www.lgz.ru
№ 14 (6410)
3–9 апреля 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Секретное
оружие
украинца
Впервые за всю постсо
ветскую историю перед
Украиной ребром постав
лен вопрос о выборе: либо
с Западом, либо с Россией.
О том, что выбор дол
жен быть однозначным,
заявили и европейские
лидеры. Так что «не делать
ничего», то есть не совер
шать выбора, не удастся.
СТР. 3
Рассказывать
истории, глядя
на огонь
Умберто Эко: «Я убеждён:
главным персонажем в
жизни для ребёнка дол
жен быть родитель,
который рассказывает ему
сказки. Остальное – вещи
вспомогательные».
СТР. 9
Иероглиф
Пушкина
Пока наши «прогрессисты»
продолжают обсуждать,
как нам относиться к
русской классике и как
заставить её читать
школьников, в Китае
просто издают собрания
сочинений Пушкина,
Тургенева, Толстого,
Достоевского, Шолохова.
Каждого – тиражом 10 000
экземпляров!
СТР. 5
Тайники русской
души и немцы
В преддверии
открывающейся в апреле
в залах Мраморного
дворца Русского музея
выставки «Тайники
русской души. Взгляд
из Германии» наш
обозреватель Алиса
Даншох в эссе «Ещё раз
про Любовь» размышляет
об этом прекрасном
чувстве, истории одной
немецкой семьи и,
конечно же, об искусстве.
СТР. 11
Преступник должен сидеть в
тюрьме – незыблемая, казалось
бы, истина. Но тем не менее время
от времени государство амнис
тирует заключённых, открывая
им тюремные ворота. В надежде,
что пережитое в неволе породи
ло в них тягу к законопослушной
ПО СЛЕДАМ
Что им в нас не нравится
З
Свершилось!
С 3 апреля 2013 года
заходите на новый
сайт «ЛГ» по старому
адресу www.lgz.ru
а 183 года существования «ЛГ» у неё было
немало литературных и политических
оппонентов. Но, пожалуй, никогда за почти
два столетия критика не велась на таком низком,
сером уровне, как сегодня. Вот и критик Анна Го
лубкова опубликовала на сайте http://www.colta.ru/
docs/17612 статью с заголовком, украсившим бы
газету «Безбожник» образца 30х годов прошлого
века. Специалист по В.В. Розанову, как следует из
её обстоятельных презентаций в Интернете, мм
(мль?) Голубкова едва ли могла не отрефлексиро
вать изобретённое в креативных муках название. По
первому прочтению кажется, что в статье использу
ется метод Герострата. Куда там! Автор то и дело
срывается на звукоподражание крыловской Мось
ке, одновременно деятельно участвуя в раскрутке
относительно нового ресурса. Ещё бы! Кому же не
захочется узнать, кто именно сегодня главный враг
прогресса и молодёжи с пудовой гирей на цепке?
Ни одного имени в тексте не приведено. Даже глав
ный редактор «Литературки», на которую «наставлен
сумрак ночи», ни разу не упоминается. Что кроется в
этом безликом «чёрном квадрате»? Не избегание ли
судебного иска путём изящного умолчания?
Поначалу в хронике автора на фейсбуке поя
вилось буквально несколько глумливых коммен
тариев. Наверное, поэтому Голубковой пришлось
пускаться в разъяснения: «Заметку эту породила
типа рецензия на «Всё о Лизе» Марии Галиной.
Хотелось, конечно, ответить на неё злобно и с вы
крутасами, но я не написала и половины статьи,
как стало… всю редакцию «Литгазеты» страшно
жалко». Фельетон о полной беспомощности вир
шей М. Галиной, выдаваемой за обалденное но
ваторство, действительно недавно прошёл в «ЛГ»
(№ 10–11). А вот без «выкрутасов» знатоку исто
рии Охотного Ряда обойтись явно не удалось.
Когда статья, посвящённая идеологической
ветхости и эстетической замшелости крупнейше
го и старейшего издания, была воспроизведена
более популярными пользователями, количест
во комментов в Сети зашкалило. По признанию
одного из наших оппонентов, хоть и по друго
му поводу, он «25 лет «Литературку» в руках не
держал». Это понятно. Ведь до сих пор подобные
«культурологи» пребывали в уверенности, что
их малогабаритной кухонькой и ограничивается
культурное пространство. Очень надеемся, что
такое колебание основ не слишком отразится на
подорванном разнообразными стимуляторами
здоровье нашего хилого «авангарда».
Нас приятно удивило, что лишь считаные еди
ницы в Сети поддержали пафос А. Голубковой.
