Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра физического воспитания
Физкультура и здоровье студентов
специальных медицинских групп
Учебное пособие
Составители:
Трухачева Л.А. <...> Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра физического воспитания
Физкультура и здоровье студентов
специальных медицинских групп
Учебное пособие
Составители:
Трухачева Л.А. <...> «____» ______________ 2012 г.
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра физического воспитания
Физкультура и здоровье студентов
специальных медицинских групп
Учебное пособие
Составители:
Трухачева Л.А. <...> Рукопись утверждаю:
Заведующий кафедрой
физического воспитания
___________ А.П. Перов
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
3
ББК 45 я 7
Т 801
Перов А.П. <...> Т 801
Физкультура и здоровье студентов [Текст] учеб. пособие для студентов специальных медицинских групп / Л.А. Трухачева, М.А. Васильева, Т.К.
Костина.- Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. <...> ISВN 978-5-88247-528-3
В учебном пособии рассмотрены вопросы, раскрывающие значение, особенности и задачи физического воспитания для студентов специальных медицинских групп. <...> Предоставлены конкретные рекомендации по составлению различных комплексов упражнений и проведению оздоровительных мероприятий
при заболеваниях вегето-сосудистой дистонией и остехондрозом. <...> ББК <...>
Физкультура_и_здоровье_студентов_.pdf
ВВЕДЕНИЕ
Значение физической культуры для студентов
специальных медицинских групп
Среди различных средств укрепления здоровья студентов важное место
занимают физкультура и спорт. Вместе с тем имеется определенное количество
студентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями.
Большинство таких учащихся не охвачено физическим воспитанием.
Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что эти учащиеся
особо нуждаются в оздоровлении средствами физической культуры.
Физическая культура рассматривается как наиболее эффективный фактор неспецифической
общей профилактики и функционально-восстановительной терапии.
Под
влиянием физических упражнений повышается защитная реакция организма,
расширяются функциональные возможности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, повышается работоспособность студентов, снижается заболеваемость
и рецидивы. Министерство Просвещения Российской Федерации
и Министерство Здравоохранения Российской Федерации предложили органам
народного образования и здравоохранения принять конкретные меры к обязательному
проведению таких занятий в вузах. Работа с данным контингентом не
должна сводиться к ЛФК.
Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе (далее СМГ), подчинено целям и задачам
всей системы физического воспитания и рассматривается как составная часть
общего процесса.
Обучение в вузе повышает нагрузку на организм человека. Студенты
меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной
деятельности и повышение статического напряжения. Кроме того, возрастает
необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а,
5
Стр.5
следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование
и т.п.).
Эти факторы создают предпосылки для развития у студентов отклонений
в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального
давления, накопления избыточной массы тела, что, в свою очередь, предрасполагает
к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, дыхания,
нарушения обмена веществ и т.д.
Вместе с тем в период обучения в вузе происходит интенсивное развитие
организма, который реагирует чутко как на неблагоприятные, ухудшающие
здоровье факторы, так и на оздоровительные меры.
Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается
ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддерживания вертикальной
позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки.
Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное
состояние сердца: работа его становится неэкономной, менее стабильной. В
связи со снижением силы сердечных сокращений понижается выброс крови в
периферическое сосудистое русло с каждым его сокращением. Для поддержания
должного уровня артериального давления сердечные сокращения учащаются,
интервалы расслабления между отдельными сокращениями укорачиваются,
мышца сердца устает.
В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к маленьким
нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной
реакцией на ортостатическую пробу.
Задачи физического воспитания в специальных медицинских группах
Правильно организованные систематические занятия физическими
упражнениями для ослабленных студентов являются важным средством укрепления
их здоровья.
6
Стр.6
Физическое воспитание этого контингента учащихся требует строгой
конкретизации задач и равномерного распределения физической нагрузки в течение
всего учебного процесса.
Основные задачи:
- укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему физическому
развитию и закаливанию организма;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- содействие ликвидации или стойкой компенсации нарушений со стороны
органов и систем, вызванных тем или иным заболеванием, постепенная
адаптация организма занимающихся к воздействию физических нагрузок;
- обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки и, в
необходимости, её коррекция;
- содействие эффективному участию студентов в общественно полезном
труде и более успешному овладению учебной программой;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям
физическими упражнениями, внедрение физической культуры в режим
дня студента.
Задачи обучения решаются на основе овладения двигательными умениями
и навыками, основными двигательными качествами и их совершенствования
в пределах возможностей организма в каждом конкретном случае.
На занятиях по физической культуре у студентов воспитываются: смелость,
настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, чувство дружбы и
товарищества, навыки культурного поведения.
Наряду с обучением двигательным навыкам преподаватель должен сообщать
студентам необходимые сведения об особенностях занятий физическими
упражнениями, о режиме дня, о закаливании, правильном дыхании, о необходимости
соблюдения гигиенических требований.
Знание теоретических основ необходимо студентам для правильного использования
физических упражнений в быту.
7
Стр.7