Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

История экономических учений

0   0
Первый авторПомякшев Николай Филиппович
ИздательствоПГСГА
Страниц305
ID208922
АннотацияДелается акцент на современных подходах к трактовке учений или взглядов отдельных экономистов. Включены вопросы для самопроверки. Адресовано студентам экономических направлений и специальностей.
ISBN978-5-8428-0925-7
УДК33(075.8)
ББК65.01
Помякшев, Н. Ф. История экономических учений : учебное пособие / Н. Ф. Помякшев .— Самара : ПГСГА, 2013 .— 305 с. — ISBN 978-5-8428-0925-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/208922 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Термин «политическая экономия» был предложен французским экономистом Антуаном Монкретьеном (1615). <...> Великими представителями этой науки были Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс. <...> В середине XIX в. от классической политической экономии отделилась ветвь субъективной экономики: сначала это были представители австрийской школы, а затем английской и американской. <...> Далее политэкономия существовала лишь в социалистических странах (на Западе в основном – экономикс). <...> Экономист Марк Блауг, профессор Лондонского университета, по поводу различных подходов к изучению истории экономической мысли писал следующее: «Между прошлым и настоящими 9 экономическими мышлениями существует взаимодействие, потому что независимо от того, излагаем ли мы их кратко или многословно, каждым поколением история экономической мысли будет переписываться заново»1. <...> Экономическая мысль в древневосточных обществах Материальные предпосылки возникновения и развития экономической мысли Экономическая мысль должна отражать объективную реальность, т.е. определенный уровень развития хозяйства, экономики, поэтому она не могла появиться при первобытном строе, когда производительные силы были слабы, разрозненны, а общество не сформировано. <...> Само развитие рабства стало возможным в силу того, Блауг М. <...> В этих правилах уже сквозят экономические идеи, связанные с развитием производства, обмена, распределения продукта. <...> Экономическая мысль Древнего Египта и Вавилонии К Древнему Востоку мы относим государства, располагающиеся в Восточной, Центральной и Малой Азии: Египет, Вавилонию, Индию, Китай, – в период с III тысячелетия до начала нашей эры. <...> Наиболее отчетливо экономические воззрения проявились в учении Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 гг. до н.э.), важного сановника при дворе одного из князей. <...> Экономические идеи Гесиода отразились в его советах по ведению домашнего хозяйства. <...> К деньгам Ксенофонт относился отрицательно, поскольку был <...>
История_экономических_учений_Учебное_пособие._2013.pdf
Стр.37
Стр.38
Стр.39
Стр.40
Стр.41
Стр.42
Стр.43
Стр.44
Стр.45
Стр.46
Стр.47
Стр.48
Стр.49
Стр.50
Стр.51
Стр.52
Стр.53
Стр.54
Стр.55
Стр.56
Стр.57
Стр.58
Стр.59
Стр.60
Стр.61
Стр.62
Стр.63
Стр.64
Стр.65
Стр.66
Стр.67
История_экономических_учений_Учебное_пособие._2013.pdf
В экономической мысли XV–XVI вв. по поводу церковной собственности шла борьба двух направлений – «стяжателей» (стояли за обогащение церкви) и «нестяжателей». В середине XVI в. в русском государстве завершилось становление единой монетной системы. Унификация русской монеты произошла в результате монетной реформы Елены Глинской (1535–1538), жены Василия III и матери Ивана IV (Грозного). Ей принадлежала в то время опека (регентство) над малолетним Иваном IV. Елена Глинская много сделала для централизации управления страной, и одной из мер в этом направлении стала денежная реформа. Была установлена единая монетная система. Серебряная копейка (изображение всадника с копьем) стала основной общерусской монетой. 1 рубль равнялся 100 копейкам, или 200 деньгам, или 400 полушкам (1/4 копейки). Эти монеты просуществовали 200 лет, а упорядочение их выпуска способствовало развитию торговли, кредитных отношений, прогрессу в развитии общерусского рынка. Таков вкратце обзор условий, способствовавших зарождению и развитию на Руси самостоятельной экономической мысли. Специальных экономических сочинений того времени не найдено. Об экономических воззрениях можно судить по сочинениям религиозно-нравственного характера, различным сборникам, отражающим хозяйственную и политическую жизнь того времени. Многочисленны были жития святых. Церковь проповедовала аскетизм, уход от мира, прославляла труд как средство избавления от мирских соблазнов. Существовала литература и противомонастырского направления. Так, Вассиан Косой, Максим Грек были против крупных монастырей, которые также эксплуатировали крестьян. Они выступали за секуляризацию – отнятие земель у церкви и передачу их государству. Известны богословские сочинения священника середины XVI в. Ермолая (при пострижении в монахи Эразма). В трактате «Благохотящим царем правительница» автор предлагает план реформ в пользу крестьян, изменение податной системы, порядок дворянской службы и т.д. Источником всех богатств Эразм считает 37
Стр.37
труд. Он выступает против притеснения трудовых людей, потому предлагает поставить эксплуатацию в определенные рамки, установить натуральный оброк с крестьян в размере 1/5 урожая, сократить земельные наделы феодалов. По его мнению, должно быть проведено межевание земли, определение сроков военной службы и т.д. Сохранился ещѐ один письменный памятник – «Домострой» (XVI в.). В нем решались проблемы натурального хозяйства, зарождения товарного права. Этот сборник поучений и наставлений нравственного порядка содержит суровые педагогические предписания с требованиями телесного наказания детей, слуг и т.д. Экономические идеи касались не всей страны, а хозяйства богатой семьи. Глава семьи – муж, повелитель жены, детей, слуг. В «Домострое» подробно указывается, как вести хозяйство: держать запасы, готовить пищу, носить и беречь платье. Предписывается наказывать слуг за провинности плеткой. Рекомендуется бережливость, подчеркивается, что каждый должен жить по средствам. Из истории известны проекты Ивана Пересветова. Он был дворянином, служил Ивану Грозному и писал записки (челобитные), где содержатся советы по управлению государством. Пересветов, по сути, воспитал опричнину Ивана IV, выступал против воевод, которые богатеют от грабежа народа. И. Пересветов советовал завести дворянское войско, завоевать Казанское ханство. Он был против закрепощения холопов, поскольку холопство на Руси, по существу, было долговым рабством. Холопом становился тот, кто не отдавал в срок деньги по долговой записи. Пересветов считал, что множество холопов всегда таит зло, разбой, несет царству великое оскудение. И. Пересветов предлагал и ряд мер по улучшению торговли. Так, он считал, что государство должно устанавливать единую уставную цену царским Указом, за незаконное повышение цен требовал назначать смертную казнь. Такая политика была выгодна преимущественно дворянам. Собранные налоги должны идти не посредникам-откупщикам, а непосредственно в казну государства. В целом проекты И. Пересветова в условиях того времени были прогрессивны. 38
Стр.38
