Практикум содержит 30 лабораторных работ по четырем разделам: вода, сырье и топливо для химической промышленности; важнейшие химические производства; химия в быту; химический анализ пищевых продуктов. <...> М. В. Ломоносова разработан цикл лабораторных работ, охватывающий следующие разделы:
вода, сырье и топливо для химической промышленности;
важнейшие химические производства;
химия в быту;
химический анализ пищевых продуктов. <...> Далее следует внимательно ознакомиться с ходом опытов, ясно представить себе их цели и условия проведения, написать уравнения соответствующих реакций. <...> Общая и неорганическая химия – соли кальция и магния; жесткость воды (временная и постоянная). <...> 1. В стакан на 200–250 мл поместите 100 мл анализируемой воды и прибавьте соляную кислоту (1:9) до кислой реакции на лакмус. <...> Нагрейте раствор до кипения, прилейте пипеткой 10 мл 10%-ного раствора хлорида аммония и при перемешивании (каким образом следует
перемешивать раствор?) <...> Через 15 мин прибавьте 3–4 капли раствора аммиака до появления слабого запаха. <...> Осадок отфильтруйте, смывая его со стенок стакана раствором оксалата кальция. <...> Осадок на фильтре промойте раствором оксалата кальция, определяя
полноту промывания 5%-ным раствором нитрата серебра. <...> Определение концентрации иона магния
1. В коническую колбу на 250 мл отберите пипеткой 100 мл анализируемой воды, добавьте 3 капли раствора метилового оранжевого и о ттитруйте 0,1 н. раствором соляной кислоты до оранжевой окраски. <...> Одновременно так же оттитруйте 100 мл дистиллированной воды. <...> Охладите колбы водой, долейте дистиллированную воду до метки, перемешайте. <...> Из каждой колбы отберите по 100 мл раствора и оттитруйте 0,1 н. раствором соляной кислоты по фенолфталеину. <...> Концентрацию иона магния рассчитывают по формуле:
С (Mg2+), ммоль/л = (2CHCl(V1 – V2)*1000)/V(Н2О), где
СHCl – нормальная концентрация раствора соляной кислоты;
V1 – объем раствора соляной кислоты, затраченный на титрование раствора, полученного <...>
Практикум_по_прикладной_химии_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова»
Т.В. Левандовская, Ю.В. Коннова
Практикум по прикладной химии
Архангельск
Поморский университет
2010
Стр.1
Рецензенты: Ю.Г. Хабаров, доктор химических наук, профессор Архангельского
государственного технического университета;
Ю.В. Чуркина, кандидат технических наук, доцент Архангельского
государственного технического университета;
Л.Ф. Попова, кандидат химических наук, доцент Поморского
государственного университета им. М.В. Ломоносова
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поморского университета
Левандовская, Т.В.
Практикум по прикладной химии: учебное пособие / Т.В. Левандовская,
Ю.В. Коннова; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск:
Поморский университет, 2009.
Практикум содержит 30 лабораторных работ по четырем разделам: вода,
сырье и топливо для химической промышленности; важнейшие химические
производства; химия в быту; химический анализ пищевых продуктов.
Каждая работа снабжена комплексом вопросов и заданий, позволяющих
студентам подготовиться к выполнению работы, осмыслить результаты
опытов и обобщить теоретические и практические знания по теме работы.
Ряд работ содержит теоретический материал, отсутствующий в доступной
студентам литературе. Издание снабжено необходимыми справочными материалами.
Адресовано
студентам отделений «химия-биология», «биологияхимия»
и «химия». Может быть полезно учителям химии и учащимся профильных
классов.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Курс прикладной химии для будущих учителей химии должен дать
студентам представление как о наиболее распространенных и практически
важных химических производствах, так и о роли химии в жизни каждого человека.
В ходе изучения этого курса студент должен научиться связывать
теоретический материал, изученный ранее, с практикой синтеза, анализа и
применения наиболее важных веществ. Кроме того, желательно, чтобы лабораторные
работы содержали опыты, которые можно провести в школьном
кабинете химии – если не на уроке, то на внеклассных занятиях. Исходя из
этих требований, на кафедре химии Поморского государственного университета
им. М. В. Ломоносова разработан цикл лабораторных работ, охватывающий
следующие разделы:
вода, сырье и топливо для химической промышленности;
важнейшие химические производства;
химия в быту;
химический анализ пищевых продуктов.
При подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо в
первую очередь понять теоретические основы каждого опыта. Для этого в
ряде работ дан краткий теоретический материал. Для подготовки к другим
работам достаточно прочитать учебник или конспект лекций по прикладной
химии, а также повторить некоторые темы из других курсов.
Для систематизации повторения в начале каждой работы под значком
перечислены соответствующие разделы изученных ранее курсов. Далее
следует внимательно ознакомиться с ходом опытов, ясно представить себе
их цели и условия проведения, написать уравнения соответствующих реакций.
Необходимо также попытаться представить себе заранее, какие явления
могут наблюдаться в ходе опыта, что может произойти при нарушении
требуемых условий. Для облегчения этой части подготовки либо в начале работы,
либо в описании хода опытов даны вопросы, без ответа на которые
студент не может быть допущен к выполнению эксперимента.
3
Стр.3
Оформление лабораторной работы должно включать:
рисунок прибора (если таковой имеется);
уравнения реакций или формулы используемых веществ;
расчеты, если их требуется произвести заранее;
ответы на вопросы, данные в начале работы;
протокол работы, состоящий, если иное не оговорено, из трех
столбцов: описание хода опытов, наблюдения, примечания.
Столбец «Наблюдения» ни в коем случае не должен заполняться
заранее! Наблюдения вносятся только по ходу выполнения работы. В столбце
«Примечания» следует записывать ответы на вопросы, заданные в соответствующих
пунктах описания хода опытов.
Если по результатам опыта требуется произвести расчеты, для них следует
оставлять место после описания данного опыта, но не в конце всей работы.
По
окончании работы студенты должны обсудить полученные результаты,
сформулировать выводы и ответить на вопросы, помещенные в конце
работы. Кроме того, после каждой работы приведены контрольные вопросы
и задания, предназначенные для закрепления полученных знаний. Эти задания
могут выполняться как на занятии, так и самостоятельно, по усмотрению
преподавателя.
Практикум предназначен для студентов отделений «химия-биология» и
«биология-химия», но может быть использован и студентами отделения «химия»
при изучении курса химической технологии, а также учителями общеобразовательных
школ – в демонстрационном эксперименте и в работе химических
кружков.
4
Стр.4