И.Ф. Албегова, А.В. Попова
Содержание и методика
социально-медицинской работы
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Социальная работа
Ярославль 2008
1
УДК 364(075.8)
ББК Р35я73+У9(2)2723я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Н.А. Некрасова
А 45
Албегова, И.Ф. Содержание и методика социально-медицинской работы: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, А.В. Попова;
Яросл. гос. ун-т. <...> Рассматриваются особенности и специфика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а также представлены социальные технологии социально-медицинской
работы с различными категориями граждан. <...> Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся
по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы», блок
СД), очной формы обучения. <...> Место и роль дисциплины
«Содержание и методика социальномедицинской работы» в подготовке высшей
школой специалистов по социальной работе
В современной изменяющейся России социальная работа
стала одной из важнейших гуманитарных образовательных специальностей и профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. <...> Внутри профессии активно развиваются области знания, требующие специальной подготовки кадров, в частности занятых в сфере предоставления социальномедицинской помощи населению. <...> Дисциплина
«Содержание
и
методика
социальномедицинской работы» является неотъемлемой составляющей основной образовательной программы подготовки специалиста по
социальной работе, предусмотренной Государственным образовательным стандартом (2000). <...> Логика построения программы основана на необходимости
решения следующих основных задач в процессе изучения дисциплины:
– изучение теоретических основ социально-медицинской работы;
– овладение содержанием и методикой <...>
Содержание_и_методика_социально-медицинской_работы_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ф. Албегова, А.В. Попова
Содержание и методика
социально-медицинской работы
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Социальная работа
Ярославль 2008
1
Стр.1
УДК 364(075.8)
ББК Р35я73+У9(2)2723я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензенты:
Е.В. Дворникова, кандидат педагогических наук,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
СДЮШОР № 12 г. Ярославля;
кафедра истории, теории и социологии права Костромского
государственного университета им. Н.А. Некрасова
А 45
Албегова, И.Ф. Содержание и методика социально-медицинской
работы: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, А.В. Попова;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 112 с.
ISBN 978-5-8397-0619-4
В пособии изложены содержание социально-медицинской работы,
ее основные понятия и термины. Рассматриваются особенности
и специфика социально-медицинской работы в учреждениях
здравоохранения и социального обслуживания, а также представлены
социальные технологии социально-медицинской
работы с различными категориями граждан.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся
по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Содержание
и методика социально-медицинской работы», блок
СД), очной формы обучения.
УДК 364(075.8)
ББК Р35я73+У9(2)2723я73
ISBN 978-5-8397-0619-4
2
© Ярославский
государственный
университет, 2008
Стр.2
1. Место и роль дисциплины
«Содержание и методика социальномедицинской
работы» в подготовке высшей
школой специалистов по социальной работе
В современной изменяющейся России социальная работа
стала одной из важнейших гуманитарных образовательных специальностей
и профессий, необходимых для устойчивого социального
развития общества. Внутри профессии активно развиваются
области знания, требующие специальной подготовки кадров,
в частности занятых в сфере предоставления социальномедицинской
помощи населению.
Дисциплина «Содержание и методика
социальномедицинской
работы» является неотъемлемой составляющей основной
образовательной программы подготовки специалиста по
социальной работе, предусмотренной Государственным образовательным
стандартом (2000).
Целью изучения дисциплины является обучение будущего
специалиста содержанию и методике социально-медицинской работы
с различными группами населения.
Логика построения программы основана на необходимости
решения следующих основных задач в процессе изучения дисциплины:
–
изучение теоретических основ социально-медицинской работы;
–
овладение содержанием и методикой социальномедицинской
работы с различными группами населения;
В условиях усугубления социальных проблем современного
российского общества, снижения показателей здоровья населения
возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных
задач социального и медицинского характера на качественно
новом уровне в рамках социально-медицинской работы. Оказание
специальной помощи мультидисциплинарного характера,
специфика ее форм и методов позволяет рассматривать такой
вид деятельности как самостоятельное направление социальной
работы [54].
3
Стр.3
В законодательных и других нормативных актах Российской
Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы,
вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. В
их числе называют принципы приоритета содействия гражданам,
находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни;
профилактической направленности, содействия социальной реабилитации
и адаптации.