Абсолютное большинство оказалось на стороне
«ЛГ». Вот лишь несколько примеров (блогеры,
как известно, в выражениях не стесняются, но
это их выражения).
Алексей Ивантер: «Я, конечно, понимаю, что
поэзии за пределами Зверевского центра нету…
но не грустно ли не иметь массового читателя?
Вот эти ноты озлобления, откровенно мерзостные
интонации, хорошо известный жанр доноса и де
тского поноса… неуклонное падение литературного
уровня поэтических публикаций, мельчание имён
андеграунда – всё говорит о вырождении тусовки».
Вениамин Ленский: «Разве «Литературная
газета» должна стать тем, чем, к примеру, явля
ется журнал «Воздух», – рупором русскоязычной
педерастии, западной дистрофии? Помоему,
газета не должна терять лица традиционного…
В сущности, эту обвинительную статью следует
воспринимать не иначе как вылазку из противо
положного лагеря, цель которой – просканиро
вать сильные и слабые области «Литгазеты», а
затем задуматься над возможной реализацией
стратегии нападения. Статья, видимо, заказная».
Несколько расхолодил участников диалога
комментарий такого авторитета, как Виктор То
поров: «Зря вы так. В смысле, оно того не стоит.
Кольта – стенгазета, и ничего более».
Топорова поддержал Александр Хабаров, на
жизни. Такой (небывалой по сво
им масштабам!) была амнистия
1953 года, в результате кото
рой на свободу вышли 1 миллион
183 тысячи человек.
Шестьдесят лет назад, 26 мар
та 1953 года (всего лишь через
два десятка дней после смерти
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ПРОЩЁНЫЙ МАРТ
60 лет назад по указу об амнистии на свободу вышли 1 миллион 183 тысячи человек
Сталина), тогдашний руководи
тель НКВД СССР Л.П. Берия под
готовил проект правительствен
ного указа. На следующий же
день Президиум Верховного Со
вета СССР единогласно утвердил
указ «Об амнистии».
И вскоре больше миллиона че
ловек, томившихся «за колючкой»,
вдохнули воздух свободы. Из них
– 98,4 процента мужчин и 1,6 про
цента женщин. Если учесть, что
всего заключённых было 2 мил
лиона 526 тысяч 402 человека, то
размах амнистии был беспреце
дентным. Освобождённые верну
лись в свои семьи, к своей работе.
Но, как свидетельствуют докумен
ты того времени, – не все.
Да, амнистия – это акт мило
сердия государства. Это, гово
ря языком юристов, реализация
принципов гуманизма и эконо
мии уголовной репрессии. Но, как
утверждают специалисты, около
пяти процентов амнистирован
ных вновь оказываются на скамье
подсудимых. Поэтому нынешнее
отношение общества к амнисти
ям, мягко говоря, насторожённое.
Бытует мнение: такой, открыва
ющий ворота тюрем, гуманизм
к преступникам за счёт их жертв
неуместен. Особенно в моменты,
когда страна находится в состоя
нии преступного бума.
Известно, одна из главных
проблем – трудовое и бытовое
устройство амнистированных,
пополняющих собой толпы без
домных, ночующих в подъездах
жилых домов, на привокзальных
площадях и в подземных пере
ходах... Склонных к преступному
рецидиву в силу обстоятельств...
И порой совершающих очеред
ное мелкое преступление только
для того, чтобы вернуться в душ
ное тепло тюремной камеры, на
казённое трёхразовое питание...
На наш взгляд, именно эти пер
воочередные вопросы нужно об
судить, прежде чем громогласно
призывать к немедленной гумани
зации уголовного законодатель
ства и к очередной массовой ам
нистии.
Окончание на 12й стр.
КНИГА НЕДЕЛИ
Василий Белов. Когда
воскреснет Россия? /
Сост. Т.И. Маршковой.
– М.: Алгоритм, 2013.
– (Серия: Политичес
кие тайны XXI века).
– 450 с. – 2000 экз.
Теперь уже вряд ли ктото осмелится спорить
с тем, что Белов – классик. Это признают даже
те, кому ненавистно его коренное почвенничес
тво. А в каждом собрании сочинений русского
классика есть хотя бы один том публицистики.