Утопический социализм в период разложения феодализма В XVI–XVII вв. в Европе происходила слом феодальных отношений, появлялись первые ростки капитализма. Одновременно возникали антифеодальные и антикапиталистические настроения. В Англии распространялось так называемое «огораживание» пастбищных земель. Крестьян поддерживали безработные ткачи, бродяги и другие слои бедного населения. На этом фоне появлялись идеи о социально справедливом, идеальном обществе, где нет эксплуатации, все равны, все работают и получают за это по справедливости. Частично такие идеи были навеяны религиозными положениями христианства о добре и справедливости. Рисовались картины светлого будущего для всех людей. Эти взгляды легли в основу целого течения в философии и экономике. Одним из родоначальников этого течения был английский политический деятель – гуманист Томас Мор (1478–1535). Он происходил из богатого сословия, получил юридическое образование, занимал высокие государственные посты, в том числе лорда-канцлера (первого министра). Т. Мор сочувствовал бедствиям народных масс, много размышлял о средствах, которые могли бы им помочь. Его казнили после того, как он отказался признать короля Генриха VIII главой церкви. В 1516 г. Т. Мор опубликовал сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Эта книга положила начало новому направлению в истории общественной мысли – утопическому социализму. В своем сочинении Т. Мор выступал против существующего в Англии положения народа: насильственные меры по отношению к крестьянству, воровство в свите короля, паразитизм английской знати. Он писал, что они «подобно трутням живут трудами других» в роскоши, в то время как большинство нищенствует. Т. Мор видел корень зла в частной собственности. Здесь он стоял на почве реальности. Но, переходя к обществу будущего, он рисовал совершенно нереальное общество с идеальными порядками. Общество он поместил на неведомый остров Утопия, где нет частной собственности, производство общественное. Оно нахо39
Стр.39
дится в мастерских, которые сдают продукцию на общественные склады, продукты с этих складов распределяются по потребностям. Между городом и деревней, представителями умственного и физического труда нет различий. Политический строй республиканский. Это были общинные иллюзии крестьянства и зарождающегося пролетариата. Рабочий день длился 6 часов. Деньги ликвидированы, распределение – поровну, нет войны, грабежей и т.п. Другой утопист – итальянский революционер Томмазо Кампанелла (1568–1639), монах, философ, поэт и политический деятель. Он неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 31 год возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, но через 27 лет освобожден «по состоянию здоровья»; за это время, в «темнице» написал десятки сочинений, самое знаменитое из которых – «Город солнца» (сокращенное название). Вслед за Т. Мором, работа которого была ему, без сомнения, хорошо известна, Кампанелла описал коммунистическое общество соляриев, будто бы существовавшее на острове Тапробана. Также, как и у Мора, здесь нет частной собственности, классов, денег, нет и рабства. Все обязаны трудиться, но уже не более четырех (!) часов в день. Управляет городом первосвященник – Метафизик, который должен добровольно передать власть тому, кто превзойдет его «во всем», и три его помощника-соправителя: Мощь, Мудрость, Любовь, а также сменяемые по воле народа должностные лица. Коммунизм Кампанеллы также был грубоуравнительный и содержал элементы крайнего примитивизма: общность жен и детей, совместные трапезы, одинаковая одежда – униформа, детальная регламентация отношений в быту – все выполняется совместно по удару колокола; при этом не остается никакого места для частной жизни и инициативы личности. В этом отношении Кампанелла существенно более последователен, чем Мор. Дело в том, что первоисточником всех бед и несправедливостей Кампанелла считает социальное неравенство, в основе которого «природное» неравенство: одни люди худы – другие толсты, одни сильны телом – другие немощны, одни красивы лицом – другие кривы, одни хитроумны – другие простодушны, одни наделены 40
Стр.40
различными талантами – другие не имеют никаких. Все это плохо и само по себе и, в особенности, по своим последствиям: сильный обижает слабого, хитрый обманывает простодушного, искусный в каком-либо деле заставляет на себя работать неуча и т.д. Источником же «природного» неравенства является семья. Еѐ надо упразднить. Пускай высокие рожают от низкорослых, толстые от худых, умные от дураков, красавицы от уродов. И тогда через несколько поколений природный дисбаланс исчезнет, все люди станут одинаковыми в прямом и самом примитивном смысле этого слова и наконец навсегда исчезнет неравенство и порождаемая им зависть, злоба, алчность и прочие пороки. Кампанелла хотел достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалом католицизма. Томас Мюнцер (1490–1525) – общественный деятель Германии, современник Т. Мора, выдающийся представитель социальных утопий позднего феодализма. Был революционером, вдохновителем крестьянской войны в Германии, искал более реальные социально-экономические решения на революционной основе. Т. Мюнцер рано получил докторскую степень по теологии. Был капелланом в женском монастыре в Галле. В дальнейшем проявил недоверие и презрение к церковным догматам и обрядам. Он считал, что церковь «выродилась», еѐ служители развратились и не выполняют божьих заветов. Т. Мюнцер поддерживал различные секты, выступал перед крестьянами с проповедями против властей и церкви. Его проповеди встречали общее одобрение слушателей. Одно время был в Праге, но ему пришлось бежать и оттуда (из-за связи с гуситами – противниками феодальных властей Чехии). В Германии он снова стал призывать свергнуть правителей – князей, а их имущество сделать общинным. Он выпускал листовки, рассылал своих сторонников – агитаторов по городам и селениям. Организовал за борьбу за «царство божье на земле», где все будут равными, не будет частной собственности. В 1525 г. он погиб при разгроме повстанческого лагеря. 41
Стр.41
Вопросы для самопроверки 1. Какие экономические вопросы затрагиваются в юридических документах Франкского государства? 2. Какова трактовка вопроса о «справедливой цене» в учении Фомы Аквинского? 3. Что нового внес Фома Аквинский в понимание прибыли? 4. Каковы были условия для зарождения в Средние века учения социально-экономического утопизма? Меркантилизм как система экономических представлений в эпоху становления рыночных отношений Общая характеристика меркантилизма Меркантилизм является первой концепцией рыночной экономической теории. Он представляет собой зачаточное, эмбриональное состояние науки «политическая экономия» (науки об общественном хозяйстве). Научные взгляды меркантилистов выходили непосредственно из хозяйственной практики и возвращались в нее конкретными рекомендациями: что и как делать для процветания государства. Поэтому одни ученые называют меркантилизм системой практической политики (Н.Д. Кондратьев – русский ученый начала XX в.), другие считают, что он представлял не столько научное направление, сколько практическую политику, а литература меркантилистов – это только зачатки науки (Й. Шумпетер). Третьи называли меркантилизм «экономической теорией во младенчестве» (М. Блауг). Некоторые авторы не признают за меркантилизмом права называться школой, учением, считают, что это, главным образом, сфера экономической политики государства. Термин «меркантилизм» происходит от итальянского mercante – „торговец‟, „купец‟. Но меркантилизм как течение – это уже система, основанная на товарно-денежных отношениях. Как известно, товарные отношения вытесняли натуральное хозяйство много веков. В XV в. торговля стала приобретать массовый характер. Появились купцы – представители торгового капитала. Они нуждались в деньгах, монетах, которые нужно было 42
Стр.42
накапливать, чтобы развивать торговлю – появился отрезок истории, получивший название «первоначальное накопление капитала» (К. Маркс). Меркантилисты были идеологами этого первоначального накопления капитала. Меркантилизм – по существу экономическая политика государств того периода, поскольку рекомендации ученых прямо исходили из требований практики. Меркантилизм существовал в течение трех веков. Историк-экономист М. Блауг кратко сформулировал шесть принципов меркантилизма как учения: 1) золото и сокровища любою рода – суть богатства; 2) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра; 3) поддержка промышленности путем импорта (ввоза) дешевого сырья; 4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; 5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции; 6) рост населения для поддержки низкого уровня заработной платы1. В условиях Средневековья государство вмешивалось в экономику в силу традиций и обычаев. Меркантилисты заставляли государство регулировать хозяйственную жизнь, в первую очередь торговлю, официально, систематически, путем издания указов, законов. Меркантилизм начинал шествие при еще неразвитой промышленности, а завершил свой путь уже в мануфактурный период, когда промышленность из ремесла отдельных лиц стала занятием капиталистов, в эру торгового капитала, когда искали богатство в сфере торговли, обращения. Ранний меркантилизм как система монетаризма (денежного баланса) Меркантилизм возник до великих географических открытий и существовал с середины XV в. до конца XVII в. Торговые связи тогда были еще слабы, но стремление заполучить золото и серебро было уже велико. Ранние меркантилисты отождествляли бо1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 9. 43
