Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Литературная газета

Литературная газета №24 2013 (10,00 руб.)

0   0
Страниц16
ID207390
Аннотация«Литературная газета» - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина вышел 1 января 1830 года. Сегодня «ЛГ» - прежде всего общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Обязательные темы каждого выпуска: «События и мнения», «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», знаменитый «Клуб 12 стульев». Периодически выходят номера с обширными приложениями: «Действующие лица», «ЛАД - Российско-Белорусская газета», «Клуб 206». «Литературная газета» - неотъемлемая часть истории, культуры и духовной жизни России, ее национальное достояние.
Литературная газета .— Москва : Редакция "Литературной газеты" .— 2013 .— №24 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207390 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выходит по средам Идеи и руль истории Мы живём внутри своей цивилизации, наивно полагая, что иного мира нет и быть не может, не может быть иных ценнос! тей и иных мотиваций. <...> 3 Добровольный каторжанин Владимир Костин из Томска выпустил первую книгу после сорока. <...> Это не помешало ему сразу же войти в короткий список премии «Большая книга». <...> Но Костин в столицу не переселяется и считает себя провинциальным писателем, добровольным каторжанином. <...> 4 Лекарство не для всех Российских учёных уже давно оценили в международном научном сообществе. <...> А гениальный Сергей Конёнков хотел изваять монумент Ва силия Тёркина, а натурой для него намеревал ся сделать автора, Твардовского. <...> Горького Маргарита Юрьева, заслуженная артистка России из Кирова Елена Одинцова и легендарный завлит московского театра «Современник» Елизавета Котова. <...> В центральный штаб фронта вошли 55 человек, в том числе директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, космонавт Валентина Те решкова, дирижёр Валерий Гергиев, директор «Мосфильма» Карен Шах назаров, писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поля ков, публицисты Михаил Леонтьев и Валерий Фадеев... <...> 2 СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ ОЧЕВИДЕЦ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 24 (6419) 19–25 июня 2013 г. ФОТОГЛАС Сплошная жратва Анатолий МАКАРОВ Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции ИТАРТАСС, KREMLIN.RU З По традиции в День России президент вручил в Кремле награды лауреатам Государственной премии. <...> Осенью в столице откроется специализированный Центр трудовой миграции К анули в Лету времена, когда за чистоту в московских дворах отвечали наши сограждане/ россияне. <...> Правда, зимой, расчищая сугробы, дворники По утверждению руководителя столичного Департамента региональ/ ной безопасности Алексея Майорова, незаконная миграция входит в тройку главных проблем, волнующих моск/ вичей, наряду с автомобильными про/ бками и ростом цен. <...> По по/ ручению Сергея Собянина <...>
Литературная_газета_№24_2013.pdf
www.lgz.ru № 24 (6419) 19–25 июня 2013 г. Выходит по средам В НОМЕРЕ Идеи и руль истории Мы живём внутри своей цивилизации, наивно полагая, что иного мира нет и быть не может, не может быть иных ценнос тей и иных мотиваций. СТР. 3 Добровольный каторжанин Владимир Костин из Томска выпустил первую книгу после сорока. Это не помешало ему сразу же войти в короткий список премии «Большая книга». А роман «Колокол и болото» получил серьёзную прессу. Но Костин в столицу не переселяется и считает себя провинциальным писателем, добровольным каторжанином. СТР. 4 Лекарство не для всех Российских учёных уже давно оценили в международном научном сообществе. Все в мире знают, сколько мы «стоим». Все, кроме нас самих. СТР. 9 Преодолевая границы Программа «Прямой эфир» провела расследование скандальной истории Матиуса Руста. Почему же изложенные в передаче разоблачительные факты не вызвали общественного резонанса? СТР. 10 Женское лицо театра Три героини в очередном выпуске нашей «Театральной площади» – фронтовичка, старейшая актриса МХАТа им. Горького Маргарита Юрьева, заслуженная артистка России из Кирова Елена Одинцова и легендарный завлит московского театра «Современник» Елизавета Котова. СТР. 11 На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru посетили 28 893 человека. Заходите! Газета основана в 1830 году при участии А. С. ПУШКИНА Издание возобновлено в 1929 году при поддержке М. ГОРЬКОГО «СРОК ПРИДЁТ, НАЗАД ВЕРНЁМСЯ, ЧТО ОТДАЛИ – ВСЁ ВЕРНЁМ» Памятник великому поэту Александру Твар довскому наконец откроется в Москве 22 июня. Скульптура будет стоять в начале Страстно го бульвара, вблизи здания, где располагался «Новый мир», журнал, который Твардовский долгие годы возглавлял. Средства на памятник были собраны Российским фондом мира. «ЛГ» писала о необходимости установки памятника Александру Трифоновичу в столице не один раз (№ 22, 2009; № 26, 2010; № 10, 2011). Кстати, на Страстном бульваре как мес те памятника настояла наш постоянный ав тор поэтесса Лариса Васильева. А гениальный Сергей Конёнков хотел изваять монумент Ва силия Тёркина, а натурой для него намеревал ся сделать автора, Твардовского. Наконец, все споры и разногласия, все проволочки и за минки позади. Один из самых народных по этов России навечно поселится рядом со сво им детищем – журналом, которому он отдал 16 лет жизни, да что там – саму жизнь! В день начала Великой Отечественной войны это не только культурное событие, но и дань памяти всем ветеранам и всем погибшим, кого воспел и оплакал поэт. Александр ТВАРДОВСКИЙ Когда пройдёшь путём колонн В жару, и в дождь, и в снег, Тогда поймёшь, Как сладок сон, Как радостен ночлег. Когда путём войны пройдёшь, Ещё поймёшь порой, Как хлеб хорош И как хорош Глоток воды сырой. Когда пройдёшь таким путём Не день, не два, солдат, Ещё поймёшь, Как дорог дом, Как отчий угол свят. Когда – науку всех наук – В бою постигнешь бой, Ещё поймёшь, Как дорог друг, Как дорог каждый свой. И про отвагу, долг и честь Не будешь зря твердить. Они в тебе, Какой ты есть, Каким лишь можешь быть. Таким, с которым, коль дружить И дружбы не терять, Как говорится – Можно жить И можно умирать. Авторы памятника: скульпторы – Владимир и Данила Суровцевы, архитекторы – Виктор Пасенко и Вячеслав Иванченко СОБЫТИЕ Линии фронта Состоялся учредительный съезд Общероссийского народного фронта. Съезд избрал лидером движения Владимира