Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология профессий (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКораблева Г. Б.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц177
ID209405
АннотацияВ учебном пособии раскрываются особенности и историче- ские этапы формирования социологии профессий, рассматривают- ся основные научные подходы к пониманию сущности профессии как особого вида деятельности, социального института и социаль- ной общности, прослеживается влияние профессионального разде- ления труда на систему профессионального обучения и профессио- нальной подготовки, характеризуется состояние профессиональной структуры российского общества и тенденции профессиональной мобильности в современном индустриальном обществе, их связь с рынком труда.
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
ISBN978-5-7996-0722-7
УДК316.477(075.8
ББКС543.129я73-1
Кораблева, Г. Б. Социология профессий : учеб. пособие / Г. Б. Кораблева .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 177 с. — ISBN 978-5-7996-0722-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/209405 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т. д.) <...> Историческая практика показала, что одна из причин, превращающих дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве способностей индивидов и возможностей людей на индивидуальном и групповом уровнях. <...> К ним относятся рынок труда, отражающий потребности профессионального разделения труда конкретного общества, и система оценочных критериев и процедур, при помощи которых осуществляется отбор наиболее профессионально способных и подготовленных студентов. <...> Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т. д.) <...> Историческая практика показала, что одна из причин, превращающих дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве способностей индивидов и возможностей людей на индивидуальном и групповом уровнях. <...> К ним относятся рынок труда, отражающий потребности профессионального разделения труда конкретного общества, и система оценочных критериев и процедур, при помощи которых осуществляется отбор наиболее профессионально способных и подготовленных студентов. <...> Структура и содержание учебного пособия определяются авторским <...>
Социология_профессий.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.176
Стр.177
Социология_профессий.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА Г. Б. Кораблева СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ Учебное пособие Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
УДК 316.477(075.8) ББК С543.129я73-1 К 66 Рецензенты: кафедра теории и социологии управления Уральского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор Н. Б. Ко с т и н а); Е. В. Пр я м и ко в а, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Уральского государственного педагогического университета Кораблева, Г. Б. К 66 Социология профессий : учеб. пособие / Г. Б. Кораблева. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 176 с. ские этапы формирования социологии профессий, рассматриваются основные научные подходы к пониманию сущности профессии как особого вида деятельности, социального института и социальной общности, прослеживается влияние профессионального разделения труда на систему профессионального обучения и профессиональной подготовки, характеризуется состояние профессиональной структуры российского общества и тенденции профессиональной мобильности в современном индустриальном обществе, их связь с рынком труда. Для бакалавров, магистров и преподавателей высших учебных ISBN 978-5-7996-0722-7 В учебном пособии раскрываются особенности и историчезаведений. УДК 316.477(075.8) ББК С543.129я73-1 ISBN 978-5-7996-0722-7 © Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................4 ГЛАВА 1. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ...........................8 § 1. Исследовательские подходы к феномену профессии в мировой и российской социологии ..............................................................................8 § 2. Социология профессий как отрасль социологического знания ........................................................23 ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИЙ .............................34 § 1. Социальный институт профессии: понятие и этапы становления .....................................................................34 § 2. Функции института профессии ...................................................................47 ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИИ ...............................................64 § 1. Профессия как вид деятельности ................................................................64 § 2. Институциональные основы профессионального образования ................................................................80 § 3. Системы профессионального образования: общее и особенное .......................................................................................94 ГЛАВА 4. ПРОФЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ..................... 112 § 1. Профессиональные общности: понятие и признаки .................................................................................... 112 § 2. Роль профессионализма и компетентности в развитии профессиональных общностей ..............................................124 ГЛАВА 5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ....................................................139 § 1. Профессиональная мобильность и рынок труда .............................................................................................139 § 2. Профессиональная структура российского общества и перспективы ее развития .......................................................................................................153 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................169
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Еще классики социологии обратили внимание на то, что профессия выступает одним из оснований неравенства социального положения людей. Опираясь на исследования английских и немецких ученых, П. Сорокин еще в начале ХХ в. показал, что у лиц одинакового имущественного положения образ жизни и уровень дохода действительно во многом являются сходными. Он приходит к выводу: «Таким образом, профессия обусловливает величину доходов, величина доходов — образ и уровень жизни»1 . Однако следует обратить внимание на то, что речь в исследованиях, на которые ссылается ученый, шла о странах со стабильно развивающейся экономикой, не переживших коренной ломки политического строя и общественных отношений. Существуют объективные и субъективные факторы, способствующие реализации профессией стратификационной функции. К ним относятся прежде всего особенности и тенденции развития профессионального разделения труда, ранжирующего профессии в силу их значимости в общественном разделении труда. Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т. д.). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности определяет в значительной степени и социальный статус индивида. 1 См.: Сорокин П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Социология в России XIX — начала XX века. Социология как наука : тексты. М., 1997. С. 540. 4
Стр.5
Издательство Уральского университета 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13. Факс: +7 (343) 358-93-06. E-mail: press.info@usu.ru ISBN 978-5-7996-0722-7
Стр.176
Для заметок
Стр.177

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