Стр.43
гатство с золотом и серебром. Они считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. К. Маркс потом их поправил, сказав, что «деньги по своей природе суть золото», т.е. золото по своей природе наилучшим образом подходит для выполнения роли денег. Ранние меркантилисты были сторонниками монетаризма, денежного баланса. Главный их лозунг: накапливать золото и серебро самыми разными путями, главным образом посредством внешней торговли. Их требования были: • установить максимально высокие цены на экспортируемые (вывозимые) товары; • всемерно ограничивать импорт товаров; • не допускать вывоза из страны золота и серебра. Таким образом, меркантилисты стремились соблюдать денежный баланс: приход денег всегда должен быть выше расхода. Они допускали порчу монет, фальсификацию их. В целом они руководствовались металлической теорией, согласно которой богатство содержится в самом металле, обладающем магическим свойством – на него можно приобретать всѐ, что захочешь. Главной функцией денег они считали функцию накопления. Наиболее известные представители раннего меркантилизма – Уильям Стаффорд (Англия), Гаспер Скаруффи (Италия), Бернардо Даванцетти (Италия) и др. Но постепенно в промышленности получали распространение мануфактуры (предприятия, основанные на ручном труде), развивались экономика и торговля. Стало ясно, что главная роль принадлежит товарам, которые удовлетворяют все потребности. Появляется новая концепция, соответствующая товарному хозяйству. Поздний меркантилизм как мануфактурная система (торгового баланса) Деятели зрелого меркантилизма (середина XVI – конец XVII вв. и далее) выдвинули лозунг: достижение перевеса своей страны во внешней торговле, т.е. создание активного торгового баланса, когда экспорт товаров должен превышать импорт. Рекомендации давались следующие: 1) завоевать внешние рынки за счет продажи дешевых товаров и перепродажи купленных товаров в другие страны по высоким ценам; 44
Стр.44
2) допускать импорт (ввоз) товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении активного торгового баланса. Поменьше покупать, побольше продавать; 3) вывозить золото и серебро только для осуществления выгодных торговых сделок и сохранения активного торгового баланса. Таким образом, меркантилисты перешли от административных методов к экономическим. Их политика была политикой протекционизма. Но поздние меркантилисты по-прежнему полагали, что ценность денег состоит в естественных свойствах золота и серебра. Однако они уже перешли от металлической теории к количественной теории денег, т.е. считали, что ценность денег измеряется их количеством. При наплыве золота из Америки они заметили, что цены товаров по отношению к золоту повышаются. Следовательно, делали они вывод, все дело заключается в количестве денежного металла: с увеличением количества денег их ценность падает, и наоборот. Поздних меркантилистов часто называют меркантилистами зрелого периода. К ним относятся такие экономисты, как англичанин Т. Мэн, француз А. Монкретьен, итальянец А. Серра и др. Весьма интересными взглядами отличались многие представители меркантилизма. Томас Мэн (1571–1641) – купец и один из директоров ОстИндской компании. Его главная работа – «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1630). Это сочинение стало своего рода евангелием для меркантилистов на долгое время. Т. Мэн предлагал уже не просто вывоз товаров, а расширение сырьевой базы для промышленности. Он говорил, что деньги надо активно использовать во внешней торговле, их хранение и обилие в стране даже вредно и вызывает удорожание товаров. В какой-то мере он выдвигал меры практического характера: торговой эксплуатации аграрных стран Европы со стороны Англии, ограбления колоний. Это был типичный представитель буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Антуан Монкретьен (1576–1621) в 1615 г. опубликовал сочинение «Трактат политической экономии». Главная экономиче45
Стр.45
ская наука с тех пор стала называться политической экономией. Монкретьен трактовал политэкономию как «свод правил хозяйственной деятельности». Он считал, что счастье людей заключается в богатстве, а богатство в труде. Поэтому он одобрял развитие промышленности, осуждал роскошь, защищал купцов, говоря, что торговля есть главная цель различных ремесел. Монкретьен давал французскому правительству рекомендации по созданию мануфактур, повышению качества товаров, допускал активное вмешательство государства в экономику. По своим взглядам он приближался к классикам политэкономии. Иногда он изменял взглядам меркантилистов и писал: «Не обилие золота и серебра, не количество жемчуга и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды»1. Он выражал сочувствие простому народу, советовал улучшить жизнь людей, чтобы не доводить дело до революции. Сам А. Монкретьен был человеком незаурядным. Он занимался поэзией, писал книги по истории; потом стал изготовлять скобяной товар, торговал им. Был дуэлянтом, отличался авантюрным характером. Монкретьен – активный участник гугенотского движения против короля и католической церкви. Был убит в бою, труп его сожгли и прах развеяли по ветру. Джон Ло (1671–1729), по происхождению шотландец, специального образования в области финансов он не имел, но всю жизнь занимался ими. Жил в Лондоне, Голландии, Париже, Генуе, но основная его деятельность протекала во Франции. Он был романтиком банков, прославился своими экспериментами в сфере банковского дела. Он считал, что ключ к экономическому процветанию – изобилие денег в стране, так как большое количество денег позволяет дать работу людям, развить торговлю. Но Дж. Ло не был сторонником золотых или серебряных денег. Он пропагандировал кредитные деньги, которые создаются банками, т.е. бумажные деньги. Он считал, что банки, имея небольшой запас золота, должны выпускать бумажные деньги (банкноты) на большую сумму и выдавать их населению. Дж. Ло отождествлял фиктивАникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. М.: Политиздат, 1985. С. 26–29. 1 46
Стр.46
ный и реальный капитал. Конечно, он хотел сделать как лучше, видел будущее банковской системы, но не понимал опасности той ситуации, когда все владельцы банкнот предъявят их к оплате. В Париже в период финансового кризиса в 1716 г. Ло добился открытия Всеобщего банка и стал давать огромные ссуды. Пошли вложения в промышленность и торговлю, наметилось их оживление, появились к тому времени и акционерные общества. Ло покупал акции по низким ценам, продавал же по высоким. Он обогатился, создал монопольную компанию в Америке, акции которой покупали очень активно. В 1720 г. он стал генеральным контролером финансов Франции. Но реального производства в государстве не было, бумажные деньги, акции стали падать в цене, все бросились продавать акции, менять банкноты в банке. Но золота в банке не было. Чтобы кредиторы не убили Дж. Ло, французский парламент выслал его из Франции в Брюссель. Затем он уехал в Венецию, где хотел возобновить свою банковскую деятельность, но не сумел. Умер Дж. Ло в нищете. Бернард Мандевиль (1670–1733) родился в Голландии, жил в Англии. Врач по образованию, был философом, писателем, поэтом. В 1705 г. издал плохие стихи «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными», затем переиздал их под названием «Басня о пчелах, или Частные пороки – общественные выгоды». Был шумный успех, басня издавалась пять раз, но власти признали ее нарушающей общественный порядок. В чем суть басни? Мандевиль считал, что без людских пороков нет и процветания. Почему? Богатые люди любят комфорт, роскошь и тратят много денег на вещи и услуги, тем самым дают работу другим людям, платят им. Алчные сутяги-юристы, шарлатаны-врачи, ленивые попы, преступники – все они необходимы обществу Мандевиль изображает общество в виде улья, где рабочие ропщут на носителей пороков, бездельников, трутней. Бог Юпитер, послушав их, изгоняет из ульев всех носителей пороков. Все становятся добродетельными, расточительство сменяется бережливостью, исчезает роскошь, ликвидируются паразиты, но это приводит к несчастьям. Сравните улей с тем, что было. Торговлю честность погубила. 47
