Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO

"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO №3 2011 (60,00 руб.)

0   0
Страниц40
ID207918
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац». Профессиональное приложение PRO посвящено проблемам книгораспространения и книготорговли, также в нем публикуются тематические рейтинги продаж, список сигнальных экземпляров, аналитические обзоры книжного рынка для специалистов.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO .— 2011 .— №3 .— 40 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207918 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(2301) WWW.KNIGOBOZ.RU 5 КОНЕЦ СВЕТА ПОИТАЛЬЯНСКИ Трагикомедия Никколо Амманити 6 ГРАФ, КОТОРЫЙ НЕ УМИРАЛ Философская фантастика Симоны де Бовуар выходит с 5 мая 1966 года 20 СЕНАТОР ВСТАЕТ НА ПУАНТЫ Сказки Фрэнка Лаймена Баума Трагедия Душечки новости Новая биография Мэрилин Монро (стр. <...> . В открытом жюри конкурса – только школьники: проголосовать сможет любой подросток, зарегистрировавшийся на сайте. pro Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»: печать по требованию: вызовы времени; Когда наступит время электронной книги? <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 21 февраля с.г. Книжное обозрение 2 #3 (2301) новости книга недели Письмо от Уилла Едва вы открываете эту похожую на сундук книгу, как видите то, чего явно давно не держали в руках. <...> – 5000 экз. (п) ISBN 978-5-386-02373-7 не очень-то хорошо читать чужие письма, но внутренний голос шепчет, что в данном случае, за давностью лет, это не будет преступлением. <...> Книжное обозрение 3 #3 (2301) сергей филатов персона «Современной литературы сейчас мало» Евгения Доброва Сергей Филатов – известный политический деятель, один из авторов Конституции Российской Федерации, а ныне председатель Союза писателей Москвы и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, проводящего такие значимые ежегодные литературные мероприятия, как форум молодых писателей России, совещание молодых писателей республик Северного Кавказа и семинары молодых детских писателей. <...> Книжное обозрение 4 #3 (2301) беллетристика рецензии Бумажные черти любви Наверное, лучше предупредить сразу: любителям практически полезных книг «об отношениях» можно не беспокоиться – о том, за что мы так любим женщин, известный румынский прозаик Мирча Кэртэрэску не поведает. <...> (п) ISBN 978-5-91103-106-0 разукрашенные крупными заголовками и фотографиями знаменитостей бумажные мостики, соединяющие поверх политики, экономики и географии Румынию и Японию… это, пожалуй, тот случай, когда глобализация скорее забавна, чем страшна <...>
Книжное_обозрение_и_профессиональное_приложение_PRO_№3_2011.pdf
«Я ХОТЕЛ НАСЫТИТЬ ОБЩЕСТВО МЫСЛЯЩИМИ ЛЮДЬМИ…» 3 Интервью с президентом Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергеем Филатовым #3 (2301) WWW.KNIGOBOZ.RU 5 КОНЕЦ СВЕТА ПОИТАЛЬЯНСКИ Трагикомедия Никколо Амманити 620 ГРАФ, КОТОРЫЙ НЕ УМИРАЛ Философская фантастика Симоны де Бовуар выходит с 5 мая 1966 года СЕНАТОР ВСТАЕТ НА ПУАНТЫ Сказки Фрэнка Лаймена Баума новости Трагедия Душечки Новая биография Мэрилин Монро (стр. 19) Книгуру: борьба началась Завершил прием работ крупнейший российский Национальный конкурс на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру». Его учредители – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и некоммерческое партнерство «Центр поддержки отечественной словесности». Партнеры: Издательский Дом Мещерякова, издательство «Детгиз», Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых, Алтайская краевая детская библиотека им. Крупской, Камчатская краевая детская библиотека. Любимые жанры писателей – сказка и фэнтези, на втором месте – истории о жизни современного подростка. Организаторы решили пойти на эксперимент – принимать не только художественные, но и научнопопулярные тексты. В борьбу за победу вступили 403 произведения из 51 региона России и 13 зарубежных стран. Среди участников конкурса – известные писатели Эдуард Веркин, Станислав Востоков, Наталья Дубина, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Светлана Лаврова, Николай Назаркин, Юрий Нечипоренко, Светлана и Николай Пономаревы, Валерий Роньшин, однако организаторы «Книгуру» обещают открыть российским читателям и новые имена. Лонглист конкурса станет известен в конце февраля, шорт-лист – в конце марта. В экспертный совет конкурса вошли писатель и драматург Ксения Драгунская, писатель Валерий Воскобойников, литературный критик Мария Порядина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова, журналист Наталья Кочеткова. Произведения «короткого списка» будут доступны на сайте «книгуру.