Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Управление эффективностью инновационного развития муниципальных территорий (150,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильева З. А.
АвторыЛихачева Т. П.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц145
ID211830
АннотацияРассмотрены различные методические подходы к оценке эффективности управления развитием муниципальных территорий. Представлены результаты дифференциации муниципальных территорий по каждому из факторов и возможности их использования в целях совершенствования территориального управления.
Кому рекомендованоПредназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам экономических вузов, а также специалистам регионального и муниципального уровней управления.
ISBN978-5-7638-1986-1
УДК332.1
ББК65.050.23
Васильева, З. А. Управление эффективностью инновационного развития муниципальных территорий : монография / Т. П. Лихачева; З. А. Васильева .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2010 .— 145 с. — ISBN 978-5-7638-1986-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211830 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Полученные рейтинги давали лишь общую характеристику той или иной сферы городского развития (системы образования, здравоохранения, демографической картины и др.), в то время как целый ряд компонентов городской экономики (бюджетная сфера, рынок нежилой недвижимости, экономическая база города) в расчет практически не брали. <...> Эффективность управления городским развитием характеризовалась условиями проживания людей в городской среде или городским качеством жизни. <...> Важнейшим фактором, оказавшим ключевое влияние на эффективность разработок в данной области в 80-90-х гг., стало развитие информационных технологий, что позволило существенно упростить процесс обработки первичной статистической информации, расширить инструментарий аналитической деятельности и хода мониторинга городского развития и оперативно работать с большими массивами данных. <...> Индикаторы Urban Indicators Programme сгруппированы в пять блоков: − социально-экономическое развитие; − инфраструктура, транспорт; − состояние окружающей среды; − местное самоуправление; − жилищный сектор. <...> В рамках этой программы стартовал проект «Городской аудит» (Urban Audit), цель которого обозначена как измерение качества жизни в городских поселениях Европейского союза с помощью набора индикаторов. <...> В перспективе систему индикаторов «Городской аудит» планируется использовать для отслеживания результатов программ эффективности городского развития в странах ЕС. <...> Эта работа, призванная обеспечить реализацию проекта «Городской аудит», ведется в тесной координации с национальными статистическими агентствами. <...> 58 городов, по нескольку из каждой страны Европейского союза, приглашены для участия в пилотной фазе проекта «Городской аудит». <...> Индикаторы эффективности городского развития проекта «Городской аудит» сгруппированы в пять блоков: − социально-экономические аспекты; − политическая активность граждан; − образование; − городская среда; − культура и отдых <...>
Управление_эффективностью_инновационного_развития_муниципальных_территорий_монография.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет З.А. Васильева, Т.П. Лихачева Управление эффективностью инновационного развития муниципальных территорий Монография Красноярск СФУ 2010
Стр.2
УДК 332.1 ББК 65.050.23 В 19 Рецензенты: В.В. Глухов, д-р экон. наук, профессор, проректор СанктПетербургского государственного технического университета; О.В. Иванов, д-р экон. наук, профессор Васильева З.А. В 19 Управление эффективностью инновационного развития муниципальных территорий: монография / З.А. Васильева, Т.П. Лихачева. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 144 с. ISBN 978-5-7638-1986-1 Рассмотрены различные методические подходы к оценке эффективности управления развитием муниципальных территорий. Представлены результаты дифференциации муниципальных территорий по каждому из факторов и возможности их использования в целях совершенствования территориального управления. Предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам экономических вузов, а также специалистам регионального и муниципального уровней управления. ISBN 978-5-7638-1986-1 © Сибирский федеральный университет, 2010
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность социально-экономического развития муниципальных образований, а также разработка сценариев их инновационного развития в последнее время существенно возросли. Этому способствовал ряд обстоятельств, из которых к наиболее значимым относим: – подготовку федеральными органами исполнительной власти концептуальной основы региональной политики Российской Федерации как составляющей концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; – выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года», придавшего импульс к переходу на всех уровнях власти к стратегическому планированию и ставшего основанием для формирования новой идеологии стратегического планирования на всех уровнях власти; – послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, подтвердившее курс на переход России к развитию по инновационному сценарию. Важным этапом в переходе на долгосрочное планирование развития муниципальных образований стал Указ Президента России от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Местные сообщества указанных категорий муниципальных образований получили перечень индикаторов, которые способствовали определению приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований. Указом определены механизмы контроля над органами местного самоуправления со стороны жителей муниципальных образований. В связи с этим возникает, во-первых, задача определения понятийного аппарата в сфере инновационного развития, во-вторых, задача оценки эффективности инновационного развития, напрямую связанная с эффективностью территориального управления. В отечественной экономической литературе существуют различные подходы к определению понятия «развитие территорий», а 3
Стр.4
