Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Содержание и методика социально-медицинской работы (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАлбегова И. Ф.
АвторыПопова А. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц112
ID207106
АннотацияВ пособии изложены содержание социально-медицинской работы, ее основные понятия и термины. Рассматриваются особенности и специфика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а также представлены социальные технологии социально-медицинской работы с различными категориями граждан.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы», блок СД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0619-4
УДК364(075.8)
ББКР35я73+У9(2)272.3я73
Албегова, И. Ф. Содержание и методика социально-медицинской работы : учеб. пособие / А. В. Попова; Яросл. гос. ун-т; И. Ф. Албегова .— Ярославль : ЯрГУ, 2008 .— 112 с. — ISBN 978-5-8397-0619-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/207106 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.Ф. Албегова, А.В. Попова Содержание и методика социально-медицинской работы Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа Ярославль 2008 1 УДК 364(075.8) ББК Р35я73+У9(2)2723я73 А 45 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Н.А. Некрасова А 45 Албегова, И.Ф. Содержание и методика социально-медицинской работы: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, А.В. Попова; Яросл. гос. ун-т. <...> Рассматриваются особенности и специфика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а также представлены социальные технологии социально-медицинской работы с различными категориями граждан. <...> Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы», блок СД), очной формы обучения. <...> Место и роль дисциплины «Содержание и методика социальномедицинской работы» в подготовке высшей школой специалистов по социальной работе В современной изменяющейся России социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных образовательных специальностей и профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. <...> Внутри профессии активно развиваются области знания, требующие специальной подготовки кадров, в частности занятых в сфере предоставления социальномедицинской помощи населению. <...> Дисциплина «Содержание и методика социальномедицинской работы» является неотъемлемой составляющей основной образовательной программы подготовки специалиста по социальной работе, предусмотренной Государственным образовательным стандартом (2000). <...> Логика построения программы основана на необходимости решения следующих основных задач в процессе изучения дисциплины: – изучение теоретических основ социально-медицинской работы; – овладение содержанием и методикой <...>
Содержание_и_методика_социально-медицинской_работы_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова И.Ф. Албегова, А.В. Попова Содержание и методика социально-медицинской работы Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа Ярославль 2008 1
Стр.1
УДК 364(075.8) ББК Р35я73+У9(2)2723я73 А 45 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2008 года Рецензенты: Е.В. Дворникова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СДЮШОР № 12 г. Ярославля; кафедра истории, теории и социологии права Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова А 45 Албегова, И.Ф. Содержание и методика социально-медицинской работы: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, А.В. Попова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 112 с. ISBN 978-5-8397-0619-4 В пособии изложены содержание социально-медицинской работы, ее основные понятия и термины. Рассматриваются особенности и специфика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а также представлены социальные технологии социально-медицинской работы с различными категориями граждан. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы», блок СД), очной формы обучения. УДК 364(075.8) ББК Р35я73+У9(2)2723я73 ISBN 978-5-8397-0619-4 2 © Ярославский государственный университет, 2008
Стр.2
1. Место и роль дисциплины «Содержание и методика социальномедицинской работы» в подготовке высшей школой специалистов по социальной работе В современной изменяющейся России социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных образовательных специальностей и профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Внутри профессии активно развиваются области знания, требующие специальной подготовки кадров, в частности занятых в сфере предоставления социальномедицинской помощи населению. Дисциплина «Содержание и методика социальномедицинской работы» является неотъемлемой составляющей основной образовательной программы подготовки специалиста по социальной работе, предусмотренной Государственным образовательным стандартом (2000). Целью изучения дисциплины является обучение будущего специалиста содержанию и методике социально-медицинской работы с различными группами населения. Логика построения программы основана на необходимости решения следующих основных задач в процессе изучения дисциплины: – изучение теоретических основ социально-медицинской работы; – овладение содержанием и методикой социальномедицинской работы с различными группами населения; В условиях усугубления социальных проблем современного российского общества, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач социального и медицинского характера на качественно новом уровне в рамках социально-медицинской работы. Оказание специальной помощи мультидисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяет рассматривать такой вид деятельности как самостоятельное направление социальной работы [54]. 3