Стр.47
Исчезла роскошь, спесь ушла. Совсем не так идут дела. Не стало ведь не только мота, Что тратил денежки без счета. Куда все бедняки пойдут? Кто продавал ему свой труд? Везде теперь один ответ: Нет сбыта и работы нет! Все стройки прекратились разом, У кустарей – конец заказам. Художник, плотник, камнерез – Все без работы и без средств1. Мандевиль показывает, как начинается экономический кризис: растет безработица, товары гниют на складах и т.д. Идеи о вреде чрезмерной бережливости были подхвачены потом серьезными экономистами (Мальтусом, Кейнсом). Заставить людей не сберегать, а расходовать средства – один из постулатов кейнсианцев. Меркантилизм в России в XVII–XVIII вв. В XVII в. завершилось экономическое объединение разрозненных русских княжеств. Политическое единение, произошедшее ещѐ в XV в., подкрепилось сплочением государства посредством товарного обмена. С развитием рыночных отношений произошло выделение новой социальной группы – купцов, быстро рос торговый капитал. Рынок требовал крупного производства в виде мануфактур. Строились металлургические, стекольные, кожевенные, бумагоделательные и другие заводы. Росла и внутренняя, и внешняя торговля, возникали специальные торговые центры. Однако торговля тормозилась медленным развитием промыслов. Существующие феодально-крепостнические отношения сковывали рост промышленности, сдерживали расширение рыночных связей. Серьезной проблемой являлось нищенское, полурабское положение основного населения России – крестьян. Крепостные кре1 Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. М.: Политиздат, 1985. С. 120. 48
Стр.48
стьяне и холопы периодически поднимались против гнета помещиков. К крестьянам присоединялась и беднейшая часть горожан. Наиболее крупными восстаниями руководили И. Болотников (1606–1607 гг.) и С. Разин (1670–1671 гг.). Но восстания жестоко подавлялись. На передовых рубежах социально-экономического движения в России XVII в. находились наиболее просвещенные представители дворян и зарождающегося купечества. Они понимали, что отсталость страны нельзя преодолеть, находясь в замкнутом пространстве крепостного хозяйствования. Нужен был прогресс во внешней и внутренней торговле. Промышленность нуждалась в деньгах. Россия (хоть и со значительным отставанием от Западной Европы) должна была решать задачи первоначального накопления капитала. Поэтому из среды передового дворянства, чиновничества выдвигались деятели, разделяющие взгляды меркантилистов. В силу особых геополитических, исторических и национальных особенностей русские меркантилисты имели отличные от западных подходы, самобытные идеи. Однако меркантилистское содержание их экономических взглядов было бесспорным. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1681) – русский государственный деятель, дипломат, экономист. Он разработал целый ряд документов о реабилитации торговли в России, поддерживал купечество. Торговлю Ордин-Нащокин считал важнейшим источником доходов государства. Будучи воеводой в Пскове, он провел там торговую реформу. Этот опыт и дальнейшие его проекты были использованы при создании Новоторгового устава (1667 г.). Кроме того, в этом Уставе были отражены челобитные торговых людей. Ещѐ ранее был принят Таможенный устав (1653 г.). В результате торговых реформ, предложенных Ординым-Нащокиным, образовался всероссийский рынок со своими правилами и особенностями. Были отрегулированы отношения с иноземными купцами. До того английские, голландские, немецкие купцы беспошлинно и без ограничений торговали на Руси и теснили отечественных торговцев, по существу захватили русский рынок и внешнюю торговлю. От этого для русских торговых людей «стала скудость великая». 49
Стр.49
Новоторговый устав имел явный меркантилистский характер. Он ввел торговлю в русло, выгодное для русского купечества и в целом для страны. В Уставе был принят ряд протекционистских положений: иностранным купцам теперь разрешалось торговать только в Архангельске, Новгороде и Пскове, для торговли в других местах требовалась специальная грамота; иноземцы не имели права торговать между собой. Были установлены торговые пошлины (6% с цены), проезжие пошлины (10 руб.). С предметов роскоши и вина взималась повышенная пошлина (с вина до 15%). Новоторговый устав способствовал привлечению в страну золота и серебра. Иностранцы платили пошлины только золотыми и серебряными (ефимками) деньгами. Валюта, ввозимая купцами из-за границы, пошлинами не облагалась. Но в России меркантилистские устремления подкреплялись действиями по развитию промыслов (металлургической, бумажной, кожевенной, стекольной промышленности). Ордин-Нащокин считал, что накопление золота и серебра необходимо не только ради накопления денег, но и для развития промышленности, для уменьшения импорта и удовлетворения потребностей населения. Ордин-Нащокин известен также тем, что выступал за лучшую организацию почты, создание на Западной Двине и Волге русского флота. Таким образом, Ордин-Нащокин был представителем меркантилизма особого – русского – типа. Юрий Крижанич (1618–1683) – уроженец Хорватии, священник-католик, отводивший России роль освободительницы всех славян. По неизвестным причинам в 1661 г. он был арестован, сослан в Сибирь, где пробыл 15 лет. Основной его труд – «Политические думы». Он во многом разделял взгляды меркантилистов позднего периода, отстаивал активный торговый баланс, осуждал вывоз хлеба, сырья, которые необходимы для собственного накопления. Он предлагал ввести во внешней торговле государственную монополию, что могло стимулировать посредническую торговлю между восточными и западными странами. Ю. Крижанич предлагал широко развивать промышленность, земледелие, горное дело, флот, улучшать дороги; особенную заботу он проявлял о ремесле. Во всех этих делах он важную роль отводил государству. 50
Стр.50
Ю. Крижанич внес вклад в теорию политэкономии: попытался определить суть «общественного богатства» как сумму материальных благ, установить зависимость национального дохода, богатства от производительности труда; раскрыл составные части издержек производства, или цены товара (первоначальные затраты, транспортные расходы, пошлина и др.). Феодальное самодержавное государство Крижанич считал идеальным государственным устройством. Он выделял три сословия феодального общества: церковники, благородное сословие, простой народ. Простой народ, в свою очередь, подразделял на 4 разряда: люди на жалованье, торговцы, ремесленники, земледельцы. Петр I (1679–1725) не сочинял трактатов, но практически проводил политику меркантилизма. Она проявлялась, прежде всего, в торговой политике. Запрещался вывоз из страны золота и серебра, пошлины взимались в иностранной валюте (ефимках). Тарифы на ввоз товаров, в разработке которых участвовал сам Петр, устанавливались очень высокие. В то же время беспошлинно вывозились из России многие товары. Усиленно поддерживалось русское купечество: ему отдавалась на откуп торговля многими товарами, такими как юфть, поташ, смола, пенька, икра и другие. Таким образом, проводилась явная протекционистская политика. Петр завоевал выход к Балтийскому морю, построил СанктПетербург, выполняющий важную роль торгового порта. Сюда переселялись купцы, здесь заключались торговые сделки с иностранными купцами. Но Петр I поддерживал и отечественное производство. Чтобы не покупать «мундира заморского», расширялся Московский суконный двор, развивалось производство парусины, строился торговый флот. Особенно много внимания уделялось горному делу – разведке рудных месторождений (железа, золота, серебра, меди). Строились металлургические заводы. При Петре I совершенствовалась налоговая, фискальная политика. Возникли должности прибыльщиков для введения новых налогов, фискалов – наблюдателей за объектами налогообложения. Учреждалось около 30 видов налогов, вместо подворной введена подушная подать. Петр I, оставаясь на позициях меркантилистов, использовал ввозимое золото, серебро для строительства, флота, заводов, ка51