рф.». В открытом жюри конкурса – только школьники: проголосовать сможет любой подросток, зарегистрировавшийся на сайте. pro Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»: печать по требованию: вызовы времени; Когда наступит время электронной книги? Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 21 февраля с.г. Новая биография Мэрилин Монро (стр. 19) ПИСАТЕЛЬ И МАТРИЦА ВОЙНЫ 8 КТО ОСТАЛСЯ С «НОСОМ» 10
Стр.1
Книжное обозрение 2 Огней так много золотых… книга недели Письмо от Уилла Едва вы открываете эту похожую на сундук книгу, как видите то, чего явно давно не держали в руках. Да — настоящий бумажный конверт, в котором лежит сложенный гармошкой «Словарь», где есть такие удивительные слова, как Cathay — Китай, и не менее замечательные фразы, скажем: bui any milke — «покупайте молоко». И еще там покоится письмо, адресованное «Дорогой Джудит», написанное от руки, с фамильным гербом, датой и засушенной розой — все как положено в ту прекрасную эпоху: такую темную, грязную, страшно неэкологичную, чудовищно недемократичную и такую романтическую, что краснеешь от зависти. Эпоху позднего Средневековья. Конечно, 31 января в Переделкине на 88-м году жизни скончался поэт Николай Доризо. Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодаре. Его первая книга стихов, «На родных берегах», вышла в Ростовена-Дону в 1948 году. Другие сборники Доризо – «Пока деревья есть на свете», «Лик Победы», «Я сочинил когда-то песню». Его песни звучат в фильмах «Увольнение на берег, «Разные судьбы» и «Простая история». За литературную деятельность поэт неоднократно удостаивался государственных наград – Николай Доризо был обладателем ордена «Знак почета» и ордена Трудового Красного Знамени; лауреатом Государственной премии РСФСР имени Горького. Однако соотечественники помнят его прежде всего как автора ставших практически народными песен «Огней так много золотых» и «От людей на деревне не спрятаться…», прозвучавших в великой советской мелодраме «Дело было в Пенькове». Ясная Поляна ждет Жизнь и время Уильяма Шекспира / Пер. с англ.; Авт. и сост.: А. Берк, К. МакДермотт, М.: РИПОЛ классик, 2010. – 30 с., цв. ил. – 5000 экз. (п) ISBN 978-5-386-02373-7 не очень-то хорошо читать чужие письма, но внутренний голос шепчет, что в данном случае, за давностью лет, это не будет преступлением. К тому же никто ведь не увидит. В письме говорится о том, что его автор возвращается домой, на этот раз — насовсем, что он соскучился по домашнему очагу, «потертому испанскому креслу», по матушке, и также сообщает, что собрал в книгу разрозненные листы своей жизни, которые «ветер унес из Стратфорда в Лондон, а после — снова в Стратфорд». Как славно будет их перелистать, чтобы заново вспомнить старые дни жизни — надеется он, вспомнить все: и радости, и печали. И подпись, немного неразборчивая, что-то вроде — W. Shak. Итак, судари и сударыни — потому что и вправду кажется, что вот, заглянули в театр «Глобус», — перед вами воспоминания трудов и прожитых лет, «записанные в апреле от Рождества Господа нашего 1613, перед отъездом на покой из Лондона в Стратфорд-на-Эйвоне». И у каждого слова в этой фразе найдется документальное и даже вещественное доказательство. Тут собраны факсимильные копии и расшифрованные записи шекспировских пьес, записки друзей и современников, его собственные заметки, включая «Добрые советы для тех, кто путешествует ночью по улицам Лондона», рецепт приготовления горячего поссета и «Распорядок дня придворного щеголя Сэра Фрэнсиса Попугайла», а также потрясающе забавные изображения актерских поз и портреты немного грустных мужчин в накрахмаленных воротничках. Вера Бройде Выбор редакции Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» объявил