Сравнительная характеристика планирования расходов бюджета
на образование 2002-2008 гг. <...> Отвечая национальным и глобальным
интересам, материальным и духовным реалиям, образование встало
перед необходимостью создания новой системы финансирования образовательных учреждений, организации бюджетного процесса на уровне вуза, структуры управления и правового статуса образовательного
учреждения. <...> В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип управления
по результатам и использования различных финансовых инструментов. <...> Необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию неоднократно декларировалась в том числе и в Концепции модернизации российского образования. <...> Например, какие именно учреждения и
организации, подведомственные органам управления образованием,
имеются в виду – образовательные или иные? <...> Ведь в ведении органов
управления до сих пор остаются различные организации – научные
учреждения, предприятия, разного рода центры, объединения и т.д. <...> Бесплатным по Конституции является дошкольное, основное общее и
среднее профессиональное образование. <...> Для этого государством создана сеть государственных образовательных учреждений и обеспечивается их функционирование. <...> Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в возможностях осуществления
образовательной деятельности, закрепив и некоторые существенные
отличия: негосударственным образовательным учреждениям в первой
редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в
дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; <...> В одной
из статей закона «Об образовании» установлено, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов <...>
Совершенствование_финансирования_деятельности_образовательных_учреждений.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Г.Р. Хамидуллина,
И.В. Миргалеева,
Н.Н. Жилина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Казань
Познание
2008
Стр.1
УДК 1
ББК 87.6
Х18
Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского
совета Института экономики, управлении и права (г. Казань)
Рецензенты:
Заместитель министра образования и науки РТ,
член-корреспондент АН РТ, доктор экономических наук,
профессор кафедры мировой экономики ТГГПУ В.В. Хоменко;
заслуженный экономист РТ, зав. кафедрой менеджмента ТГГПУ,
доктор экономических наук, профессор М.П. Сергеев
Хамидуллина, Г.Р.
Х18 Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений
/ Г.Р. Хамидуллина, И.В. Миргалеева, Н.Н. Жилина. – Казань: Познание,
2008. – 120 с.
ISBN 978-5-8399-0247-3
В монографии исследуются правовые и экономические аспекты управления
финансированием образования в России, действующие нормы законодательства,
регулирующего образовательную систему, основные направления
законопроектной деятельности Правительства РФ в рамках реализации
национального проекта «Образование». Изложены общие положения финансирования
образования в России, обозначены цели, задачи, источники
финансирования, а также возможности внедрения новых способов финансирования
с позиции реформирования бюджетного процесса в России.
Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами реформирования
образовательной системы в России, может быть рекомендована
научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных
специальностей.
УДК 1
ББК 87.6
ISBN 978-5-8399-0247-3
�� Институт эк
ут экономики, управ
и права (г. Казань), 2008
�� Хамидуллина Г.Р., 2008
�� Миргалеева И.В., 2008
�� Жилина Н.Н., 2008
мики, управления
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ..........................................................................................6
1.1. Законодательные основы функционирования системы
образования России......................................................................................6
1.2. Общие вопросы финансирования системы образования.................20
1.3. Анализ современного финансового обеспечения системы
образования.................................................................................................33
1.4. Повышение эффективности использования бюджетных средств...44
2. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОЦЕНКА, ПРОБЛЕМЫ,
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ........................................51
2.1. Сравнительная характеристика планирования расходов бюджета
на образование 2002-2008 гг. ....................................................................51
2.2. Проблемы разработки и использования нормативов
подушевого финансирования образовательных учреждений.................71
2.3 Направления совершенствования механизма финансирования
деятельности образовательных учреждений...........................................83
3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................91
3.1. Основы исследования финансового обеспечения образования
в условиях рынка........................................................................................91
3.2. Финансовое управление в системе образования развитых стран....100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................107
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................109
ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................................112
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
К числу современных важнейших экономических закономерностей,
свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации
экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется
этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы,
как образование и наука, усиливается значение интеллектуальной
деятельности внутри других отраслей экономики. Формируется новая
трактовка фундаментального образования. Существенные изменения
характера, направленности и содержания образования все более ориентируют
его на «свободное развитие человека», мобильность, самостоятельность,
креативность, конкурентоспособность, что способствует и
социально-экономическому развитию в целом.
Развитие и модернизация образования в нашей стране является важным
и многосложным процессом. Отвечая национальным и глобальным
интересам, материальным и духовным реалиям, образование встало
перед необходимостью создания новой системы финансирования образовательных
учреждений, организации бюджетного процесса на уровне
вуза, структуры управления и правового статуса образовательного
учреждения. Россия, всегда отличающаяся развитой системой образования
и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась
с проблемой слабой адаптированности к рынку. Современные
требования к высокому уровню образования и квалификации работников
на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных
услуг. Для того чтобы адекватно вписаться в действующие
экономические условия, необходима модернизация институциональной
организации системы образования в целом и по ее отдельным уровням.
Широкомасштабная реформа образования, озвучиваемая многочисленными
общественными деятелями как его модернизация, является в
настоящее время одним из приоритетных направлений государственной
политики. Сложность реформирования в России неизменно упирается в
то, что реформы проводятся сверху, тем самым превращая заинтересованных
лиц в скептически настроенных наблюдателей.
Актуальность темы монографии обусловлена необходимостью совершенствования
системы финансирования образования в России в условиях
становления и развития экономики знаний. В основу финансирования
системы образования должен быть положен принцип управления
по результатам и использования различных финансовых инструментов.
В настоящее время любая финансируемая за счет бюджетных средств
4
Стр.4
программа развития образовательной деятельности должна содержать
четкий перечень индикаторов эффективности.
Необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию
неоднократно декларировалась в том числе и в Концепции модернизации
российского образования. Однако до сих пор в системе общего
образования этот механизм отрабатывается только в нескольких субъектах
Российской Федерации.
Среди финансовых инструментов необходимо выделить нормативно-подушевое
финансирование, позволяющее обеспечивать транспарентность
распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования
непосредственно к потребителю образовательной услуги
по принципу «деньги следуют за учащимся».
Формирование механизмов, позволяющих стандартизировать критерии,
по которым государство осуществляло бы финансирование образовательных
услуг в области общего образования и стимулировало бы
привлечение в этих целях частных ресурсов в легальной форме, – это
важное направление реформы образования.
Вопросы финансирования образования являются предметом исследования
многих известных ученых, однако многое еще остается
нерешенным.
5
Стр.5