Путина. К названию движения съезд добавил два слова: «Народный фронт – за Россию». биций. Как же им проявить себя? Народный фронт, по мысли его учредителей, и должен стать та кой территорией. Выступая перед делегатами съезда, Владимир Путин заявил, что фронт будет поддерживать гражданские инициативы и доб ровольчество, деловые и соци альные проекты, содействовать развитию местного самоуправ ления и открывать дорогу новым общественным инициативам и лидерам. о словам одного из сопред седателей, депутата Госду мы Ольги Тимофеевой, у движения уже сегодня большая ар мия сторонников, у которой свои лидеры в регионах. «Мы не вмес то «Единой России», мы вмес те со всеми и за страну. Уже се годня в Народный фронт входят представители трёх партий: «Пат риоты», «Родина» и «Единая Рос сия». Но как только мы начнём де литься на «красных», «зелёных» или «голубых», мы отодвинем таким об П разом профессиональных активных людей, которые хотели бы поучаст вовать и предложить свои пути ре шения проблем». Участники съезда приняли ре шение об индивидуальном учас тии в движении. И это также но вый момент. В комментариях, которые про звучали из либерального лагеря, преобладали ирония и сарказм. Мол, вот создан ещё один под ручный инструмент власти, но вый вариант «Уралвагонзавода», который должен противостоять креативному, образованному классу. Но так ли это? Сегодня общество нуждается в развитии гражданских начал и повышении общественной ак тивности. При этом многие лю ди готовы участвовать в назрев ших переменах, но не готовы стать членами какойто партии, не хотят связывать себя жёстки ми идеологическими постулата ми, быть заложниками групповых интересов и чьихто личных ам Путин считает, что фронт дол жен стать общественным движе нием, для того чтобы у всех граж дан была возможность «ставить свои народные задачи, добиваться их исполнения, сдвигать с места те вопросы, которые иногда тонут в бюрократическом болоте, напря мую вносить свои предложения, которые затем станут законами и государственными решениями». Примечательно, что учреди телями движения стали 480 чело век, из них 115 – в возрасте от 18 до 35 лет, 229 – от 36 до 55, 136 – от 56 и старше. Среди них представи тели профсоюзов, промышленного производства, науки, здравоохра нения, культуры. Сопредседателем ОНФ избран режиссёр Станислав Говорухин. В центральный штаб фронта вошли 55 человек, в том числе директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, космонавт Валентина Те решкова, дирижёр Валерий Гергиев, директор «Мосфильма» Карен Шах назаров, писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поля ков, публицисты Михаил Леонтьев и Валерий Фадеев... Так что шутки про опору только на «Уралвагонза вод» тут не проходят. Владимир СУХОМЛИНОВ КНИГА НЕДЕЛИ  Арсений Замостьянов. Гаврила Державин. Падал я, вставал в мой век… – М.: Мо лодая гвардия, 2013. – 445 с. – (Серия: Жизнь замечатель ных людей). – 5000 экз. «Многие дороги в России – литературные, политические, воинские – ведут к Державину», – утверждает автор книги, историк и писатель, постоянный автор «ЛГ» Арсений Замостьянов. Гаврила Романович Державин (1743–1816) – фи гура в истории русской литературы значительная. Но сам себя он ощущал в первую очередь госу дарственным человеком. В разные годы Державин занимал высшие должности Российской империи: возглавлял Олонецкую и Тамбовскую губернии, был кабинетсекретарём императрицы Екатерины Великой, президентом Коммерцколлегии, мини стром юстиции при императоре Александре. И при этом оставался первым поэтом империи. «Един есть Бог, един Державин» – так он писал о себе – иронически, но, по сути, правильно. Для многих из нас Державин остался в памяти лишь благода ря пушкинским строкам: уже на пороге смерти, «в гроб сходя», он «благословил будущее «солнце нашей поэзии», лицеиста Пушкина. Перекличек с учителем в стихах Пушкина множество: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит. Перевод оды Горация Державиным отсылает к знаменитому пушкинскому переложению: «И дол го буду тем любезен я народу…» Творчество Держа вина вовсе не устарело. Оно стало неожиданно ак туальным в XX веке и остаётся таковым по сей день, питая многих стихотворцев живыми соками поэзии. «Времени полёт» не сокрушил исполина, но лишь прояснил его подлинный масштаб. ЭПОХА Самая первая! алентина Терешкова! Это для нас одно из имён победы, счастья, гордости. Это одно из имён России на все времена. Слишком многое совпало, пересеклось в том подвиге 16 июня 1963 года. Женственность, героизм, наука, дух открытия, дух техничес кого прогресса, наконец, патриотизм. И поэ зия, романтика, без которой не бывает полётов к звёздам. В Самая первая в мире, она шагнула в неиз вестность, поднялась в космос. Первая работа ла на орбите! Бывших первопроходцев не бы вает, это звание на все времена. Женщина в космосе – разве это не сказка наяву? С особой нежностью советские люди повторяли позыв ной Валентины Терешковой: «Чайка». В её честь называли кинотеатры и стадионы, а по радио зазвучала песня «Девушку Чайкой зовут…»… В последнее время выдающихся наших кос монавтов если и прославляют, то всётаки впол голоса и на втором плане. Мы расточительны и суетливы. Всё ищем «позитив», ищем почву для общественного оптимизма, но, как правило, об ходимся демагогией. А как же победная косми ческая эпопея, многие творцы которой попре жнему в строю? Здесь и достижения, которые не перечеркнуть, и пример успешного научно технического рывка, объединившего народ. Для тех, кто вещает о вековой отсталости России, о безволии нашего народа, у нас открыты двери крупнейших телеканалов и газет, а космонавтов вспоминают постолькупоскольку. Верим, что для читателей «Литератур ной газеты» пятидесятилетие первого в мире женского космического полёта – это насто ящий праздник на нашей улице. Настоящий праздник, в котором – и радость, и смысл. 16 июня началась новая эра – в космос при шла женщина. Значение этого подвига с годами только возрастёт. ИТАРТАСС ИТАРТАСС
Стр.1
