Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Книжное обозрение

Книжное обозрение №19 2010 (40,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID207830
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2010 .— №19 .— 24 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207830 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 ПРИНЦ ГЭНДЗИ УЛУЧШЕННЫЙ СКРЫТЫЕ ТАЛАНТЫ ЗОНТИКОВ 7 19 Интервью с писателем Альбертом Лихановым #19 <...> (2289) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ИСКУССТВО ПОБЕГА СО СВАДЬБЫ Анна Гавальда учит радоваться 9 МАТРИЦА КОРМИТ ПЕЧЕНЬЕМ выходит с 5 мая 1966 года 16 Что и зачем едят в кино ФЭНТЕЗИ ОТ ДЖОАНН ХАРРИС Светлая печаль язычника Золотой век? новости Миф о семидесятых (стр. <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 30 августа с. г. Книжное обозрение 2 #19 (2289) новости Скончался Эфраим Севела книга недели Ловец человеков «Нет более счастливой и приятной жизни, чем жизнь добродетельного рыболова. <...> Venator – охотник), причем рыболов личным примером и велеречивыми увещеваниями обращает охотника в свою «веру». <...> Искусный рыболов, или Медитация для мужчин / Пер. с англ. <...> Дмитрий Малков Выбор редакции 7 Платонов в Воронеже 9 августа в Москве на 83-м году жизни скончался писатель, киносценарист и режиссер Эфраим Севела. <...> Севела (Настоящее имя – Ефим Драбкин) родился 8 марта 1928 года в Бобруйске. <...> В Израиле Эфраим Севела прожил всего шесть лет – так и не сумев почувствовать себя там как на родине, уехал в США. <...> Книжное обозрение 3 #19 (2289) альберт лиханов «Как бы не выпасть из детства...» персона Беседовала Вера Бройде Альберт Лиханов опубликовал свой первый рассказ в 1962 году в «Юности». <...> В моей жизни так получилось, что я давно, много лет назад прикоснулся к проблеме сиротского детства, а потом, не торопясь писать об этом, чтобы лучше разобраться, понял, какое это грустное дело, которое… не то чтобы забыто – пожалуй, нет, но находится в таком замерзшем состоянии. <...> И иногда мне очень хочется, чтобы разговоры, которые я веду и со мной ведут, были бы такими же, как в детстве: в смысле честными и чистыми. <...> И, конечно, «Шагреневая кожа» Бальзака, романы Стендаля и особенно «Жан Кристоф» Ромена Ролана – величайший роман в истории литературы! <...> В дневниках Ролана Быкова – история Бармалея и Акакия Акакиевича Башмачкина, похабника-скомороха, и тишайшей девочки <...>
Книжное_обозрение_№19_2010.pdf
«В ДЕТСКОМ МИРЕ ГРОХАЛИСЬ СНАРЯДЫ...» 3 Интервью с писателем Альбертом Лихановым #19 (2289) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ИСКУССТВО ПОБЕГА СО СВАДЬБЫ Анна Гавальда учит радоваться 916 МАТРИЦА КОРМИТ ПЕЧЕНЬЕМ Что и зачем едят в кино Миф о семидесятых (стр. 5) Миф о семидесятых (стр. 5) выходит с 5 мая 1966 года ФЭНТЕЗИ ОТ ДЖОАНН ХАРРИС Светлая печаль язычника новости Золотой век? Бремя приятное В этом году Россия впервые стала Почетным гостем на Киевской книжной ярмарке, проходившей в Международном выставочном центре на Левом берегу украинской столицы с 18-го по 21 августа. Организаторами российской программы выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Международной ассоциацией «Живая классика» и «Экспо-пресс» при поддержке Посольства России, «Фонда гуманитарного сотрудничества» на Украине, Представительство Россотрудничества, компания «Планета книг». Возглавил российскую делегацию заместитель главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев. На российском стенде посетители книжной ярмарки любовались экспозициями, посвященными 65-летию Победы, юбилеям Антона Чехова, Александра Блока, Иосифа Бродского, современной русской литературе и искусству, знакомились с интерактивной выставкой по произведением Николая Гоголя, созданной петербургским театральным художником Виктором Григорьевым, и покупали книги – более пяти тысяч наименований, представленных тридцатью крупнейшими российскими издательствами. Открылся стенд спектаклем «Женитьба» кукольного театра «Петрушка». Надо отметить, что маленьким читателям организаторы российской программы уделили особое внимание, введя в программу фестиваля два дня семейного чтения. Для издателей были проведены «круглые столы», затрагивающие проблемы авторского права в области цифровых изданий, электронных библиотек, перспектив развития детской литературы в России и Украине. Простые книголюбы встретились и пообщались с Евгением Гришковцом, Захаром Прилепиным, Татьяной Москвиной, Людмилой Петрушевской, Эдуардом Успенским, Григорием Остером и Татьяной Москвиной. pro Читайте в следующем выпуске «PRO»: Российская книжная палата подвела итоги первого полугодия 2010 года Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 30 августа с. г. ПРИНЦ ГЭНДЗИ УЛУЧШЕННЫЙ 7 СКРЫТЫЕ ТАЛАНТЫ ЗОНТИКОВ 19
