Не в силе Бог, а в правде!
Жур нал «По сев».
Учредитель: Не ком мер че с кое Парт нёр ст во
«Из да тель ское, ис следова тель ское и про свети
тель ское со дру же ст во ’’По сев’’»
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Глав ный ре дак тор
Ю.С. Цурганов
Ре дак ци он ная кол ле гия:
Т.П. Ар тё мо ва,
Б.Д. Бедросьян, С.В. Волков,
А.Б. Го ря нин, В.Э. До ли нин,
Е.И. Древинский, Г.В. Кокунько,
О.А. Кузнецова, С.М. Маркедонов,
Б.С. Пуш ка рёв, А.Р. Ред лих,
Ю.А. Ры ба ков, В.А. Сендеров,
В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Славинский, И.Б. Чубайс,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шве дов.
Компьютерная вёрстка
М.Ю. Ро ди о нов
Кор рек тор
К.В. Оскоцкая
Юр. адрес издателя и редакции: 127051,
Москва, ул. Неглинная, д. 27/2/26, стр. 1,
пом. 96
Те ле фон/факс: (495) 625-9248
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@online.ru
http://www.posev.ru
Адрес типографии ООО Принт сервис
групп: 125438, Москва, 2-й Лихачёвский
пер. 7. Телефон (495) 797-8124
Тираж 800 экз. Свободная цена
Подписано в печать 26.11.2011
Ад рес издательства POSSEV GmbH:
Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-1265; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве
пе ча ти и ин фор ма ции Рос сий ской Фе де рации
29.11.2002
Сви де тель ст во о ре ги с т ра ции
ПИ № 77-14072
© Не ком мер че с кое Парт нёр ст во «Из да тельское,
ис сле до ва тель ское и про све ти тельское
со дру же ст во ‘’По сев’’»
ISSN 0234-8284
Мне ния ав то ров не все гда сов па да ют
с точ кой зре ния ре дак ции. От вет ст венность
за точ ность при во ди мых све де ний
не сут ав то ры. Ре дак ция в пе ре пи с ку с нео
пуб ли ко ван ны ми ав то ра ми не всту па ет.
Ру ко пи си не воз вра ща ют ся и не ре цензи
ру ют ся. При пе ре пе чат ке лю бых ма тери
а лов ссыл ка на ис точ ник обя за тель на
ПО СЕВ
№ 12 (1611) декабрь 2011 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Валерий Сендеров.
Держава на распутье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Сергей Маркедонов.
Россия и Грузия: компромисс по ВТО . . . . . . .3
Александр Азаренков.
…Россия от России произошла . . . . . . . . . . . . .6
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Владимир Чичерюкин-Мейнгардт.
Памятники Гражданской войны в РФ . . . . . 11
Письмо участника рейда Мамонтова . . . . . . . . 17
Николай Рутыч.
Заметки к истории
мамонтовского рейда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Юрий Цурганов.
К двадцатилетию распада СССР . . . . . . . . . . 26
ИНТЕРВЬЮ
Желю Желев.
«Нужно помнить
об ответственности за будущее» . . . . . . . . . . 29
АРХИВ
Н. Н. Лобачевский.
«Тюрьма народов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
КНИГИ И ЛЮДИ
Ирина Роднянская.
О западной и русской
литературных традициях . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ
Вера Зубарева.
Единственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Леонид Бородин (1938–2011) . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Ростислав Евдокимов (1950–2011) . . . . . . . . . . . 45
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА
ЗА 2011 ГОД
Стр.2
2 ПОСЕВ
12/2011
ПОСЕВ
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Валерий Сендеров
Держава на распутье
Россия есть европейская держава…
Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может
действовать сходно с пространством столь великого государства…
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно…
Европейские государства отличаются от азиатских свободою в отношении подданных к правительствам…
чтобы люди имели вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин
не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов.
Екатерина II. Наказ
«Путин и археология». Эта экзотическая тема занимает
немалое место в сегодняшних российских
СМИ. Особо сенсационным оказался один эпизод
на фанагорийских раскопках. Нашёл премьер на дне
морском древнюю амфору? Или свита подсунула ему?
