Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO

"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO №2 2012 (60,00 руб.)

0   0
Страниц40
ID207943
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац». Профессиональное приложение PRO посвящено проблемам книгораспространения и книготорговли, также в нем публикуются тематические рейтинги продаж, список сигнальных экземпляров, аналитические обзоры книжного рынка для специалистов.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO .— 2012 .— №2 .— 40 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207943 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(2326) WWW.KNIGOBOZ.RU 7 СТИВЕН, САХАР И САМОКОПАНИЕ Фрай о странностях Фрая 9 ПРАВОСУДИЕ, МИЛОСЕРДИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Как жили инквизиторы выходит с 5 мая 1966 года 20 ЯПОНСКАЯ ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА Бабочки Бенджамена Лакомба Докопаться до богов новости Питер Акройд фантазирует о Генрихе Шлимане (стр. <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 6 февраля с.г. Книжное обозрение 2 #2 (2326) новости книга недели Пирожки с… Еда – это жизнь, память и общение. <...> Впереди технологий От Ивана Петровича 25 января ушел из жизни Александр Николаевич Житинский. <...> Одним из первых Александр Житинский «подрубился» к Интернету – и в конце 90-х совместно с Леонидом Делицыным организовал и провел сетевой литературный конкурс «Арт-Тенета». <...> 4000 экз. (п) ISBN 978-5-699-52378-8 Удивительно, но, несмотря на зашкаливающее количество эмоционально насыщенных конструкций и реально жутких подробностей о «кухне» американского промышленного животноводства, «Мясо» Джонатана Сафрана Фоера – не книга-истерика. <...> . Книжное обозрение 3 #2 (2326 ) борис евсеев «Красный фатум висит сейчас над Россией!» персона Беседовала Наталья Якунина «Красный рок» Бориса Евсеева, лауреата Бунинской и Горьковской литературных премий, дважды финалиста «Большой книги» и «Русского Букера», уже вызвал широкий резонанс в прессе и получил высокие оценки критиков. <...> Заглавная повесть «Красный рок» – это остро-политическая фантасмагория, представляющая собой жесткую и яркую метафору современной России. <...> Расскажите, пожалуйста, что их объединяет и почему название всей книге дал именно «Красный Рок»? <...> Ну а что касается названия книги, «Красный рок», – по моим предчувствиям, именно красный фатум висит сейчас над Россией! <...> Книжное обозрение 4 #2 (2326) переводы рецензии Гермесова археология Эксцентричный немецкий господин вгрызается в землю Гиссарлыка, как безумная саблезубая белка из «Ледникового периода». <...> Что такого зловещего в романтической одержимости «Илиадой», заставляющей видеть мир волшебный <...>
Книжное_обозрение_и_профессиональное_приложение_PRO_№2_2012.pdf
«НИЩЕТА КАК ФИЛОСОФСКИЙ ВЫБОР – ОЧЕНЬ ХОРОША…» 3 Интервью с писателем Борисом Евсеевым КОКТЕЙЛЬ «ЭМИГРАНТСКИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ» 8 СКРЕЩИВАЕМ ФЕЮ С ВАМПИРОМ 16 #2 (2326) WWW.KNIGOBOZ.RU 7 СТИВЕН, САХАР И САМОКОПАНИЕ Фрай о странностях Фрая 9 новости Культурная терапия Премьер-министр РФ Владимир Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» предложил сформировать список из ста книг, определяющих отечественный «культурный канон», которые должен прочитать каждый выпускник школы. «Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», – предложил премьер. По мнению В.Путина, образованию принадлежит огромная роль в деле укрепления национального «культурного кода»: «Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа». При этом премьер подчеркнул, что речь не идет о цензуре или «казенной идеологии» – «никто не покушается на свободу творчества», – но государство имеет право и даже обязано направить свои ресурсы на решение социальных и общественных задач. «В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию», – пояснил он. Стране необходима «культурная терапия» – культурная политика, «которая на всех уровнях – от школьных пособий до исторической документалистики – формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок “красного комиссара” или “белого офицера”, видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником “одной для всех” – противоречивой, трагической, но великой истории России», – сказал В.