Стр.51
налов, портов, т.е. действовал и в направлении чисто производственном. Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – русский ученыйсамородок. Его работы по духу соответствовали реформаторской деятельности Петра I. Он писал по многим вопросам: военным, политическим, экономическим, нравственным, религиозным. И.Т. Посошков считается первым политэкономом России, который пытался создать стройную систему и программу обновления страны. Цель его программы – углубление реформ Петра I, изменение социальных условий жизни. Его самая знаменитая «Книга о скудости и богатстве» (1724) выясняла, «отчего создается напрасная скудость и отчего умножиться может изобильное богатство». В основе его программы – улучшение производства материальных благ и строгая регламентация торговли со стороны государства. Главную причину отсталости России И.Т. Посошков видел в неразвитости сельского хозяйства и промышленности. Он считал, что необходимо быстро превратить страну из аграрно-сырьевого придатка европейских стран в их равноправного партнера, что наемный труд более выгоден, чем крепостной. И.Т. Посошков – сторонник активной внешней торговли. Он писал, что «купечеством всякое царство богатится»; предлагал отдать купцам в монополию многие важные товары. Как меркантилист, он стоял за протекционизм в торговле с другими странами. Много внимания И.Т. Посошков уделил планам налоговых преобразований: предлагал заменить подушную подать поземельной, чтобы учитывать имущественное положение; выдвинул важную идею всеобщности налогообложения (за исключением духовенства). Величина налога, по его мнению, должна зависеть от размера участка или промысла. Деньги Посошков трактует с политических позиций. С его точки зрения, ценность должно устанавливать денег государство (царь), что совпадает с идеями западных меркантилистов. Он не понимал функции денег как меры стоимости и связи денег с товаром. Но он правильно трактовал прибыль как разницу между ценой и издержками производства. По замыслу Посошкова, книга «О скудости и богатстве» предназначалась Петру I как советы и рекомендации. Но до Петра 52
Стр.52
книга не дошла. Посошкова же оклеветали, посадили в тюрьму, где он и умер. Книга была издана позднее, лишь в 1824 г. И.Т. Посошков был не только оригинальным экономистом, но и оригинальным человеком. Выходец из крестьян, он владел многими ремеслами. Самая первая его специальность – денежный мастер (он изобрел станок для печатания денег). Он занимался производством водки, вина, пробовал быть купцом, организатором промыслов. Но жажда деятельности не позволяла долго оставаться в одном и том же качестве. Посошков был великим прожектером, многое не доводил до конца. В то же время он был почитаем высшим духовенством, считался большим специалистом в области нравственного воспитания. В книге «Зеркало очевидное» Посошков критиковал нравы общества, появившиеся при Петре I. Книга «Завещание отеческое к сыну» затрагивала религиозные, морально-этические проблемы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – русский ученый, мыслитель-материалист и просветитель. Учился в Славяно-греколатинской академии в Москве, университете при Петербургской академии наук, в учебных заведениях Германии. По инициативе М.В. Ломоносова был в 1755 г. открыт Московский университет. Ломоносов обогатил открытиями почти все области знания. А.С. Пушкин назвал его «первым нашим университетом». В области экономической Ломоносов искал пути обеспечения экономической независимости России. Главное внимание он уделял промышленности, особенно горнорудной, металлургической, металлообрабатывающей. Ломоносов провел много исследований в области геологии, разработки естественных богатств страны. Ценный вклад он внес также в развитие русской сельскохозяйственной науки: участвовал в создании новых сортов растений, пород скота, построил целую программу развития сельского хозяйства. М.В. Ломоносов высказал ценные предложения в области развития торговли, особенно внешней. В области народонаселения, демографии Ломоносову также принадлежит очень много полезных идей. Сохранение и увеличение российского народа он считал одним из условий величества, могущества и богатства всего государства. Известны его выска53
Стр.53
зывания в поддержку активного позитивного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Ломоносов не написал ни одной чисто экономической книги, но выдвинул много экономических идей в произведениях, посвященных народному хозяйству. Известна его книга «О сохранении и размножении российского народа». Это письмо И. Шувалову (другу и покровителю ученого, вельможе, приближенному к царице Елизавете) от 1 ноября 1701 г. Впервые письмо опубликовано в 1819 г., и то со скандалом, поскольку в нем ставились вопросы: • о низкой рождаемости и способах еѐ увеличения: • о высокой смертности детей и путях еѐ преодоления; • о смертности взрослых; • об эмиграции русских за границу и привлечении переселенцев из-за границы. Ломоносов выдвинул предложение об издании в России экономической газеты с информацией об урожаях, промышленном производстве, торговле. Он начал составлять «экономический лексикон российских продуктов» – своеобразный коммерческий справочник для деловых людей. Он предлагал ограничить иностранную конкуренцию путем введения таможенных тарифов. М.В. Ломоносов разработал экономико-географический атлас России. Позиции Ломоносова были близки позициям меркантилистов, однако, в отличие от них, он видел богатство страны не только в накоплении денег, но и в создании предметов потребления, т.е. в повышении благосостояния народа. Ломоносов несколько преувеличивал роль феодального государства в развитии производства и рынка. Он не выступал прямо против крепостнического строя, являвшегося главным тормозом развития производительных сил и причиной бедствий народа. Значение меркантилизма в экономической теории Меркантилизм ознаменовал новейшие изменения в экономической жизни Европы XVI–XVII вв. Он отражал насущные потребности экономического развития и классовые интересы формировавшейся буржуазии. Внешняя торговля стала основным способом ограбления колоний, невиданным источником золота и серебра. 54
Стр.54
Она позволила осуществить первоначальное накопление капитала и ускорила экономический подъем многих стран. Меркантилистская доктрина обобщала этот опыт ограбления и накопления, вырабатывала рекомендации по усилению ограбления, ускорению накопления капитала. Главный метод – неэквивалентный, т.е. не по стоимости, обмен, который являлся основой купеческой прибыли. Золото входит в жизнь общества. Перед ним теряют свое былое значение привилегии феодалов, пышные титулы и т.п. Итак, во-первых, меркантилизм сыграл огромную роль в накоплении капитала и превращении его в главное богатство общества. Во-вторых, меркантилизм привлек к первоначальному накоплению капитала государственную власть, которая создавала торговые компании, мануфактуры, способствовала обогащению банкиров, оказывала протекцию своим купцам, т.е. применяла сначала принудительные, а потом и экономические средства для ускорения накопления первоначального капитала. В-третьих, под влиянием идей меркантилизма происходило национальное, экономическое и политическое укрепление государств. Действия меркантилистов и их взгляды свидетельствовали о том, что экономические интересы наций взаимно антагонистичны. Усиление одного государства может быть достигнуто только при ослаблении других. Меркантилисты провозгласили политику «разори соседа», поскольку считали, что золота и серебра, т.е. богатства, в мире ограниченное количество, и заполучить это богатство можно лишь путем разорения другой страны. Происходило усиление некоторых стран, которое формировало и развивало уже новые отношения – капиталистические. Таким образом, меркантилизм способствовал первоначальному накоплению капитала, становлению и утверждению капитализма. В истории развития общества учение меркантилистов, безусловно, было прогрессивным. Вопросы для самопроверки 1. Почему меркантилизм может быть определен как научная школа, первое общеевропейское экономическое учение, сумма взглядов, особая экономическая политика? 55
