МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский государственный технический университет
О.А. Горленко
В.В. Мирошников
Н.Ю. Чистоклетов
МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Брянск
ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ
2011
Стр.1
2
ББК 65.290-2
Горленко, О.А. Менеджмент инновационной деятельности вуза
[Текст]+[Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.А. Горленко,
В.В. Мирошников, Н.Ю. Чистоклетов. – Брянск: БГТУ, 2011. - 95с.
ISBN 978-5-89838-562-0
Рассмотрены особенности, принципы и методы управления и
организации инновационной деятельности в системе высшего
образования Российской Федерации. Особое внимание уделено
вопросам менеджмента качества инновационной деятельности в
высших учебных заведениях.
Учебное пособие предназначено для студентов очной формы
обучения специальности 220501 «Управление качеством» и
магистров по направлению 221700 – «Стандартизация и метрология»,
а также может быть полезно студентам других специальностей,
аспирантам, преподавателям, специалистам, работающим в области
менеджмента качества, и всем заинтересованным лицам.
Ил. 17. Табл. 7. Библиогр. – 44 назв.
Рецензенты:
Редактор издательства
Компьютерный набор
кандидат технических наук, профессор ФГБОУ
ВПО «Брянский государственный технический
университет» Попков В.И.
Т.И. Королёва
Н.Ю. Чистоклетов
Темплан 2011 г., п. 65
Подписано в печать 22.11.11. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная
печать. Усл. печ.л. 5,52. Уч.-изд.л. 5,52. Тираж 60 экз. Заказ
Издательство Брянского государственного технического университета
241035, г. Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, тел. 58-82-49.
Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16.
ISBN 978-5-89838-562-0
© Брянский государственный
технический университет, 2011
Стр.2
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие написано в соответствии с программой
изучения дисциплины «Управление инновациями» в Брянском
государственном техническом университете по специальности
220501 «Управление качеством» со специализацией «Управление
качеством в производственно-технологических системах», а также
программой изучения дисциплины «Организационно-экономическое
проектирование инновационных процессов» по направлению
магистерской подготовки 221700 – «Стандартизация и метрология»
магистерской программы «Стандартизация и сертификация».
В пособии излагаются особенности, принципы и методы
управления инновационной деятельностью в высших учебных
заведениях, при этом уделяется особое внимание вопросам
менеджмента качества данного вида деятельности в рамках систем
качества вузов.
Так, в главе 1 проанализированы особенности инновационной
деятельности и инновационной политики высших учебных заведений
России.
В главе 2 представлена концепция управления инновационной
деятельностью в сфере образования и науки.
В главе 3 рассмотрены организационные формы интеграции
образовательной, научной и инновационной деятельности в
учреждениях высшей школы России.
Глава 4 посвящена вопросам менеджмента качества
инновационной деятельности вуза.
Учебное пособие подготовлено коллективом авторов Брянского
государственного технического университета: д.т.н., профессором
Горленко Олегом Александровичем (гл. 1,4), д.т.н., профессором
Мирошниковым Вячеславом Васильевичем (гл. 2,3), к.т.н., доцентом
Чистоклетовым Николаем Юрьевичем (гл. 1-4).
Авторы заранее приносят свои извинения за возможные ошибки
и неточности в изложении материала и просят направлять свои
отзывы, пожелания и замечания по адресу: 241035, г. Брянск, бульвар
имени 50-летия Октября, 7, БГТУ; e-mail: goa-bgtu@mail.ru.
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Управление качеством инновационной деятельности имеет
ключевое значение для функционирования высшего учебного
заведения. Инновационная деятельность позволяет поддерживать
знания, практический опыт и потенциал профессорскопреподавательского
состава на должном уровне, в значительной
степени определяет качество выполняемых вузами научноисследовательских
и опытно-конструкторских работ, подготовки
инженерных кадров и кадров высшей квалификации. Кроме того, она
является источником привлечения дополнительных финансовых
средств, что, несомненно,
способствует повышению
конкурентоспособности высшего учебного заведения.
Процесс управления инновационной деятельностью в вузе
весьма сложен. В силу своей объективной природы он
продолжителен во времени и распределен в пространстве и порой
далеко выходит за рамки высшего учебного заведения, кроме того, он
отличается большой вероятностью коммерциализации. Вузовская
система управления должна быть способной, в частности, управлять
не только фазой концептуального решения проблемы на основе
результатов фундаментальных и поисковых научных исследований,
полученных патентов, но и полным инновационным циклом: от идеи
до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на
рынок.
Все эти обстоятельства диктуют необходимость поиска новых
подходов и методов управления инновационной деятельностью в
различных сферах, в частности в научной, образовательной и
административно-управленческой.
Стр.4
94
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.…………....................... 5
1.1. Особенности инновационной деятельности в системе
высшего образования….…………………………………… 5
1.2. Инновационная политика высшего учебного
заведения………………………………….…………….…... 7
1.3. Сферы инновационной деятельности высшего учебного
заведения……………………..…...………………………… 10
Контрольные вопросы к главе 1…………………………………. 13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ…….......................................................................... 14
2.1. Интеграция науки и образования……………………..…… 16
2.2. Модель интеграции научной и образовательной
деятельности вуза…………………………………………... 17
Контрольные вопросы к главе 2………………………………….. 20
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ...
21
3.1. Учебно-научно-инновационный комплекс……….………. 21
3.2. Инновационное образовательное учреждение…………… 28
3.3. Учебно-научно-производственный комплекс.…………… 35
Контрольные вопросы к главе 3…………………………………. 39
ГЛАВА 4. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ…………………………………………... 40
4.1. Особенности менеджмента качества инновационной
деятельности вуза………………………………….………. 40
4.2. Концепция и модели качества и жизненного цикла
продукта инновационной деятельности вуза ……………. 43
4.2.1. Моделирование процессов жизненного цикла
инновационной продукции в высшем учебном
заведении…………………………………………….. 43
Стр.94
95
4.2.2. Определение продукта инновационной
деятельности………………………………………… 51
4.2.3. Классификация результатов (продуктов)
инновационной деятельности вуза………………… 51
4.2.4. Формирование концепций и моделей качества
продукта инновационной деятельности вуза……… 54
4.3. Технология управления качеством инновационной
деятельности вуза…………………………………………... 57
4.3.1. Формирование бизнес-процесса инновационной
деятельности вуза…………………………………… 58
4.3.2. Обеспечение качества бизнес-процесса
инновационной деятельности……………………… 58
4.3.3. Менеджмент качества бизнес-процесса
инновационной деятельности……………………… 60
Контрольные вопросы к главе 4…………………………………. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 89
Стр.95