Путин. pro Читайте в выпуске «PRO»: Книжная палата опубликовала статистические данные по итогам 2011 года; Мультимедийное будущее книги. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 6 февраля с.г. ПРАВОСУДИЕ, МИЛОСЕРДИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Как жили инквизиторы выходит с 5 мая 1966 года 20 ЯПОНСКАЯ ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА Бабочки Бенджамена Лакомба Докопаться до богов Питер Акройд фантазирует о Генрихе Шлимане Питер Акройд фантазирует о Генрихе Шлимане (стр. 4) (стр. 4)
Стр.1
Книжное обозрение 2 Впереди технологий книга недели Пирожки с… Еда – это жизнь, память и общение. Это легендарная бабушкина курица с морковкой. Это «и страх, и достоинство, и благодарность, и месть, и радость, и унижение, и религия, и история, и, конечно же, любовь». А еще это клетки, в которых невозможно пошевелиться, ампутированные куриные клювы, коровы, по халатности расчленяемые заживо, лососи с головами, до кости объеденными морскими вшами. Это генно-инженерные «подвиги», порождающие животных, не способных не то что размножаться – нормально двигаться, и производственные технологии, благодаря которым вместе с мясом мы регулярно съедаем подарочный набор патогенных бактерий, медленно, но верно ухудшающих наше здоровье как биологического вида. Бабушка не отменяет заживо расчлененную корову, но – будем честны с собой – и корова не отменяет бабушку. Такие дела, как говорили персонажи Воннегута. 25 января ушел из жизни Александр Николаевич Житинский. 71 год – казалось, что он намного моложе. Он всегда окружал себя молодежью, всегда был на переднем крае культуры и технологии. Инженер по образованию, он начал публиковаться с 1969 года. Его полные безудержной фантазии и очень интеллигентные повести выходили в журнале «Аврора» и других ленинградских периодических изданиях и сборниках. Александр Житинский увлекался зарождающимся русским роком. Его постоянная рубрика в той же «Авроре» называлась «Заметки Рок-дилетанта». Он буквально выталкивал в информационное поле тогда еще молодых и неизвестных за пределами петербургских мансард Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Константина Кинчева. Из его публикаций многие впервые узнали о Майке Науменко и Александре Башлачеве, о группах «Nautilus Pompilius» и «Телевизор». Одним из первых Александр Житинский «подрубился» к Интернету – и в конце 90-х совместно с Леонидом Делицыным организовал и провел сетевой литературный конкурс «Арт-Тенета». А потом создал в Сети виртуальное литературное объединение – Лито имени Лоренса Стерна. Умер писатель в Финляндии. И в тот же день о его уходе узнал весь литературный Рунет, во многом сформированный и «окультуренный» им. Талантливый во всем В очередной раз трещины мира прошли через сердце поэта: Равиль Бухараев умер ночью 24 января в своем лондонском доме на руках у жены, поэтессы Лидии Григорьевой. Более десяти лет прожил он в столице Великобритании, выпустив до отъезда книги стихов в престижных московских издательствах. В юности окончил аспирантуру МГУ по специальности «кибернетика», а награду за литературные труды – Государственную премию Республики Татарстан – успел получить в 2011-ом, в Казани. Равиль Бухараев писал изысканную прозу на русском и стихи на четырех языках (русском, татарском, английском, венгерском), много переводил, выступал как радиожурналист (на Русской службе Би-би-си), как философ и культуролог; выпустил на английском языке этапные для мусульманских интеллектуалов книги – «Азан. Исламская поэзия поволжских татар», «Ислам в России. Четыре времени года»; «Историческую антологию татарской поэзии». Равиль Бухараев ушел из жизни членом Союзов писателей и ПЕН-клубов России, Венгрии и США, Международной и Всемирной академий поэзии, искусств и культуры. Он войдет в историю русской и татарской культуры как поэт-философ, и его интеллектуальная и безупречно ритмически выстроенная проза – это проза поэта. Фоер Дж. С. Мясо. Eating Animals / Пер. с англ. Е.