МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра учета, финансов и банковского дела
Н. В. ТИМЕРБАЕВА
СТАТИСТИКА
Раздел: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
(учебно-методическое пособие)
КАЗАНЬ
2008
Стр.1
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом по управлению качеством
образования КИ (филиала) ГОУ ВПО РГТЭУ
Рецензенты:
Фазылов В.Р. – доктор физико-математических наук,
заведующий кафедрой
экономической кибернетики КазГУ;
Демидов Я.П. – кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, финансов и
банковского дела КИ (филиала) РГТЭУ
Тимербаева Н.В.
Статистика. Раздел: Общая теория статистики. Учебно-методическое пособие для
практических занятий студентов дневной и заочной форм обучения. – Казань: РГТЭУ КИ
(филиал), 2008.- 53 с.
Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой курса «Общая
теория статистики» и предназначено для практических занятий студентов экономических
специальностей дневной и заочной форм обучения по специальностям (специалисты):080105.65
– финансы и кредит; 080109.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080102.65 - мировая
экономика; 080502.65 - экономика и управление на предприятии в торговле; 080507.65 -
менеджмент организации; 080301.65 - коммерция (торговое дело); по направлениям: 080100.62
– экономика; 080500.62 – менеджмент; 080300.62 - коммерция.
Казанский институт (филиал) РГТЭУ, 2008
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Становление рыночных отношений в современной России неизбежно привело к изменению
и статистической системы. Перед статистикой поставлена задача реформирования
методологических и организационных основ статистической теории и практики.
Учебно-методическое пособие по общей теории статистики составлено в соответствии с
программой базового курса «Статистика» для студентов высших учебных заведений
экономических специальностей и охватывает все его основные разделы.
Раздел № 1 пособия предназначен для освоения студентами общих методов статистики,
связанных с проведением статистического наблюдения, сводки и группировки его материалов.
Следующие разделы посвящены исчислению статистических величин (абсолютных,
относительных, средних величин и показателей вариации); анализу взаимосвязей между
явлениями.
В пособии представлены основные формулы теории статистики, задачи по изучаемому
материалу с нарастающим уровнем сложности. В приложениях даны необходимые для решения
задач математико-статистические таблицы.
3
Стр.3
1. Сводка и группировка
признакам.
Определение числа групп по формуле Стерджесса
Группировка – расчленение единиц совокупности на однородные группы по определенным
nN, где п – число групп,
1 3,322 lg
N – число единиц совокупности.
Величина равного интервала группировки определяется по формуле
число групп, xmax(xmin)- максимальное (минимальное ) значение признака.
i xx
n
max min
, где п –
Задача 1.
Обувное предприятие провело обследование 40 женщин, отобранных случайным образом. В
результате получены следующие данные о размере обуви обследованных женщин:
36, 37, 37, 36, 35, 38, 39, 37, 38, 39, 36, 36, 37, 37, 37, 38, 38, 34, 35, 36, 36, 37, 38, 39, 40, 36,
38, 38, 36, 37, 39, 35, 36, 37, 37, 37, 35, 38, 38, 36.
Постройте ряд распределения женщин по размеру обуви.
Задача 2
Пользуясь формулой Стерджесса, определить интервал группировки сотрудников фирмы по
уровню доходов, если общая численность сотрудников – 20 человек, а минимальный и
максимальный доход соответственно равен 500 и 5000 у.е.
Задача 3.
Имеются данные об успеваемости 20 студентов группы по статистике в летнюю сессию:
5,4,4,4,3,2,5,3,4,4,4,3,2,5,22,5,5,2,3,3. Построить
а) ряд распределения студентов по баллам оценок;
б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы
студентов: неуспевающих (2 балла), успевающих (3 балла и выше);
в) каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из
этих рядов.
Задача 4.
Известны следующие данные о рейтинговых баллах студентов I курса:
18
17
18
16
16
12
16
14
20
15
18
19
17
20
14
12
19
18
14
15
20
19
17
16
17
18
19
20
Построить: а) ряд распределения студентов по результатам рейтинга, выделив 4 группы с
равными интервалами;
б) ряд, делящий студентов на успевающих и неуспевающих, если к неуспевающим
относятся студенты, набравшие менее 15 баллов.
Задача 5.
Имеются данные о количестве клубов муниципального педагогического учреждения
«Объединение Подросток» по районам г. Казани в 2003 г.:
Район
Авиастроительный
Вахитовский
Кировский
Московский
Количество клубов Район
5
13
4
15
4
Ново-Савиновский
Приволжский
Советский
Итого
Количество клубов
14
15
3
76
Стр.4
Распределить районы г. Казани по числу подростковых клубов. Число групп с равными
интервалами задать равным 3.
Задача 6.
Распределить районы РТ по величине розничного товарооборота в текущем периоде. Число
групп с равными интервалами задать равным 5.
Район
Тыс.р.
Азнакаевский
Агрызский
Альметьевский
Апастовский
Бавлинский
Бугульминский
Буинский
Высокогорский
Дрожжановский
Заинский
Задача 7.
Таблица 1
№
банка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Суммарный актив,
Млрд. долл.
507,2
506,6
487,8
496,0
493,6
458,9
429,3
386,9
311,5
302,2
262,0
242,4
231,9
214,3
208,4
Объем вложений
акционеров, млрд. долл.
19,5
19,8
21,1
18,6
19,6
11,7
10,5
13,6
10,8
10,9
10,3
10,6
8,5
6,7
8,3
Чистый доход,
млрд. долл.
352,9
187,1
375,2
287,9
444,0
462,4
459,5
511,3
328,6
350,0
298,7
529,3
320,0
502,0
194,9
Депозиты,
млрд. долл.
448,1
451,9
447,9
444,3
443.2
411,7
328,6
314,7
259,4
187,7
238,5
269,4
284,0
172,3
166,4
По данным таблицы 1 по 15 крупнейшим банкам Японии построить группировку
крупнейших банков Японии по величине суммарных активов, выделив 3 группы с равными
интервалами. Рассчитать по каждой группе объем вложений акционеров, чистый доход и
депозиты. Результаты группировки представить в табличной форме и сформулируйте выводы.
Задача 8.
По данным таблицы 1 построить группировку крупнейших банков Японии по величине
объема вложений акционеров, выделив 5 групп с равными интервалами. Рассчитать по каждой
группе суммарные активы, чистый доход и депозиты. Результаты группировки представить в
табличной форме и сформулируйте выводы.
Задача 9.
По данным таблицы 1 построить группировку крупнейших банков Японии по величине
депозитов, выделив 5 групп с равными интервалами. Рассчитать по каждой группе суммарные
5
Район
31331 Зеленодольский
56440 Кайбицкий
21253 Кукморский
33245 Лениногорский
34088 Мамадышский
99212 Мензелинский
82972 Пестречинский
45561 Сабинский
82972 Тетюшский
45561 Тюлячинский
Тыс. р.
28970
51867
36775
47456
92954
24556
36556
60678
54346
75456
Стр.5