Не в силе Бог, а в правде!
Жур нал «По сев».
Учредитель: Не ком мер че с кое Парт нёр ст во
«Из да тель ское, ис следова тель ское и про свети
тель ское со дру же ст во ’’По сев’’»
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Глав ный ре дак тор
Ю.С. Цурганов
Ре дак ци он ная кол ле гия:
Т.П. Ар тё мо ва,
Б.Д. Бедросьян, С.В. Волков,
А.Б. Го ря нин, В.Э. До ли нин,
Е.И. Древинский, Г.В. Кокунько,
О.А. Кузнецова, С.М. Маркедонов,
Б.С. Пуш ка рёв, А.Р. Ред лих,
Ю.А. Ры ба ков, В.А. Сендеров,
В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Славинский, И.Б. Чубайс,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шве дов.
Компьютерная вёрстка
М.Ю. Ро ди о нов
Кор рек тор
К.В. Оскоцкая
Адрес издателя и редакции: 127051, Москва,
ул. Петровка, 26, стр. 2, оф. 96
Те ле фон/факс: (495) 625-9248
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@online.ru
http://www.posev.ru
Адрес типографии ООО Принт сервис
групп: 125438, Москва, 2-й Лихачёвский
пер. 7. Телефон (495) 797-8124
Тираж 800 экз. Свободная цена
Подписано в печать 26.08.2011
Ад рес издательства POSSEV GmbH:
Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-1265; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве
пе ча ти и ин фор ма ции Рос сий ской Фе де рации
29.11.2002 г.
Сви де тель ст во о ре ги с т ра ции
ПИ № 77-14072
© Не ком мер че с кое Парт нёр ст во «Из да тельское,
ис сле до ва тель ское и про све ти тельское
со дру же ст во ‘’По сев’’»
ISSN 0234-8284
Мне ния ав то ров не все гда сов па да ют
с точ кой зре ния ре дак ции. От вет ст венность
за точ ность при во ди мых све де ний
не сут ав то ры. Ре дак ция в пе ре пи с ку с нео
пуб ли ко ван ны ми ав то ра ми не всту па ет.
Ру ко пи си не воз вра ща ют ся и не ре цензи
ру ют ся. При пе ре пе чат ке лю бых ма тери
а лов ссыл ка на ис точ ник обя за тель на
ПО СЕВ
№ 09 (1608) сентябрь 2011 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
Колонка редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1991–2011
Дмитрий Ягодинцев.
От пропасти к вершине за три дня . . . . . . . . . .3
Юрий Каграманов.
Длинная тень ГУЛАГа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Валерий Сендеров.
На службе Революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Мирон Я. Амусья.
Угнетённые угнетают? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
В. С. Время Федотова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Георгий Федотов.
Как Сталин видит историю России? . . . . . . . 15
Иван Павлов. О русском уме . . . . . . . . . . . . . . . . 17
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Святослав Иванов.
Генезис идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Из высказываний Петра Столыпина . . . . . . . . . 27
Николай Рутченко (Рутыч).
В поисках «правительства доверия» . . . . . . . 28
Дмитрий Соколов.
Полпотовщина как зеркало российского
большевизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
КНИГИ И ЛЮДИ
Александр Гогун, Владимир Гинда.
…Как высшая стадия колониализма . . . . . . 39
ПИСЬМА И ВСТРЕЧИ
Владимир Флёров.
Храмовник XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Сергей Порохин.
Крах армейских центров культуры . . . . . . . . 45
ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ
Памяти Ивана Буркина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Василий Жуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Ирина Бен-Чавчавадзе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Стр.2
2 ПОСЕВ
09/2011
ПОСЕВ
В
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
1989 году в нью-йоркском филиале издательства «Посев» вышел роман Дмитрия Сеземанна
«В Москве всё спокойно». Созданный в самые беспросветные годы, когда советскую власть
было принято считать незыблемой, роман впервые в художественной литературе поставил вопрос
о её конце. Конечно, прогнозы автора сильно отличались от того, что реально произошло в 1991 году,
но, по крайней мере, одна проблема, ставшая перед обществом двадцать лет назад, в сентябре
1991 года, была предсказана Сеземанном абсолютно точно: «…Самая серьёзная для нас опасность
в том, что мы будем вынуждены сохранить в течение долгого времени существующие на местах
кадры. И тогда произойдёт одно из двух. Есть две возможности. И обе весьма скверные. Либо чиновники
будут саботировать вашу работу, и тогда вам придётся с ними бороться, — либо, что ещё
хуже, они станут с вами сотрудничать, и тогда уже с самого начала в вашей системе возникнет
червоточинка: ведь эти люди привыкли к слепому подчинению, к лести, интригам, доносительству.
