Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Книжное обозрение

Книжное обозрение №10 2011 (40,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID207847
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2011 .— №10 .— 24 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207847 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 СОВЕТСКОЕ — ЗНАЧИТ ОТЛИЧНОЕ ФАНТАСТИКА О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ 6 16 Беседа с писателем Андреем Усачевым #10 <...> (2308) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ИСТОРИЯ МОСТОВ И ТУННЕЛЕЙ 17 ЖИЗНЬ КАК ЦИРК Слоны в кино и на бумаге Канада Майкла Ондатже выходит с 5 мая 1966 года 22 ТОЛСТЫЙ РЫЖИЙ БАГЕТ Кот-полубог от Анны Старобинец О пользе Италии новости Дневниковая география Натальи Осис (стр. <...> Современный классик американской литературы, обладатель Пулитцеровской премии и премии Франца Кафки, Рот, родившийся в 1933 году, издал свой первый роман «Наплевательство», когда ему не исполнилось еще тридцати, но славу ему принесли «Случай портного» и «Заговор против Америки», где он описал страну с профашистским режимом, насажденным летчиком Чарльзом Линдбергом, который победил Рузвельта на выборах 1940 года. <...> Последний, к слову, попросил исключить его имя из шорт-листа, объяснив это своей «нелюбовью к призам» за литературную деятельность, но жюри его просьбу не исполнило. <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 6 июня с.г. Книжное обозрение 2 #10 (2308) новости Рукописи в Большом городе книга недели Скорее – сейчас же – немедленно! <...> В первой – «Сюжет» – на награду претендуют Елена Ленковская с фантастическим романом «Повелители времени. <...> За звание обладателя самой «оригинальной идеи» соперничают Юлия Лемеш, сочинившая городское фэнтези для подростков «Дозвониться до небес», и еще целых три автора с городским фэнтези, но для взрослых: Нелли Мартова («Ветер, ножницы, бумага, или Скрапбукеры»), Алекс Градов («Черный клан») и Лариса Романовская («Московские сторожевые»), а также уже сражающаяся за предыдущую номинацию Татьяна Королева и Александр Егоров – автор мистического «Театра». <...> В одном нью-йоркском кафе каждый месяц собираются ученые, поэты, артисты и музыканты: вечера пользуются большим успехом. <...> Книжное обозрение 3 #10 (2308) андрей усачев персона «Моя мечта – стать в следующей жизни кошкой... <...> «Кот – это мечта… А вообще-то, я, наверное, больше собака: я привязчивый <...>
Книжное_обозрение_№10_2011.pdf
«Я ПИШУ ОЧЕНЬ ПРОСТО И ПОНЯТНО...» 3 Беседа с писателем Андреем Усачевым #10 (2308) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ИСТОРИЯ МОСТОВ И ТУННЕЛЕЙ Канада Майкла Ондатже 17 новости Большой американец 18 мая в Сиднее в рамках литературного фестиваля жюри Международной Букеровской премии назвало своего лауреата. Его имя – Филип Рот, и оно прекрасно известно во всем мире, включая Россию. Современный классик американской литературы, обладатель Пулитцеровской премии и премии Франца Кафки, Рот, родившийся в 1933 году, издал свой первый роман «Наплевательство», когда ему не исполнилось еще тридцати, но славу ему принесли «Случай портного» и «Заговор против Америки», где он описал страну с профашистским режимом, насажденным летчиком Чарльзом Линдбергом, который победил Рузвельта на выборах 1940 года. Среди тринадцати других писателей, вошедших вместе с Ротом в «короткий список», книги далеко не всех изданы у нас, хотя некоторые авторы также знамениты, как и победитель: это Филип Пулман и Джон Ле Карре. Последний, к слову, попросил исключить его имя из шорт-листа, объяснив это своей «нелюбовью к призам» за литературную деятельность, но жюри его просьбу не исполнило. В отличие от английского Букера, судейский комитет Международного Букера, учредив свою премию недавно, в 2005 году, оценивает вклад в мировое литературное наследие всего творчества автора, а не отдельного его произведения, и присуждает награду как англоязычному писателю, так и автору, чьи произведения переведены на английский. При этом сама церемония вручения премии проходит в Лондоне, раз в два года. В 2011-м она состоится 28 июня: Филип Рот получит титул и денежное вознаграждение размером в 60 тысяч фунтов стерлингов. Прежде победителями премии становились албанский автор Исмаил Кадаре, классик нигерийской литературы Чинуа Ачебе и канадская новеллистка Элис Манро. pro Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»: Россия – Почетный гость Туринской книжной ярмарки; Наш колумнист Борис Ленский о переходе на уровневую систему подготовки кадров. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 6 июня с.г. ЖИЗНЬ КАК ЦИРК Слоны в кино и на бумаге 22 выходит с 5 мая 1966 года ТОЛСТЫЙ РЫЖИЙ БАГЕТ Кот-полубог от Анны Старобинец О пользе Италии Дневниковая география Натальи Осис (стр. 7) СОВЕТСКОЕ — ЗНАЧИТ ОТЛИЧНОЕ 6 ФАНТАСТИКА О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ 16 Дневниковая география Натальи Осис (стр. 7)
Стр.1
Книжное обозрение 2 Рукописи в Большом городе книга недели Скорее – сейчас же – немедленно! Надо сказать, «конспиративные навыки» у персонажей книги Софьи Прокофьевой «Оставь окно открытым» отменные: если бы не пара проколов, никому бы и в голову не пришло судить о том, когда родилась эта история. «Подвели» только милиционер Василий Семенович (которому теперь полагается быть полицейским), да игрушки на транзисторах. Но это – мелочи, на которые серьезные люди вроде Веснушки, главного героя повести, не тратят времени. Для него гораздо важнее найти девочку с тысячей веснушек, образумить хитрого Кота Ангорского, поздороваться со светлячком… Веснушка начинает свою 16 мая в Санкт-Петербурге жюри национальной литературной премии «Рукопись года» объявило шорт-лист сезона 2010–2011 годов. Эту премию, учрежденную издательством «Астрель-СПб» ИГ «АСТ», называют «самой авторской», потому что лишь она одна работает с еще неопубликованными работами. У премии три номинации. В первой – «Сюжет» – на награду претендуют Елена Ленковская с фантастическим романом «Повелители времени. Спасти Кремль» – о современных уральских школьниках, попавших в прошлое и принявших участие в войне 1812 года; Лидия Евграфова с мелодрамой «Размах крыльев ангела»; Наталья Лебедева, пишущая под псевдонимом Аглая Алешина, – автор психологического триллера «Смотри на меня, Кассандра»; Анна Мосьпанов с книгой «Круглые кубики»; Дмитрий Силлов с фантастическим романом «Кремль 2222» и Анна Зимова с авантюрным – «Год Мамонта». В категории «Язык» судьи оставили «Межсезонье» – психологическую прозу Дарьи Вильке, «Понаехавшую» – трагикомический роман Наринэ Абгарян, «Плывущих по волнам» – сборник короткой прозы Каринэ Арутюновой, мелодраму под названием «Вернусь, когда ручьи побегут» Татьяны Бутовской, мистический роман «Тимур и его команда и вампиры» Татьяны Королевой и исторический – «Турецкая война» – Владимира Соболя. За звание обладателя самой «оригинальной идеи» соперничают Юлия Лемеш, сочинившая городское фэнтези для подростков «Дозвониться до небес», и еще целых три автора с городским фэнтези, но для взрослых: Нелли Мартова («Ветер, ножницы, бумага, или Скрапбукеры»), Алекс Градов («Черный клан») и Лариса Романовская («Московские сторожевые»), а также уже сражающаяся за предыдущую номинацию Татьяна Королева и Александр Егоров – автор мистического «Театра». Имена троих победителей станут известны 27 мая на торжественной церемонии вручения премии в Санкт-Петербургском Доме книги. Два раза «впервые» Прокофьева С. Оставь окно открытым: Повесть-сказка / Ил. Е.Медведева. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2011. – 248 с.: ил. – (BiblioГид рекомендует). 3000 экз. (п) ISBN 978-5-91045-287-3 карьеру простым солнечным лучиком и лишь потом решает стать не солнечной собакой, не радужной кошкой – человечком! Он вообще не так прост: то начинает капризничать, как только солнышко прячется за тучи, то готов лететь на край света, чтобы спасти добродушного кузнеца или помочь ученому-неудачнику совершить открытие. Софья Прокофьева точно отмеряет необходимое количество спасительного солнечного света каждому читателю – «по заслугам его и возрасту». Так, сказочница обстоятельно разъясняет смысл понятия «витраж» и, казалось бы, оставляет без внимания куда более сложное слово: «безбожник». Это неудивительно: представить, как разноцветные стеклышки превращаются в светящуюся картину, способен каждый, а вот понять, почему один верит в Бога, а другой нет, да кто Он, этот Бог, – дело