2 СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ ОЧЕВИДЕЦ Сплошная жратва З аявляю заранее: ничего против искусства «вы сокой кухни» я не имею. Да и могу ли иметь, посудите сами, если память моя хранит ока менелые очереди за мукой ранних 50х, несваримый общепит, знакомый мне по журналистским странс твиям 60–80х, и, наконец, кулёк серой вермишели, который я получал в завидном «писательском» заказе ранних 90х. Россия отъедается впервые за долгие годы «дюф сита», карточек, талонов, нормированных пайков, закрытых распределителей, торгсинов, валютных гастрономов, всё тех же заказов, которые под ви дом эффективно организованной торговли прямо на предприятиях на самом деле знаменовали ту же распредиловку. В самом деле, могло ли быть ина че? Можно ли было, наблюдая под каждой вывеской «Супермаркет» колбасные, мясные, рыбные, кругло годичные овощные и фруктовые натюрморты, сохра нять в душе постное воздержание? Реально ли было, памятуя о том, что напиток «пиво» существует лишь в качестве общевидового понятия, не воспитать в себе исподволь знатока и ценителя конкретного «невско го» и конкретного «клинского», неподдельного «буд вайзера» и ни на что не похожего «стелла артуа». Нечто подобное происходило у нас в отечестве сра зу после отмены военного коммунизма, в первые годы НЭПа. Вот с каким раблезианским томлением воспе вал торжество чревоугодия над чёрствым идеализмом молодой Леонид Леонов в «Дороге на океан»: «По жёл тым с красноватым жирным отстоем рекам топлёного молока, среди берегов дымящейся снеди, плыли ка раваи ноздреватого, из домашней печи, хлеба». Сейчас такая орнаментальная проза забыта. Зато развитие вездесущих информационных технологий сообщило пищевому видеоряду жреческую вырази тельность. Какую кнопку ни нажми, на всех каналах чтото ва рят, жарят, шинкуют, пассеруют, маринуют и пекут. Кухонный интерьер, превосходящий функциональ ным великолепием любые дизайнерские изыски, излюбленное место телевизионных действ. Былой убогий приют диссиденства, кухни сделались рос кошным обиталищем пресыщенного конформизма. Подвизаются в них самые популярные люди страны: первые остроумцы, несравненные красавицы, име нитые жёны, легендарные чемпионы, неотразимые плейбои, продвинутые интеллектуалы. Господин в накрахмаленной белоснежной куртке и с пиратским платочком на шее – главный герой на шего времени, равный космонавту, поэту, полярнику, учёному иных более одухотворённых и менее сытных эпох. Кулинарные бестселлеры в роскошных пере плётах заставляют забыть об аналогичных памятни ках минувшего – о помещичьих советах незабвенной Елены Молоховец и о сталинском монументальном томе «Книга о вкусной и здоровой пище». Портреты авторов поварских рецептов, выставленные в книж ных витринах, затмевают своим величием фотоснимки нобелевских, букеровских и прочих государственных лауреатов. Какомунибудь будущему гению, неважно авангардисту или традиционалисту, издатели, не ко леблясь, дадут от ворот поворот, но автору кулинар ных эссе радушно раскроют объятия. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 24 (6419) 19–25 июня 2013 г. ФОТОГЛАС По традиции в День России президент вручил в Кремле награды лауреатам Государственной премии. Среди награждённых были и деятели искусств. Писатель Валентин Распутин отмечен за выдающиеся достижения в облас ти гуманитарной деятельности. Режиссёры Карен Шахназаров и Сергей Мирошниченко, художник Таир Салахов получили награды за вклад в раз витие российского кинематографа, отечественного документального кино и изобразительного искусства. МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК Сами мы не местные! Осенью в столице откроется специализированный Центр трудовой миграции К Простодушному читателю газет и зрителю теле программ может вообще показаться, что нет сей час для российского общества более насущной про блемы, нежели освоение французской, японской и какойнибудь полинезийской кухни. В самом деле, можно ли построить гражданское общество, не овла дев всеми заветами куховарской политкорректности и застольного глобализма? Не оттого ли в чисто ути литарных сочинениях гламурных кулинаров среди су губо прагматических советов стали проскальзывать интонации цивилизаторов и учителей жизни? Вот и задаёшься невольно вопросом, а что, если из всех искусств ныне для нас важнейшим сделалось по варское? И давно драматически искомая националь ная идея – не в том ли она состоит, чтобы заменить все мучительные искания проверенными во всём ци вилизованном мире поваренными рецептами? Нет, неслучайно в таком казалось бы демокра тическом жанре, как кулинарная рубрика, вдруг за звучали ноты интеллектуального избранничества и сословного снобизма. Всё чаще замечаешь, что светскому автору не так важно приобщить читателя к устрицам или тосканскому вину, как продемонс трировать свои возможности и якобы врождённый аристократический вкус. Возможности действитель но не слабые. Одна дама, пищевые познания которой служат как бы естественным продолжением её соци ального статуса новорусской жены, мило сообщила в своей колонке о том, что в этом году они с мужем дважды летали на Гавайи для того, чтобы попробо вать некий местный салат, и заодно поделилась со ветом останавливаться во Флоренции в небольшом, но неподдельно патрицианском отеле на двадцать пять номеров. Намёк невинный, но внятный: истинно гурманское наслаждение доступно лишь персонам с наследственно утончёнными потребностями. Я бы и поверил, если бы не вспомнил о том, как некогда мы работали с этой дамой в одной советской газете и регулярно встречались в местном казённном буфете в очереди за прорезиненными сосисками. Воля ваша, но вывод напрашивается сам собой: кулинарная словесность воспевает не столько чрево угодие, сколько стиль жизни, порождённый, конечно, не родовыми традициями, а нуворишским снобизмом. Потаённым желанием не столько, опять же, просве тить отсталую публику по части поварских изысков, сколько утвердить своё законное небожительство, свою особую пищеварительную элитарность. «Чтото лирики в загоне!» – сетовал некогда поэт. В неменьшем загоне, то есть пренебрежении, состо ят ныне и некогда потеснившие их физики. А кто же занял их место в центре общественного внимания, на вершине, так сказать, пирамиды публичного ин тереса? Бесспорно, те, кому, по давней пословице, «красиво жить не запретишь». Да и попробуй, запре ти, когда они эту самую жизнь определяют и направ ляют непосредственно из своих дворцовых и вместе с тем высокотехнологичных кухонь. Вот вам поэты, вот философы, вот властители дум, очарованных мифом беспредельного потреб ления. Между прочим, такого, как ныне, книжного изо билия, такого разнообразия беспрепятственно из данной литературы, таких возмож ностей для интеллектуального и эстетического пиршества Россия тоже никогда не знала. Однако ни