Стр.1
Книжное обозрение 2 Скончался Эфраим Севела 9 августа в Москве на 83-м году жизни скончался писатель, киносценарист и режиссер Эфраим Севела. книга недели Ловец человеков «Нет более счастливой и приятной жизни, чем жизнь добродетельного рыболова. Ибо в то самое время, когда юрист тонет в делах, а политик разоблачает интриги или плетет их, мы сидим на берегу, покрытом цветущей примулой, слушаем пение птиц, смотрим на серебряные струи, бесшумно скользящие рядом с нами, и не зависим ни от кого». Эта цитата как нельзя лучше передает настрой книги Исаака Уолтона. Не подлежит сомнению, что Англия XVII века, с ее сельским укладом жизни, и в литературе была весьма ориентирована на «забавы сквайров» – охоту и рыбную ловлю. В данном же случае второе увлечение выходит на первый план: книга, подобно сочинениям Платона, построена как диалог Пискатора (лат. Piscator – рыбак) и Венатора (лат. Venator – охотник), причем рыболов личным примером и велеречивыми увещеваниями обращает охотника в свою «веру». «Искусного рыболова» можно читать по-разному. В нем в равных долях сочетаются практические советы по рыбной ловле – «Ваше Севела (Настоящее имя – Ефим Драбкин) родился 8 марта 1928 года в Бобруйске. Подростком встретил Великую Отечественную войну. В 1943-м, отбившись во время эвакуации от родных, стал «сыном полка» противотанковой артиллерии резерва Ставки Главного командования. Вместе с полком дошел до Германии, награжден медалью «За отвагу». После войны окончил школу и поступил в Белорусский государственный университет, окончив его, начал писать сценарии к фильмам, посвященным Великой Отечественной и военной службе – «Наши соседи», «Аннушка», «Чертова дюжина», «Нет неизвестных солдат», «Крепкий орешек», «Годен к нестроевой». В 1971 году благонадежный советский сценарист принял участие захвате приемной председателя Верховного Совета, устроенной активистами сионистского движения, требовавшими разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль. После суда над группой Севелу выслали на историческую родину, и в Париже, где в то время приходилось делать пересадку из-за прерванных дипломатических отношений с Тель-Авивом, он за две недели написал свой первый роман «Легенды Инвалидной улицы» – историю о Бобруйске и его обитателях. В Израиле Эфраим Севела прожил всего шесть лет – так и не сумев почувствовать себя там как на родине, уехал в США. В Израиле и Америке были созданы книги «Викинг», «Остановите самолет – я слезу», «Моня Цацкес – знаменосец», «Мама», «Попугай, говорящий на идиш». В 1991-м по приглашению Союза кинематографистов Эфраим Севела вернулся в Россию, где смог ставить фильмы по собственным сценариям – «Попугай, говорящий на идиш», «Ноктюрн Шопена», «Благотворительный бал», «Ноев ковчег», «Господи, кто я?» О Родине, о подвигах, о славе Уолтон И. Искусный рыболов, или Медитация для мужчин / Пер. с англ. В.Абарбанеля. М.: АСТ, Астрель, 2010. – 352 с. 3000 экз. (п) ISBN 9785-17-066286-9 ISBN 978-27127395-7 удилище должно быть легким и очень гибким», «В отличие от форели, лосось идет обычно вполводы или ближе ко дну», «Линь клюет на тесто, приготовленное из черного хлеба и меда», «Если вы ловите в глубокой реке с быстрым течением, то груз должен быть тяжелее» и т.