нелегкое. Вообще, она «по-матерински» стремится уберечь читателя от преждевременных открытий, но в то же время и не жалеет его, когда по секрету нашептывает всякие серьезные вещи. Представьте себе, что Катя, та самая, у которой больше тысячи веснушек, вдруг спрашивает: «Как это так, когда меня не было?» Или что пудель смотрит на свою хозяйку «ревниво и печально, с тихой, безнадежной любовью». Однако исключительное чувство меры позволяет писательнице не запугать напоминаниями о преходящем и неустойчивом, а наоборот – убедить в ценности простого и неизменного: дружбы, любви и верности. Анастасия Стогней Выбор редакции Седьмая по счету, Новая Пушкинская премия будет вручена в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Церемония состоится вечером 26 мая. И она будет в этом году уникальной сразу по двум причинам: во-первых, никогда прежде ее не получал переводчик. В семь вечера награду за совокупный творческий вклад в отечественную культуру примет Вера Мильчина. Другим лауреатом станет прозаик Ильдар Абузяров – «За новаторское развитие отечественных культурных традиций». Кроме того, Совет премии, под председательством Андрея Битова, решил отметить Специальным дипломом «За верное служение Пушкину» Пушкинский театральный центр, которым в Санкт-Петербурге руководит Владимир Рецептер. Благодаря его стараниям было издано «Театральное собрание сочинений Пушкина» и серия книг «Пушкинская премьера». Второе событие, претендующее на то, чтобы быть названным уникальным, – это неизвестное ранее литературоведам стихотворение Гавриила Державина: застольная песня «Кто похулит жизнь мою». В исполнении музыкального коллектива «Dedooks» оно будет представлено гостям в конце церемонии. Издания, отрецензированные в номере Александр Блок: Исследования и материалы. . 10 Архипова А., Мельниченко М. Анекдоты о Сталине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Арьес Ф. Время истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Бейкер Т. Том Йорк: в Radiohead и соло . . . . . . . . 19 Белянин А., Черная Г. Лайнер вампиров. . . . . . . 15 Бергельсон Д. Отступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Богомолов Н. Сопряжение далековатых . . . . . . . 10 Геворкян Э. Цезарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Гончарова М. Моя веселая Англия . . . . . . . . . . . . . 8 Горюнова И. Божьи куклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Груэн С. Воды слонам! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Живой А. Небесный король. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Зальцман П. Сигналы Страшного суда . . . . . . . . . 5 Знак кровоточия: Александр Башлачев глазами современников . . 19 Кнабе Г. Современная Европа и ее антично-римское наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Корякин В. Челюскинская эпопея . . . . . . . . . . . . . . 15 Кошкин А. «Кантокуэн» – «Барбаросса» по-японски: Почему Япония не напала на СССР. . 15 Крамер М. Три женских страха . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Мюллер Г. Качели дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 7 Фотографий здесь действительно нет, хотя автор и пишет, что в тайну снимка он трепетно верит. Шаргунов рассказывает о людях и событиях, которые в его жизни отпечатались, точно фотографии: черно-белые – из детства, цветные – из юности, и электронные – после двадцати пяти. Новая книга писателя вошла в «короткий список» «НацБеста». 1 Шаргунов С. Книга без фотографий. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с. Мы жили в СССР /Авторы-составители О.Дыдыкина, С.Ермакова, В.Куликова. . . . . . . . . . . . . 6 Ондатже М. В шкуре льва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Осис Н. У самого синего моря: Итальянский дневник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Панин И. Мертвая вода: Стихи . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Познер В. Тур де Франс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Помощь небесных покровителей: . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Прашкевич Г. Герберт Уэллс . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Рай А. Первоцвет: Повести и рассказы . . . . . . . . . 