на телевидении, ни в массовых из даниях лукулловых пиршеств духа чтото незаметно. Анатолий МАКАРОВ Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции анули в Лету времена, когда за чистоту в московских дворах отвечали наши сограждане россияне. Современные «санитары» мегаполиса – сплошь иностранцы: Киргизия, Молдавия, Узбекистан… В моём дворе трудятся таджики – их так много, что невозможно запом нить каждого в лицо. Зато к результа там их работы не придерёшься – тро туары чистые, кусты подстриженные, бордюры свежеокрашенные. Правда, зимой, расчищая сугробы, дворники По утверждению руководителя столичного Департамента региональ ной безопасности Алексея Майорова, незаконная миграция входит в тройку главных проблем, волнующих моск вичей, наряду с автомобильными про бками и ростом цен. При этом, как сообщила начальник УФМС России по городу Москве Ольга Кириллова, мегаполису на сегодняшний день тре буется не более 200 тысяч трудящихся иностранцев – именно такова дейс твующая миграционная квота, – это уличённых в незаконном привле чении мигрантов, лишились квоты в общей сложности на 400 рабочих мест: по инициативе московского правительства эти вакансии были сокращены, а не перераспределены, как это делалось раньше. Кстати, не обходимые для трудоустройства ме дицинские книжки мигранты теперь могут получить только в определён ных медучреждениях, что позволя ет значительно сократить количест во поддельных документов. За те же три месяца этого года было выявлено полторы тысячи «липовых» справок, а их хо зяевам пришлось вернуться в родные пенаты. ЮБИЛЯЦИЯ Учитель, педагог, наставник 19 июня 2013 года – 66 лет видному орга низатору в сфере высшего международ ного образования, авторитетному рос сийскому учёному и педагогу с мировым именем Александру Григорьевичу ЛОБКО. В качестве новации пла нируется ввести обяза тельную дактилоскопию тружеников из ближнего зарубежья при пересечении границы России. «Мы уже практикуем метод иденти фикации личности по отпе чаткам пальцев при заклю чении трудовых договоров, – напомнил Алексей Майо ров. – Эта мера вполне оп равдывает себя». Будем жить по закону и говорить порусски? ненароком могут насыпать снежную горку прямо перед авто – не пройти, не проехать, и ни одного из них, ког да надо, не найти! Пришлось купить складную лопату. Был ещё случай, когда ночью разбили боковое стекло машины, чтобы вытащить магнитолу. Владелецсосед до сих пор уверен, что это сделал «свой» гастарбайтер, – уж больно внимательно тот накануне на блюдал, как он парковался и прятал приёмник в карман двери. А в нашем дачном посёлке много лет прожива ют нелегалыузбеки, стараниями ко торых отремонтированы или заново отстроены почти все окрестные до ма. Всё бы хорошо, да приключилась однажды с бухгалтером садового коо ператива страшная беда: вернувшись домой навеселе, одинокая женщина забыла запереть входную дверь, а про снулась уже в компании решительно настроенных бандитов. Насильники были не местные, но все как один – среднеазиаты. ОТДЕЛЫ: «Политика, экономика» тел. 84997880106 Игорь Серков, 1971 1979 Владимир Сухомлинов «Литература и библиография», тел. 84997880205 Марина Кудимова, Игорь Панин, Татьяна Шабаева УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ АНО «Редакция «Литературной газеты» Главный редактор Юрий ПОЛЯКОВ Заместители главного редактора Алесь Кожедуб, Леонид Колпаков, Марина Кудимова, Игорь Серков «Искусство» тел. 84997880212, Арина Абросимова, Анна Кузнецова «ТелевЕдение» тел. 84997880212 редактор «Общество» Александр Кондрашов, Олег Пухнавцев тел. 84997880208 редактор Людмила Мазурова, Наталья Гамаюнова «Клуб 12 стульев» тел. 84997880053 администратор Александр Хорт 3,2% от всех вакансий города. Глава ведомства подчеркнула, что больше половины трудовых мигрантов сто лицы – уроженцы Узбекистана, Кир гизии и Таджикистана; именно они чаще всего нарушают правила регис трации. В ласти Москвы прикладывают огромные усилия, чтобы уре гулировать поток приезжаю щих в поисках работы и сделать ры нок труда более цивилизованным. В частности, сотрудники МВД, УФМС и народные дружинники патрулиру ют места возможного скопления не легалов, проводят рейды и операции по нескольким целевым направ лениям: «Нелегальный мигрант», «Магистраль», «ЖКХ», «Стройка», «Маршрутка». Другое направление работы – пресечение преступлений при распределении квот на рабочие места. Так, за первый квартал 2013 года восемь организаций города, Обозреватели Сергей Мнацаканян, Лев Пирогов, Дмитрий Каралис (СанктПетербург), Игорь Гамаюнов Спецпроекты и приложения Алесь Кожедуб, Анастасия Ермакова Отдел оформления тел. 84997880113 бильдредактор Сайт «ЛГ» Евгений Федоровский, художественный редактор Антон Меньшов редактор Ольга Моторина litgazeta.webeditor@gmail.com Представитель в СанктПетербурге и СевероЗападном регионе Валерий Павлов Собственные корреспонденты Александр Самойленко (Калуга), Юрий Беликов (Пермь), Жан Миндубаев (Ульяновская область, Татарстан), бновлённая нор мативная база пре дусматривает более суровые санкции для на рушителей. В феврале 2013 года вступил в силу феде ральный закон, запреща ющий трудовому мигран ту повторный въезд в РФ только за то, что он нахо дился здесь без регистрации доль ше установленных законом 90 су ток. Для сравнения: ранее запретить въезд в страну можно было лишь после множества административ ных нарушений. За четыре месяца действия нового закона более 10 ты сяч мигрантов не смогли вернуться в Россию после отпуска. О менеджмента (МАМАРМЕН) и Российско итальянской МАМАРМЕН (РИМ) в городе Са лерно, специализирующихся на дистанционном обучении студентов. ЛОБКО А.Г. избран акаде миком четырёх общепризнанных научных орга низационных сообществ: Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, Международной академии наук о природе и обществе, Итальянской акаде мии экономики и социальных наук. Награждён итальянским орденом Николло Макиавелли. Реальным воплощением девиза МАМАР МЕН «Всё невозможное возможно» в жизнь явилось создание в городе Салерно суперпо пулярного вуза РИМа, где тысячи россиян и русскоговорящих граждан из других стран, обу чаясь дистанционно, впервые в отечественном образовании получили итальянский диплом, не пересекая границы. Благодаря качествен ной подготовке студентов фирменные дипло мы МАМАРМЕН и РИМа признаются работо дателями во всём мире. Он – доктор эко номических наук, профессор, заслу женный работник Высшей школы РФ, член Российского со юза ректоров и ректор одновременно двух инновационных вузов нового поколения – Международной ор дена Признания ака демии маркетинга и Практически полностью обеспечить потреб ности россиян в современном дистанционном обучении и в других странах позволит мощный международный консорциум «Империя МА МАРМЕН», президентом которого единоглас но избран академик Лобко А.