д. – и философские рассуждения о Боге, Благости, Прощении и Мире. При этом автор обильно цитирует не только предшественников-философов – Аристотеля, Бэкона, Монтеня, Гесснера, – но и поэтов: в книге приведены стихи Кристофера Марло, Уолтера Рэли, Джона Донна, Гийома Дю Бартаса, Майкла Дрейтона. Все эти цитаты неизменно подтверждают пафос самого Уолтона – рыбная ловля есть наиболее мирное и способствующее философскому складу ума занятие: «Можем мы / Славить жизнь / Всякий день, / Всякий год, / Ни забот, / Ни хлопот, / И Господь / На небе ждет!» Что же касается «технической» стороны дела, то, думается, что рекомендации Исаака Уолтона не устарели и по сию пору. В конце концов, вряд ли вкусы речных рыб изменились за последние 350 лет. Другой вопрос – сохранились ли эти рыбы в местах их прежнего обитания? Дмитрий Малков Выбор редакции Стали известны итоги Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». В этом году лауреатами конкурса литературных исторических произведений стали: Георгий Ансимов. «Уроки отца протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского» (Издательский Совет РПЦ); Илья Глазунов. «Россия распятая» («ГолосПресс»); Мария Жукова. «Маршал Жуков – мой отец» (Издательство Сретенского монастыря); Алевтина Кузичева. «Чеховы. Биография семьи» («Артист. Режиссер. Театр»); Наталья Малиновская и коллектив авторов. «Имена Победы. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны 1941–1945» ( «Патриот»); Александр Соколов. «Романовы. На благо России» ( «Лики России»); Александр Ужанов. «Михаил Калашников» ( «Молодая гвардия»); Андрей Черкашин, Лариса Черкашина. «Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона» («Либерея-Бибинформ»); священник Георгий Шевченко. «Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный» («Наука»). Имена обладателей первых, вторых и третьих премий станут известны не позднее,чем за неделю до церемонии вручения награды, которая пройдет 10 сентября в Санкт-Петербурге. Издания, отрецензированные в номере Архенгольц И.В. фон. История морских разбойников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Бернетт Ф. Таинственный сад . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Боханов А. Павел I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Ванденберг Ф. Сикстинский заговор . . . . . . . . . 10 Вырубова А. Воспоминания . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Гавальда А. Глоток свободы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глаголева Е. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Гоголь Н. Нос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 ДиКамилло К. Свинка Мила. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Зайцева А. Книга кулинарных рецептов от Станиславского до Табакова . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Зощенко М., Саша Черный. Несерьёзные истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Колесников А. Попытка словаря. Семидесятые и ранее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Лавряшина Ю. Девочка-робинзон. . . . . . . . . . . . 15 Мид-Смит Э. Дедушка и внучка . . . . . . . . . . . . . 15 Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Т. 1. . . . . 7 Николл Э. Добрый мэр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Николс Д. Один день . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Нюренберг А. Одесса-Париж-Москва . . . . . . . . . 6 Олкотт Л. Роза и семь братьев . . . . . . . . . . . . . . 15 7 Восьмидесятые. В тихом замкнутом мирке подмосковного научного городка смышленые мальчишки и девчонки из интеллигентных семей растут и познают мир... Но новый роман Евгении Добровой – не о модной позднесоветской ностальгии. Он о черных безднах детства и опасностях взросления, от которых не защитишься ни уроками музыки, ни чтением классиков. 1 Доброва Е. Угодья Мальдорора. М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010. – 288 с. Остер Г. Дикие и прирученные взрослые. . . . . . 15 Райх К. Правила обмана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Рой О. Галерея «Максим» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Рубинов А. Мы жили так… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Русское зарубежье. Великие соотечественники . . . .7 Сабанеев Л. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Тё И. Дело Господа Бога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Умана А. История о поющих зонтиках . . . . . . . . 19 Усачев А. Сказочное воздухоплавание. . . . . . . . 