Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними
только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями
и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности
и т. д.) <...> Историческая практика показала,
что одна из причин, превращающих дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве
способностей индивидов и возможностей людей на индивидуальном и групповом уровнях. <...> К ним
относятся рынок труда, отражающий потребности профессионального разделения труда конкретного общества, и система оценочных критериев и процедур, при помощи которых осуществляется
отбор наиболее профессионально способных и подготовленных
студентов. <...> Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними
только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями
и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности
и т. д.) <...> Историческая практика показала,
что одна из причин, превращающих дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве
способностей индивидов и возможностей людей на индивидуальном и групповом уровнях. <...> К ним
относятся рынок труда, отражающий потребности профессионального разделения труда конкретного общества, и система оценочных критериев и процедур, при помощи которых осуществляется
отбор наиболее профессионально способных и подготовленных
студентов. <...> Структура и содержание учебного пособия определяются
авторским <...>
Социология_профессий.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Г. Б. Кораблева
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
Учебное пособие
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по направлению подготовки 040100 «Социология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
УДК 316.477(075.8)
ББК С543.129я73-1
К 66
Рецензенты:
кафедра теории и социологии управления Уральского
института-филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(заведующий кафедрой доктор социологических наук,
профессор Н. Б. Ко с т и н а);
Е. В. Пр я м и ко в а, кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии Уральского государственного
педагогического университета
Кораблева, Г. Б.
К 66
Социология профессий : учеб. пособие / Г. Б. Кораблева. —
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 176 с.
ские этапы формирования социологии профессий, рассматриваются
основные научные подходы к пониманию сущности профессии
как особого вида деятельности, социального института и социальной
общности, прослеживается влияние профессионального разделения
труда на систему профессионального обучения и профессиональной
подготовки, характеризуется состояние профессиональной
структуры российского общества и тенденции профессиональной
мобильности в современном индустриальном обществе, их связь с
рынком труда.
Для бакалавров, магистров и преподавателей высших учебных
ISBN 978-5-7996-0722-7
В учебном пособии раскрываются особенности и историчезаведений.
УДК
316.477(075.8)
ББК С543.129я73-1
ISBN 978-5-7996-0722-7
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................4
ГЛАВА 1. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ
В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ...........................8
§ 1. Исследовательские подходы к феномену профессии в мировой
и российской социологии ..............................................................................8
§ 2. Социология профессий
как отрасль социологического знания ........................................................23
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИЙ .............................34
§ 1. Социальный институт профессии:
понятие и этапы становления .....................................................................34
§ 2. Функции института профессии ...................................................................47
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИИ ...............................................64
§ 1. Профессия как вид деятельности ................................................................64
§ 2. Институциональные основы
профессионального образования ................................................................80
§ 3. Системы профессионального образования:
общее и особенное .......................................................................................94
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ..................... 112
§ 1. Профессиональные общности:
понятие и признаки .................................................................................... 112
§ 2. Роль профессионализма и компетентности
в развитии профессиональных общностей ..............................................124
ГЛАВА 5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИЙ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ....................................................139
§ 1. Профессиональная мобильность
и рынок труда .............................................................................................139
§ 2. Профессиональная структура российского общества и перспективы ее
развития .......................................................................................................153
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................169
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Еще классики социологии обратили внимание на то, что профессия
выступает одним из оснований неравенства социального
положения людей. Опираясь на исследования английских и немецких
ученых, П. Сорокин еще в начале ХХ в. показал, что у лиц
одинакового имущественного положения образ жизни и уровень
дохода действительно во многом являются сходными. Он приходит
к выводу: «Таким образом, профессия обусловливает величину
доходов, величина доходов — образ и уровень жизни»1
.
Однако следует обратить внимание на то, что речь в исследованиях,
на которые ссылается ученый, шла о странах со стабильно
развивающейся экономикой, не переживших коренной ломки
политического строя и общественных отношений. Существуют
объективные и субъективные факторы, способствующие реализации
профессией стратификационной функции. К ним относятся
прежде всего особенности и тенденции развития профессионального
разделения труда, ранжирующего профессии в силу их значимости
в общественном разделении труда.
Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними
только требованиями производственно-технологического разделения
труда, но и спецификой конкретного общества, традициями
и стереотипами общественного сознания, т. е. те или иные профессии
имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется
конкретными социальными механизмами (престиж профессии,
оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности
и т. д.). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности
определяет в значительной степени и социальный статус индивида.
1 См.: Сорокин П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология
профессиональных групп // Социология в России XIX —
начала XX века. Социология как наука : тексты. М., 1997. С. 540.
4
Стр.5
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-mail: press.info@usu.ru
ISBN 978-5-7996-0722-7
Стр.176