# ЯИ^Н! ^И Н ННК& ИНН Не в силе Бог, а в правде!
щ Щ Щ Щ
Н Н
ННК
IIULL D
БЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
г
°д издания 63-й
Александру
Исаевичу
Солженицыну
исполнилось
60 лет
тицын: сборник «Яз-под глыб» •
амма праттеетюй
революции
*r l
/
,
1 №8
2
Стр.1
ПЕРВЫЙ НОМЕР •БЩЕСТВЕННП-ППЛИТИЧЕПКПГО ЖУРНАЛА
ПОСЕВ
ВЫШЕЛ 11 НОЯБРЯ 1945 ГОДА В БЕЖЕНСКОМ ЛАГЕРЕ МЕНКЕГПФ В ГЕРМАНИИ.
С 1992 ГОДА ИЗДАЁТСЯ в России.
ПОДПИСК А
В РОССИ И
Па КАТАЛОГУ «РОСПЕЧАТИ» подписной ИНДЕКС «ПОСЕВА»: 733DS
ЖЕЛАЮЩИХ ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ НА 2ПП8 год ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ:
просим присылать денежным переводом 250 руб.
(за 6 выпусков в полугодие)
или 500 руб. (за 12 выусков в год)
на адрес: 127051, Москва, ул. Петровка, 26/2-96,
Кузнецовой О.А. (для «Посева»').
В переводе не забудьте указать фамилию и адрес,
включая индекс почтового отделения.
Подписку можно также оформить лично,
придя в редакцию.
Подписка принимается на 2008 год.
Наши телефоны в Москве (495)
625-92-48,
625-81-38
или оформить подписку через Сбербанк РФ
по образцу:
наименование получателя платежа: Некоммерческое
партнёрство «Содружество «Посев»
ИНН получателя платежа: 7707278451 КПП 770701001
номер счета получателя платежа: 40703810938320100415
Банк и банковские реквизиты: Сбербанк России ОАО
г. Москва Марьинорощинское ОСБ 7981
к. сч. 30101810400000000225 БИК: 044525225
ОКАТО 1145286585
наим. платежа: Посев - I п/г 2008 г. сумма: 250 руб.
или 500 руб. на год. Не забудьте указать ФАМИЛИЮ,
ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС и АДРЕС на обратной
стороне квитанции
ПОДПИСК А И З ДАЛЬНЕГ О ЗАРУБЕЖЬ Я
ЗАКАЗ:
a) Possev-Verlag GmbH Flurscheideweg 15 D 65936 Frankfurt; b) e-mail: possev-ffm@t-online.de
c) phone: 0049 69 - 341265; d) fax: 0049 69 - 343841
1.
внннннппнпнннв п СООБЩИТЕ:
Имя, фамилию, точный адрес. Название, номер и дату истечения срока Вашей кредитной карточки.
Хотите ли Вы получать «Посев» авиа- или простой почтой.
ОТПРАВЬТЕ ЗАПИСКИ ПО АДРЕСУ: P05SEV GMBH. D-ВБЭЗБ FRANKFURT А. М, FLUHSCHEIDEUIEG I S
Вы также можете сообщить эти данные в Германии по телефону: 49 69- 341265.
Мы снимем причитающуюся нам сумму без дополнительных расходов для Вас.
Мы принимаем American Express, Visa, Euro/Mastercard, Diners Club.
ПРИ ОПЛАТЕ ЧЕКОМ ИЛИ БАНКОВСКИМ ПЕРЕВОДОМ В Ы ОПЛАЧИВАЕТЕ СБОР ЗА ПЕРЕВОД.
Для этого к сумме счёта надо добавить 20 евро.
Наш адрес для почтового перевода:
Postbank Frankfurt: Konto Nr. 33461-608 BLZ 500 100 60
IBAN DE53 5001 0060 0033 4616 08 BIC PBNKDEFF
Личные чеки выписывать на POSSEV GmbH.
В ЛЮБОМ СЛЫЧДЕ ВАША ПОДПИСНАЯ ПЛАТА ЗА ГОД (БЕЗ БАНКОВСКОГО СБОРА):
55 евро наземной почтой или 60 евро авиапочтой для европейских стран (65 и 72 для других стран мира) будет автоматически
сниматься со счета Вашей кредитной карточки, пока не истечёт её срок или Вы не откажетесь от подписки.