об открытии девятого сезона общероссийской литературной премии «Ясная поляна» и начале приема работ. На соискание премии в номинации «ХХI век» принимаются опубликованные произведения традиционной формы – роман, повесть или рассказ, – написанные на русском языке после 2000 года, в номинации «Современная классика» – номинаторами в этой категории являются члены жюри – рассматриваются художественные произведения традиционной формы, написанные до 2000 года и ставшие классикой. Заявки на участие в конкурсе необходимо подать до 15 апреля. Лонг-лист «Ясной поляны» будет объявлен не позднее 15 июня, а список финалистов, по традиции, огласят 9 сентября, в день рождения Льва Толстого, в усадьбе Ясная Поляна в ходе Международных писательских встреч. Имена победителей назовут в октябре. В этом году премиальный фонд «Ясной поляны» увеличился до 1 800 000 рублей, так что писатели, вошедшие в шорт-лист, поделят между собой 150 000 рублей, победитель в номинации «ХХI век» получит 750 000 рублей, а награда лауреата в номинации «Современная классика» составит 900 000 рублей. Знакомьтесь – Северный Кавказ! В этом году в центре внимания весенней национальной выставки-ярмарки «Книги России» окажется целый регион – центральным экспонентом 14-й МКВЯ станет Северный Кавказ. Президент ФСЭИП Сергей Филатов отметил, что это событие – «прекрасный повод показать глубину и эстетическую чистоту кавказской культуры, продемонстрировать вклад северокавказских республик в развитие общероссийской литературы». На объединенном стенде северокавказских республик гостей «Книг России» будут ждать экспозиции, знакомящие с различными издательскими проектами, а также обширная культурная программа – творческие встречи; вечера, посвященные национальным писателям; презентации; круглые столы; концерты. Издания, отрецензированные в номере D.O.A. Время скорпионов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Аверинцев и Мандельштам: Статьи и материалы . . 11 Альманах «ХХ век»: Сб. статей. Вып. 2. . . . . . . . . 11 Амманити Н. Да будет праздник . . . . . . . . . . . . . 4 Антология одного стихотворения. – Кн. 1: Перекрестное опыление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Бадей С. Свободный полет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Баум Л. Ф. Смешливый гиппопотам . . . . . . . . . . 21 Бенуа А. Азбука в картинках . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Бовуар С. де. Все люди смертны . . . . . . . . . . . . . 6 Бонафу П. Ренуар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Динков И. Личная карта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Зуслин Е. Баллады о рыцаре Гийоме . . . . . . . . . 5 Зуслин Е. В радуге мчащихся лет. . . . . . . . . . . . . 5 Кеплер Л. Гипнотизер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Крым А. Труба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Кэртэрэску М. За что мы любим женщин . . . . 4 Лев Толстой. 1828-2010. Беглец. / Авт.-сост. Г.Гусева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Леклезио Ж. М. Г. Протокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Лин Г. Где гора говорит с луной . . . . . . . . . . . . . 21 7 «Команда скелетов», «Ночная смена», «Все предельно». Сборники рассказов всегда занимали в творчестве Стивена Кинга особое место. И вот теперь - «После заката». Новые рассказы от «короля ужасов»! «Чертова дюжина» историй, каждая из которых способна напугать даже читателя с самыми крепкими нервами. Тринадцать – хорошее число. Но легко ли вместе с героями Кинга пережить тринадцать встреч со Злом, Тьмой и Ужасом? 1 Кинг С. После заката / Пер. с англ. А.Ахмеровой, Е.Доброхотовой, В.Женевского и др. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 416 с. Лопатников В. Канцлер Румянцев. . . . . . . . . . . . 7 Мамлеев Ю. Империя духа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Массаротто С. Бог – мой приятель. . . . . . . . . . . . 4 Михаил Ломоносов. Ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения . . . . . . . . 7 Мутья Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX-XX вв.. . . 11 Новодворский В. Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Плантажене А. Мэрилин Монро . . . . . . . . . . . . . 