Стр.55
2. Охарактеризуйте главные черты раннего и позднего меркантилизма. 3. Каково значение меркантилизма для развития экономической науки и практической экономики? Возникновение классической политической экономии. Физиократы Исторические условия зарождения классической политэкономии Феодализм уступил свои позиции очередному этапу социально-экономического состояния общества – капитализму. В XVII в. в ряде стран Европы, и в первую очередь в Англии, капиталистический уклад уже в значительной степени сформировался. Развивались новые отрасли промышленности: горное дело, кораблестроение, металлургия, обработка шерсти. Успехи промышленности вызывали изменения и в сельском хозяйстве. Для промышленного производства было необходимо сырье (например, шерсть для суконного дела), требовалась рабочая сила. Владельцы земель (ленд-лорды) нуждались во все более крупных участках земли для получения сельскохозяйственного сырья, которое они сбывали промышленности. Происходил массовый сгон с земли мелких крестьян, согласных на наемный труд. Английская буржуазная революция 40-х гг. XVII в. под руководством Оливера Кромвеля и последующие преобразования политического устройства страны привели к окончательному утверждению капитализма. По мере формирования развитых рыночных отношений становилось очевидным, что прямое государственное вмешательство в экономику тормозит еѐ рост. Все большее распространение получал принцип свободного частного предпринимательства. Меркантилистский принцип протекционизма и опеки со стороны государства сменялся принципом «полного laissez-faire». Требовались новая рыночная идеология, новые подходы к разработке самой экономической теории и новая методология. Учение о сфере обращения (деньгах, торговле), которым руководствовались меркантилисты, должно было уступить место учению о процессах, происходящих непосредственно в производстве, где создается продукт. 56
Стр.56
Новая наука об экономике уже зародилась в отдельных концепциях меркантилистов. Один из них, А. Монкретьен, дал и название этой науке – «политическая экономия». Забегая вперед, можно указать главные различия в основных положениях экономической теории меркантилистов и политэкономов. 1. Предметом экономической науки меркантилисты считали сферу обращения, политэкономы – сферу производства. 2. Основной метод экономического анализа меркантилисты видели в экономической практике (эмпиризме), в описании ее. Политэкономы вырабатывали и применяли тонкий механизм научных методов исследования: логическую абстракцию, дедукцию, индукцию, синтез и т.п. 3. Стоимость, или ценность, товаров меркантилисты устанавливали в драгоценных металлах (золоте и серебре), политэкономы определяли стоимость количеством затраченного на производство товара труда. 4. По поводу природы и сущности денег меркантилисты занимали такую позицию: деньги есть волевое изобретение людей; деньги являются средством накопления богатства. Политэкономы же определяли деньги как стихийно выделившийся товар. Этот товар есть только инструмент для облегчения процесса обмена. 5. В области экономической политики меркантилисты были сторонниками протекционизма со стороны государства. Политэкономы отстаивали экономический либерализм, свободу рынка, уравновешивающегося за счет собственных рыночных законов спроса и предложения. Учение В. Петти Наиболее значительным экономистом нового направления экономической мысли был английский ученый Вильям Петти (1623–1687). Весьма одаренный человек, он был доктором физики, профессором анатомии, музыки, хорошим практическим врачом. В. Петти родился в семье ремесленника, в 14 лет ушел из дома и стал юнгой на корабле. Случайно он повредил ногу, и его списали с корабля на севере Франции. Образование он получил довольно скромное, но практичность и смекалка помогли ему в 57
Стр.57
незнакомом городе поступить в колледж, где он приобрел знания латыни, греческого, французского языков, арифметики, геометрии и других наук. Три года В. Петти работал в Лондоне чертежником – чертил морские карты. Затем три года странствовал по Голландии и Франции, где изучал медицину. Еѐ изучение он продолжил в Лондоне, в Оксфорде. Потом В. Петти получил степень доктора физики, профессора анатомии, стал довольно известным в научных кругах. Но его кипучая натура требует действий, и он становится врачом в английской армии в Ирландии. Там требовался специалист по замерам и разделу захваченных земель, и В. Петти с энергией взялся за это дело. Он проявлялся деловитость, авантюризм, ловкость, стал крупным земельным собственником, богатым человеком, приближенным короля Карла II. Его по праву можно считать одним из немногих ученых и политических деятелей, которые обладали незаурядными предпринимательскими способностями. В среде экономистов-теоретиков не очень многие были так практичны, как Петти. Всю жизнь В. Петти интересовался вопросами экономики и находил время для создания сочинений в этой области. Конечно, центральное место в разработке проблем политэкономии принадлежит А. Смиту, но В. Петти заложил основы научной политической экономии, сам не осознавая этого. Лично себе он приписывал изобретение политической арифметики, т.е. статистики, чего отрицать нельзя. В своих сочинениях он высказал глубокие суждения о стоимости, заработной плате, ренте, деньгах, разделении труда и других важных понятиях. Наиболее крупные его сочинения – «Трактат о налогах и сборах», «Разное о деньгах», «Политическая анатомия Ирландии», «Политическая арифметика» и др. В. Петти по существу первым в политэкономии применил метод анализа сущности явлений, а не их видимости. Он искал причинные связи явлений. Это первое. Вторая особенность исследований В. Петти заключается в том, что в экономическом анализе он впервые широко применил статистику. Петти по этому поводу говорил, что он не прибегает к «умозрительным аргументам», а выражает свое мнение на языке чисел, весов и мер. Так, ученый подсчитал размеры всего национального богатства в виде домов, 58
Стр.58
транспортных средств, скота, домашнего имущества и установил, что деньги составляют только 3% всего богатства Англии. Тем самым он сразу опроверг идеи меркантилистов о богатстве в виде накопленного золота и серебра. Более того, В. Петти доказывал, что должна быть определенная мера или пропорция денег, необходимых для ведения торговли страны. Излишки или недостаток денег одинаково вредны. Во многом Петти еще придерживался взглядов меркантилистов, но в главном он уже может считаться зачинателем классической буржуазной политэкономии. Это главное – его теория стоимости, в основе которой Петти видел затраты труда. Таким образом, Петти явился основателем теории трудовой стоимости. Затраты труда, или стоимость, он называл «естественной» ценой товара, а рыночную цену именовал «политической ценой». Мо его мнению, естественная цена служит основой политической. Но Петти был непоследователен и далее писал, что источником стоимости является не всякий труд, а только труд по добыче денежного металла, т.е. золота и серебра. Стоимость же всех других товаров определяется в результате их обмена на золото и серебро. Эти идеи сближают Петти с меркантилистами. В. Петти считал, что источником богатства является не только труд, но и природа. Об этом свидетельствует его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать»1. Это положение правильно, если рассматривать товар с его вещественной стороны, как потребительную стоимость, а не как стоимость. В. Петти считал, что продается не рабочая сила, а труд (таково мнение всех классиков политэкономии). Зарплату он называл естественной ценой труда и видел еѐ высший предел в физическом минимуме средств существования рабочих. Он утверждал, что повышение зарплаты будет вести к снижению производительности труда. Но вместе с тем ясно (хочет автор этого или не хочет), что капиталист выплачивает рабочему не за весь труд, а лишь за его 1 Петти В. Трактат о налогах и сборах. М.: Экономиздат, 1940. С. 40. 59