Зайцевой. М.: Эксмо, 2012. – 448 с. 4000 экз. (п) ISBN 978-5-699-52378-8 Удивительно, но, несмотря на зашкаливающее количество эмоционально насыщенных конструкций и реально жутких подробностей о «кухне» американского промышленного животноводства, «Мясо» Джонатана Сафрана Фоера – не книга-истерика. Здесь документальное эссе сосуществует с автобиографией, и на равных правах высказываются «классический» промышленный животновод, суровый веган, веган, ищущий компромисс, фермеры, героически продолжающие «на фоне стальных кораблей» выращивать животных по старинке, – у всех находятся разумные и не очень аргументы. Постигая взаимоотношения человека и мяса, Фоер (кстати, совсем не идеальный вегетарианец) задает огромное число вопросов, но ни разу не говорит «я точно знаю, как надо». Если не терять самообладания при описаниях технологии забоя, совсем не сложно увидеть, что перед нами не столько разоблачительная статья, сколько философское рассуждение о восприятии, компромиссе, насилии и диалектике того, что мы называем «человек». И это действительно здорово, что философия может быть жутко громкой и запредельно близкой, не переставая быть философией. Оксана Бек Выбор редакции Издания, отрецензированные в номере Акройд П. Падение Трои . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Андерсон П. Истоки постмодерна . . . . . . . . . . . 10 Андреева А. Геймер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Байтов Н. Резоны: Книга стихов . . . . . . . . . . . . . 6 Белянин А. Верните вора! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Будур Н. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Ваганов А. Дети Парацельса. . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Вайцеховская Е. Москвины: Лед для двоих . . 10 Гарднер Д. Возвращение Мориарти. . . . . . . . . . 15 Гарсиа Маркес Г. О любви и прочих бесах . . . . 4 Гатина Д. Безбашенный костлявый слон. . . . . . 6 Грачева А. Диалоги Януса: Беллетристика и классика в русской литературе начала ХХ века: Портреты. Этюды. Разыскания: Монография. . 10 Громов А. «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха . . . . . 15 Дашков А. Плод воображения . . . . . . . . . . . . . . . 15 Дневник миссис Фрай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Дюпюи М.-Б. Доченька . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Зеленова А. Тетрадь стихов жительницы . . . . 10 Квок Дж. Девушка в переводе. . . . . . . . . . . . . . . . 5 Ковалев Б. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации . . . . . . . . 9 Коваль В. Особенность конкретного Простора. 6 Лаврентьева Е. Париж: Впечатления русских путешественников в фотографиях и воспоминаниях конца ХIХ – начала ХХ века. . . . . . . . . . . . . . 24 7 1 Лакомб Б. Волшебные бабочки. Старинная Сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Маклеод C. Холодный поцелуй смерти. . . . . . . 16 Мистические города: Антология . . . . . . . . . . . . . . 16 Пиколт Дж. Обещание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Поцелуй вечности: Антология. . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Рихлер М. Всадник с улицы Сент-Урбан . . . . . . 4 Роджерсон C. «Я люблю тебя, прощай» . . . . . . 10 Сашар Л. Ямы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Славянские чтения VIII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Сопин М. Спелый дождь: Поэтическая биография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Фрай С. Хроники Фрая. Автобиография . . . . . . . 7 Хейдок А. Звезды Маньчжурии. . . . . . . . . . . . . . . 8 Хермансон М. Двойная жизнь. . . . . . . . . . . . . . . 17 Шелли М. Лишние детали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Щербаков А. Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Щербаков М. Одиссеи без Итаки . . . . . . . . . . . . . 8 Юльский Б. Зеленый легион . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Юнгстедт М. Несказанное. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Юревич А. Психологи тоже шутят++ . . . . . . . . . 15 Янковский В. От Сидеми до Новины. Дальневосточная сага. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Герой этой книги – анимационная студия Pixar. Компания, в которой на посту гендиректора трудится никудышный рисовальщик, раздираемая междоусобицами и производящая детские сказки. А заодно совершившая техническую революцию и навсегда изменившая киноиндустрию. Это не учебник для журналистов и не энциклопедия СМИ, но книга весьма познавательная – история самых ярких медиафеноменов постсоветской России – от «Коммерсанта», «Матадора» и «Птюча» до «Esquire», «Сноба» и «Дождя». Рассказывают о медийных революциях их непосредственные организаторы. 2 Прайс Д. Магия Pixar / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 368 с. История русских медиа 1989– 2011. Версия «Афиши». М.: Компания «Афиша», 2011. – 304 с. #2 (2326) новости От Ивана Петровича 23 января жюри Литературной премии Ивана Петровича Белкина объявило «короткий список» – пять лучших повестей 2011 года. В него вошла повесть «Товарищ Анна» Ирины Богатыревой – из книги «Товарищ Анна», изданной «АСТ» в 2011 году, а также – повести, опубликованные в минувшем году в журнале «Знамя»: «Пусть будут все» Марины Вишневецкой, «Запах искусственной свежести» Алексея Козлачкова, «Человек эпохи Возрождения» Максима Осипова и «Все так» Елены Стяжкиной. Напомним, премия Ивана Петровича Белкина – единственная в мире литературная премия, названная именем вымышленного литературного персонажа – существует с 2001 года. Учредитель – Фонд «Русская литературная инициатива». На этот раз вниманию членов жюри (в составе: прозаик Леонид Юзефович, директор библиотеки иностранной литературы имени Рудомино Екатерина Гениева, прозаик Анатолий Курчаткин, литературный критик Валерия Пустовая и кинодраматург Наталия Рязанцева; координатор премии – литературный критик Наталья Иванова) было представлено 42 произведения. Среди претендентов, не попавших в финал, – Ульяна Гамаюн, Денис Гуцко, Татьяна Щербина… Особой «похвалы» жюри удостоились «радикальные» повести Анатолия Гаврилова («Вопль впередсмотрящего» – за авангардизм) и Андрея Хуснутдинова («Господствующая высота» – за мистицизм), – но были отсечены «как крайности». Урал и Шотландия 28 января в Екатеринбурге (Свердловская область) Уральско-Шотландское общество провело традиционный Международный фестиваль «Бернс & Высоцкий: одна душа – два поэта». Роберт Бернс и Владимир Высоцкий родились в один день, 25 января, с разницей в 179 лет. Каждый прожил яркую, но короткую жизнь. Оба ушли в июле, один – чуть не дожив до сорока, другой – едва перешагнув этот рубеж. Уже в третий раз в большом концертном зале Свердловской филармонии в сопровождении концертно-симфонического оркестра Уральской консерватории прозвучали стихи и песни Роберта Бернса и Владимира Высоцкого на английском и русском языках. Была исполнена и новая музыка молодых уральских композиторов на шотландские темы, специально написанная к фестивалю. Выступили известные музыканты Михаил Симаков, Юрий Мишков, исполнитель авторской песни Владимир Машков, гости из Шотландии Томми Бивитт и Алекс Росс, группы Stambulchik brothers, «РАЙДО» и ансамбль Flos Florum. На фестивале также состоялся показ работ шотландских художников на тему песен Высоцкого. А еще – дегустация шотландского виски The Famous Grouse и шотландского национального блюда «хаггис», приготовленного – на конкурсной основе! – лучшими шефповарами Екатеринбурга. 3 Эдди Рознер – коренной берлинец, джазовый виртуоз довоенной Европы, первый настоящий шоумен в CCCР. В Советском Союзе его имя и музыка попадали под запрет дважды – в конце 1940-х, когда он на 7 лет «загремел» в лагеря, и начале 1970-х. Писатель и музыкант Дмитрий Драгилёв собирал сведения об Эдди Рознере на протяжении 25 лет. Драгилёв Д. Эдди Рознер: Шмаляем джаз, холера ясна! Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. – 360 с. – (Имена).
