Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Научные основы проектирования музейной экспозиции (110,00 руб.)

1   0
Первый авторЗыкова Наталья Леонидовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц60
ID209191
АннотацияКурс лекций ориентирован на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач. Цель курса познакомить студентов с этапами организации и проектирования экспозиции, формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами и с техническими аспектами экспозиционно-выставочной работы.
Зыкова, Н. Л. Научные основы проектирования музейной экспозиции / Н. Л. Зыкова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2013 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209191 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Курс лекций ориентирован на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач. <...> Цель курса познакомить студентов с этапами организации и проектирования экспозиции, формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами и с техническими аспектами экспозиционно-выставочной работы. <...> В задачи курса лекций входит дать характеристику основных терминов и понятий экспозиционно-выставочной деятельности, еѐ общей структуры, ознакомить с методами построения экспозиций, этапами проектирования, видами экспозиционного оборудования, принципами комплектования и экспонирования музейных собраний. <...> Курс связан со следующими дисциплинами: «Музееведение», «Культурология», «Всеобщая история», «Музейный дизайн», «Музейная педагогика», «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности», и др. дисциплинами. <...> ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИПЫ Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio – изложение, описание. <...> Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. <...> В качестве экспонатов могут выступать и «заменители» подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. <...> Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом. <...> В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое <...>
Научные_основы_проектирования_музейной_экспозиции.pdf
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ Курс лекций Иркутск – 2013
Стр.1
Научные основы проектирования музейной экспозиции [Текст] : курс лекций / сост. Н.Л. Зыкова. – Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2013. – с. Курс лекций ориентирован на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач. Цель курса познакомить студентов с этапами организации и проектирования экспозиции, формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами и с техническими аспектами экспозиционно-выставочной работы. Курс лекций предназначен для студентов направления 072300.62 - Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия профиль Выставочная деятельность и студентов специальности 052800.65 - Музейное дело и охрана памятников квалификации Музеевед. © Иркутский государственный лингвистический университет, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение….…………………………………………………………………….4 Тема 1. Основные понятия и принципы экспозиционно-выставочной деятельности……………………………… …………………………………..5 Тема 2. Методы построения экспозиции……………………………………8 Тема 3. Экспозиционные материалы……………………………………….12 Тема 4. Проектирование экспозиции……………..………………………..15 4.1. Научное проектирование экспозиции …………………………………15 4.2. Художественное проектирование экспозиции ………………………..17 4.3. Этапы художественного проектирования экспозиции ……………….25 Тема 5. Рекомендуемая литература ..………………………………………29
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Курс лекций «Научные основы проектирования музейной экспозиции» является логическим продолжением методических рекомендаций одноименной дисциплины. Целью курса лекций является ознакомление студентов с основными этапами организации и проектирования экспозиции и выставки. В задачи курса лекций входит дать характеристику основных терминов и понятий экспозиционно-выставочной деятельности, еѐ общей структуры, ознакомить с методами построения экспозиций, этапами проектирования, видами экспозиционного оборудования, принципами комплектования и экспонирования музейных собраний. Изучение и практическое освоение основ научного проектирования музейных экспозиций опирается на теоретические и исторические знания, полученные слушателем как в рамках общих историкокультурных курсов, так и в рамках спецкурсов по истории и теории музейного дела, прочитанных или читаемых параллельно с данным курсом. Курс связан со следующими дисциплинами: «Музееведение», «Культурология», «Всеобщая история», «Музейный дизайн», «Музейная педагогика», «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности», и др. дисциплинами.
Стр.4
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения. В качестве экспонатов могут выступать и «заменители» подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, часто – фонические материалы. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом. Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик. В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Когда предметы используются в чисто практических целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. Предметы в музейной экспозиции представляют собой научноорганизованную совокупность, поскольку их отбор и размещение основываются на разработанной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного содержания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобразным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа. Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем, прежде всего, зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.