Г. С другой стороны, столичное пра вительство работает над созданием комфортных условий для тех, кто приезжает в страну легально. По по ручению Сергея Собянина городской пункт временного содержания нару шителей миграционного законода тельства к осени 2013 года будет отре монтирован и преобразован в Центр трудовой миграции, где иностранные работники смогут не только встать на регистрационный учёт, пройти тести рование на знание русского языка, но и получить медицинскую помощь. Ирина ЛАЗАРЕВА Владимир Королёв (Смоленск), Сергей Евстратьев (Республика Молдова), Юрий Щербаков (Астрахань и Калмыкия), Лия Иванян (Армения), Ирина Тосунян (США), Алексей Славин (Германия), Мария Хамахер (Центральная Европа), Никита Барашев (Италия), Светлана Селиванова (Китай), Евгений Минин (Израиль) Владимир Шемшученко (СанктПетербург), Московский тираж – 60 351 экз. Федеральный тираж – 35 707 экз. (печатается в СанктПетербурге, РостовенаДону, Воронеже, Новосибирске) Тираж в Крыму – 2500 экз. Тираж в Европе и США – 6000 экз. (печатается во ФранкфуртенаМайне) Тираж в Израиле – 22 000 экз. Тираж в Великобритании – 9000 экз. Тираж в Греции – 3000 экз. Общий тираж 138 558 экз. Вы, Александр Григорьевич, – учитель, пе дагог, наставник – человек, который заклады вает основные стеореотипы нравственности и патриотизма в сердца молодого поколения рос сиян. Качественная работа возглавляемых Ва ми ведущих в области дистанционных методов обучения вузов МАМАРМЕН и РИМ во многом определяет надёжное будущее нашей молодёжи, а значит, прекрасное будущее России. Редакция «ЛГ» присоединяется к многочис ленным поздравлениям и желает Вам, дорогой Александр Григорьевич, доброго здоровья, профессионального долголетия, многих инте ресных идей и возможностей для их воплоще ния. Вы всегда молоды, поскольку у Вас моло дая душа. Поздравления можно отправить по электронной почте mamarmen@ mail.ru Цена договорная Отпечатано в ЗАО «Полиграфический комплекс «Экстра М», 143400, Московская область, Красногорский рн, п/о «Красногорск5», а/м «Балтия», 23й км. Номер подписан к печати 18 июня 2013 г. Зак. № 130600383 Редакция рассматривает все обращения читателей, оставляя за собой право не рецензировать и не возвращать письма и рукописи. Подписные индексы: 50067, 34189, 84874 и 99168 (для предприятий и организаций) Подписка и распространение: тел. 84997880112 Экспортная подписка – по каталогам «МКПериодики» и «East View Publications» Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Свидетельство ПИ № ФС7735721 от 20.03.2009 г. Адрес редакции: Хохловский переулок, д. 10, стр. 6 Москва, 109028 тел. 84997880252 Автоинформатор и соединение с отделами: 84997880210 Электронный адрес: litgazeta@lgz.ru Факс: 84997880052 Перепечатка допускается по согласованию с редакцией, ссылка на «ЛГ» обязательна Ведущий редактор номера Игорь СЕРКОВ РИА «Новости» ИТАРТАСС, KREMLIN.RU
Стр.2
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 24 (6419) 19–25 июня 2013 г. МИР И МЫ 3 Идеи и руль истории трудник Института восточных рукописей РАН, доктор исторических наук, писатель Вячеслав РЫБАКОВ. – Недавно у вас вышла книга «Руль истории», в которой вы анализируете пути развития идеологии Китая с древ нейших времён до наших дней, рас сматривая их на фоне развития идео логий Запада... Естественно, идёт в книге речь и об их влиянии на Россию. Насколько связаны и взаимозависи мы идеологии, господствующие сей час в мире? – Мы живём внутри своей циви лизации, наивно полагая, что иного мира нет и быть не может, не может быть иных ценностей и иных моти ваций. Что есть Россия в XXI веке? Кто и что нас окружает? Какое влияние оказывает на нас окружение? Ку да мы идём? Над этими вопросами размышляет ведущий научный со того, чтобы обрести покой...» «Со вершенный муж осознаёт свой долг, тогда как мелкий человек понима ет только свою выгоду». Такого ро да максимы составляли, так сказать, конфуцианский моральный кодекс идеального управленца. Но они не остались голословными благопоже ланиями, поскольку конфуцианская теория нашла площадку для практи ческой тренировки, практического оттачивания всех этих, казалось бы, малореалистичных рекомендаций. Эта площадка – семья. Но когда смотришь на европейс кие, и наши в том числе, достижения с точки зрения иной культуры – они не кажутся столь бесспорными. Различные географические ланд шафты порождают принципиально различные цивилизации. Там, где нет насущной необходимости взаи модействовать с природой при по мощи организованного труда мно гих людей, общество развивается в сторону мелкого семейного хозяйс тва, затем – к индивидуальности, интенсивному товарноденежному обмену, выборности, полисной или какойлибо подобной демократии. Там, где такая необходимость есть, возникает мощный государственный сектор экономики, и следовательно – многочисленный и разветвлённый аппарат чиновников, управляемый из единого властного центра. Цивилизации «частных дел» очень рано начинают боготворить индиви дуальную самостоятельность, циви лизации «общих дел» – обществен ную пользу. ти, каждому вполне при жизни. И чем больших успехов на этом пути достигает государство, тем зарази тельнее становится подобный при мер для соседей. В семье бескорыстная взаимопо мощь и коллективизм воспитыва ются самым естественным образом. – Както всё слишком хорошо... – Есть одна закономерность, справедливая для любых обществ: этические максимы работают толь ко до тех пор, пока общество не до стигло пределов роста. Если оно «на подъёме», все положительные ка чества, которые вложены моралью и идеологией в человека, «работают» и имеют наглядный смысл, видимую результативность. Но когда по ка кимто объективным причинам хоть тресни, а дела всё хуже и хуже, лю бой, даже самый честный чиновник раньше или позже махнёт рукой на долг и начнёт заботиться лишь о себе или, в самом лучшем случае, о своей маленькой семье. Никакая идеология и никакая ре лигия не способны изменить челове ческую природу. Ставить судьбу бу важное – это движение