Стр.59
часть, равную минимуму средств к жизни. Остальное, следовательно, есть прибавочный продукт, присваиваемый капиталистом. Ренту Петти подсчитывал как остаток стоимости продукта после вычета издержек. О прибыли он умалчивает. Рента есть главная форма прибавочной стоимости. Кроме того, В. Петти начал разработку дифференциальной ренты: и по плодородию, и по местоположению. О проценте Петти отзывался как о доходе, производном от ренты. Он считал, что цена земли зависит от нормы процента, хотя на самом деле – наоборот. По К. Марксу, цена земли равна отношению ренты к ссудному проценту. Петти же подчеркивал, что процент равен отношению ренты к цене земли, отсюда точно цену земли определить нельзя, ибо тогда надо процент делить на ренту, что явно неверно. Он высказывал мысль о том, что цена земли представляет собой сумму годичных рент за 21 год, т.е. время одновременной продолжительности жизни трех поколений. Процент Петти обосновал как компенсацию банкиру за неудобства, которые он испытывает, так как не может раньше срока потребовать деньги обратно, как бы сам ни нуждался в этих деньгах. Интересны идеи Петти по поводу безработицы. Он считал, что рабочая сила, особенно квалифицированная, – это фактор увеличения богатства нации. И здесь он не просто гуманист, а прежде всего экономист. Он говорит о том, что позволять нищенствовать – это более дорогостоящий способ содержания людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду. В. Петти выступал за косвенное налогообложение. Он считал, что платить налоги должно всѐ население, а не только предприниматели. Наконец, ещѐ раз о статистике. В. Петти считается основателем этой науки. Вместе со своим другом Дж. Граунтом он разработал демографическую статистику. «Политическая арифметика» В. Петти заложила фундамент современной статистической науки. Возникновение буржуазной политэкономии во Франции. П. Буагильбер Во Франции в XVII в. еще господствовал феодальный строй. Расцветали мануфактуры. В то же время проводилась государ60
Стр.60
ственная политика меркантилизма: экспорт превышал импорт. Чтобы вывозить больше товаров, королевские мануфактуры получали субсидии за счет налогов с крестьян. Сельское хозяйство приходило в упадок. В связи с этим появились защитники сельского хозяйства. Главный из них – Пьер Буагильбер. По натуре он был экономическим прожектером, отличался глубокой личной честностью, смелостью суждений. П. Буагильбер трактовал стоимость как «истинную стоимость», определяемую затраченным трудом. Он игнорировал денежную форму стоимости, выступал за прямой обмен товарами, считал, что деньги надо упразднить. Он был защитником крестьянства, этого основного кормящего класса, поэтому предложил свою систему проведения реформ в экономике (1707). Она состояла из трех элементов: 1) провести налоговую реформу – ввести прогрессивный налог, тогда налоги будут платить и знать, и церковь; 2) освободить внутреннюю торговлю от ограничений; 3) ввести свободный рынок зерна, что принесет пользу крестьянам. П. Буагильбер создает книгу, где предлагает провести реформу и в течение одного месяца обогатить страну; пишет правительству отчаянные письма с предложениями, но не находит поддержки. В теории его главная заслуга – определение производственных цен соответственно затратам труда. Должна быть оптимальная цена, богатство страны не в деньгах. Торговое производство должно развиваться свободно, без налагаемых государством оков, но под его управлением. К заслугам П. Буагильбера следует отнести и то, что он положил начало исследованию факторов, отклоняющих рыночную цену от стоимости (естественной стоимости). Недостатки его учения: он противопоставлял деньги товарам; видел во всех вещах что-то общее, что дает их соизмерение, т.е. абстрактный труд (как назвал позднее К. Маркс), но до полного открытия двойственного характера труда не дошел. Школа физиократов. Ф. Кенэ Франсуа Кенэ (1694–1774) родился во французской деревне, в семье простого крестьянина и мелкого торговца. Был восьмым 61
Стр.61
из 13 детей, читать и писать выучился лишь в 11 лет. В детстве он пристрастился к чтению книг, что и помогло ему стать образованным человеком. В 17 лет Кенэ стал учиться у местного врача пускать кровь, что считалось главным средством от большинства болезней. Он был очень усердным в любой учебе. К 23 годам Франсуа поработал в мастерской гравера, практиковался в госпитале в Париже. Затем он получает диплом хирурга, ведет врачебную практику в городке Мант. Франсуа становится популярным в округе врачом. Он удачно женится на дочери бакалейщика с большим приданым. Через богатых пациентов Кенэ входит в круг знатных людей, перебирается в Париж в качестве домашнего врача одного из герцогов. Затем он делает успехи в медицинской практике и теории, становится известным врачом и в Париже. Его переманивает фаворитка короля Людовика XV маркиза Помпадур. Он живет в королевском Версальском дворце, становится богатым человеком, покупает поместье, получает звание дворянина, а в 1752 г. – должность лейб-медика короля. В 60 лет Ф. Кенэ заинтересовался вопросами политэкономии. Он рассматривал хозяйство как единый живой организм. Главная его идея состояла в том, чтобы, руководствуясь схемой биологических процессов в человеческом теле, организовать по его подобию жизнь общества. Основное – это сопоставление кровообращения человека и обмена веществ (т.е. продукта) в общественном организме. Ф. Кенэ пользовался авторитетом в среде философов и экономистов. Он был скромен, незаметен, ироничен. В своей квартире он организовал своеобразный клуб, где собирались литераторы, ученые, обсуждались проблемы общественной жизни. Несколько вечеров там провел английский экономист А. Смит. Ф. Кенэ стал основателем школы, получившей название «школа физиократов». В чем же суть его учения? 1. Исходной в теории Кенэ и его соратников была опора на «естественный порядок», который существует везде: и в природе, и в обществе (естественное право). Это право есть высшая справедливость, идущая от Бога. Естественное право означает претензии каждого человека не на все блага, а только на те из них, кото62
Стр.62
рые он сам обеспечивает трудом. Претензии на все равносильны «праву ласточки на всех летающих мошек». Исходя из этого, предлагается признать наличие общих экономических законов, которые вечны и влияют на жизнь всех людей. Недостаток этого тезиса состоит в том, что переоценивается роль вечности законов. Их вечность ограничивается рамками условий общественной жизни, которые напрямую не определяются природой. 2. Кенэ критиковал меркантилистов, особенно их утверждение о том, что единственной формой богатства является золото и серебро, а источником его – внешняя торговля. Источник богатства содержится в производстве, а не в торговле, где происходит лишь обмен равных ценностей (эквивалентный обмен). Недостатком этой концепции является то, что Кенэ признавал производством только земледелие. Промышленность производственной отраслью он не считал. 3. Кенэ первым обнаружил признаки прибавочного продукта, который назвал «чистым продуктом». Этот продукт остается после всех затрат земледельца на производство продукта. Недостаток этой части его учения сводится к тому, что «чистый продукт», т.е. прибыль, считался избытком над заработной платой. 4. Кенэ впервые в экономической науке предпринял попытку анализа воспроизводства. В 1758 г. он создал знаменитую «Экономическую таблицу». В этой работе он показал, как продукт производится в земледелии, реализуется в других отраслях. Это было простое воспроизводство. Попутно он открыл основной и оборотный капитал. Основной капитал – первоначальные авансы, которые служат ряд лет, оборотный – капитал, который вкладывается ежегодно: в зарплату, семена и другие материалы. Основной капитал изнашивается постепенно, стоимость его должна возмещаться из цены продукта. Недостаток таблицы Кенэ – еѐ ограниченность земледелием, отвлеченность от цен, внешнего рынка, а также то, что она не отражает проблему накопления. 5. Кенэ разделил все общество на 3 класса: 1) собственники (дворяне, духовенство, чиновничество, король со свитой); 2) фермеры-капиталисты и наемные работники; 3) класс бесплодных, куда вошло все остальное население страны, в том числе и рабо63