В настоящее время система отечественного здравоохранения
не в состоянии выполнить в полном объеме лечебные и социальные
функции, как это предусматривалось законодательством до
реформ 90-х годов прошлого столетия. Естественно возникла необходимость
решать вопросы охраны здоровья на основе социального
обеспечения, защиты и поддержки, что эффективно поможет
достигнуть главной цели – поддержания здоровья и качества
жизни людей на уровне социального благополучия.
Медицина помогает людям выполнять свою социальную
роль, тем самым способствуя снижению социального напряжения.
Социально-медицинскую работу определяют как новый вид
мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского,
психолого-педагогического и социально-правового характера,
направленной на восстановление, сохранение и укрепление
здоровья населения.
Такая деятельность принципиально изменяет комплексную
помощь в сфере охраны здоровья, так как предусматривает осуществление
системных социально-медицинских воздействий на
разных этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации,
ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и
летальному исходу. Таким образом, социально-медицинская работа
имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую
направленность.
Профессиональная и специальная подготовка специалиста по
социальной работе в ходе изучения дисциплины «Содержание и
методика социально-медицинской работы» призвана решать следующие
задачи:
– сформировать ориентировочную основу профессиональной
деятельности и умение выделять стратегические проблемы социализации
людей, находящихся в условиях ограничения жизне4
Стр.4
деятельности по параметрам общественного и индивидуального
здоровья;
– сформировать знания и умения социально-медицинской
деятельности в решении проблем людей с расстройствами здоровья
в бытовых условиях, в медицинских, социальных, образовательных,
пенитенциарных и иных учреждениях;
– сформировать ориентировочную основу социально-правового
регулирования и защиты прав граждан в сфере охраны здоровья;
–
сформировать знания и умения по организации массовой,
групповой и индивидуальной деятельности людей с нарушениями
здоровья, обеспечивающие развитие и удовлетворение личностных
и гражданских потребностей клиента;
– сформировать знания и умения по организации профилактической
и реабилитационной деятельности в государственных
учреждениях и общественных организациях для людей с ограниченными
возможностями здоровья;
– сформировать знания и умения специалиста, направленные
на решение задач по предупреждению заболеваемости и травматизма,
преждевременной смертности.
К компетенции социально-медицинского работника относится
профилактическая деятельность среди населения по предупреждению
социально значимых заболеваний и предоставление
профессиональной помощи людям, функции которых в обществе
временно или стабильно нарушены по причине болезни или несчастного
случая.
В ходе изучения дисциплины будущий специалист должен
узнать [54]:
– современную концепцию отечественной социальномедицинской
работы;
– базовую модель социально-медицинской работы;
– организацию социально-медицинской работы;
– функции специалиста по социальной работе, участвующего
в оказании медико-социальной помощи населению;
– правовую нормативную базу социально-медицинской работы;
–
зарубежный опыт социально-медицинской работы.
5
Стр.5
Оглавление
1. Место и роль дисциплины «Содержание и методика социальномедицинской
работы» в подготовке высшей школой
специалистов по социальной работе ............................................... 3
2. Правовые основы организации социально-медицинской работы .... 15
3. Теоретико-методологическая основа изучения социальномедицинской
работы ......................................................................... 24
3.1. Исследовательские традиции в науке о здоровье и болезни ................ 24
3.2. Концепция «отношений» как теоретико-методологическая основа
профилактической социально-медицинской работы ...................... 29
3.3. Концепция качества жизни как теоретико-методологическая основа
реабилитационной социально-медицинской работы ..................... 34
4. Содержание профилактики и реабилитации в социальномедицинской
работе .......................................................................... 39
4.1. Понятие профилактики в социально-медицинской работе ................. 39
4.2. Понятие реабилитации в социально-медицинской работе .................. 42
4.3. Реабилитационные ресурсы личности и их использование в социальномедицинской
работе ........................................................................... 48
5. Социально-медицинская работа в наркологии .................................... 57
5.1. Основы социально-медицинской работы в наркологии ........................ 57
5.2. Содержание и методика первичной профилактики наркотизма........ 65
5.3. Содержание и методика вторичной профилактики наркомании ........ 71
5.4. Реабилитационная работа с лицами, страдающими наркотической
зависимостью ...................................................................................... 80
6. Социально-медицинская работа в сфере планирования семьи ........ 87
6.1. Основные направления деятельности службы планирования семьи ... 87
6.2. Негативные социально-медицинские последствия искусственного
прерывания беременности ................................................................. 92
Список источников и литературы ............................................................. 104
111
Стр.111