19 Хайес С. В осколках тумана . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Харрис Дж. Рунная магия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Хиггинс Ф. Заклинатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Хольм М., Чиндблум М. Кинокулинария . . . . . 9 Ципоруха М. Под черным флагом . . . . . . . . . . . . 8 Чехов А. Каштанка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Шелонин О., Баженов В. Невеста для императора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Шигин В. Лжегерои русского флота . . . . . . . . . . 10 Ширнек Х. Бутылочная почта для папы . . . . . . 15 Живой американский классик, как всегда, ткет причудливое историческое полотно из литературы факта и литературы вымысла. Правда, на сей раз действие разворачивается не в любимой эпохе Доктороу – на рубеже веков, а во время Гражданской войны. Это роман о легендарном – и печально известном своей жестокостью – генерале Уильяме Шермане. 2 Доктороу Э.Л. Марш / Пер. c англ. В.Бошняка. М.: Флюид, 2010. – 432 с. – (Английская линия). #19 (2289) новости Платонов в Воронеже В Воронеже создана литературная премия имени Андрея Платонова. Учредителем премии выступила редакция газеты «Коммуна», в которой работал писатель. В Москве уже состоялись несколько заседаний жюри премии. Размер премии составляет 100 тысяч рублей. Председателем жюри стал руководитель Союза писателей России Валерий Ганичев. Фанаты чтения Учитывая, что футбол в России — больше, чем футбол, а литература — больше, чем литература, не так уж и удивительно, что поклонники двух видов искусства, в конце концов, объединяются. А что им еще остается в такие нелегкие времена – мало того, что сборная не попала на чемпионат Мира 2010, так еще и общий уровень чтения день ото дня стремительно падает. 40% населения читают от случая к случаю и почти столько же (37 %) не читают вообще, ни при каких обстоятельствах. Для тех, кто не знал, эти пугающие цифры озвучил Олег Новиков — генеральный директор издательства «Эксмо», которое вместе с компанией «ProSports Management», фондом «Народная инициатива» и при экспертном участии Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы запустило проект «Матч за чтение». Его цель — популяризировать чтение, его главные герои — звезды отечественного футбола. Открыто читать книги и убеждать всех, что «это модно», будут в основном полузащитники: Сергей Семак из «Рубина», Александр Алиев из «Локомотива», Андрей Тихонов из клуба «Химки» и играющий за «ЦСКА» Сергей Игнашевич. Уверенно держа в накаченных руках тяжелые, по-видимому, умные книги, и радостно улыбаясь с рекламных плакатов, которые скоро появятся на улицах города и в печатных изданиях, эти парни будут призывать россиян читать побольше. На прессконференции, прошедшей в Москве 17 августа, никто из названных спортсменов, к сожалению, не присутствовал по причине занятости, правда, не литературной, а предматчевой. Поэтому за футболистов отдувался главный наставник ФК «ЦСКА» Леонид Слуцкий. По словам тренера, «уровень высокого профессионализма игрока неразрывно связан с уровнем его воспитания и образования». А с точки зрения ведущего конференции — спортивного комментатора НТВ Василия Соловьева: «Если бы после матча футболисты вворачивали какую-нибудь смачную цитатку, скажем, из ''Войны и мира'', это бы всем только пошло на пользу». Невзирая на то, что похожая кампания уже с успехом прошла в Великобритании под названием «Звезды чтения ПремьерЛиги», у нас в стране это пока первая акция и, как заметил Олег Новиков, «вряд ли ее одной будет достаточно, чтобы изменить ситуацию и решить проблему грамотности. Для этого нужна поддержка общественности, на которую мы все рассчитываем». Переложений и продолжений Джейн Остин существует огромное множество, но такого над ее романами не учинял еще никто! Путем «микрохирургического вмешательства» в текст «Гордости и предубеждения» Сет Грэм-Смит превратил психологический роман о женском счастье в зомби-триллер – и получилась отличная постмодернистская сатира. 3 Остин Дж., Грэм-Смит С. Гордость и предубеждение и зомби / Пер. с англ. А.Завозовой. М.: Corpus, Астрель, 2010. – 448 с.