Стр.63
чие промышленности. Недостаток этого деления – искаженное представление о бесплодном классе. 6. Кенэ дал определение производительному труду: это труд, создающий прибавочный, т.е. «чистый», продукт. Недостатком вывода ученого является то, что производительным трудом считается лишь труд в сельском хозяйстве. 7. Кенэ отверг политику протекционизма, которая проповедовалась меркантилистами: рынок должен быть свободным от вмешательства со стороны государства. Недостаток здесь можно обнаружить в отрицании какого-либо организующего воздействия государства на свободный рынок. В целом научная деятельность Ф. Кенэ, как и всей школы физиократов, явилась переходной ступенью от устаревших меркантилистских взглядов феодализма к прогрессивным идеям классической политической экономии нового капиталистического строя. Идеи физиократов в учении Ж. Тюрго Одним из видных представителей физиократов является Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781) – государственный деятель Франции. По происхождению Ж. Тюрго – дворянин. Он получил духовное образование в университете Сорбонны, но отказался от духовной карьеры, не желая «всю жизнь носить маску на лице». Знал шесть языков, интересовался философией, естественными науками, математикой. В 25 лет Тюрго занимал судейские должности во французском парламенте, затем 13 лет был губернатором г. Лимож. Из всех наук Тюрго больше всего увлекся экономикой. Он автор книг «Размышления о создании и распределении богатств», «Ценности и деньги» и др. В 1774 г. он становится генеральным контролером финансов (министром финансов) Франции, пытается реализовать свои теоретические взгляды путем реформ, которые он начинал ещѐ в Лиможе. Реформы встретили сопротивление придворных короля, крупных дворян. В 1776 г. Тюрго был смещен с должности генерального контролера финансов. Став частным лицом, он всецело занялся научной работой. В деятельности Тюрго следует выделить две стороны: теоретическую и практическую. Как теоретик он исповедовал физио64
Стр.64
кратические взгляды. В какой-то мере он дополнил и развил выводы Ф. Кенэ. Так, «чистый продукт» в его толковании ближе к прибавочной стоимости, которая является не даром природы, а результатом труда земледельца, присваиваемого собственником земли. Тюрго развивает идею Ф. Кенэ о делении общества на классы: производительный и бесплодный. Первый он разделил ещѐ на два класса – наемных рабочих и капиталистов. Тюрго сделал вывод, что цены могут быть текущими и основными. Первые образуются на рынке в результате соотношения спроса и предложения. Вторые – это то, что товар стоит работнику (по-современному – себестоимость); ниже этого минимума цены опускаться не могут. В исследовании заработной платы Ж. Тюрго повторил вслед за В. Петти и Ф. Кенэ тезис о том, что зарплата есть необходимый минимум средств существования. Но он выдвинул идею о том, что этот минимум образуется из-за отставания спроса на труд от его предложения, что приводит к конкуренции в борьбе за рабочие места. Причина данного положения в том, что рабочие отделены от средств труда и ничего не могут продать, кроме рабочих рук. Ж. Тюрго продолжил исследование денег и процента. Деньги, по его мнению, есть всего лишь один из товаров, служащих эквивалентом при обмене всех других товаров. Золото и серебро по своей вещественной форме наиболее пригодны для этой цели. Процент Тюрго защищал, утверждая, что кредитор, отдавая деньги взаймы, лишается возможной прибыли, как если бы он истратил эти деньги сам. Конечно, главной идеей учения Тюрго является восхваление полезности земледелия и земледельцев: именно земледелие, по его мнению, является движущей силой всей жизни общества. Земледелие дает занятие всем другим сферам хозяйства, труд земледельца – единственный источник богатства и источник «чистого продукта». Из этого, естественно, вытекают и все практические меры, которые предпринимал Ж. Тюрго. Главным в деятельности Тюрго как государственного деятеля являются попытки реформировать хозяйство Франции на основе изменений в сельском хозяйстве. Он разработал программу оздо65
Стр.65
ровления финансов страны, в центре которой была либерализация сельского хозяйства. С этой целью он добился: • введения свободной торговли зерном внутри страны; • свободного ввоза и вывоза зерна из королевства; • замены натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; • упразднения ремесленных цехов и гильдий, тормозивших предпринимательство в промышленности. Тюрго попытался установить единый налог на ренту от земли, но это вызвало сильный протест собственников земли, которые и добились его отставки. Значение учения физиократов в экономической теории Обобщая вклад физиократов в развитие экономической науки, следует отметить следующее. 1. Учение физиократов явилось первой систематической концепцией капиталистического производства. Оно стало необходимым началом перехода от феодального меркантилизма к классической политэкономии капитализма. 2. Экономисты-физиократы первыми посвятили свои исследования не процессам обмена, а сфере производства продукта. Вместо отдельных предположений и туманных намеков экономистов предшествующих лет о значении труда как источника богатства они выдвинули четкие утверждения, что богатство общества создается трудом людей в производстве, что сфера обмена, обращения товаров служит лишь средством доведения элементов богатства до конкретных людей. Это вытекало из вывода об эквивалентности (равноценности) обмениваемых товаров. Равновеликую ценность товары могут приобретать лишь на стадии их создания, т.е. производства. 3. С характеристикой сферы производства связан вывод о разной степени производительности человеческого труда в зависимости от сферы приложения его. Производительным является труд в производстве. 4. Из первых двух утверждений следует вполне логичный вывод о том, что и прибавление продукта (т.е. появление чистого продукта) происходит лишь в производстве. 66
Стр.66
5. Физиократы впервые выдвинули идею о классовости (не путать с кастовостью!) общества на основе социально-экономического расслоения населения. 6. Физиократы впервые (Ф. Кенэ) попытались раскрыть основные положения процесса воспроизводства (простого повторения производства в неизменном масштабе). 7. Физиократы явились и первыми либералами в экономике. Они опровергли постулаты меркантилизма о прямом протекционизме государства, о его вмешательстве в экономику. В этом смысле они подготовили почву для вывода А. Смита о «невидимой руке рынка». 8. В чистой экономической теории физиократы утвердили тезис о том, что экономика развивается не путем случайных комбинаций, не хаотично, а на основе определенных объективных закономерностей, которые не зависят от прихоти отдельных людей, а в целом обусловлены эволюцией человеческого общества. Несмотря на то, что физиократы отстаивали идею власти природы, приоритет земледельческой отрасли (что, конечно, свидетельствует об их ограниченности), их учение послужило прологом к экономической науке развивающегося капитализма, т.е. классической политической экономии. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте этапы разработки трудовой теории стоимости представителями классической школы политической экономии. 2. Сопоставьте точку зрения меркантилистов и представителей классической школы политической экономии на роль государства в экономике. 3. Почему физиократизм считают первой систематической концепцией капиталистического производства? 67
Стр.67

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.