И привыкли ненавидеть тех, кто слишком хорошо знает своё дело. Вы им дадите новые указания,
новый режим, но вместе с тем оставите им власть. И что же? Да мы мгновенно станем наследниками
всей гнили, которой они пропитаны до мозга костей».
Но наиболее ярко это сегодня проявляется всё-таки не в России.
В принципе я согласен с Прохановым в его оценке Лукашенко: «Он и охраняемая им Белоруссия
— последний остров советского материка. Лукашенко является хранителем стволовой клетки
Советского Союза… Он хранит фермент красной эры… Лукашенко — властелин советских колец…
хранитель советских святынь» («Завтра», июль 2011, № 28 (921).
Павел Каныгин («Новая газета») сообщает: «Белорусский режим ввёл советскую цензуру. Под
запретом — рокеры, писатели, драматурги и гимн перестройки — песня “Мы ждём перемен”».
(Я только внесу уточнение: эта песня Виктора Цоя — не гимн перестройки, у неё гимна не было,
а гимн, неофициальный, естественно, молодых людей, чьё взросление пришлось на этот период,
и то не всех, люберов я исключил бы.)
А по сути, такой запрет — явление знаменательное.
Каныгин сообщает, что вообще-то цензура на художественные произведения существует в Белоруссии
уже лет десять. Но попадали под неё лишь произведения яро оппозиционных и маргинальных
авторов. Скажем, песни андеграундного рокера Лявона Вольского. Но в марте 2011 года
по Белоруссии поползли слухи о расширении чёрного списка авторов. Чуть позже стали известны
и имена. Попали туда и иностранцы: писатели Том Стоппард и Андрей Битов; музыканты групп
ДДТ, «Сплин», «Наив», Pet Shop Boys. «После разгона декабрьского митинга в Минске и последующих
репрессий, — резюмирует автор “Новой”, — все они заняли жёстко антилукашенковскую
позицию и призвали европейское сообщество активно давить на режим… Спустя 20 лет Виктор
Цой снова — рок-икона перестройки».
«Только уже не Союза, а единственного уцелевшего с тех пор советского островка», — сошлись
во мнениях «Новая» и «Завтра».
А далее весьма интересный вывод П. Каныгина: «Сомневаюсь, что Лукашенко вообще слышал
песню Цоя. Скорее всего, за решением стоят его идеологи, наши белорусские Cурковы — Всеволод
Янчевский, Олег Пролесковский и Николай Чергинец».
Проходит очень немного времени, и появляется сообщение уже не из Минска, а из Москвы:
«Бизнесмен Полонский, строивший комплекс “Башня Федерация”, купил права на песню Цоя
“Перемен”» (Газета.Ru, 27 июля 2011).
Процесс цепной реакции?
В 2004–2010 гг. г-н Полонский возглавлял крупнейшую девелоперскую компанию Mirax Group,
которая строила крупнейший небоскрёб в Европе «Башня Федерация», потом компания была
ликвидирована, а вместо неё создана Nazvanie.net. Что собирается делать Полонский с песней
«Перемен», пока неизвестно. Но вспоминается ситуация с фильмом Анджея Вайды «Катынь», первый
и на годы — единственный показ которого в РФ состоялся в московском Доме кино в конце
2006-го, режиссёр присутствовал, а российские СМИ, включая телеканал «Культура», обошли этот
показ и этот визит молчанием. Потом права на показ фильма в России на 20 лет купил неизвестный
нам гражданин РФ. (Показать фильм по российскому ТВ заставило крушение в апреле 2010 г. самолёта
с польской элитой, направлявшейся в Катынь.)
«Понимает ли Кремль, — заканчивает Проханов, — что его безопасность напрямую зависит
от безопасности Лукашенко? Что средства, которые Кремль тратит на поддержку Белоруссии,
спасают вовсе не белорусские заводы и сельскохозяйственные фермы; они спасают Кремль? Безопасность
кремлёвских лидеров находится в резиденции Александра Лукашенко, в маленькой
деревянной шкатулке с серебряным замочком. И если открыть шкатулку, можно увидеть хрупкую
стеклянную иглу, на конце которой что-то таинственно и слабо мерцает».
Понимает, или не понимает Кремль, где находится его безопасность, — не знаю, но пример берёт.
«…На кухне синим цветком горит газ».
Стр.3