Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сборник прикладных задач по математике (150,00 руб.)

0   0
Первый авторШершнева В. А.
АвторыКарнаухова О. А.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц220
ID211920
АннотацияПриведены краткие теоретические сведения и задачи прикладного характера. Даны подробные решения наиболее трудных задач с описанием их применения в инженерной практике.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по машиностроительным и приборостроительным направлениям подготовки
Кому рекомендованоПредназначен для студентов, обучающихся для студентов высших учебных заведений, обучающихся по машиностроительным и приборостроительным направлениям подготовки. Представляет интерес для студентов инженерных направлений подготовки.
ISBN978-5-7638-2410-0
УДК519(07)
ББК22.12я73
Шершнева, В. А. Сборник прикладных задач по математике : учеб. пособие / О. А. Карнаухова; В. А. Шершнева .— 2-е изд., испр. и доп. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 220 с. — ISBN 978-5-7638-2410-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/211920 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основное содержание сборника изложено в 12 главах: «Матрицы и системы линейных уравнений», «Векторы», «Аналитическая геометрия», «Введение в анализ», «Дифференциальное исчисление функций одной переменной», «Интегральное исчисление функций одной переменной», «Функции нескольких переменных», «Дифференциальные уравнения», «Кратные и криволинейные интегралы», «Ряды», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика». <...> 14 «Реализация решения прикладных математических задач в web-ориентированной обучающей среде Moodle». <...> Прикладные задачи, представленные в настоящем сборнике, предназначены для рассмотрения на лекциях, практических занятиях и самостоятельной работы студентов (для этого разработана webориентированная обучающая среда). <...> Поскольку прикладные задачи могут вызывать дополнительные трудности, каждая глава содержит краткий теоретический материал, основные формулы, связанные с приложениями, а также примеры решения задач. <...> Авторы выражают глубокую благодарность заместителю директора по научной работе Института космических и информационных технологий СФУ д-ру физ.-мат. наук, профессору М. В. Носкову за оказанную помощь в издании сборника, д-ру физ.-мат. наук, профессору Н. Н. Осипову и канд. физ.-мат. наук, доценту Т. О. Кочетковой за организацию подготовки сборника к изданию, старшему преподавателю Т. В. Зыковой, а также сотрудникам отдела обучающих систем СФУ за содействие при разработке и внедрении электронного курса «Прикладные задачи по математике». <...> «Вернуть» на занятия прикладную сущность математики, показать связь изучаемых понятий и теорем с инженерной практикой, други5 ми учебными дисциплинами могут прикладные математические задачи. <...> Для квадратных матриц A и B одного порядка существуют оба произведения AB и BA, однако в общем случае они не совпадают: AB 6= BA. <...> Если ~i, ~j, ~k — векторы единичной длины, направленные соответственно вдоль координатных осей Ox, Oy, Oz прямоугольной декартовой <...>
Сборник_прикладных_задач_по_математике.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.219
Сборник_прикладных_задач_по_математике.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет В. А. Шершнева О. А. Карнаухова СБОРНИК ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по машиностроительным и приборостроительным направлениям подготовки, 30.12.2010 2-е издание, исправленное и дополненное Красноярск СФУ 2011
Стр.1
УДК 519(07) ББК 22.12я73 Ш507 Рецензенты: В. А. Охорзин, д-р техн. наук, проф. кафедры «Прикладная математика» СибГАУ им. акад. М. Ф. Решетнева; А. К. Шлепкин, д-р физ.-мат. наук, проф. зав. кафедрой «Высшая математика» КрасГАУ Шершнева, В. А. Ш507 Сборник прикладных задач по математике: учеб. пособие / В. А. Шершнева, О. А. Карнаухова. — 2-е изд. испр. и доп. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. — 219 с. ISBN 978-5-7638-2410-0 Приведены краткие теоретические сведения и задачи прикладного характера, охватывающие основные разделы математики. Даны подробные решения наиболее трудных задач с описанием их применения в инженерной практике. Предназначен для студентов, обучающихся по машиностроительным и приборостроительным направлениям подготовки. Представляет интерес для студентов инженерных направлений подготовки. УДК 519(07) ББК 22.12я73  Сибирский федеральный c университет, 2011 ISBN 978-5-7638-2410-0
Стр.2
Предисловие ко второму изданию Первое издание Сборника прикладных задач по математике вышло в 2008 году. С тех пор в российской системе высшего профессионального образования произошли значительные изменения, направленные на её модернизацию. Прежде всего, это относится к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые предъявляют новые требования к математической компетентности выпускника инженерного вуза. Настоящее издание является переработанным и дополненным: уточнено содержание задач, добавлены исторические сведения, доработан теоретический материал, в гл. 14 даны решения прикладных задач в обучающей электронной среде. Основное содержание сборника изложено в 12 главах: «Матрицы и системы линейных уравнений», «Векторы», «Аналитическая геометрия», «Введение в анализ», «Дифференциальное исчисление функций одной переменной», «Интегральное исчисление функций одной переменной», «Функции нескольких переменных», «Дифференциальные уравнения», «Кратные и криволинейные интегралы», «Ряды», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика». С учетом возрастающей роли информационно-коммуникационных технологий в процессе математического моделирования в сборник включены гл. 13 «Решение математических задач с помощью пакетов прикладных программ» и гл. 14 «Реализация решения прикладных математических задач в web-ориентированной обучающей среде Moodle». Прикладные задачи, представленные в настоящем сборнике, предназначены для рассмотрения на лекциях, практических занятиях и самостоятельной работы студентов (для этого разработана webориентированная обучающая среда). Среди задач, включённых в сборник, имеются междисциплинарные и профессионально направленные задачи (связанные с направлением инженерной подготовки студента). Поскольку прикладные задачи могут вызывать дополнительные трудности, каждая глава содержит краткий теоретический материал, основные формулы, связанные с приложениями, а также примеры решения задач. 3