поддаётся сознательному конструированию. Можно предложить концепцию светлого будущего, и тогда уже ради его построения начнут проявляться все лучшие человеческие качества. – Сработало? – Все европейские модели свет лого будущего естественным обра зом оказались пропитаны идеями, высказанными ещё на заре Ново го времени в утопиях. А утопии эти – классическое приглашение пере махнуть через пропасть в два прыж ка. Работать европейская утопия может только под началом новых управленцев, руководствующихся принципиально новыми системами мотиваций. Но самито эти управ ленцы могут быть воспитаны только в уже построенной и благополучно работающей утопии. В конфуцианстве идеальный уп равленец вырастал из обычного че ловека старого мира. И потому пос ле каждого упадка или даже распада У крупных геополитических иг роков, обречённых на масштабное вмешательство государства в эконо мику, при таком идейном раскладе управленческий аппарат становится неэффективным. Ему нужна какая то идейная компенсация служебного бескорыстия. Идеологии могут быть разными, но только они способны обеспечить приток в управленчес кий аппарат хоть минимально необ ходимого количества чиновников, которые будут работать не только для себя. Пусть даже в моменты переос мысления идеологии кажутся оправ данием тирании. – Напрашивается вопрос: перене сение бесплодного западного опыта и мёртвой либеральной идеологии на нашу почву – это заражение трупным ядом? – Ну, я бы воздержался от столь ярких, эмоциональных, но ничего не объясняющих метафор. Мы же не ру гаемся, а понять пытаемся, правда? В силу своей цивилизационной самостоятельности православная Россия для любого из соседних циви лизационных миров – и для европей ского, и для азиатского – никогда не была равноправным партнёром или конкурентом. В отличие, например, от постоянно враждовавших, но всё равно считавших друг друга равны ми Англии и Франции, Франции и Германии. Россия, территория вар варовсхизматиков, рассматрива лась Европой лишь как некий склад стройматериалов и запчастей. Ну и громадный загон, где коротают свой век рабы. А если эти рабы, когда к ним пришли чтото взять со склада, в ответ не благодарили, а сопротив лялись, тем паче – ещё и успешно отбивались с победой, это было для европейцев... Ну, как если бы мир вывернулся наизнанку. В Китае возникла одна из самых ранних и самых мощных цивилиза ций «общих дел», когда через руки бюрократов текут огромные средс тва и огромные ценности. Но работо способность экономика может со хранить лишь в том случае, если эти средства и ценности именно «текут», то есть перемещаются общественно полезным образом из одного места в другое, не застревая в руках пос редников – государственных служа щих. – Боюсь, это противоречит челове ческой природе... – В томто и дело. Чем более эф фективной оказывается удачно уп равляемая или хотя бы удачно регули руемая правительством экономика, чем больше растут национальное бла госостояние и суммарное богатство, тем больше оказывается соблазн, тя га простых, живых, полных амбиций работников аппарата к тому, чтобы начать рассматривать вверенные им по работе доли народного хозяйства как «свои»... Они начинают отщипы вать от них, сколько получится, а там и вовсе пытаются легально или неле гально «приватизировать». И чиновников можно понять: го реть на работе за постоянное жало ванье, не имея навара с результата... Трудное это дело. Поэтому именно в таких обществах мыслители очень рано начинают создавать учения, оп равдывающие бессребреничество. А правители и государственническая духовная элита раньше или позже хватаются за такие учения и внедря ют в общество культ бескорыстия и нестяжательства. Я это ясно понял именно на материале Китая. – Что лежит в основе организации социума «общих дел»? – Одной из ведущих идейных сил традиционного Китая исстари стало конфуцианство, в основе которого лежит идея бескорыстного государс твенного служения. «Совершенный муж ест не для то го, чтобы насытиться, и живёт не для КНИЖНЫЙ РЯД Пришли поанглийски Лабутина Т.Л. Англичане в допетровской России. – СПб.: Алетейя, 2013. – 272 с. – 1000 экз. Доктор исторических наук, ведущий специа лист Института всеобщей истории РАН Татьяна Лабутина уже не первую свою книгу посвящает ан глийской истории. На сей раз автором взят период XVI–XVII вв., то есть период становления связей между Англией и Россией. Первые русские послы князь ЗасекинЯрославский и дьяк Тимофеев при были в Англию в 1524 г. северным путём, обогнув Норвегию. Визит не имел последствий. Более ус пешной оказалась экспедиция Ричарда Ченслера, который после всех приключений в августе 1553 г. высадился в устье Северной Двины. Англичанин стория фразы «Англичанка гадит!» туман на, как и сам Альбион. В России XIX в. она была уже широко известна. С авторством, правда, проблемы. Одни находят подобное в сти хах Некрасова, прозе СалтыковаЩедрина, другие ближе – в агитках Демьяна Бедного. Так «гадила» или нет? И добрался до Москвы, был принят Иваном Гроз ным. Для развития торговли между странами бы ла учреждена знаменитая Московская компания. Англичанам было что предложить русским, сами же они интересовались мачтовым лесом, пенькой, дёгтем, смолой, то есть всем необходимым для флота. Вскоре в Московию потянулись английс кие умельцы – налаживать в городах ремесло, да и прилично заработать. Царь тогда искал надёжные пути на Запад, был озабочен упрочнением западных границ. Англия больше искала коммерческой выгоды – там смот рели на Русь как на новый рынок, а также искали возможности через Московское государство про двинуться дальше на Восток. В отношениях королевы и царя имеются любо пытные сюжеты, которые Татьяна Лабутина про ясняет, обращаясь к документам. В письме (1567 г.) к королеве Елизавете Иван Грозный предло жил установить тесные отношения: «…чтобы её величество было другом его друзей и врагом его врагов». Царь обещал королеве аналогичную под держку. Речь шла о возможности укрыться, если в государстве начнётся смута. На подобное «укры тие» могла рассчитывать и королева. Из дошед ших свидетельств видно, что Грозный помышлял об отплытии в Англию после набега крымского ха на Гирея в 1571 г., когда Москва выгорела дотла. Кстати, о «политическом убежище» в Англии хло потал позже Борис Годунов – «ласкатель англи чан». Вряд ли Ивану Грозному в Англии нашлось бы место. Николаю II уже в XX в., как известно, в убежище было