Стр.2
Книжное обозрение #2 (2326 ) борис евсеев 3 персона «Красный фатум висит сейчас над Россией!» — Ваша книга включает в себя три повести, написанные в разное время. Расскажите, пожалуйста, что их объединяет и почему название всей книге дал именно «Красный Рок»? — Объединяет повести – сам жанр, и место действия: Россия. Две повести написаны весной 2011 года, и одна, «Юрод», во второй половине 1990-х. Однако «Юрод», сильно мной отредактированный, гармонично слился с двумя первыми. Во всех трех повестях герои – это те, кого ломала, но не смогла сломать наша сумасшедшая российская жизнь 1990 – 2000-х. Профессор стокгольмского университета Пер-Арне Бодин написал, что в моем романе (для шведов «Юрод» – роман) «юродство помогает вскрывать вопросы исторических судеб России». Кроме того, герои всех трех повестей слегка чудаковаты. А еще во всех трех повестях одна из главных героинь – музыка. Рок-музыка – в «Красном роке», Джузеппе Тартини в «Черногоре» и «певческие голоса людей и птиц» – в «Юроде». Ну а что касается названия книги, «Красный рок», – по моим предчувствиям, именно красный фатум висит сейчас над Россией! Красный – не значит коммунистический. Красный означает – прекрасный. Но это высокий план. А есть и низкий. Чуть исправив эпиграф к «Ревизору», получим: «На зеркало неча пенять, коли рожа… красна!» — В одном из интервью вы сказали, что встретили всех героев повести «Красный Рок» на Большом Москворецком мосту. Расскажите, пожалуйста, подробнее о прототипах. В частности, как вам «встретился» главный герой, подхорунжий Ходынин? — Меня уже несколько раз спрашивали: «Скажите прямо – Ходынин это Путин»? Не Путин, но похожий на него человек, почти двойник. Этот соколятник и бывший военный, дрессирующий в Московском Кремле птиц для очистки воздушного пространства от разной птичьей нечисти, ощущает свою собственную совесть не как шестой палец на руке! Не как нечто постыдное и ненужное, а как то, чем надо руководствоваться в сегодняшней жизни. — «Красный Рок» посвящен композитору Юрию Пастернаку. Почему именно ему? — Композитор Юрий Пастернак приобщил меня к качественной рок-музыке. В 1970–80е годы меня на пушечный выстрел не подпускали – и власти, и братья-писатели – к литературе, а Юрий Викторович дал мне кусок хлеба, позволил не умереть моей семье с голоду. Это вовсе не шутка и не преувеличение! В советское время умели морить неугодных вынужденной нищетой. Кроме того, именно благодаря Юрию Уютная жизнь среднеклассового горожанина, престижная работа, машина, кредит на квартиру – казалось бы, что еще нужно для счастья молодому человеку с активной жизненной позицией? Ну да, еще любовь. И если любовь предает, порядочные яппи, оказывается, становятся способны на такие чудеса… На какие именно, можно узнать из новой книги Романа Сенчина. 4 Сенчин Р. Информация: Роман. М.: Эксмо, 2011. – 448 с. Пастернаку в 1978 году в Самиздате вышел двухтомник моих ранних произведений. Спасибо ему за это. — Особое внимание в повести «Красный Рок» уделено современной рок-музыке. Вы интересуетесь современной музыкальной сценой? Какие исполнители кажутся вам по-настоящему интересными? Какие строки могли бы отразить состояние души? — Современная рок-музыка, в частности российская, вызывает двойственные чувства. Мне нравится некоммерческий рок. И одна из его ветвей – этно-рок. Мне интересен бретонский рок, канадский, кельтский, украинский, русский! Интересны группы «питерского музыкального подполья», в частности «Ключ». Интересны: «День аморального единства», «Без даты», «Наглый фрукт», «Остров Крым». Группы The Keep Silence Band («Хранящие молчание») и Tin Thistle («Жестяной чертополох»). Это из новых. А старые – «Наутилус», «Океан Эльзы», иногда – «ДДТ». Из зарубежных, конечно, «Битлз», Deep purple. И мне