Стр.2
Книжное обозрение #19 (2289) альберт лиханов 3 персона «Как бы не выпасть из детства...» — Альберт Анатольевич, у вас такое невероятно огромное количество регалий, почетных званий, международных наград и национальных премий. О каком достижении вам самому приятнее всего говорить? Чем вы больше всего гордитесь? — Я думаю, что все награды – это прилагательное. А существительных, главных, всетаки два: это литература и Детский фонд – мое дитя, потому что он вышел из моих книг, а сейчас книги выходят из Детского фонда. В моей жизни так получилось, что я давно, много лет назад прикоснулся к проблеме сиротского детства, а потом, не торопясь писать об этом, чтобы лучше разобраться, понял, какое это грустное дело, которое… не то чтобы забыто – пожалуй, нет, но находится в таком замерзшем состоянии. Я пытаюсь быть кем-то вроде адвоката детства, и не только сиротского. Это очень тяжелая миссия. — В книгах вы пишете о детях и о подростках. А когда вы сами были маленьким, то каким были: что вас больше всего радовало, что любили делать, что читать? Вообще, насколько живы и отчетливы такие воспоминания, и приятно ли вам к ним возвращаться? — Это и есть главная причина, почему я стал писателем. Я очень хорошо помню свое детство. И я люблю его вспоминать, хотя оно и было тяжелым. Я ведь дитя войны: когда она началась, мне было 6 лет, закончилась – 10. Но я все-все помню, от первого сообщения, когда о ней объявили, и до последнего – когда пришла весть о победе. Я очень боялся за отца, и это было какое-то… не совсем детское, мне кажется, чувство. В детском мире грохались снаряды, рвались бомбы: у этого мальчика погиб папа, у этой девочки – мама, и к тем тоже пришла похоронка. Это был общий фон детского страдания. Он не декларировался: ребята приходили с подсыхающими на лице слезами, потому что уже выплакались прежде дома. Все знали, что это может случиться с каждым. Мне, правда, повезло, потому что отец, прошедший всю войну и даже побывавший в Маньчжурии, дважды раненый, вернулся домой. Его привезли в госпиталь города Киров, где работала моя мама и куда я приходил каждый день делать уроки, где учил таблицу умножения, видел ампутированных, перевязанных солдат, даже погибших, укрытых простыней с голо4 Странная история Давида Мартина, молодого журналиста из Барселоны, которому таинственный издатель заказывает Книгу. Чем не последний способ прославиться для человека, который превратил произведение друга в шедевр, но не сумел написать шедевр собственный, потерял любимую женщину и умирает от неизлечимой болезни? Сафон К.Р. Игра ангела / Пер. с исп. Е.Антроповой. М.: АСТ, Полиграфиздат, Астрель, 2010. – 512 с. вой, когда шел по больничным коридорам. На наше детство легла тень войны. И, с одной стороны, она сделала его очень страшным, а с другой – воспитала в нас и очень сильные чувства: сопротивления и жажды победы. Победа страны – звучит как политический лозунг, – а на самом деле нет: мы воспринимали это как что-то свое, личное. В классе висела карта, и учительница передвигала по ней красную ниточку. Мы были маленькие люди, но большие граждане, уже вполне зрелые в своих чувствах и самых сильных желаниях. И я благодарен своему детству. Я убежден, что горькие испытания могут сделать хороших людей – сильных, убежденных, верящих в человеческие ценности. Ведь страх за старших – это великое, созидательное дело. — Знаете, когда японского режиссера Хайао Миядзаки спросили, почему он – такой оптимист – не рассказывает детям в своих мультфильмах о том, какая некрасивая и подчас жуткая бывает жизнь, он ответил: «Зачем? Подрастут – сами узнают. А пока пусть живут спокойно и счастливо». Наверное, вы с ним не согласитесь? — Не соглашусь. Из этого высказывания следует, что детство – всегда