И тщетно уверяют археологи, что да, нашёл, наверное,
но никакой сенсации в этом нет, такие «редкости» находит
здесь любой умеющий нырять мальчишка. Все
равно. «Нашёл или не нашёл?»
Но, как бы то ни было, — премьер посещает экспедиции
не ради вклада в археологическую науку.
А ради вклада в политику. Обращение к древностям,
к юбилеям, к прошлому вообще — надёжный
способ поговорить о настоящем. Не о быстротекущем,
разумеется. К выборам, к партстроительству,
к инфляциям с дефляциями — амфоры никакого
ключа не дают. Но они предоставляют возможность
поговорить о нашем положении в историческом
макрокосме. О нашей многовековой культуре; о её
соотношении и связи с культурами других стран.
И слова премьера на эти темы звучат шокирующе
необычно. Для тех, кто до конца понимает грустные
реалии сегодняшней идеологической жизни страны.
«Россия всегда была частью европейской цивилизации,
но в то же время всегда была открыта и очень
доброжелательна к Востоку — и в этом тоже сила нашего
государства, нашего народа».
Итак, мы — часть Европы, часть Запада. К Востоку
же при сём… доброжелательны. Ничего не скажешь:
сформулировано чётко. Так и формулировали
это у нас в стране — до середины XIX века. Пока её
не накрыло мутной протоевразийской волной.
Могут, с другой стороны, показаться слова премьера
банальностью, общим местом. Общая христианская цивилизация?
Ну, конечно — кто же так не считает? При любых
претензиях к Западу — можно ли отрицать очевидное?
Можно.
«Наша страна является отдельной и самобытной
православной цивилизацией; из иных цивилизаций
ей ближе всего другая христианская цивилизация, католическо-православная,
иначе называемая европейской,
и она же именно в силу этого объективно была,
есть и будет самым большим из наших врагов. Здесь
нет никакого парадокса… Всегда останется западный
мир нашим смертным врагом, если только один из нас
не исчезнет Божьей волей с лица Земли…»
Мы не приводим имени автора, очередного «православного
публициста». Зачем? Строго говоря, перед
нами — не совсем авторский текст: так говорят и пишут
сотни, тысячи. Перед нами, как говорится, фольклор.
Зайдите в книжный. Или откройте Интернет.
Может, вы и найдёте что об общей христианской культуре
(мне — удаётся с трудом). Но сколько на каждую
такую находку придётся сотен страниц, статей, рассуждений
о «вечной смертной вражде»?
И рассуждения эти не остаются отвлечённой абстракцией.
Они детально проецируются на всю нашу
историю. Прежде всего, разумеется, — на самый славный
период её.
За что наш народ пуще всего любит товарища Сталина?
Ну, главная причина понятна: не воровали при
нём. Как увидит вора треклятого, так сразу — паф!
Но эта известная мотивация — удел низших, социально
обойдённых сегодня слоёв. У среднего же слоя,
не особо боящегося воровства, причина нежного чувства
к Вождю иная.
«Сталин искренне ненавидел западный мир, считал
его… источником всего вредоносного для России и её
национальных интересов. Он даже не всегда был полностью
последовательным в реализации этого (лично
я не могу простить ему как правителю того, что он
остановился в 1945 году на Эльбе вместо того, чтобы
идти до Ла-Манша и дальше), но сама позиция его
была однозначной… Именно эта часть мировоззрения
и практической политики Сталина и привлекает
к нему симпатии многих… Как же, при нём и Англия,
и Америка дрожали от ужаса перед нами… Он твёрдо
стоял на враждебных позициях к западному… миру,
ни в малейшей степени не видел Россию частью европейской
цивилизации и не стремился с ней сблизиться;
более того… все американские посольства в Европе
имели планы эвакуации на случай русского танкового
прорыва. Именно поэтому мы видим всплеск апологии
Ивана Грозного и Сталина…»
Ясно?
Но обратимся опять к выступлениям Путина.
«Это событие [крещение Руси], конечно, колоссальное
для истории и России, и её взаимодействия
с Европой. Я недавно, буквально пару дней назад был
в Крыму и там тоже говорил об этом. Ведь по сути это
было первым серьёзным шагом к созданию единого
гуманитарного пространства во всей Европе. Россия
Стр.3