20 Платонов А. Трагедии Финского залива . . . . 15 Рогинский Б. Пцу-Пцу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Савицкая Э. Мертвые хорошо пахнут. . . . . . . . . 6 Сердитый Г., Бирюков А. По следу саламандры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Собрание сочинений. – Т.1. Стихотворения 2009 года: Антология современной поэзии Петербурга . . . . . . 5 Фунакоси Г. Каратэ-до. Мой жизненный путь . 15 Хоган Ч. Город воров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Чайковский П. Детский альбом . . . . . . . . . . . . . 24 Шульман Э. Яблоня любви, или Время полукровок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2 Представить русское средневековое искусство без иконографии немыслимо, как иконографию – без храмового убранства, шитья, плащаниц, подвесных пелен с «Распятием» и покровиц для литургических сосудов. Этих произведений дошло до нас очень мало, каждое уникально, оригинально, ярко и еще недостаточно оценено. Тут история древнерусского шитья предстает во всей своей красоте. Церковное шитье в Древней Руси: Сб. ст. М.: Галарт, 2010. – 296 с., ил. #3 (2301) новости За служение Пушкину Стали известны имена лауреатов Новой Пушкинской премии 2010 года. Первая премия – «За совокупный творческий вклад в отечественную культуру» (350 000 рублей) присуждена переводчику Вере Мильчиной. Обладателем второй премии – «За новаторское развитие отечественных культурных традиций» (200 000 рублей) стал прозаик Ильдар Абузяров. Кроме того, совет премии, возглавляемый Андреем Битовым, принял решение особо отметить санкт-петербургский Пушкинский театральный центр под руководством Владимира Рецептера «За верное служение Пушкину» – за осуществление проекта «Театральное собрание сочинений Пушкина» и издание книжной серии «Пушкинская премьера». Впервые в истории творческих поощрений в России Новая Пушкинская премия награждает своих лауреатов грантами на двухнедельное проживание в заповеднике «Михайловское».Церемония вручения Новой Пушкинской премии пройдет в Москве, в Государственном музее А. С. Пушкина 26 мая 2011 года –в день рождения великого поэта по старому стилю. Как от первого трюфеля В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина прошла торжественная церемония вручения независимой премии «Триумф». «Триумфатором» от литературы стал Вячеслав Пьецух. В области оперного и кинематографического искусств лауреатами «Триумфа» стали певица Хибла Герзмава и режиссер-мультипликатор Гарри Бардин. Писательские думы 20 января в здании Государственной думы заместитель председателя ГД Светлана Журова встретилась с группой писателей, имеющих прямое отношение к программе по поддержке молодых авторов Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством Сергея Филатова. От «молодых» на встрече присутствовали москвичи Ильдар Абузяров, Евгения Доброва, Сергей Шаргунов, Елена Усачева, Анна Матасова (Карелия), Андрей Коврайский (Ярославская обл.), Григорий Аросев, Ирина Маруценко, Алексей Караковский и Ирина Богатырева. Наряду с Журовой на вопросы гостей отвечал вице-президент ФСЭИП и вице-президент издательства «АСТ» Александр Радовицкий. Гости представили различные аспекты жизни современных писателей, которые занимаются не только собственно творчеством, но и издательской, просветительской и другими видами общественной деятельности. Светлана Журова внимательно всех слушала и – при условии предоставления конкретных проектов или планов — пообещала, что попытается «выбить» финансирование ряда проектов (участие молодых писателей в различных семинарах и мастер-классах, поддержка региональных библиотек и т.п.). Впервые на русском – роман от «величайшего писателя из тех, о которых вы никогда не слышали», однажды уже перенесенный на киноэкран (главную роль исполнил не менее легендарный Джон Уэйн, получив за нее единственного в своей карьере «Оскара»). И вот в январе 2011 года в российский прокат выходит новая экранизация этой культовой классики: постановщики – знаменитые братья Коэн; в ролях: Джефф Бриджес, Мэтт Дэймон, Джош Бролин. 3 Портис Ч. Железная хватка / Пер. с англ. М.Немцова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 256 с.