Стр.3
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. В их числе называют принципы приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности, содействия социальной реабилитации и адаптации. В настоящее время система отечественного здравоохранения не в состоянии выполнить в полном объеме лечебные и социальные функции, как это предусматривалось законодательством до реформ 90-х годов прошлого столетия. Естественно возникла необходимость решать вопросы охраны здоровья на основе социального обеспечения, защиты и поддержки, что эффективно поможет достигнуть главной цели – поддержания здоровья и качества жизни людей на уровне социального благополучия. Медицина помогает людям выполнять свою социальную роль, тем самым способствуя снижению социального напряжения. Социально-медицинскую работу определяют как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения. Такая деятельность принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предусматривает осуществление системных социально-медицинских воздействий на разных этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, социально-медицинская работа имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность. Профессиональная и специальная подготовка специалиста по социальной работе в ходе изучения дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы» призвана решать следующие задачи: – сформировать ориентировочную основу профессиональной деятельности и умение выделять стратегические проблемы социализации людей, находящихся в условиях ограничения жизне4
Стр.4
деятельности по параметрам общественного и индивидуального здоровья; – сформировать знания и умения социально-медицинской деятельности в решении проблем людей с расстройствами здоровья в бытовых условиях, в медицинских, социальных, образовательных, пенитенциарных и иных учреждениях; – сформировать ориентировочную основу социально-правового регулирования и защиты прав граждан в сфере охраны здоровья; – сформировать знания и умения по организации массовой, групповой и индивидуальной деятельности людей с нарушениями здоровья, обеспечивающие развитие и удовлетворение личностных и гражданских потребностей клиента; – сформировать знания и умения по организации профилактической и реабилитационной деятельности в государственных учреждениях и общественных организациях для людей с ограниченными возможностями здоровья; – сформировать знания и умения специалиста, направленные на решение задач по предупреждению заболеваемости и травматизма, преждевременной смертности. К компетенции социально-медицинского работника относится профилактическая деятельность среди населения по предупреждению социально значимых заболеваний и предоставление профессиональной помощи людям, функции которых в обществе временно или стабильно нарушены по причине болезни или несчастного случая. В ходе изучения дисциплины будущий специалист должен узнать [54]: – современную концепцию отечественной социальномедицинской работы; – базовую модель социально-медицинской работы; – организацию социально-медицинской работы; – функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению; – правовую нормативную базу социально-медицинской работы; – зарубежный опыт социально-медицинской работы. 5
Стр.5
Оглавление 1. Место и роль дисциплины «Содержание и методика социальномедицинской работы» в подготовке высшей школой специалистов по социальной работе ............................................... 3 2. Правовые основы организации социально-медицинской работы .... 15 3. Теоретико-методологическая основа изучения социальномедицинской работы ......................................................................... 24 3.1. Исследовательские традиции в науке о здоровье и болезни ................ 24 3.2. Концепция «отношений» как теоретико-методологическая основа профилактической социально-медицинской работы ...................... 29 3.3. Концепция качества жизни как теоретико-методологическая основа реабилитационной социально-медицинской работы ..................... 34 4. Содержание профилактики и реабилитации в социальномедицинской работе .......................................................................... 39 4.1. Понятие профилактики в социально-медицинской работе ................. 39 4.2. Понятие реабилитации в социально-медицинской работе .................. 42 4.3. Реабилитационные ресурсы личности и их использование в социальномедицинской работе ........................................................................... 48 5. Социально-медицинская работа в наркологии .................................... 57 5.1. Основы социально-медицинской работы в наркологии ........................ 57 5.2. Содержание и методика первичной профилактики наркотизма........ 65 5.3. Содержание и методика вторичной профилактики наркомании ........ 71 5.4. Реабилитационная работа с лицами, страдающими наркотической зависимостью ...................................................................................... 80 6. Социально-медицинская работа в сфере планирования семьи ........ 87 6.1. Основные направления деятельности службы планирования семьи ... 87 6.2. Негативные социально-медицинские последствия искусственного прерывания беременности ................................................................. 92 Список источников и литературы ............................................................. 104 111
Стр.111

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.