Стр.3
Многие задачи снабжены указаниями к решению, а наиболее трудные — полными решениями. В конце сборника приведены ответы к задачам. Часть задач составлена самими авторами, а часть взята из сборников, приведённых в библиографическом списке. Необходимо отметить, что методологической основой данного сборника задач является теория контекстного обучения, созданная членомкорреспондентом Российской академии образования А. А. Вербицким и его научной школой. Учтён также опыт работы коллектива кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности Сибирского федерального университета (СФУ) в процессе обучения математике студентов инженерных направлений подготовки. Авторы выражают глубокую благодарность заместителю директора по научной работе Института космических и информационных технологий СФУ д-ру физ.-мат. наук, профессору М. В. Носкову за оказанную помощь в издании сборника, д-ру физ.-мат. наук, профессору Н. Н. Осипову и канд. физ.-мат. наук, доценту Т. О. Кочетковой за организацию подготовки сборника к изданию, старшему преподавателю Т. В. Зыковой, а также сотрудникам отдела обучающих систем СФУ за содействие при разработке и внедрении электронного курса «Прикладные задачи по математике». Авторы будут благодарны за отзывы и замечания, а также новые прикладные задачи, которые просят направлять по электронному адресу: vshershneva@yandex.ru. 4
Стр.4
Введение Математика является одной из древнейших наук. Она зародилась под влиянием потребностей практической деятельности человечества как прикладная наука. Мореплавание, землемерие, строительство, торговля, государственное управление требовали развития арифметики и геометрии. Историческое развитие математики превратило её в логически стройную систему. Однако многочисленные задачи естествознания и техники ставят перед математикой всё новые задачи. В процессе их решения она продолжает развиваться, сохраняя свою прикладную суть. Многие математические результаты внесли и продолжают вносить важный вклад в науку и технику. Среди них общеизвестны: теория реактивного движения ракет, формула для расчёта подъёмной силы крыла, объяснение явления флаттера — разрушительной вибрации самолёта, методы расчёта ядерных реакторов, теория кумулятивного взрыва. Значение математики для инженерной деятельности огромно, и потому будущему инженеру необходимо получить математическую подготовку высокого качества. Цель обучения математике в инженерном вузе состоит в том, чтобы будущие инженеры получили фундаментальную математическую подготовку и математическую культуру, а также навыки математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности, в том числе с применением информационных компьютерных технологий. Все составляющие этой цели принципиально важны. Однако их нелегко достичь, если содержание обучения математике абстрактно и изолировано от специфики инженерной работы. В этой ситуации, например, трудно сформировать навыки математического моделирования инженерных объектов и процессов. Дисциплина «Математика» часто предстаёт исключительно как совокупность абстрактных понятий и теорем, и её прикладной характер в учебном процессе разглядеть почти невозможно. «Вернуть» на занятия прикладную сущность математики, показать связь изучаемых понятий и теорем с инженерной практикой, други5
Стр.5
ми учебными дисциплинами могут прикладные математические задачи. Если содержание такой задачи связано с работой будущего инженера, то для него эта задача — профессионально направленная, его познавательная активность возрастает, повышается качество фундаментальной математической подготовки, формируются навыки математического моделирования. Как правило, этап построения математической модели наиболее сложен. Каждая из прикладных задач создаёт проблемную ситуацию, в которой необходимо понять, с чего начать применение математических знаний. Именно в ситуации, которую можно выразить поговоркой «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» по-настоящему активизируется мышление. Накапливая по крупицам опыт применения математических знаний за пределами предметного поля математики, будущий инженер учится применять их в профессиональной деятельности, формируется его математическая компетентность. Авторы считают, что следует оптимально сочетать фундаментальность и прикладную направленность обучения, использовать эти задачи в единстве с традиционными математическими задачами, широко представленными в сборниках задач для студентов инженерных вузов. Подбирая задачи соответствующей профессиональной направленности и оптимально «вкрапляя» их в содержание обучения, можно эффективно учить будущего инженера применять знания по основным разделам математики в профессиональной деятельности. В двух последних главах показано, как можно решать математические задачи с помощью пакетов прикладных программ MathCad, Maple, Excel, а также обучающей электронной среды. В заключение подчеркнём, что задачи, включённые в данный сборник, предназначены для установления более тесных связей содержания обучения математике с инженерной деятельностью. 6
Стр.6
Оглавление Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Глава 1. Матрицы и системы линейных уравнений . . . . . . . . .7 Глава 2. Векторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Глава 3. Аналитическая геометрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Глава 4. Введение в анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 Глава 5. Дифференциальное исчисление функций одной переменной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 Глава 6. Интегральное исчисление функций одной переменной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Глава 7. Функции нескольких переменных . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Глава 8. Дифференциальные уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Глава 9. Кратные и криволинейные интегралы . . . . . . . . . . . . 96 Глава 10. Ряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Глава 11. Теория вероятностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Глава 12. Математическая статистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Глава 13. Решение математических задач с помощью пакетов прикладных программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Глава 14. Реализация решения прикладных математических задач в web-ориентированной обучаюшей среде Moodle 170 Решения и ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 219
Стр.219