Стр.2
Не в силе Бог, а в правде!
Журнал «Посев». Некоммерческое Партнёрство
«Издательское, исследовательское
и просветительское содружество "Посев"».
127051, Москва, ул. Петровка, 26, стр. 2,
оф. 96, тел./факс: (495) 625-92-48
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Главный редактор
Ю.С. Цурганов
Редакционная коллегия:
Г.М. Амнуэль, IO.K. Амосов,
Т.П. Артёмова, БД. Бедросьян,
СВ. Волков, А.Б. Горячий,
В.Э. Долинин, ЕМ. Древинский,
Г.В. Кокунько, О.А. Кузнецова,
СМ. Маркедоиов, Б.С. Пушкарёв,
А Р. Редлих, Ю.А. Рыбаков,
ВА. Сендеров, В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Словинский, В.Ж. Цветков,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шведов.
127051, Москва, ул. Петровка, 26, ар. 2,
оф. 96
Ю.С. Цурганову
Телефон/факс в Москве:
(495)625-92-48
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@online.ru
http://www.posev.ru
Адрес филиала редакции за рубежом:
Possev, Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-7355; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Журнал зарегистрирован в Министерстве
печати и информации Российской Федерации
29.11.2002 г.
Свидетельство о регистрации
ПИ №77-14072
© Некоммерческое Партнёрство «Издательское,
исследовательское и просветительское
содружество "Посев"».
ISSN 0234-8284
Корректоры
КВ. Турчанинова, Т.Н. Палыунова
Вёрстка
М.Ю. Родионов
Мнения авторов не всегда совпадают
с точкой зрения редакции. Ответственность
за точность приводимых сведений
несут авторы. Редакция в переписку с неопубликованными
авторами не вступает.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
При перепечатке любых материалов
ссылка на источник обязательна.
№ 8 (1571) август 2008 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИ Й ЖУРНА Л
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ
На смерть одного з/к
Памяти коллеги
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Дмитрий Ягодинцев. За и против
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
СОБЫТИЯ, КОММЕНТАРИИ,
ИНТЕРВЬЮ
Анатолий Михайлов.
После переезда ЕГУ в Литву мне
не пришлось бывать в Беларуси
По стране
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Григорий Амнуэль. «1991, август»
ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Сергей Пушкарёв. Россия и Европа в их историческом
прошлом
Николай Полторацкий. Сборник «Из глубины»
и его значение
22
28
Доктор Роберт-Артур Юльевич Берзин ... . 34
МОСТЫ В ПРОШЛОЕ
Сергей Порохин. Белый генерал
барон Врангель
ДОКУМЕНТЫ ВРЕМЕНИ
Заявление ТАСС. О вводе войск стран Варшавского
договора в Чехословакию 21 августа
1968 года
СВИДЕТЕЛЬСТВА
Александр Лебединцев.
Вторжение войск в Чехословакию
в 1968 году
36
5
Валерий Сендеров. Карабах как лакмус .. . 10
2
3
4
12
16
19
39
40
Павел Литвинов. Я не знаю ни одного
диссидента, кто бы на этом заработал .. . 44
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛТКАЦИЙ
Борис Волох. Солидаризм: «ребята, давайте
жить дружно!»
46
Стр.3
48 М Д
08/2008
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛТКАЦИЙ
тью? Ещё бы им не бояться, если в той культуре
власть со всеми своими государственными потрохами
низведена с пьедестала почёта «владычицы морской»
и отправлена служить «на посылках» у рядового
обывателя. А вероятность такого сценария была.
Логика августа 1991 года подсказывает: при должном
просветительстве масс их антикоммунизм, точнее антиКПССизм,
вполне мог устремиться в русло христианского
либерализма. Но политики и партии, казалось
бы, ответственные за продуцирование новых
смыслов и ценностей, сосредоточились на получении
власти формальной, катастрофически теряя власть
неформальную - над умами и душами людей. Впрочем,
они, ментально заматеревшие в советской системе,
и не могли впустить в сознание масс откровенный
либерализм. Что объясняет выполненную ими превентивную
деидеологизацию едва начавшего пробуждаться
общества. И что, отнюдь, не отменяет реализма
жизни: противостояние правой и левой доктрин,
как борьба свободы с рабством, было, есть и ещё
долго будет оставаться центральным стержнем духовно-нравственной
жизни России.