следовательно, и к оценке их развития. На неоднозначность трактовок обращает внимание В.Е. Рохчин [22]. Он выделяет сложившиеся направления исследования содержания данного понятия: 1. Экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящих и будущих поколений при сохранении равновесия экосистем. 2. Стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее природной основы. 3. Стабильное улучшение качества жизни населения. В трактовке О.С. Пчелинского развитие – расширенное понятие комплексного развития, основанного на воспроизводственном подходе. Развитие предполагает переход к управлению всей совокупностью экономических, социальных, природных процессов на территории, согласованному решению вопросов размещения производства и расселения, а экономическая система развития выступает как «воспроизводственная экономика» [20]. Воспроизводственный подход используется и рядом других авторов. Так, В.А. Кретинин, исследуя процессы развития региона, выделяет в качестве его основных компонентов инновационную и инвестиционную активность, финансовую устойчивость, экономическую эффективность, экологическую устойчивость и воспроизводственную комплексность [12]. При анализе содержания понятия «развитие» ряд авторов исходит из того, что оно является фундаментальным свойством систем, отличающим их от случайного набора элементов [19]. При этом развитие систем связывается с тремя характеристиками – экстенсивной (вещественно-энергетический потенциал), интенсивной (процессы воспроизводства и обмена) и информационной (состав и структура). Предлагаемые ими характеристики трактуются как способность населения территорий поддерживать своё жизненное благополучие и социальную стабильность. В.Н. Латинцев относит развитие к числу основных свойств территориальных хозяйственных систем [15]. Эти свойства в совокупности характеризуют способность создавать и комплексно использовать инфраструктурный, трудовой и природно-ресурсный потенциал. В. Василенко рассматривает развитие территорий как основу стратегического развития и предлагает использовать комплекс индикаторов и стандартов развития, учитывающих основные формы их безопасности [2]. На необходимость разработки интегрального показателя развития территориальных единиц и алгоритма его расчета указывают и 4
Стр.5
другие авторы. По их мнению, использование такого показателя позволяет выявлять наиболее значимые характеристики территорий, определять динамику развития, сравнивать их друг с другом. Понятие «инновационное развитие» возникло в связи с осознанием необходимости ускорения внедрения новых знаний в практику жизнедеятельности человека. Инновационное развитие – это такой тип развития, при котором научные знания становятся существенным фактором ускорения социально-экономического развития территорий. Территориальное развитие содержит две компоненты: объективную и субъективную. Объективная составляющая процесса территориального развития определяется закономерным развитием социальных и природных систем, а субъективная – волей тех или иных субъектов, имеющих намерения придания изменениям направленного характера в соответствии с их интересами. На практике происходят «смешанные» (объективносубъективные) изменения. Следует иметь в виду, что не всякие происходящие на конкретной территории изменения могут быть признаны как её развитие. Как следует из представлений о понятии «развитие», одним из признаков развития является направленность изменений. Направленность изменений может быть спланирована и осуществлена системой управления развитием, созданной для этих целей либо сложившейся в результате политической борьбы субъектов территориального развития. Развитие может осуществляться не только в результате закономерных (объективных) изменений, но и в результате управленческих (субъективных) воздействий – управления развитием. Предлагаемый авторами методический подход к анализу состояния и динамики развития муниципальных территориальных систем основан на рассмотрении основных факторов и оценке полноты их реализации. Посредством этих факторов достигаются цели развития, а именно: реализуется роль в развитии территорий, создаются благоприятные условия для жизнедеятельности и повышения качества жизни населения, обеспечивается его самосохранение и саморазвитие. Муниципальное управление является одной из значимых функций территорий как социально-экономической системы. Она заключается в создании условий для её развития на основе рационального использования потенциалов территорий и повышения деловой активности. 5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................3 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ......................7 1.1. Зарубежный и российский опыт оценки эффективности управления территориями ..........................................................................7 1.2. Информационно-аналитическое обеспечение оценки эффективности развития территориальных систем ..............................23 2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ..............................33 2.1. Восприимчивость муниципальных территорий к инновационным изменениям .................................................................33 2.2. Особенности развития человеческого потенциала как фактора инновационного развития территорий ..............................51 2.3. Инвестиционная активность и оценка ее эффективности для экономического роста территорий ....................................................70 3. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ...............................................................107 3.1. Индикативная оценка эффективности использования ресурсов территориального развития ....................................................107 3.2. Качество жизни населения как показатель экономического роста и эффективности управления территориями .............................122 Заключение .......................................................................................................139 Список литературы.........................................................................................140 143
Стр.144