МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» <...> Е. А. Козинова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная программа курса и методические материалы
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 27 октября 2011 г., протокол № 1400-08
Рецензент канд. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства
и права Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ П. В. <...> Колесникова
Учебная программа курса подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется студентам специальности 050711 – Социальная педагогика
факультета философии и психологии, работникам социальной сферы, социальным психологам, методистам образовательных учреждений. <...> 01.7
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и
групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, между государством и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися и др. <...> Знания законодательства об образовании необходимы не только юристам и специалистам в области управления системой образования. <...> Вопросам правового обеспечения образования уделяется значительное внимание в
процессе профессиональной подготовки социальных педагогов. <...> Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика», который был утвержден
приказом министра образования и науки Российской Федерации от 31 января <...>
Нормативно-правовое_обеспечение_образования.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е. А. Козинова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная программа курса и методические материалы
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и
групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими
современному уровню развития, охватывает целую систему отношений,
складывающихся между государством и личностью, между государством
и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися
и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое
осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной
педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования
образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет
следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты
образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной
сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается
в том числе посредством применения мер государственного принуждения
(включая меры юридической ответственности).
Знания законодательства об образовании необходимы не только юристам
и специалистам в области управления системой образования. Вопросам
правового обеспечения образования уделяется значительное внимание в
процессе профессиональной подготовки социальных педагогов. Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования
по специальности «Социальная педагогика», который был утвержден
приказом министра образования и науки Российской Федерации от 31 января
2005 г., в числе прочих общепрофессиональных дисциплин федерального
компонента предусматривает курс «Нормативно-правовое обеспечение
образования» общей трудоемкостью 36 часов.
Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен
осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психолого-педагогическое
обеспечение образовательного процесса, личностное
и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию
общей культуры личности, осознанному выбору и последующему
освоению профессиональных образовательных программ; содействовать
гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять
меры по формированию психологической культуры обучающихся,
педагогических работников и родителей; использовать разнообразные
приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся,
предусмотренные Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах
ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
участвовать в деятельности методических объединений и в других
формах методической работы; осуществлять связь с родителями (лицами,
их заменяющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и
здоровья учащихся в образовательном процессе.
3
Стр.3
участник образовательного процесса; правовой статус образовательного
процесса.
Управление усвоением студентами материалом курса осуществляется
в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Наиболее приемлемыми
формами контроля знаний студентов являются письменный опрос,
самостоятельная работа, создание групповых и индивидуальных творческих
проектов и их рефлексия и т.п.
6
Стр.6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Название темы
Образование как объект правового
регулирования
Законодательство
об образовании
Организационно-правовые
основы деятельности образовательных
учреждений
Организация
образовательного процесса
Правовое положение участников
образовательного процесса
Нормативно-правовое
обеспечение
модернизации российского
педагогического
образования
Итого
Лекции
(час.)
Практ.
занятия
(час.)
Всего
аудиторных
Самостоятельная
работа
(час.)
2
0 2 2
2 0 2 2
4 0 4 3
4 0 4 4
4 0 4 3
3 0 3 3
19
0
19
17
7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Образование как объект правового регулирования
Образование как объект правового регулирования. Понятие, уровни и
формы получения образования. Система образования: понятие и элементы.
Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.
Тема 2. Законодательство об образовании
Законодательство об образовании. Международно-правовое регулирование
образования. Законодательство Российской Федерации в области
образования. Законодательство зарубежных стран в области образования:
основные модели.
Тема 3. Организационно-правовые основы деятельности
образовательных учреждений
Организационно-правовые основы деятельности образовательных учреждений.
Понятие, виды и компетенция образовательных учреждений.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.
Лицензирование образовательной деятельности. Аккредитация и аттестация
образовательных учреждений. Управление образовательными учреждениями.
Тема
4. Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса. Понятие образовательного
процесса и основные требования к его организации. Прием в образовательные
учреждения. Аттестация учащихся. Единый государственный экзамен.
Документы об образовании.
Тема 5. Правовое положение участников
образовательного процесса
Правовое положение участников образовательного процесса. Участники
образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса.
Права и обязанности обучающихся (воспитанников). Особенности правового
статуса несовершеннолетних обучающихся. Правовое положение педагогических
работников.
Тема 6. Нормативно-правовое обеспечение модернизации
российского педагогического образования
Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического
образования. Нормативно-правовые акты систем образования
стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и
Российской образовательной системы. Основные задачи и программа мо8
Стр.8