Теперь остаётся выяснить, какое место в идеологической
нейтрализации общества пытаются занять
российские посттоталитарные солидаристы. Если исторические
солидаристы, ревизуя буйный марксизм,
обосновали теоретически и осуществили практически
переход от дикого капитализма к обществу социальной
гармонии и партнёрства, то интересно бы
знать - кого и с кем собираются гармонизировать наши
солидаристы? Нищих рабов с рабами богатыми,
готовыми по первому сигналу власти сдать ей свои
богатства? В ком видят угнетателей и угнетённых?
Как они будут стирать классовые противоречия между
наёмным трудом и капиталом, если оные всерьёз
не идентифицируют себя и свою классовую принадлежность
и отличаются от XIX-го века так, что даже
запахом разнятся. От классического капитала пахло
кровью и потом угнетённых, а от нашего невыносимо
разит закромами родины, золотом партии и общаком
- воровским, гэбэшным, корпоративным.
Крушение СССР, означавшее прежде всего несостоятельность
коммунистической (левой) доктрины,
поставило наших российских солидаристов в
щекотливое положение - какому учению сие великое
событие поставить в заслугу? Ну, не солидаризму
же! А если, всё-таки, либерализму, то вам, господа
солидаристы, надо бы шляпу перед ним снять, а
не чураться его и не предлагать свою альтернативу.
Вы не можете не знать, что в странах «победившего
солидаризма» существуют колебательные
циклы социал-демократии и неолиберализма с их
неизбежными противоречиями и необходимостью
сглаживания. Там актуальность солидаризма очевидна.
Но Россия находится в принципиально ином
масштабе социально-политических процессов. Её
исторический «маятник» завис между индивидуалистической
буржуазной демократией и стадным
коллективизмом, между «моё» и «наше», между
«доктриной Синатры» и «доктриной Пахмутовой».
Ваши усилия сместить плоскость движения исторического
маятника, предложив России «средний
путь» в качестве национальной идеи, смешны. По
сути, ваш солидаризм есть ни что иное, как ревизия
либерализма: признание либерализма экономического
(свободный рынок), горячая поддержка политического
либерализма (политические права и свободы
гражданина) и глухая обструкция либерализму
идеологическому (святость индивидуалитета).
Проецируя солидаризм на свою заводскую рабочую
«шкуру», пытаюсь всеми силами представить,
как бы солидаризоваться с тем, к кому и так не имеешь
принципиальных претензий - со своим работодателем.
Хотя и зарплата «серая», и соцпакет вшивенький,
и врождённой классовой спеси полно - «его величество
рабочий класс» - а вот, хоть убей, не могу
воспылать классовой ненавистью к своему хозяину.
Потому, что знаю про его «откаты» и «заносы» в кабинеты
тех, кто «не сеет и не пашет», знаю про наезды и
крышевания, знаю, что трясётся он за своё дело, как
осиновый лист на ветру и кровь с него пьёт власть так,
что не позавидуешь. Сидим мы с ним по одну сторону
баррикад, но в разных окопах. И пусть его окоп неизмеримо
комфортабельнее моего, но я-то знаю, что он
трижды раб против меня, своего наёмного работника.
Так что здесь, господа солидаристы, вы своего хлеба
не найдёте - не будет здесь классовых битв и крови.
Что же остаётся вам на практике - солидаризовать
меня с властью, как на то намекает автор «Посева»
Д. Алексеев в самом конце своей статьи? А
вот здесь, господа-товарищи, шалите! Пусть, для
начала, эта власть слезет с шеи народа и отправится,
куда велит ей либерализм - в «дворницкую»
при обществе, - затем сроет мавзолей ирода, а заодно
погост бесовский и разобьет там клумбу, а лучше
туалет общественный поставит - платный, - а потом
поговорим о солидаризме и прочих «измах». А
пока я говорю своим друзьям по демократической
«улице»: «осторожно: солидаризм!»
P.S.: А впрочем, чего это я разволновался - статья
Д. Алексеева адресована явно не демократическому
плебсу. То месседж наверх. И появление её
сразу после президентских выборов, отнюдь, не
случайно. Всем своим добротным материалом статья
апеллирует к мозгам правящего слоя: смотрите,
чего можно добиться, следуя «средним путём». Автор
деликатно щадит остов прежней идеологии -
«партия наш - рулевой!» в головах «верхов» (и в
своей тоже), не возмущая их умы (и свой тоже),
грубым либерализмом - «власть - на конюшню!».