счастливое, и только перейдя черту и вступив во взрослую жизнь, можно узнать обо всех ее тяготах. А это не так. Детство ничем не отличается от взрослого мира, а дети – равные взрослым существа, ничуть не меньше, чем те, страдающие, но гораздо меньше защищенные, потому что у них еще нет жизненного опыта и сформировавшихся воззрений. Благополучное детство – это большая редкость сейчас. Я имею в виду не столько материальное благополучие, сколько духовное. Ведь можно недоедать порой – что, конечно, плохо – но быть все равно довольным. И наоборот, всегда иметь полную тарелку – и не чувствовать себя счастливым. — Очень сложно определить это состояние – когда именно ты счастлив. — Я думаю, что человек понимает, что у него было счастливое детство, когда перестает быть ребенком и становится взрослым. А когда он ребенок, он это не оценивает: он вообще не прокурор, не следователь, не социолог и не философ – он просто живет, не зная о сослагательном наклонении. Может быть, в этом и есть его счастье. 5 Стэнли Кубрик считал эту книгу лучшим детективом-нуар за всю историю жанра, а Стивен Кинг называет Томпсона своим любимым автором. Лу Форд – помощник шерифа в маленьком техасском городке. Он нетороплив и дружелюбен, изрекает банальности и вежлив с правонарушителями. Неужели это убийца? В сентябре на экраны выходит экранизация режиссера Майкла Уинтерботтома. Томпсон Дж. Убийца внутри меня / Пер. с англ. М.Немцова. СПб.: Азбука-классика, 2010. – 224 с. Беседовала Вера Бройде Альберт Лиханов опубликовал свой первый рассказ в 1962 году в «Юности». А спустя сорок с небольшим лет был признан Человеком года в России, затем в США, в 2006-м удостоен мировой медали «Freedom» — «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра», а Кембриджский университет включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. Однако всеобщее уважение и широкая известность объясняются не только книгами о детях и подростках, которые он пишет. Лиханов — академик Российской академии образования, президент Международной ассоциации детских фондов и председатель Российского детского фонда, им самим созданного. Фонд находится в Доме-музее Ф. И. Тютчева, где поэт жил в вместе с родителями в первой половине XIX века. В этом красивейшем московском особняке, восстановленном трудами Детского фонда и его лидера, и проходила беседа. — А как бы вы назвали то, что человек теряет, когда перестает быть ребенком? Что-то ценное? — Для себя я это вот так сформулировал. Есть одно старое выражение: «Он впал в детство» – так обычно говорят о стариках. А я говорю: «Как бы не выпасть из детства». Очень часто взрослые люди, или молодые, стремясь поскорее стать взрослыми, слишком торопятся расстаться с детством. Это одна из краеугольных ошибок человека. Мне кажется, человек, который помнит себя в детстве – каким бы он ни был, – всетаки немного добрее того, который о нем забыл. — Вы могли бы себя назвать ребенком? – иногда, в каких-то ситуациях. — Думаю, что да. Я очень наивен во многих вещах. И очень часто верю в то, во что верить не надо бы взрослому человеку. И иногда мне очень хочется, чтобы разговоры, которые я веду и со мной ведут, были бы такими же, как в детстве: в смысле честными и чистыми. Когда говорят то, что думают, а не подра зумевают, а потом делают что-то совсем другое. Кстати, наша классическая литература всегда выступала за единоверие и единомыслие, а идеалом считалась личностная целостность человека, когда все совпадает: и слово, и дело, и мысль. — Первый рассказ, который вы написали, назывался «Шагреневая кожа». Бальзак, французская литература, вообще зарубежные авторы – что они значат для вас? — Помню, в 4-м классе я взял огромный, тяжеленный том, настоящий фолиант – «Дон Кихот» Сервантеса. Это было академическое