очень не нравится рок, в который прорывается «холуеватая» попса, проникающая в рок-музыку то с кремлевской эстрады, то с комсомольских собраний минувших лет. Рок – это протест, причем в большей степени протест внутренний. Есть протест площадей. А в некоммерческом роке – глубокий, художественный, музыкальный протест. Так когда-то Бетховен протестовал против бонапартовского нашествия, сняв посвящение Наполеону со знаменитой Третьей симфонии. Он в клочья разодрал заглавный лист партитуры! Так когда-то Николай Андреевич Римский-Корсаков протестовал своей оперой «Золотой петушок» против грубого произвола властей, преследовавших петербургских студентов в 1905–1907 годах. Словом, хочешь изменить власть – измени музыку! Это знали еще пифагорейцы. А строки – это строки знаменитой «Дубинушки», которую поют питерские рокеры (группа «Декабрь»). — Помимо прочего, у этой повести очень интересная историческая основа. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. Я имею в виду в первую очередь казнь БеклемишеваБерсеня. — Боярский сын Иван Никитич Беклемишев по прозвищу Берсень – один из первых истинных, а не мнимых оппозиционеров России. Он укорял сперва Ивана III, а потом и Василия III за «несоветие». Обличал власть за пороки, лень и неверную династическую политику, укорял государя за то, что тот завел «особый интимный 5 Сенсационная находка Британской Национальной Библиотеки – неопубликованный роман сэра Артура Конан Дойла: отправленная издателю рукопись потерялась, и автору пришлось восстанавливать ее по памяти. В главном герое угадываются черты самого Конан Дойла, да и жизненные обстоятельства схожи. Беседовала Наталья Якунина «Красный рок» Бориса Евсеева, лауреата Бунинской и Горьковской литературных премий, дважды финалиста «Большой книги» и «Русского Букера», уже вызвал широкий резонанс в прессе и получил высокие оценки критиков. В книгу (М.: «Эксмо», 2011) вошли три повести. Заглавная повесть «Красный рок» – это остро-политическая фантасмагория, представляющая собой жесткую и яркую метафору современной России. Ее герой дрессирует птиц в Московском Кремле, но за его пределами чувствует себя крайне неуютно… кабинет из немногих доверенных лиц» (об этом есть у Ключевского). На допросах под пыткой Беклемишев кричал: «Ныне в людях правды нет!» Это было в начале XVI века. Похоже на начало и середину века XX-го? А на начало века XXIго? За все это в 1525 году Беклемишеву-Берсеню (берсень – это крыжовник, прозвище было дано боярскому сыну за резкость, колкость и, если хотите, за «несъедобность») вырвали язык и как раз наискосок от Беклемишевской башни Кремля спустили под лед. Кстати, в первом издании своего «Курса русской истории» Василий Осипович Ключевский эти тяжкие подробности по требованию цензуры вымарал! Истинная гласность российская рождалась в муках, рождалась задолго до Горбачева и нынешних болтунов! — Повесть «Юрод» позиционирует юродство как спасение от безумия жизни. Неужели это единственный выход для тех, кто видит и осознает это безумие в полной мере? — Снова сошлюсь на книгу шведского литературоведа профессора Бодина. О моей повести «Юрод» он написал так: «Герой Евсеева пользуется юродством для обличения постсоветского российского общества». В той или иной мере к мирскому юродству как способу обличения власти вынуждены были прибегать Лев Толстой, Андрей Платонов, Николай Глазков, Андрей Сахаров. Имморализм юродства, т.