Поэтому, дорогая редакция «Посева», извини,
что я невоспитанно влез в чужой разговор. С суконным
рылом чужой идеологии не лезут в калашные
ряды российской политики - пора бы мне усвоить.
Редакция и редакционная коллегия журнала "Посев " поздравляют Валентина Владимировича
Данилова с 60-летием (25 августа), которое он к сожалению встречает в колонии строгого режима
поселка Громадск Уярского района Красноярского края.
Стр.50
КНИГИ И1ДДТЕЛЬСТВД «ПОСЕВ» И ДРУГИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ,
КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ В НАШЕЙ РЕДАКЦИИ
Печуркин Н.С. СОЛИДАРНЫЙ ПУТЬ ВЫЖИВАНИЙ В XXI ВЕКЕ.
етад
М.: "Посев", 2008. - 160 с.
Автор полагает, что нас спасёт только солидарный путь отношений в многоуровневой
системе: Личность, Государство, Человечество, Биосфера. В книге показаны
био-психо-социальные основы человеческой солидарности, рассмотрены экономические
и политические основы солидаризма как общественной доктрины, которая
должна принять надгосударственный и общечеловеческий масштаб.
Цена-260
р*
... .
В.Г.
Чичерюкин-Мейнгардт
ПОСЛЕ ВТОРОЙ •
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ВОИНСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
РУССКОГО
ЗАРУБЕЖЬЯ
Чичерюкин-Мейнгардт
В.Г ВОИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОГО
ЗАРУБЕЖЬЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
М., 2008. - 166 с, ил.
Настоящая книга посвящена эволюции военной эмиграции в Западной Европе
и на Американском континенте после окончания Второй мировой войны
и до наших дней. Русский общевоинский союз, Корпус императорских армии
и флота и другие оцениваются не только как боевые единицы, но и как мемориально-просветительские
организации, стремившиеся сохранить для будущих
поколений историю, культурные и военные традиции Русской армии и
Белого движения.
Цена-420
р*
Гинс. Г.К. СИБИРЬ, СОЮЗНИКИ И КОЛЧАК. ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ РУССКОЙ
ИСТОРИИ. 1B1S-1B2D
М.: Айрис-пресс, 2008. — 672 с. + 24 с.
Воспоминания члена Омского Правительства, профессора Г. К. Гинса (1887-1971)
были написаны в 1920 г. по горячим следам событий Гражданской войны в Сибири.
Автор подробно анализирует расстановку политических сил и деятельность правительственных
структур, осуществлявших государственное управление на территории
Белой Сибири и Дальнего Востока в 1918-1920 гг. Центральное место в книге занимает
фигура Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака, пытавшегося
спасти российскую государственность в условиях Гражданской войны, экономической
разрухи и дезориентирующей деятельности военных миссий союзников, преследовавших
собственные цели. Капитальный труд Г. К. Гинса, снабженный многочисленными
фотографиями, до сих пор остается ценнейшим источником информации
по истории Гражданской войны.
Цена-550
В зависимости от стоимости пересылки цены на эти книги могут изменяться.
Заказы направлять по адресу: 127051 Москва, ул. Петровка 26/2-96, Кузнецовой О.А.
Тел./факс (495) 625-92-48, E-mail: posevru@online.ru
р*
Стр.51
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИ Й ЖУРНА Л
ПОСЕВ
ОСНОВАН В 1945 ГОДУ В ЭМИГРАЦИИ,
С 1992 ГОДА ИЗДАЁТСЯ В РОССИИ
В Москве журнал «Посев» можно купить:
В книжном магазине «Книжница» - Н. Радищевская,2;
В книжном магазине «Старый Свет» - Тверской бульвар, 25;
В книжном магазине «Гелея» - Нахимовский проспект 51/21;
В книжном магазине издательства «РОССПЭН» - Б. Дмитровка, 15;
В книжном магазине «Фаланстер» - М. Гнездниковский 12/27;
В Галерее книги «Нина» - Бахрушина, 28;
В киоске «Новой газеты» - Страстной бульвар, 4.
SSN 0234-8284
9 770234"828008
Стр.52