15 Ратькина Т. Никому не задолжав… Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Рюнель Э. Серебряная Инна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Самарцев А. Часть встречи: Книга стихотворений . . . . . . . . . . . . . 5 «Среди печальных бурь…»: Из польской поэзии XIX–XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Старобинец А. Котлантида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Усачев А. Котобой, или Коты выходят в море . . 22 Усачев А. Любопытный жирафик . . . . . . . . . . . . . . 22 Хаецкая Е. Лермонтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Щапова Ю. Материальное производство в археологическую эпоху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Ее называют классической страной иммигрантов. Предки одних приплыли в Австралию в кандалах, других на Зеленый континент привели войны, а кто-то просто искал здесь удачи. Как эта нация рождалась, рассказывает житель Мельбурна, писатель и сценарист, один из основателей сериала «Альманах кинопутешествий» и советский иммигрант Семен Шульман. 2 Шульман С. Австралия – Terra Incognita: Когда звери еще были людьми. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 228 с.: ил. #10 (2308) новости Подарок из СанктПетербурга 19 мая в Большой аудитории Политехнического музея прошла церемония награждения ежегодной национальной премии «Поэт». За наивысшие достижения в современной русской поэзии ею был награжден Виктор Соснора. Чтобы получить диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение, сумма которого эквивалентна 50 000 долларов США, он приехал в столицу из Санкт-Петербурга, что для многих стало настоящим подарком и очень приятной новостью, потому что в последние годы Виктор Александрович не участвовал в литературных мероприятиях, почти не появлялся на публике и юбилейных вечерах в свою честь – по причине слабого здоровья и преклонного возраста. О том, что именно Соснора стал в 2011 году лауреатом, координатор премии и главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин объявил чуть больше месяца назад. Согласно статусу премии, ее дают только ныне живущим поэтам, пишущим на русском языке, вне зависимости от их национальности и места проживания. Поэт, переводчик и прозаик Виктор Соснора, родившийся в 1936 году, пережил блокаду Ленинграда и даже мальчиком ходил в разведку во время войны, сражаясь вместе с отцом в действующей армии. В 1962 году он опубликовал первый поэтический сборник, «Январский ливень», за которым последовали еще три десятка, а также проза и эссе. При этом не все тексты проходили цензуру, поэтому расходились и в самиздате, и в тамиздате. И Соснора был редким представителем «официальных шестидесятников», кто много ездил за границу с лекциями для французских и американских студентов – и это человек, который так и не окончил вуз, работая слесарем Невского машиностроительного завода. Кроме только что полученной премии «Поэт» Виктор Соснора является также обладателем премий Андрея Белого, Аполлона Григорьева и Сергея Довлатова. Неизвестный Берджесс В архивах писателя Энтони Берджесса найдено 20 неопубликованных рассказов, письма, сценарии и музыкальные произведения. Все эти материалы хранились в трех принадлежавших Берджессу домах и были завещаны Международному фонду писателя его вдовой. Среди бумаг оказался оригинал авторского сценария к фильму «Заводной апельсин», который не понравился режиссеру Стэнли Кубрику, и написанный для него же сценарий к фильму о Наполеоне Бонапарте, и фрагменты сценария для шоу о Гарри Гудини, над которым писатель работал вместе с Орсоном Уэллсом. Среди других найденных в архивах сочинений – книга об истории Лондона, книга по истории английской литературы, около 200 музыкальных сочинений, в том числе три симфонии, партитура балета и сочинения для оркестра. Берджесс занимался музыкой на протяжении всей жизни, известно около 250 его работ, в том числе мюзикл о Льве Троцком и оперетта по «Улиссу» Джойса. В одном нью-йоркском кафе каждый месяц собираются ученые, поэты, артисты и музыканты: вечера пользуются большим успехом. «Заправляет» там Роалд Хофман, польский эмигрант, нобелевский лауреат по химии, профессор Корнелльского университета, автор двух пьес – и поэт. 3 Хофман Р. Избранные стихотворения / Пер. с англ.: Билингва. М.: Текст, 2011. – 173 с.
