Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Е. Ю. Ольховская
Воспитание культурной элиты
в образовании России.
История и современность
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 33
ББК 433
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: М. И. Гомбоева, д-р культурологии, проф.,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Резензенты: А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф. ЗабГГПУ;
К. Г. Эрденеева, д-р пед. наук, проф. ЧитГУ
Ольховская, Е. Ю.
Воспитание культурной элиты в образовании России. История и
современность / Е. Ю. Ольховская ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита,
2011. – 330 с.
ISBN 978-5-85158-660-6
Монография является результатом докторского исследования. На
широком фоне развития теорий элитологии, психологии одаренности,
философии избранности, соотношения воспитания и развития личности,
а также анализа деятельности элитарного образования; автор расссматривает
проблему воспитания культурной элиты в образовании России.
Пути решения данной проблемы освещаются в свете гуманистических и
демократических идей воспитания элиты, ответственной перед народом.
Генезис этой проблемы представлен в сопоставлении дореволюционного,
советского, постсоветского и современного периодов. В монографии широко
анализируются партийно-правительственные документы, научные
материалы и периодика, базовый педагогический опыт и другие источники,
решающие задачи подготовки элиты в образовании. Предполагаем,
что программа представляет интерес для специалистов в области философии
и истории образования, педагогики, для магистрантов, аспирантов,
докторантов, для преподавателей общепедагогических дисциплин.
УДК 33
ББК 433
ISBN 978-5-85158-660-6
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Оглавление
Введение ...............................................................5
Глава I. Теоретико-методологические основы разработки проблемы развития
элитарного образования России XX в. ....................................10
1.1. Проблема элиты и ее роли в социально-культурном развитии
в философско-социологических исследованиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.2. Исследование значения элиты в развитии Российского государства
в отечественной и зарубежной социологии. Становление элитологии
как нового направления отечественной науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
1.3. Элитарное образование как институт социально-культурного развития
общества (институализация элитарного образования). Решение проблемы
воспитания элитарной личности в процессе образования
в современном отечественном гуманитарном научном знании. . . . . . . . . . . . . . . .67
Глава II. Развитие элитарного образования в России
конца XIX – первой половины (конец 50-х гг.) XX вв.
как фактора подготовки социальной элиты ..............................102
2.1. Предпосылки возникновения и развития элитарного образования в России
как социального института подготовки элиты.
Становление элитарного образования в России
(конец XIX – период XX вв. до октябрьской революции). . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
2.2. Основные направления реформирования и развития элитарного
образования в России послеоктябрьского периода – конца 30-х гг. XX в. ......134
2.3. Характеристика функционирования элитарного образования
в России 40–50-х гг. ..................................................162
Глава III. Развитие элитарного образования в России второй половины XX в.
как института подготовки специалистов, необходимых государству. . . . . . . . .191
3.1. Развитие элитарного образования в России в 60–80-е гг. как института
подготовки элиты из одаренных личностей ..............................191
3.2. Институализация элитарного образования в России 90-х гг.
Решение проблемы воспитания элиты в русле меритократии и гуманизма. . . . .224
3.3. Общая характеристика тенденций развития элитарного образования
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Список литературы ...................................................306
3
Стр.4
Введение
Актуальность исследования. Для современного российского общества
характерен процесс реструктуризации и формирования новых социально-профессиональных
групп, выявивший две специфические его части: элиту и группу
основной массы населения.
В философских, социологических, психологических, культурологических
и педагогических исследованиях утверждается, что данные группы отличаются
друг от друга как менталитетом, так и уровнем интеллектуальной
эрудиции. Кроме того, подчеркивается, что становление элитных и около элитных
групп конца �� – начала ��I вв. совершалось на фоне социального закрызакрытия
и частичной криминализации верхних слоев общества, «утечки мозгов», а
также понижения уровня образования широких народных масс. Наиболее быстро
шло оформление и осознание своих специфических групповых интересов
представителями политической, промышленной и административной элиты.
Элита сферы науки, культуры, технического творчества, составляющая в высокоразвитых
странах страту высокостатусных профессионалов и играющая
роль «позвоночника» в социальном развитии, значительно медленнее проходила
этап обновления, реструктуризации и самоопределения.