Стр.2
Книжное обозрение #3 (2301) сергей филатов 3 персона «Современной литературы сейчас мало» Евгения Доброва Сергей Филатов – известный политический деятель, один из авторов Конституции Российской Федерации, а ныне председатель Союза писателей Москвы и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, проводящего такие значимые ежегодные литературные мероприятия, как форум молодых писателей России, совещание молодых писателей республик Северного Кавказа и семинары молодых детских писателей. — Расскажите про форум молодых писателей в Липках. Почему вы решили заниматься дебютантами? — В начале 2000-х мы вместе с Владимиром Григорьевым собрались у Михаила Швыдкого, тогда министра культуры РФ, поговорить о писательской организации, писателях и литературе. Проблем тогда было много: реорганизация союзов писателей, их количество, их антагонизм… И вдруг встал вопрос – а что сейчас происходит с молодыми? Кто ими занимается? Кто им помогает? Кто их ищет? Кто хотя бы знает проблемы, которые у них возникают? Оказалось, что никто. И тогда мы договорились, что при поддержке Министерства культуры и Федерального агентства по печати фонд возьмет на себя эту проблему. Но я поставил условия, что буду решать ее не с союзами писателей, а с литературными журналами. Одной из причин привлечения журналов было то, что фонд Сороса заканчивал тогда их подпитку – он выкупал до 10 000 экземпляров, которые отправлялись в библиотеки, а продолжить ее должно было Министерство культуры. Второе условие заключалось в том, что журналы должны участвовать все, не только либеральные, но и противоположные по своему идеологическому духу – и «Москва», и «Наш современник» – во избежание раскола между молодыми писателями. — С чего началась эта работа? — В течение 2001 года мы организовали двадцать командировок руководителей литературных журналов и писателей в регионы страны, где в областных и городских библиотеках они встречались с молодыми писателями, собирали рукописи, рассказывали о программе. Затем постепенно подключали Интернет. В первый год мы получили 240 заявок из тридцати шести регионов, во второй заявок было уже 360, а в последующие годы – не менее 500. Каждый журнал взял один-два семинара, выбрали жанр, назначили руководителей и начали работать в подмосковных Липках. Как политик я преследовал цель насытить наше гражданское общество мыслящими людьми, которые могли бы преобразовывать увиденное в художественные формы и помогать разобраться в том, что все-таки происходит сегодня и происходило вчера. Для русского человека литература всегда имела колоссальное духовное значение. Поэтому для меня было очень важно, чтобы в гражданском обществе появилась такая категория Хилари Мантел — одна из самых известных и интересных писательниц современной Великобритании. Роман «Волчий зал» – страстная история о переломных для Англии 20-х годах XVI века, тектонических сдвигах истории и великом пришествии Оливера Кромвеля, сделал ее лауреатом Букеровской премии 2009 года. 4 Мантел Х. Волчий зал / Пер. c англ. Е.ДоброхотовойМайковой, М.Клеветенко. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 672 с. людей, которая помогала бы осознавать нашу жизнь, особенно нынешнюю. Наконец, третья причина запуска программы – буквально накануне совместно с компанией «Старая площадь» мы провели исследование среди читателей «толстых» литературных журналов, и почти по каждому изданию получили один и тот же ответ: 75 % читателей хотят видеть новые имена. — Интересны ли фестивальные и форумпроекты кому-нибудь, кроме их участников? — Большой интерес к новым именам проявляют наши зарубежные коллеги-издатели. Именно