Стр.2
Книжное обозрение #10 (2308) андрей усачев 3 персона «Моя мечта – стать в следующей жизни кошкой...» Беседовала Вера Бройде Чем можно объяснить неутихающий шум вокруг этих существ: таких своенравных и циничных, чаще всего капризных и ленивых, полосатых и толстых? Что мы о них знаем по-настоящему? «Кот – это мечта… А вообще-то, я, наверное, больше собака: я привязчивый, не такой самодостаточный и не такой спокойный, более нервный», – говорит автор «Котографии на память», «333 котов» и «Планеты кошек» Андрей Усачев. Поэт и писатель, которого очень любят те, кто любит хорошие книжки, и не обязательно про котов. Правда, одна из последних его историй вновь возвращает нас к кошачьей теме... – В фильме Алена Рене «Дикие травы» девочка в самом конце спрашивает маму: «Если в следующей жизни я буду кошкой, ты разрешишь мне есть сухой корм?» Это, конечно, само по себе интересно, но кроме того и совпадает с темой вашей последней книги, поэтому сразу три вопроса. Первый: а вы о чем-нибудь таком спрашивали в детстве? Второй: что самое хорошее в жизни кошки, кроме возможности есть сухой корм? И третий: окажись вы на месте матери, что бы вы ответили? – Меня в детстве волновал вопрос о смерти. Когда мне было лет шесть или семь, я вдруг подумал об этом и ужасно испугался. Спросил у родителей, а они ответили: «Не волнуйся, ты никогда не умрешь, в XXI веке изобретут специальные таблетки, и люди будут жить вечно». Меня это, конечно, здорово успокоило. Никакой религии – зато технический прогресс! Насчет второго вопроса – что самое чудесное в жизни кошки: только давайте договоримся, что она будет нормальной кошкой, не кастрированной и не стерилизованной. Должен сказать, что для меня кошка – это самый красивый и гармоничный из существующих видов. Она умеет быстро бегать, высоко прыгать и ловко лазать по деревьям, она настолько пластична, что дух захватывает. И она чем-то очень похожа на человека, в отличие от собаки, которая ему предана. А кошка независима, как человек. И как он, атеистична и лукава, и вся полна этим ощущением свободы – совершенно уникальной. Так что я думаю, что в жизни кошки много прекрасного, но самое лучшее – это ее согласие с природой. И, пожалуй, моя мечта – стать в следующей жизни кошкой. Только с условием, что я попаду в хорошую семью, – тогда это будет настоящее счастье. Вот только насчет сухого корма – не думаю, что девочка правильно сделала, выбрав его: наверное, она была воспитана на искусственной еде. Если бы я был кошкой, я бы питался, как и сейчас… рыбой! – Когда читаешь «Котобоя» – о том, как коты уплыли на старой лодке ловить кита, на ум (если, правда, ты не ребенок) первым делом приходит Мелвилл с его «Моби Диком». Потом старик Сантьяго Хемингуэя, а чуть позднее – целая лавина образов, из кино в том числе: и «Идеальный шторм», и «Капитан Джек», и другие. Кто-то из них на вас повлиял, когда вы сочиняли свою историю? 4 Что здесь важнее: текст или рисунки? Они неразделимы, да и традиционным комиксом книгу молодой француженки не назовешь. Дельфина Перре придумала продолжение истории про необычную дружбу мальчика и злого серого волка. На этот раз герои отправляются в путешествие к морю. За рулем машины – дедушка: тот еще ребенок! – Нет. То есть, разумеется, я о них знал. Но существует какая-то общая логика событий и развития человеческой души. С одной стороны, это нормально – стремиться в жизни к чему-то по-настоящему огромному, колоссальному, но иногда ты достигаешь цели и понимаешь: это так велико и так прекрасно, что не стоило этого трогать. Есть вещи, которые выше нас, больше и лучше, как кит или как большая рыба – кстати, еще один прекрасный фильм, который можно было бы включить в тот список. Тут ведь и вправду, как в «Крупной рыбе»: есть вещи, которые достаточно