отказано, ибо английским полити кам живой он, пусть и отрёкшийся от престола, был не нужен. Но желающих укрыться в Англии в нашей стране достаточно и поныне. Ещё один сюжет из взаимоотношений с Англией – попытки царя породниться с королевской семьёй. Утверждения о том, что царь хотел жениться на са мой королеве, Лабутина считает вымыслом. Но то, что Грозный добивался брака с племянницей коро левы Елизаветы Мэри Гастингс, – установленный факт. В 1582 г. особое посольство московского дво рянина Писемского вело переговоры на предмет за ключения этого брака. К тому времени Иван Грозный был женат в седьмой раз, о чём в Лондоне, конечно, знали. Писемский вернулся с портретом Мэри. Од нако в браке было отказано, так как «предложенная девица впала в расстройство здоровья». Московская знать была обеспокоена «английскими играми» ца ря. Опасались за православную веру. Неожиданная смерть Ивана Грозного поставила точку в этом сва товстве. Историки не исключают, что не обошлось без заговора, что было на руку англичанам. В царствование Бориса Годунова Англия стре милась расширить торговлю. Сам Годунов, покро вительствуя англичанам, занялся поисками жениха для своей дочери Ксении. В Англии таковых не ока залось, нашли датского принца – но тот неожидан но скончался уже в Москве, свадьба не состоялась. Вновь англичане могли быть довольны: Россия в Европу не прорвалась. Прокравшийся на престол Лжедмитрий I сразу же продлил привилегии для Московской компании. Англия, ставшая со временем главной колони альной державой в мире, не могла пройти мимо русских территорий. В период Смуты замыслы ко лонизировать Русский Север приобретали реаль ность. Советчиков, как завоевать Россию, у анг лийского короля Якова I хватало. Автор, ссылаясь на документы, приводит убедительные данные. В мае 1613 г. король направил делегацию на пе реговоры с русскими. Надеялись, что «ослаблен ные Смутой русские люди, желая добиться мира и спокойствия в стране, не окажут сопротивления интервентам». Кроме английского протектората предполагалось и обращение населения в протес тантскую веру. Однако план этот был похоронен. Англичанам пришлось поздравлять нового русс кого царя Михаила Романова. кие власти всех ограничений не сняли. Русские купцы постоянно жаловались властям на засилье иноземных торговцев. Интересен раздел о культурном влиянии англи чан. Несмотря на перепады в отношениях, россий скую знать манили британские блага и комфорт. Века минули, а тяга к заморской жизни у наших богатеев осталась. Борьба шла с переменным успе хом. Огромные куски земли оказы вались вместе со всем своим населе нием то окраинами Руси, Московии или России, то снова отходили к тому или иному центру европейской или азиатской силы. События в Турции – ещё один эпизод «глобального продвижения демократии» Сделать священными семейную ие рархию и подразумеваемые ею права и обязанности, а затем продлить се мейные связи вовне, распространить семейные отношения на все отно шения субординации внутри страны – эту грандиозную задачу волейне волей пришлось решать идеологам имперского Китая. Отсюда и пере дающаяся из поколения в поколе ние идея: быть порядочным челове ком нужно прежде всего потому, что иначе семье будет плохо. дущего в зависимость от успешной переделки человека – значит, само му лишать себя будущего. – А каковы идеологические основы развития Запада? – Такая постановка вопроса дейс твительно может работать? – Этой системе не грозит никакая секуляризация, она остаётся свята, потому что ни один из её элементов не вынесен в мир иной. Культ пред ков, из которого вырос культ семьи, может ослабеть и забыться, но сама семья пребудет вовеки. Отказавшимся от Христа христи анам для замещения загробного рая пришлось придумывать либо буду щий бесклассовый коммунизм, ли бо изобильную демократию окон чательно лишённых предрассудков «коммерческих животных», которая вотвот будет построена, только дай те сперва разбомбить поголовно всех, кому это не нравится. – Что такое Римская империя времени упадка? Никакого пред ставления о росте, кроме терри ториального, римская культура не выработала. И все знаменитые рим ские добродетели работали, только пока могла продолжаться военная и культурная экспансия. Военные си лы Рима и его окружение сравнялись – пришёл конец римским достоинс твам и добродетелям. Невероятный произвол императоров, фантасти ческих размеров коррупция, обал делый от бессмысленности народ, способный требовать только хлеба и зрелищ... Напрягатьсято всё рав но не для чего. Китай раз за разом отстраивал свою вполне достижимую утопию, кото рая умиротворяла страну и с поправ ками на представления эпохи давала народу то, что можно было считать пусть относительным, но благосо стоянием. А на Западе начиная от Средневековья и по XX век все по пытки реализовать какуюлибо из европейских моделей светлого буду щего, в том числе и на российской почве, всегда требовали переделки человека. И поэтому были сопря жены с чудовищным насилием. И давали результаты, прямо противо положные желаемым. Циклы русской истории – это не однократно повторявшаяся двухтак тная схема «насильственное раздира ние – насильственное собирание». На того правителя, который какой угодно ценой собирал народ в грани цах одной страны, всегда готовы бы ли на Руси молиться, и прощалось ему за этот великий подвиг многое. Но добиться такого результата можно было только предельной мобилиза цией всех ресурсов и сил до послед ней жилочки. А такая мобилизация не могла быть проведена иначе как через громадную, целиком ответс твенную за триумф или крах и по тому – безжалостную и надменную бюрократию. – Что же получается, народ своей волей сажал себе на шею гипертрофи рованное государство... Но когда функцию рая в системе общих ценностей выполняет бла гополучная семья, сытые бодрые старики и здоровые любящие рабо тящие дети, ничего не надо выду мывать, остаётся только строить и строить этот совершенно реальный коммунизм, доступный, в сущнос Тут подоспело христианство, по казавшее, что перспектива есть не только здесь, на земле, но и в мире ином. Не ради завоеваний, но ради рая надо быть честными, верными, храбрыми. Эта новая перспекти ва создала европейскую цивилиза цию. Но потом секуляризация, Про свещение и новый кризис смыслов – «галантный век» с его изящным себялюбием, повальной амораль ностью и хиханьками над всеми свя тынями. И тогда европейская цивилиза ция придумала