поэтому мы стали возить на международные книжные ярмарки специальный стенд «Молодая литература России». Особенно активно к нам обращались Китай и Индия и в последнее время Куба, Болгария, Польша. Тяжелее с Францией и Германией, но там, бывает, срабатывают личные связи. Российские же издатели ориентируются, прежде всего, на журналы, новые имена они отслеживают именно там. — Почему фонд СЭИП активно поддерживает литераторов Северного Кавказа? — Во-первых, в центре России начинается довольно серьезный конфликт с людьми, которые приезжают с Кавказа, – это последствия войны. Проблема здесь значительная – мы потеряли культурную связь, россияне перестали представлять и понимать культуру и особенности менталитета народов Северного Кавказа. А те, в свою очередь, сильно оторваны от России, до такой степени, что многие вообще потеряли русский язык. Поэтому очень важно сблизить писательскую группу центра России с писательской группой Кавказа, наладить связи как переводчиков, как компаньонов, как коллег. Для этого работает форум, также мы проводим отдельные региональные совещания. Нам хочется, чтобы на Северном Кавказе звучал голос не только военных политиков, но и голос интеллигенции, творческих людей, голос писателей. Это вносит свою лепту в стабилизацию гражданского общества и вообще ситуации в регионе. — Расскажите про серию литературы народов Кавказа, которую вы спонсируете. — Сначала у нас было два варианта: издание классики северокавказской литературы или сборники северокавказских рассказов и повестей. Вместе с писателем Гарием Немченко, который является составителем и редактором, мы остановились на последнем – это большой массив произведений На самой границе между историей и легендой, реальностью и воображением стоит смешанный мир, где живут настоящие и полувымышленные средневековые персонажи: куртуазные рыцари и отважные короли, разбойники и святые, а также много-много сказочных существ. Их история под пером Ле Гоффа – история вдохновенных снов, что снились европейской цивилизации. 5 Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Пер. с фр. Д.Савосина. М.: Текст, 2011 – 224 с. и большое количество имен, которые мы могли бы представить читателям. Проект поддержали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и издательство «АСТ». К настоящему времени вышли три тома: «Война длиною в жизнь», «Цепи снеговых гор», «Лес одиночества». В этом году мы готовим четвертый сборник – «Дорога домой». Эти книги предназначены, прежде всего, для чтения россиянами. Мы хотим, чтобы по ним – а это тексты последних десяти– пятнадцати лет – люди могли понять, что всетаки происходит в этих республиках. — Что, на ваш взгляд, происходит в современном литературном процессе? Чего литературе не хватает? — Мы находимся в переходном периоде. Я не могу сказать, что сейчас у нас есть яркая светлая литература, которая привлекает внимание. Вообще современной литературы сейчас очень мало – я имею в виду не то, что создается в наше время, а то, что рассказывает о нашем времени. Некоторые писатели, например Даниил Гранин, Александр Кабаков, пытаются это сделать путем сопоставления того, что было до революции, и того, что происходит сейчас. Но глубины понимания – нет. За это я, честно говоря, очень переживаю. Вообще время очень тяжелое: если мы раньше имели один источник информации и мощную пропаганду, то сегодня огромное количество информационных ветвей, и простому человеку разобраться очень трудно. Из написанного за последнее время мне очень нравятся книги Романа Сенчина – когда я читал «Елтышевых», у меня было такое ощущение, что на примере своих героев он показывает, как рушится