увидеть – просто замереть, постоять, глядя зачарованными глазами, и оставить. Пусть они живут как мечта, тем более, что не обязательно владеть мечтой физически – это может ее даже убить. Нет, гораздо важнее просто иметь ее в сердце. Самые большие ценности, в принципе, нематериальны: любовь и дружба. Да и вообще лучше разобраться с самим собой, а кит – это внешнее. Я только что закончил писать новую книжку, продолжение «Котобоя»: как раз про это – про мечту. Там появляется кошка Марианна – настолько прекрасная, что вся деревня сходит по ней с ума, – и вот она как-то говорит: «Я выйду замуж за того, кто достанет для меня золотую рыбку». После этих слов очередь из женихов сразу рассосалась. Но на следующий день один из котов, Шлында, принес ей в майонезной банке несколько золотых рыбешек, со словами: «Фигня-вопрос, купил в зоомагазине неподалеку, по двадцать рублей штука!» Марианна отвечает, что ей такие не нужны, а нужны настоящая, волшебная, исполняющая желания. И тогда наши герои – Афоня в первую очередь, который в нее страстно влюблен, – отправились на поиски: они слышали, что такие рыбки водились где-то в прудах японского императора. Они плывут и, в конце концов, добывают золотую рыбку, привозят домой, играют свадьбу, и вот – сидят на берегу, счастливые молодожены. И вдруг Марианна говорит: «Давай отпустим рыбку? – Но ты ведь даже не загадала желания! – Почему? Я всегда мечтала о такой любви, чтобы ради меня кто-то отправился на край света. И мое желание исполнилось». – Вот это история! Возможно, первая книга была больше ориентирована на мальчиков, а эта – на девочек? – Я жутко боюсь этих «ориентаций»: мальчиковые книжки, девочковые книжки. 5 Перре Д. Я, волк и каникулы с дедушкой / Пер. с фр. М.Кадетовой. М.: КомпасГид, 2011. – 56 с.: ил. История жестоких малолетних африканских солдат, конечно, как-то связана со страшными убийствами в российской глубинке, а засекреченная правительством лаборатория – с древней легендой о нападении на город «недоростков». Здесь переплетаются политический триллер, психологическая драма и расследование, которое ведет главный герой – журналист. А может, это все – бред сумасшедшего? Прилепин З. Черная обезьяна: Роман. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 285 с. Когда я пишу, я не ориентируюсь ни на пол, ни на возраст. Я придумываю как бы для себя, чтобы это было интересно читать мне самому. Другое дело, что я пишу очень просто и понятно, не употребляю слишком заумных слов, такое у меня первобытно-примитивное устройство, и в результате мои истории могут читать и дети, и взрослые. Но я не пишу специально для детей, мальчиков или девочек. Во мне, как и во всех, есть оба этих начала: мальчиковое и девочковое. Но вот книги, которые читают в тринадцать лет: «Ромео и Джульетта» или «Война и мир» – для кого они? То есть я понимаю, что разница, конечно, есть, но она скорее тематическая, чем сущностная: девочкам нравится читать про любовь, про зверюшек, мальчикам – про приключения и войны. А потом они выходят из этого возраста… Правда, не все. Я вот так до конца и не вышел. – А вы в детстве про что любили читать, если вообще любили? – Не просто любил, обожал. Я был книжным ребенком. Начал где-то лет в пятьшесть и уже не мог остановиться – лет до тридцати пяти. Потом перестал – знаете, как в анекдоте: чукча – не читатель, чукча – писатель. А тогда, ребенком, очень любил сказки. Моей любимой был «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», да и вообще вся серия «Волшебника Изумрудного города» – она, наверное, у всех была книгой детства. Из приключенческих больше всего мне нравились Майн Рид, Буссенар, Жюль Верн. Из детективов – истории про Шерлока Холмса. В каком-то смысле я остался верен себе: до сих пор больше всего мне нравятся сказки