издание. Я читал месяц – ровно 30 дней. Приходил из школы, ел, делал уроки и садился за стол, чтобы открыть эту книгу. Я мог прочитать лишь несколько страниц – очень внимательно и с большим напряжением. И я до сих пор помню свои ощущения: я почти ничего не понял, но у меня появилось какое-то чувство, представление, что-то вроде образной системы. Я увидел великую игру метафорами. И перечитывая книгу во взрослом возрасте, это чувство подтвердилось. В детстве, в послевоенные годы, чтобы я лучше учился, мама подбрасывала мне денежки – за пятерку, например, пять рублей. Я их не тратил, а копил. По воскресеньям в 9 часов открывался книжный магазин, под названием Когиз (тогда все книжные так назывались), и у входа всегда уже стояла очередь – как я сейчас понимаю, состоящая 6 В дневниках Ролана Быкова – история Бармалея и Акакия Акакиевича Башмачкина, похабника-скомороха, и тишайшей девочки Лены Бессольцевой. История ярчайшего актера, выдающегося режиссера и уникальной личности, «неистового Ролана», для которого слова «Я побит – начну сначала!» стали девизом всей жизни. Быков Р. из городской элиты, интеллигентных людей, которые тут жили или находились в эвакуации. В этот день выставляли новые книжки, прибывшие из столицы, но их было, как правило, очень мало, всего несколько экземпляров – отсюда и очередь, которую занимали за два часа до этого, в 7 утра. Так я купил «Молодую гвардию» в 1-м издании, когда она еще не была исправлена Фадеевым. Правда, потом, к несчастью, ее потерял. А недавно мы решили напечатать в нашем журнале «Путеводная звезда» вот тот, первый вариант книги, и мы это сделали, но с каким трудом! Долго и тяжело пробираясь к сыну Фадеева, у которого нашелся одинединственный экземпляр. Даже в «Ленинке» его не было. Да… в том магазине я купил много замечательных книг. В моем детстве не было телевидения, а кино мы успевали посмотреть по десять раз за три месяца – одни и те же трофейные кинокартины. Но книги, слава богу, были. Я очень много прочел в школе. А Бальзака я открыл в университете, и как же я им наслаждался! У меня даже была смешная студенческая кличка. Мы все, его поклонники, называли друг друга именами его литературных героев. Я был Люсьен Шардон де Рюбампре. И, конечно, «Шагреневая кожа» Бальзака, романы Стендаля и особенно «Жан Кристоф» Ромена Ролана – величайший роман в истории литературы! Это великие книги, читая которые, я как будто захлебывался от потрясающей, небывалой атмосферы и удивительного воздуха, и от восторга – как все это описано, исследовано, сказано. — Можете назвать их своими учителями? — Нет, у меня вообще нет учителей – я сам по себе. Я люблю других авторов, но это не значит, что стараюсь или пробовал им подражать. Я люблю Астафьева, которого сейчас ценят меньше, чем прежде. Я очень высоко ценю «Голубую чашку» Гайдара. По-моему, эта повесть – эпиграф к развитию всей детской послевоенной литературы. Я люблю Паустовского, хотя, перечитывая его сегодня, понимаю, что что-то оттуда уже ушло. Но ведь и у меня что-то устаревает – я знаю, я лишен всякой фанаберии. Когда я сажусь за книгу, я пишу то, что хочу сказать, ни о чем другом не заботясь. Писатель, мне кажется, должен писать только для себя, не думая о том, что это еще кто-то прочитает. Это будет честно. 7 Я побит – начну сначала! М.: АСТ, Астрель, 2010. – 761(7) с.: ил. Впервые на русском выходит «Шпандау: тайный дневник» Альберта Шпеера, личного архитектора Гитлера. Зарисовки из жизни узников тюрьмы Шпандау переплетаются с воспоминаниями о Рейхе и размышлениями о путях истории, создавая столь же ценный, сколь и увлекательный исторический документ. Шпеер А. Шпандау: тайный дневник / Пер. с нем. И.Кастальской. М.: Захаров, 2010. – 528 с.: ил. – (Биографии и мемуары).
Стр.3