е. попрание ложной святости и государственного чванства допускает использование «нетрадиционных» средств воздействия на власть. Так, знаменитый юрод Василий протянул Ивану Грозному кусок дымящегося мяса и предложил съесть его. Грозный ответил: «Я христианин, мяса постом не ем». – «Мяса постом не ешь, – крикнул юрод, – а человечиной питаешься!» После этого Грозный ушел на время в монастырь. — В одном из интервью вы сказали так: «Любовь и человеколюбие не дают мне ловко устроиться в жизни». Это крест? — Тот, кто любит людей, не будет драть с них три шкуры. Шкурничество и стяжательство – не мой удел. Я знаю, что и многие жители России хотят творить, а не грабить! Хотят рисовать и петь, а не заниматься ростовщичеством. Я не живу на улице, но, по сути, я – нищий. Нищета – как философский выбор – очень хороша. А вот принуждать к нищете – очень дурно! Правда, на Руси говорили: «Кого Господь возлюбит, того сделает нищим!» А еще, совсем недавно, я слышал новую поговорку: «Если ты такой ность «видеть то, что было, и то, что будет». С этим даром, благодатным и опасным одновременно, ему предстоит вписать свое имя в мистическую Книгу имен. 6 Конан Дойл А. Повествование Джона Смита / Пер. с англ. Д.Ускова. М.: СЛОВО/SLOVO, 2012. – 240 с. Это случилось в великую и грозную эпоху Индейских войн. В мальчика вселился дух убитого предводителя бледнолицых – и он обрел способумный – почему ты тогда такой богатый»? — Какие книги современников вы с удовольствием перечитываете? — Я люблю разных писателей, люблю Астафьева и Аксенова. Мне кажется, они и сейчас современнее многих других. А из ныне живущих отметил бы Владимира Маканина, Людмилу Улицкую, Анатолия Гаврилова, Владислава Отрошенко, Светлану Василенко, Александра Кирова, Афанасия Мамедова, Дмитрия Новикова, Андрея Дмитриева. — В какую сторону меняется современная Россия? Появились ли какие-то новые черты в облике русского человека? Новый взгляд на старые проблемы в литературе? — Россия меняется как в лучшую, так и в худшую сторону. В худшую – возобладала страсть к грабежу и рабству. Да, да! Именно сейчас можно повторить строку Лермонтова без всякой натяжки: «Страна рабов, страна господ…» Посмотрите, сколько вокруг бесправных, задавленных жизнью, тех, кого морят смехотворными пенсиями. Не нравятся мне и попытки возвращения ненужных сословных делений. Это абсолютно лишнее в нашей теперешней жизни. А хорошее: после провала 1990-х снова вспыхивает интерес к глубинному знанию! Молодежь уродуют ЕГЭ-калом, но многие действительно хотят знать родную речь, родную историю и родную красоту! Подчеркиваю – знать, а не играть в «угадайку». — В последнее время много дискутируют о пользе и бесполезности литературных премий. Скажите, пожалуйста, как многократный лауреат и финалист множества премий, влияют ли литературные премии на тиражи книг и, соответственно, на доходы писателя? — Некоторые премии сейчас – все те же меняльные конторы. В них меняют совесть и честь на пребывание в министерских или олигархических обоймах. Но, с другой стороны, литературный процесс раздробился, и премии, несмотря на все их недостатки, нужны, чтобы хоть чуть освободить сегодняшнюю литературу от гадкой клановости и вредящей делу партийности. — Верите ли вы в фатум? — Зигмунд Фрейд сказал: «Анатомия – это судьба». В этом выражении много верного. Но я бы хотел сказать немного по-другому: твоя душа – твоя судьба. Познай свою душу, и ты познаешь судьбу. А тот, кто познал свою судьбу и совместил ее с высшим замыслом – приблизил себя к ходу времен, к движению великой эволюции. 7 Симмонс Д. Черные холмы / Пер.с англ. Г.Крылова. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012. – 544 с. – (Бестселлер). Воспоминания известного кинорежиссера, автора фильмов «Приключения принца Флоризеля», «Джек Восьмеркин – “американец”» – о тех, кого он знал, с кем работал, кого любил и кого «не очень». Среди героев книги – Владимир Венгеров, Исаак Шварц, Кирилл Лавров, Олег Даль, Марина Влади и многие другие. Татарский Е. Записки режиссера о многих и немного о себе. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 224 с. – (Лаборатория творчества).
Стр.3