Одной из причин вышеобозначенных негативных тенденций является отсутствие
процесса целенаправленного воспитания элиты в образовании. Элитарное
образование должно создаваться не для социальной элиты, а для высокоспособных
личностей, обращающих большее внимание на свой высокий духовный
облик, чем на положение в обществе. Ведущими функциями элитарного образования
должно быть обеспечение таким индивидам условий адекватного уровня
самосовершенствования и вертикальной мобильности; в противном случае
элитарное образование станет источником роста политической, экономической
и нравственной несправедливости. В связи с этим в Национальной доктрине образования
Российской Федерации (2000 г.) и других документах обращается особое
внимание на важность развития отечественных традиций в работе с одаренными
детьми и юношеством и подготовку высокообразованных и высококвалифицированных
специалистов, способных к профессиональному росту в период
информатизации общества и развития наукоемких технологий. Более того, реализация
идеи концепции профильного обучения о взаимодействии школьного
и профессионального образования, а также развития профилирующих способностей
детей и юношества придает задаче воспитания специалистов высшего
класса (культурной элиты) статус государственной политики.
В современной ситуации обостренного интереса к вопросам элитообразования
элитология образования как складывающаяся область знания, выяв5
Стр.6
ляющая основные законы действия селекционных механизмов и воспитания
элитарного сознания высокоспособной личности, должна занять одно из важнейших
мест в общетеоретическом решении проблемы воспитания высшей
страты общества. Познание педагогических явлений в контексте социологии
и философии избранности, а также рефлексии истории образования в русле
изучаемой проблемы обусловливает выход на категории антропологической
дифференциации, иерархического персонализма, элитарного и массового сознания,
принципов природо- и культуросообразности, вне которых анализ развития
системы элитарного образования невозможен.
Возращение в научный отечественный аппарат 90-х гг. XX в. понятий
«одаренность», «элита», «высший класс», «элитарное» и «массовое» сознание,
«элитарное» образование, к данному времени достаточно исследованных европейской
наукой, следует считать закономерным явлением. Наметившаяся тенденция
была ориентирована на вскрытие взаимосвязей и взаимообусловленности
процессов воспитания и развития высокоспособного субъекта, а также анализ
особенностей его социализации. Научное оформление вышеобозначенных
понятий началось в первые десятилетия XX в. в русле социальной философии,
психологии и социологии. Следует подчеркнуть, что идеи первичности духовно-нравственных
ценностей в становлении менталитета выдающейся личности
русской философии начала XX в. (Н. И. Бердяев, Н. О. Лосский, И. С. Гессен
и др.) сыграли роль опережающего фактора оформления меритократической
(власти достойных) традиции управления обществом, нацеливающей процесс
воспитания элитарного сознания на духовное самосовершенствование одаренной
личности.
Социально-философская разработка проблемы нашла свое отражение в
формирующейся в начале �� в. психологии (�.. Ф. Лаз
Ф. Лазурский, Г.. Н. Р
Н. Россолилимо,
�. Н. Соколов и др.) и педагогике одаренности (В. П. Вахтерев, П. Ф. Каптерев,
�. П. Модестов и др.). Несмотря на то, что предпосылки становления
элитарного образования были заложены значительно раньше (наличие специальных
учебных заведений для одаренных субъектов в среднем звене образования
– лицеи, гимназии, народные университеты; университеты и вузы
университетского типа в высшем, дающие не только престижное образование,
но и создающие условия высокой вертикальной мобильности их выпускников;
«институт профессорских стипендиатов» в послевузовском образовании), теоретическое
изучение вопросов специфики развития и воспитания высокоспособных
субъектов и роли элиты в социуме было предпринято на рубеже XIX–
XX вв. (В. Парето, Г. Моска, исследования одаренности). Эти теории заложили
основу выявления целей, задач, закономерностей, принципов, технологий элитарного
образования и его дифференцирования как самостоятельной системы
обучения, нацеленной на воспитание высшей страты общества. Данные исследования
были продолжены и в первые десятилетия советской власти в трудах
П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Е. В. Гурьянова, В. М. Экземплярского и
др., поддерживавших в целом и обосновывающих идею необходимости создания
специальной системы обучения для одаренных личностей. Более того,
именно в этот период, несмотря на официальное непризнание идей элитаризма
и проповедование идеалов эгалитарной политики, началось формирование со6
Стр.7