Россия. — Как вы можете прокомментировать сегодняшнюю ситуацию с «толстыми» журналами? — Я не сторонник мнения, что журналы погибнут. Нет, они найдут и своего спонсора, и более широкого читателя. Их тиражи все равно выше, чем сегодняшние тиражи книг. Во-вторых – качество текстов, строгий профессиональный ценз. Читатель понимает: раз эту вещь опубликовали в журнале, значит, она неплохая. Пока журнал – это более качественный с художественной точки зрения товар, чем книга. — Является ли гарантией хорошего письма лауреатство автора, победы в крупных конкурсах и премии? — Это один из способов подачи читатеПосле двух нашумевших книг о «Спартаке» Игорь Рабинер понял, что задолжал клубу позитива. Эта книга, конечно, не о том, как возрождали «Спартак», но о том, какой он, этот «Спартак», увиденный глазами своих же легенд. А их за долгие годы набралось немало, здесь представлены шестнадцать: от Симоняна и Дасаева – до Карпина и Павлюченко. 6 Рабинер И. Спартаковские исповеди. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 576 с. лю хорошей литературы. У нас выпускается сто двадцать тысяч наименований книг в год. Вдумайтесь в эту цифру. Человек в принципе может прочитать за свою жизнь от двух до пяти тысяч книг, если он не специалист. Поэтому очень важно, чтобы те пять тысяч, которые пропустит через себя простой читатель, были хорошими книгами. Я считаю премии очень полезным делом – весь вопрос, насколько честно и справедливо это делается. Взять, например, «Большую книгу». За все время ее существования я не встретил ни одного романа-победителя, который действительно был бы большой книгой – вершиной, которой можно гордиться. То же самое я думаю и о «Букере». Иногда было бы честнее не присуждать первую премию никому. Очень было обидно, что эксперты не оценили роман Александра Нежного «Там, где престол сатаны», а жюри – повесть Германа Садулаева «Шалинский рейд». Очень поучительные книги, и, мне кажется, здесь не обошлось без подыгрывания неким духовным и политическим силам, а этого не должно быть при оценке выдвинутых на премию произведений. — Семинары для молодых детских писателей – еще одно направление, которым занимается Фонд. С чем связан ваш интерес к детской литературе? — Книги для детей должны быть очень качественными. Я имею в виду не только содержание, должен быть детский язык. Каждое слово в детской книге должно увлечь ребенка. Я читал и детям, и внукам, и правнукам детские книги – и иногда меня оторопь брала, какие там используются слова. Ребенок не то, что понять – даже выговорить их не может. Детская литература – очень важное направление. Хочется, чтобы у нас появились писатели, которых бы читали с увлечением. Пока я таких среди молодежи не вижу. Смотрю на книжных ярмарках детские стенды – опять Агния Барто, Михалков, Маршак… Эдуард Успенский, Валерий Воскобойников… Одна старая гвардия, молодых практически нет. А если и есть, возьмешь книгу в руки – и обязательно споткнешься где-нибудь. Нет строгости подхода к слову. Вот говорить с детьми – они все научились, выступают блестяще. А в книжном деле пока еще не мастера. Но ведь дети первым делом тянутся к электронной технике, к Интернету. И если мы хотим, чтобы они читали, нужны действительно хорошие книги. Из нового сборника Артура Гиваргизова дети и продвинутые взрослые смогут узнать, как президента не пустили на день рожденья, Оля превратила комара в бабочку, а Артур Александрович выкинул из окна гитару. А также – разговаривают ли кошки, что общего у белого шоколада и синего арбуза и почему в четверг все бабушки куда-то пропали. 7 Гиваргизов А. Как со взрослыми. М.: Время, 2011. – 144 с.
Стр.3