и приключения. Хотя, думаю, старая приключенческая литература сегодня уже устарела. В ней было слишком много описательных вещей. Пейзажи Патагонии XIX века на три страницы я, как и другие мальчишки, быстро пролистывал – сейчас эту работу точнее выполняет кино. Там, где писатель долго-долго рисует картину, как герои ехали по прериям, глядя на какие-то совершенно особенные цветы, режиссер – раз, один проезд камерой – и показал… В общем, приключенческое кино сейчас успешно заменяет область приключенческой литературы. – У вас часто бывает такое чувство, когда вы сожалеете, что не прочитали именно эту детскую книжку, которая только сейчас появилась, когда сами были маленьким? Пусть вас не смущает «собачье» интернет-название: оно не только символизирует время, когда новые технологии берут классику в оборот, но и предельно точно цитирует самого Розанова, написавшего в 1915 году: «Как мне хочется быть собакой». В книгу, готовившуюся четверть века, входят статьи исследователей и оригинальные тексты самого писателя. 6 Налепин А., Померанская Т. Розанов@etc.ru. М.: Центральный Издательский дом, 2011. – 480 с. Шаргунов С. Книга без фотографий. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с. – Нет, почему-то нет. Во-первых, всех книжек все равно не перечитаешь, даже если читать столько, сколько я ребенком (то есть всюду и всегда, где и когда только возможно: в школе на уроках или на улице, прислонившись к забору, в своей комнате, когда родители уже погасили свет). А во-вторых, вовсе не обязательно прочесть тысячу книг. Самое главное, чтобы среди тех книг, что ты прочитал, было несколько, или хотя бы одна, которые дадут больше всего пищи для размышлений, и при этом на самые различные темы. Анатоль Франс написал, кстати, чудесную притчу про одного султана, решившего узнать как можно больше о человеческой истории и велевшего мудрецам составить для него подборку книг на эту тему. Те долго и тщательно собирали лучшие труды, а султан старел и просил о том, чтобы список был короче, потому что в противном случае он не успеет, ему и так уже сорок, шестьдесят, восемьдесят… И вот, совсем уже старик, он молит их об одной единственной, самой главной книге, и ему отвечают: но если вам нужна истина, то она известна – люди рождаются, страдают и умирают. Вот так: тысяча книг не больше, чем одна. И не стоит так уж расстраиваться, если не прочитал ребенком какую-то книжку. – А ваше восприятие книги изменилось с возрастом: то, что очень нравилось в детстве, сейчас нравится ничуть не меньше, или наоборот – кажется глупым? – Тут бывает по-разному. Ну, конечно, нужно понимать, что ребенок – это все-таки существо, не обладающее вкусом: вкус вырабатывается постепенно, с годами. Я читал все, что попадалось под руку, заглатывал, клевал на обложку или привлекательное название. Сейчас я понимаю, что очень многие из тех книжек не стал бы перечитывать. С другой стороны, среди них были и те, которые я могу назвать великими: Гайдар, например, или «Вини-Пух». А вот «Алиса» мне в детстве не очень нравилась, как и сейчас, кстати: то есть я воспринимаю ее как литературный памятник, как нечто, что стало переломным моментом в истории литературы, но мне она всегда казалась немного скучноватой. Только потом я понял, почему: в ней нет чувства. Это игра ума, прекрасная мозговая книга, но в ней нет ничего для сердца. Нужно же сопереживать и кому-то сочувствовать, а в «Алисе» сочувствовать некому. 7 Фотографий здесь действительно нет, хотя автор и пишет, что в тайну снимка он трепетно верит. Шаргунов рассказывает о людях и событиях, которые в его жизни отпечатались, точно фотографии: черно-белые – из детства, цветные – из юности, и электронные – после двадцати пяти. Новая книга писателя вошла в «короткий список» «Нацбеста».
Стр.3