концепцию истори ческого прогресса: история – дви жение от менее совершенного мира к более совершенному. И что самое Многократно обжёгшись на идео логиях и попытках реализации уто пий, европейская цивилизация те перь старательно, что называется, дует на воду. А именно: не должно быть вообще никаких общих смыс лов, от них только тоталитаризм и никакой пользы. А ещё плавное пе ретекание католического рациона лизма в протестантское «посюсто ронний достаток есть свидетельство Божьей любви» породило идею, что основным смыслом, главной целью всех усилий человека стал личный прижизненный успех. И потому современная западная цивилизация сейчас не предлага ет скольнибудь привлекательного образа общего будущего. Количест венное накопление благ, увеличение потребления, плюс стволовые клет ки и переименование папы и мамы в родителя А и родителя Б – вот и вся перспектива. – …которому выдавал, сам того не сознавая, картбланш на внешнее и внутреннее насилие. Во имя защиты страны и сохранения её единства го сударству можно всё. И отсюда вы росла традиция: любой ценой! Нуж на победа – мы за ценой не постоим! Макиавелли ведь тоже в своё время писал: «...Когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливос ти или несправедливости, милосер дия или жестокости... О совести мы не можем вспоминать, ведь кому, как нам, угрожают голод и заточение, тот не может и не должен бояться ада». Так что идея насчёт «любой ценой» – отнюдь не Сталиным придумана. Просто у итальянских герцогов, для которых Макиавелли творил, не по лучилось, а у России, Макиавелли не читавшей, раз за разом до последнего времени получалось. Но когда у нас возобладала идео логия личного успеха, это в первую очередь привело к тому, что высшая бюрократия избавилась от чувства долга перед страной и народом, стала рассматривать страну и народ лишь как средство опятьтаки любой це ной добиться личного успеха в более комфортном западном мире. И стра на была пущена на поток и разграб ление. Фетиш личного успеха теперь трансплантирован и всем нам. В традиционно государственную эко номику и традиционно общинное со знание. И как всегда после неудачной трансплантации, старые наши болез ни не отступают, а разгораются с но вой силой. Потому что все силы орга низма начинают уходить на борьбу с чужеродной тканью, а на борьбу с бо лезнью, изза которой и была пред принята трансплантация, сил уже не остаётся. Но из этого отнюдь не следует, что западный опыт бесплоден, а либе ральная идеология мертва. Опыт ещё как ценен для понимания происхо дящего. А идеология ещё как жива... – Но ведь сегодня на Западе не всё гладко и благополучно? – Как мне кажется, они уже сами не рады нынешнему положению дел, но у них нет понятийного аппарата, чтобы отрефлексировать сложившу юся ситуацию. И вот уже испанская инфанта за мешана в коррупционных делах, ми нистр нового французского прави тельства, автор налогов на роскошь, туда же… То и дело кончают с собой люди, которых выгоняют из их домов за неуплату... Нынешнее лицемерие Запада буквально ошеломляет. Все прекрасные идеи и слова, за кото рые на самом же Западе люди ког дато шли на баррикады, умирали в тюрьмах, ныне сделались просто ри туальным поквакиванием, которым приличествует сопровождать каждое хватательное движение. Либеральная цивилизация от жаж ды денег сошла с ума. В угоду нынеш ней идеологии людям навязываются уже такие свободы, от которых нор мальный человек шалеет и не знает, куда деваться. Западный мир, решив, что после распада СССР ему нет аль тернативы, разрушает сам себя, безо всяких русских танков. Честно говоря, даже обидно и горько. Мы же его так любили... – Американцы сегодня воспевают свои заслуги по глобальному продви жению демократии... – Эта выдумка может со стороны выглядеть сколь угодно нелепой, но лишь она в условиях колоссальных военных усилий и трат позволяет их чиновникам иметь хоть какойто смысл деятельности, помимо наби вания личных кошельков из казён ного бюджета. Отказывая всем ос тальным в праве иметь общие цели, потому что от них, мол, только реки крови, для себя они такую цель сфор мулировали и вдалбливают вовсю. И совершенно реальные реки крови им нипочём. Если они обратят на них внимание и начнут, подобно нам во времена Горбачёва и Ельцина, каять ся напропалую – их государственный аппарат пойдёт вразнос. Но в эту иг ру нельзя играть до бесконечности, слишком она кровава. А как только будет достигнут предел роста... Мало не покажется. – Как же преодолеть силу разруши тельных для нас идей? – Идею можно победить только другой идеей. Идею личного обо гащения нельзя победить законом, коррупцию можно победить только великой целью, по сравнению с кото рой померкнет цель личной наживы. Либо мы эту новую цель выстрадаем – либо исчезнем. Всё на свете, и в первую очередь – будущее, создаётся не теми, кто против, а теми, кто за... Хлеб растят те, кто ЗА урожай. Битву выигрыва ют те, кто ЗА победу. В космос летят те, кто ЗА полёт. Открытия делают те, кто ЗА знания. Великие книги пишут те, кто ЗА людей. Страну возрождают те, кто ЗА страну. Беседу вёл Владимир КРОТОВ Обширные сведения о России, русских, нравах и быте простых людей и знати оставил английс кий дипломат Флетчер (1591 г.). Правда, с особым упором на распутство, пьянство, лень, раболепс тво. Как будто в Англии или ещё где тогда подобно го не было. Но тот же Флетчер пишет, что русскому народу просто не дают развивать свои способнос ти, чтобы «держать их в том рабском состоянии, в каком они теперь находятся». Кстати, о пьянстве. У Флетчера: «Напиваться допьяна каждый день в неделю у них дело весьма обыкновенное». Но что же пили? Главный напиток – мёд, у людей поп роще – квас. Непросто напиться допьяна таким образом… Были случаи, когда Россия проявляла характер. Так, была осуждена английская революция. Анг лийским купцам пришлось туго, когда был казнён Карл I. Царским указом они высылались из Моск вы, разрешалось приезжать только в Архангельск. Позже это решение было отменено, но российс Увы, именно англичане, заключает автор, сформировали тот самый стереотип о России как «варварской стране», о русских – как «варварс ком народе», который во многом сохранился на протяжении последующих столетий. Согласимся с автором, что трезвый взгляд на отношения с Ан глией в прошлые века позволяет здраво оценивать и современную политику Запада в отношении на шей страны. Борис ПЕТЕЛИН ИТАРТАСС
Стр.3