Белова Ю.В., Ткачева О.И., Смирнова Е. Ю.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Белова Ю.В., Ткачева О.И., Смирнова Е. Ю.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
г. Великие Луки
2022
Стр.3
УДК 796.035
ББК 75.1.
Б-43
Рецензенты:
Д.В. Семенов – кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная академия физической культуры и
спорта;
А.А. Горный - старший инструктор спортивного фитнес-клуба
«S-Фитнес» г. Великие Луки.
Б-43 Современные технологии физкультурно -оздоровительной
деятельности: учебно-методическое пособие / Ю.В. Белова, О.И.
Ткачева, Е.Ю. Смирнова.- Москва: Постер-М, 2022. - 154 с.
ISBN 978-5-6047612-3-6
освоению курса
Настоящее издание предлагает учебно-методический материал по
«Современные физкультурно-оздоровительные
технологии» и включает в себя содержание и тематический план
дисциплины, перечень
учебно-методического
обеспечения
для
самостоятельной работы обучающихся, фонд оценочных средств для
проведения промежуточной аттестации, информационное обеспечение
курса. Определены знания, умения и навыки, которые студент должен
приобрести в процессе ее изучения исходя из компетентностноориентированного
подхода. В пособии также раскрыто содержание
лекционного материала.
Предназначено для преподавателей вузов, специалистов в области
физкультурно-оздоровительной деятельности, студентов-магистрантов
направления подготовки 49.04.01 Физическая культура.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная академия физической культуры и
спорта»
УДК 796.035
ББК 75.1.
© Авторский коллектив, 2022
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 4
1.
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………. 7
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО
ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) И ВИДАМ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………..
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Теоретико-методические основы современных
физкультурно-оздоровительных технологий……………………… 13
Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные технологии в
различные возрастные периоды……………………………………. 15
Раздел 3. Особенности методик, используемых в современных
технологиях в различных направлениях ФОД…………………….. 18
Раздел 4. Основы планирования, контроля и учета в сфере
физкультурно-оздоровительной работы с населением…………… 24
4.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ…… 42
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗЛИЧНЫМ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ……………………………... 25
5.
6.
ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………….. 56
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Перечень рекомендуемой литературы………………………… 65
7.2. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети
«Интернет»…………………………………………………………… 67
МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ……………………………………………. 68
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………… 146
11
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время специалисты отмечают существенное
повышение роли физической культуры и массового спорта как одного
из главных инструментов в борьбе с социально-экологическим
утомлением, стрессогенными заболеваниями, социальными болезнями.
Особую значимость приобретает сохранение здоровья населения и
профилактика заболеваний за счет повышения двигательной
активности, улучшения физического состояния и совершенствования
физкультурно-оздоровительной работы.
В связи с этим, при решении задач, связанных с
формированием культуры здоровья личности на различных этапах
возрастного развития, является целесообразным обращение к системе
физического воспитания, охватывающей различные образовательные
учреждения и виды образования, в рамках которых можно решать
задачи обучения, воспитания и развития детей, молодежи, взрослого
населения в аспекте приобщения их к здоровому образу жизни,
формирования мотивации здоровья, обучения навыкам физкультурнооздоровительной
деятельности.
Современная оздоровительная физическая культура в арсенале
средств имеет значительный диапазон физкультурно-оздоровительных
технологий. Физкультурно-оздоровительные технологии представляют
собой динамично развивающуюся педагогическую научнотеоретически
и методически обусловленную систему занятий
физическими упражнениями оздоровительной направленности,
которая имеет концептуальный, процессуальный, управляющий и
координирующий компоненты, и предназначена для поддержания,
сохранения и улучшения физического здоровья и психологического
состояния, профилактику болезней и преждевременного старения, а
также приобретения навыков здорового образа жизни у
занимающихся.
Главной сущностной и целевой характеристикой
физкультурно-оздоровительной технологии является обеспечение
физического здоровья человека. Т.е. состояния организма человека,
характеризующегося возможностями адаптироваться к различным
факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической
и функциональной подготовленностью организма к выполнению
физических нагрузок.
По сути, физкультурно-оздоровительная технология – это
способ реализации деятельности, направленной на достижение и
поддержание физического благополучия и на снижение риска развития
Стр.6
заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это
основные правила использования специальных знаний и умений,
способов организации и осуществления конкретных действий,
необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной
деятельности.
Понятие
поддержания
«физкультурно-оздоровительные технологии»
подразумевает не только частные методики, а комплекс научнотеоретических,
практических знаний в применении средств,
предназначенные для реализации двигательного потенциала человека с
целью
здоровья, улучшения кондиционных показателей и психологического
состояния.
Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не
являются достоянием личного опыта редких специалистов, а
разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки.
Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя
постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию
физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме.
Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной
программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование
физической подготовленности, а также вопросы управления и
администрирования.
Несмотря на то, что с каждым годом все больше людей
посещают фитнес-клубы, бассейны и другие спортивные сооружения,
регулярные занятия физической культурой и спортом среди различных
категорий населения, к сожалению, еще не приобрели черты
устойчивой и целостной системы поведения. В то же время, в
последнее время в России возникает социальный феномен,
выражающийся в заинтересованности людей в сохранении и
укреплении своего здоровья как основы активного долголетия,
материального благополучия, успехов в профессиональной
деятельности.
Кроме того, в России имеется социальный заказ на
формирование навыка здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения
страны. Он подкрепляется Стратегией развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. В данной
государственной программе в рамках приоритетного направления по
развитию кадрового потенциала физической культуры, спорта и
спортивной медицины предусматриваются: «разработка и
совершенствование основных профессиональных образовательных
стандартов и программ, направленных на подготовку тренеров и
7
Стр.7