Как указывают Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич (1984, 1992), В.И. Лях
I
(1990), М.Я. Виленский (1994), современная система физического воспитания,
детерминированная задачами прикладной физической подготовки, в
ущерб комплексному подходу к реализации всех ценностей физической
культуры не обеспечивает их использование для адаптации молодежи к
трудным современным условиям жизнедеятельности.
В последнее время все более ярко проявляется тенденция рассматривать
проблемы, связанные с формированием физически развитого человека,
комплексно, с учетом онтогенетических закономерностей, региональных
особенностей и специфики мотивации двигательной активности на этапах
индивидуального развития (С.С. Грошенков, 1972; В.М. Зациорский и др.,
1973; В.Б.Шварц, 1978; В.К. Бальсевич, 1981; Е.Я. Бондаревский и др., 1985;
Л.П.Матвеев, 1990; Р.Х. Яруллин, 1995; Г.И. Мызан, 1997; В.А.Нестеров,
1999).
В современных условиях работа с абитуриентами, формирование их
контингента и отбор приобретают особую значимость, как в рамках системы
профессионального образования, так и в общесоциальном смысле. В связи с
этим специалисты говорят о необходимости увеличения внимания к личности
школьников, абитуриентов; о важности знания социальнопсихологического
портрета будущих специалистов органов внутренних дел,
их мотивации, ценностных ориентации, личных амбиций, желаний.
Проблема, рассматриваемая в диссертационной работе, весьма актуальна
для профессионально-образовательной деятельности образовательных
учреждений МВД России, где особое значение придается отбору абитуриентов
с его организационно-методической системой диагностики готовности к
получению специальности. Несмотря на.то, что в целом по отбору в специальные
высшие учебные заведения,.проводится достаточно много научных
Стр.3