«Публицистике Василия Белова присуще уди
вительное свойство: с течением времени она не
теряет свою силу, а наоборот, становится ещё
более значимой для национального самосозна
ния», – пишет вологодский критик Виктор Ба
раков. Да, Василий Иванович всегда остро от
кликался на события, происходящие в стране,
осмысливал «зигзаги русской судьбы». Именно
в публицистическом жанре писатель имеет воз
можность говорить от первого лица. В нём, как
и в художественном творчестве, для русского
писателя главное – радение о гармоничной жиз
ни человека на родной земле. И Белов говорил
– хлёстко, бесстрашно. Собственно, с середины
80х годов, почувствовав первые признаки кру
шения страны, он и писал в основном публицис
тику. О судьбе русской деревни, о разделённости
русского народа, о потере национальной и духов
ной самобытности. Он всегда сомневался в своём
ремесле: «Вот я до сих пор публицистикой зани
маюсь. Напрямую свои мысли излагаю читате
лю. А надо ли это писателю, до сих пор не знаю».
Но при этом Белов никогда не терял веры в силу
народного духа, верил и в возрождение нашего
государства, в то, что народ наконец проснётся,
но не для смуты, а ради её преодоления: «Народ
ная жизнь обладает, повидимому, и свойством
регенерации, свойством восполнения, как вос
полняются или даже возрождаются почти что из
ничего некоторые растения и организмы...»
ЗНАЙ НАШИХ!
Своевременные
мысли
Александр Неверов держит ответное слово
Н
звав сайт «Боевым листком расформированной
интендантской роты».
Тема «власти», которую якобы «берёт» или за
которую успешно борется наше издание, и не
скрываемый страх перед этим обстоятельством
пронизывают статью на Кольте. Можно было бы
в принципе ограничиться констатацией дрейфа
автора от Розанова к Галиной, сделать короткие
выводы о путях постмодернизма и хотя бы из со
страдания промолчать (Голубкова же нашла в себе
силы нас «пожалеть»!) Но завела эту тему другой
критик, Е. Вежлян, публикацией в «Русском жур
нале» (http://www.russ.ru) «Серые атакуют, или
Рассуждение о состоянии литературной печати».
Надо ли добавлять, что «ЛГ» зачислена в разряд
«серых»? Если страх Голубковой хотя бы присыпан
порошком «большого стиля», то Вежлян, до потери
голоса пиарящая ту же Кольту, никак не камуф
лирует обуревающих её фобий: «…у них (у нас!
– «ЛГ») явно появилось системное место»; «…с
госфинансированием она (литературная пресса.
– «ЛГ») вполне может стать и мейнстримной…»).
Правда, у Е. Вежлян, как и у А. Голубковой с её ми
лостью к М. Галиной, есть сугубо личные причины
обратить взгляд василиска на нас, убогих и серых:
мы задали нахлобучку роману вежляновского мужа
В. Губайловского (№ 34, 2012). Это несколько сни
жает градус ажитации, но не устраняет её причину.
В общем, так! Не прибегая к хрену, мы целиком
публикуем кольтовскую статью. И сделали бы то
же самое, передай автор текст к нам в редакцию.
Продолжение темы на с. 4
Но журналисты – люди азартные. И главную
роль в нашем окончательном решении сыгра
ла не хлипкая во всех отношениях статья А. Го
лубковой, а провокативное, возможно, на такую
реакцию и рассчитанное высказывание постоян
ного ругателя «ЛГ» на просторах ФБ Александра
Самарцева: «Литературка» это хрен бы напечата
ла. Не для того власть бралась».
а территории многофункционального
пространства «Восемь колонн» на
Воздвиженке объявлены лауреаты
Горьковской премии. В начале мероприятия
выступила супруга президента РФ Людмила
Путина, которая сказала, что ей очень приятно
быть причастной к традиции вручения Горьковской
премии. Награду вручили в пяти номинациях.
Супруга президента РФ Людмила Путина –
на церемонии вручения премии
Юрий Петкевич удостоен награды в прозаической
номинации «Фома Гордеев» за книгу «С птицей на
голове». Лауреатом в поэтической номинации «Не
браните вы музу мою» стал Анатолий Богатых за
книгу «Под уездной звездой». Актёр, кинорежиссёр
и поэт Николай Бурляев стал лауреатом премии в
номинации «По Руси» за книгу мемуаров и бесед
«Жизнь в трёх томах». За просветительскую
научнолитературную деятельность, освоение
русской и мировой философской мысли в
номинации «Мои университеты» был награждён
Борис Тарасов. В категории «Несвоевременные
мысли» отметили многолетнего сотрудника «ЛГ»
критика Александра Неверова за книгу статей,
очерков и эссе «Штрихи к пейзажу». От души
поздравляем всех лауреатов, и особенно – нашего
дорогого друга и коллегу!
Николай ГЕТМАН
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ
Стр.1